Два шедевра Караваджо. Ужин в Эммаусе

 
 КАРАВАДЖО.Караваджо.Ужин в Эммаусе.(Cena in Emmaus) . 1599—1600г Холст, масло. 141 ; 196,2 см Национальная картинная галерея, Лондон.

 Караваджо написал две картины на один и тот же сюжет.Разница составляет 5 лет.У нас есть возможность сравнить эти два шедевра,мы можем увидеть как менялось мастерство Караваджо.

       Картина была написана для римского аристократа и банкира Чириако Маттеи. За работу Караваджо получил 7 января 1602 года 150 крон. Позднее картина была приобретена кардиналом Сципионом Боргезе. В настоящее время на правах аренды она экспонируется в Институте искусств Чикаго, постоянное местонахождение — Национальная галерея в Лондоне.

      Вскоре после того, как Христос был распят и воскрес, Клеопа и другой его безымянный ученик отправились в Эм­маус - селение неподалеку от Иерусалима. По дороге их повстречал Иисус, Он присоединился к ним, но путники Его не узнали. Затем он остался с ними в доме, так как было уже поздно, и отведав с ними еды, ученики узнали Иисуса, но он стал невидимым для них.

       Это полотно отличается драматичностью освещения, театральностью жестов и высочайшим реализмом в передаче деталей. Караваджо на картине показывает момент благословения Иисусом хлеба и раскрытия его личности этим двум ученикам.
На первый взгляд, если не знать содержания, перед нами обычная жанровая сцена в таверне, где трое мужчин обедают вместе, они рады встрече и о чем-то оживленно беседуют.

      Свет на картине падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты. Детали, изображенные в реалистической манере, являются вместе с тем очевидными символами.
         Хлеб и вино здесь символизируют Причастие; жареная птица и переспелые фрукты - смерть; гранат - Воскресение (гранат обычно связывается с мифологической Персефоной, полгода проводившей в Царстве мертвых, но воскресавшей с наступлением весны).

          На картине Христос изображен безбородым юношей, как у Леонардо, что не соответствовало иконографической традиции, с полноватым, даже мясистым лицом, с вьющимися волосами (внешность Спасителя, скорее всего, соответствовала натурщику, которого художник сумел найти). Одет в красный хитон с прикрывающей плечо светлой накидкой, в отличие от одежды простолюдинов, в которых изображены ученики.

     Апостолы бородаты, с обветренными лицами паломников и взлохмаченными волосами.Хозяин дома – правоверный иудей в ермолке.

           Узнав Спасителя, ученик Клеопа (слева) от изумления привстал со стула и будто отодвигает его в сторону зрителя, его правый локоть вырывается за пределы композиции, дырка на рукаве белым пятном привлекает внимание и выходит за рамки холста.

     Удивленный ученик справа (имя его не указано в Евангелии) с раскинутыми широко руками, символизирует распятие, левая рука почти тычет в глаз зрителю, стоящему рядом с картиной. Благодаря этим эффектам зритель будто вынужден принять участие в нарисованной религиозной сцене.

    Исследователи считают, что Караваджо в образе ученика справа изобразил апостола Петра или апостола Иакова-старшего (Зеведеева, брата Иоанна Богослова), на одежде которого пришита ракушка, знак пилигрима и символ Святого апостола Иакова, высоко почитаемого в католическом мире. А протянутые руки ученика соединяют и нас с паломниками, т.к. все мы паломники в поисках спасения.

         Даже те, кто не признает Христа, находятся на этом пути: владелец гостиницы, который видит и ничего не понимает, представляет мир язычников, иудеев и еретиков, которые не признают Христа и его церковь, но фигура хозяина дома бросает тень, которая формирует темный ореол-нимб вокруг головы Христа, как будто указывает, что мы чтим Спасителя, даже игнорируя или отказывая Ему.

       По замыслу зритель становится активным участником не только изображенной сцены. Протянутая рука Христа — жест благословения хлеба, а также жест приглашения каждого из нас присесть за один с Ним стол. Напоминает о наших личных отношениях со Христом, наш собственный опыт прозрения.

 Караваджо будто приглашает нас присоединиться к трапезе в Эммаусе, разделить хлеб и соединиться со Спасителем, будто Он сам зовет нас присоединяться к нему за этим столом воспоминания, за которым мы считаем Христа Воскресшим и живущим в наших сердцах.

       О НАТЮРМОРТЕ.

        Караваджо делает яркий акцент на натюрморте, который имеет символическое значение. Было предпринято множество попыток раскрыть его. Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, черный виноград также указывает на нее, а белый является олицетворением Воскресения.

      Еще одним символом Воскресения является гранат. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати, и как указание на первородный грех, искупленный кровью Христа. Обращает на себя внимание то, что в реальности весной, когда происходит действие сюжета, такие фрукты не могли быть на столе. Это лишь доказывает их символическое значение.


   ВТОРАЯ КАРТИНА Караваджо"Ужин в Эммаусе, 1606. Пинакотека Брера, Милан.

       Написание картины приходится на весьма щекотливый период в жизни художника: лето 1606 года. В возрасте 35 лет Караваджо находится в Риме, где наконец достигает славы и успеха. Но внезапно все меняется. Во время драки он убивает человека и вынужден бежать. Кроме того, во время столкновения его самого тяжело ранили. С этого момента его объявляют в розыск и для художника начинается жизнь в бегах. Картина вероятнее всего была написана в то время, когда Караваджо скрывался в усадьбах князей Колонна, его защитников, чтобы исцелиться и бежать в Неаполь. 

        В отличие от более раннего «Ужина в Эммаусе», выставленного в настоящее время в Лондоне, в этой картине композиция проще, жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

      Караваджо интересует прежде всего психологическая характеристика персонажей. Христос показан человеком среднего возраста со следами страстей на лице. Он только что разломил и благословил хлеб, а ученики, узнавшие его, потеряли дар речи.

          Трактирщик и пожилая служанка оказались невольными свидетелями произошедшего. Если на лондонской картине убранство стола более пышное, а на переднем плане расположена богатая корзина с фруктами, похожая на одноимённую работу художника 1599 года, то на миланской картине оставлен лишь скупой натюрморт с хлебом, кувшином и двумя простыми тарелками.

       Гамма «Ужина в Эммаусе» заметно упрощена, на фоне землистых цветов выделяется лишь голубая туника Христа. В картине не достаёт тщательности юношеских работ Караваджо, где подчёркнутая проработка деталей могла отвлекать от общего смысла. Здесь же простота стиля помогает привлечь внимание зрителя к сильной эмоциональной составляющей сюжета.

         Однако высочайшее мастерство художника выдают некоторые натуралистические детали, такие как контраст между молодой и нежной рукой Христа и обожжённой солнцем натруженной рукой ученика. Акцент также сделан и на простоте и бедности учеников, трактирщика и служанки, которые изображены с морщинистыми лицами и шеями. Это роднит «Ужин…» с алтарным образом «Богоматерь паломников», созданным двумя годами ранее.

       Данной работой Караваджо начинает последний период своего творчества, характеризующийся тем, что персонажи картин становятся меньше, как бы освобождая место для окружающего пространства, а свет — более драматичным, мрачным и трагическим.

 ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: некоторые считают, что в образе Христа, Караваджо изобразил самого себя.


Рецензии