Родные враги II. Гл 5. Снова Донецк

     Предыдущая глава здесь: - http://www.proza.ru/2016/09/13/655

        Шёл 2011 год. Второй раз после семнадцати лет разлуки с Первой Родиной Иосиф и Анжела летели в Донецк.

     Два с половиной часа, и они перепрыгнули из Тель-Авива в Донецк, из Израиля в Украину. Из шикарного 3-го терминала международного аэропорта Бен Гурион в малюсенькое здание старого Донецкого аэропорта[ Старый Донецкий аэропорт - Новый аэропорт им. Сергея Прокофьева ещё только готовился к сдаче в эксплуатацию. А через три года он будет и вовсе разрушен].

    Их встретили сестра Анжелы Лика и её муж Кирилл на стареньком побитом жигулёнке. Милу они с собой не взяли, а она не хотела напрашиваться.
    Вечерело. Жигуленок довольно резво проскочил центральными улицами Донецка к дому, где жили Кирил и Лика с мамой Одаркой. Мозг Иосифа был занят узнаванием знакомых мест. Он не был здесь целых десять лет с момента прошлого приезда. Центральные улицы Донецка стали ещё краше.
      То здесь, то там виднелись подъемные краны новостроек. Город готовился к чемпионату по футболу "Евро 2012" и его хозяин Ринат Ахметов не жалел на это денег. Но это было только на центральных улицах Университетской, Артема...

    По разбитой асфальтовой дороге, виляя между огромными ямами, подъехали к девятиэтажному дому. На улице их встретил внук. Рослый и взрослый. В форме милиционера подразделения "Титан". Анжела, обняла его и обцеловывая, стала плакать.
    Не успели они умыться с дороги, как тёща Иосифа, она же "мама дарагая" повела зятя на кухню и начала потчевать его пирожками с картошкой, которые он заказал ещё из Израиля.
    Кухонька малюсенькая. Чтобы сесть на диванчик-уголок, приходится закрыть дверь на балкон, потом развернуть стол углом, втиснуться на диванчик, а затем вновь придвинуть стол так, чтобы он упирался тебе в живот.

     Тем временем собираются гости! Приехали Мила и Тали, старшая дочь Лики, с двумя сыновьями Эльдаром и Романом, приехала Анжелина двоюродная сестра Марийка с сыном и дочкой. В квартире становится тесно, но весело.
    Раскрыли в салоне крылья старого, семидесятых годов прошлого столетия, стола-тумбы. Первое застолье, а затем разговоры до трех часов утра.

    Целыми днями за Иосифом гоняется теща:
       - Йосинька, та що-ж ты нэ йисы (не ешь). Та ты-ж голодный. Ну з’йиж (съешь) он сальця. А он дэ канфэтки, сыр, яечка...

    В магазинах продуктов валом. Цены вроде с израильскими сопоставимые, разве что зарплата у украинцев раз в пять меньшая. Вот и ездят хозяйки иногда довольно далеко за продуктами, туда, где дешевле. Тёща, а ей уже 82, да продлятся её годы, утром встала и махнула на рынок ЖД[ ЖД - это железнодорожный вокзал Донецка. Во время Великой Отечественной войны старое здание вокзала было разрушено. В 1951 году по проекту архитектора И. И. Воронцова было построено новое монументальное здание вокзала. Оно имело традиционную центрально-осевую схему объемно-пространственной организации.
     К чемпионату Евро 2012 вокзал собирались либо реконструировать, либо разрушить и построить заново. А жаль. Вокзал очень красивый.], а это добрых полтора часа на трамваях, да пешочком.
    Привокзальная площадь была застроена в 1960-е годы. За привокзальной площадью начинались лотки и рыночные ряды. Многие торговцы торговали просто с земли.
    Тёща возвращалась оттуда с ягодами, да свежими овощами. Варениками с вишней, да малиной ложками, зятя обкормила.
    Смех смехом, а желудок Иосифа на второй день взбунтовался, да так и продолжал ещё пару недель бунтовать.


                ***

    Слово-приставка “Евро-” самая крутая и употребимая в Донецке приставка к словам. Ну евро-ремонт - это уже привычное слово, а вот читать рекламу евро-заборов, евро-мойки, евро-потолков достаточно смешно. Особо поразил Иосифа евро-рубероид и магазины “мясной маркет” и "бюро-офис-маркет".

     Многоэтажные дома старые, с осыпавшейся облицовкой, разрушенными ступенями к подъезду. Зато на нижних этажах то тут, то там пристройки новых магазинчиков, контор и прочая-прочая, с шикарными вывесками. Выглядят как нелепые нашлёпки на старых зданиях.
     И ломбарды. По всему городу масса ломбардов и их рекламы. Неужели все дончане только и живут тем, что сдают вещи под залог, чтобы прокормиться?

     Проведя день и ночь у Анжелиной сестры, сегодня они ехали к дочечке Милочке.
     Переполненный автобус трясся и скрипел по разбитой дороге так, будто вот-вот развалится. Он то и дело вилял, объезжая выбоины и рискуя столкнуться с такими же виляющими встречными машинами, а вокруг этакое "евро-великолепие" в выцветших рекламных плакатах.

     Вообще-то разбитые дороги и жуткие автобусы - отдельная тема. Стоит съехать чуть в сторону от главных улиц Университетская, Первая линия, Ленинский проспект и бульвар Шевченко ограничивает их короткий список, как попадаешь в жуткие ямы на дорогах.
    Больших автобусов почти нет, автобусный парк представлен чем-то типа ПАЗиков 1990-х годов или микроавтобусов типа “Газель”. Проехав лишь однажды в микроавтобусе "Газель", Иосиф впредь категорически отказался от таких поездок. Потому что в микроавтобусе, рассчитанном лишь для перевозки максимум десятка сидячих пассажиров, умудряется разместиться ещё и около пятнадцати, а то и более стоячих. При этом, если ростом ты выше 150 см., стоять приходится согнувшись пополам, умудряясь балансировать при попадании колес в выбоины и ухабы.
     В ПАЗиках по крайней мере стоять можно не сгибаясь. Правда, упираясь носом в чью-то потную спину, или невольно заглядывая в декольте дам, далеко не всегда репродуктивного возраста или состояния.
     Мотор на подъемах натужно ревет, в нём что-то стучит, как в паровозе, всё что только может дребезжать - дребезжит, зато есть полная возможность читать вот такие объявления:
     "Остановка где-то здесь, будет где-то там.", "Громче крикнешь - раньше выйдешь".

     С юмором у дончан всё нормально. На рынке, к примеру, Иосиф показал Анжеле ценник: "Вишня абалденная (через "а"), цена 30-00 не долларов". Особенно ему понравилась огромная вывеска-реклама на которой была нарисована изящная девушка в красном облегающем платье, на оголённом плече модная сумочка, в руке длинная сигарета и надпись через весь плакат "SECOND HAND". Девушка, так сказать, из вторых рук. И тут же налеплено объявление "Детская скидка - 20%". Ага, детям, стало быть, дешевле. И еще одно "Следующее поступление - 11 июля" - не расстраивайтесь, мол, мужчины, которым не досталось такой девушки. Будет скоро ещё поступление.

     Ну, а оскорбления водителем пассажиров - вполне нормальное явление.
        - Я тебе шо, мурло, нанялся?
        - Это ты мине будешь указывать где мине остановится?
        - Я тибе ни слышу и ни услышу! Я тибе тут ни слушать посажен!

     Наконец-то автобусик вырулил на одну из главных улиц. Новые дома-башни, неоновая реклама, стекло, сталь, пластик - улицы знакомые до боли, но одновременно неузнаваемые.

     В городе царит реклама проведения чемпионата Европы по футболу "Евро-2012" и обещания сделать Донецк красивейшим европейским (тогда ещё такие мечты не были под запретом) городом. Везде царит дух футбола, как будто у дончан и в мыслях ничего, кроме футбола нет. В парке кованных фигур целая аллея композиций посвященных футболу.

     Особая гордость - "Донбасс-Арена"[ Донбасс-Арена - огромный современный стадион в Донецке, находящийся в парке имени Ленинского комсомола. Первый в Восточной Европе стадион спроектированный и построенный в соответствии с 5-звездочной аккредитацией УЕФА.  Был построен по инициативе и с непосредственной поддержкой донецкого бизнесмена, народного депутата украинской Верховной Рады 5 и 6-го созывов Рината Ахметова. Постройка стадиона с благоустройством прилегающих территорий обошлась ему в 400 млн. долларов.]. Так дончане называют бывший стадион "Локомотив" вкупе с бывшим парком им. Ленинского Комсомола. Первым делом племянники Роман и Эльдар ведут к огромному каменному футбольному мячу весом в пятнадцать тонн, свободно плавающем и вращающемся в кольце из воды.

     Вдоль парка благоустроенные искусственные каналы с фонтанами и водопадами. Анжела, Лика, Мила и Тали то и дело останавливаются на мостиках, или в зарослях цветов и кричат Иосифу, чтобы он их сфотографировал.

                ***
      Вечером, дочка и внук повезли Анжелу и Иосифа погулять по бульвару Пушкина. Димка, будучи в сильном подпитии, ехать с ними отказался.
     Бульвар безусловно заслуживает восхищения: цветов - видимо-невидимо, фонтаны и фонтанчики, кафе и кафешечки, световые гирлянды, столбы под старину, увитые цветами. Неспешно гуляет народ, слышится радостная речь, парочки устраиваются целоваться на краях фонтанов, люд постарше оккупировал скамейки под цветущими кустами. Между взрослыми множество детишек, многие лежат животиками на краях фонтанов, брызгая ручками друг на друга и весело смеясь.

     Возвращаясь домой они спустились метров на двести от центральной улицы и попали в частный сектор. Боже мой! Они совсем забыли как выглядят откровенная нищета и разруха, полуразрушенные халупы, покосившиеся заборы.
     Лишь некоторые хатки довольно живописны. Однако и здесь, то тут, то там высятся великолепные двух-, а то и трех-этажные дворцы "слуг народа", с широкими окнами, башенками и другими архитектурными излишествами, огромные и крепкие заборы красного кирпича. Наверное, это и есть "евро-заборы"?

     Мила не отлипала от мамы и папы. Как же она соскучилась по ним! Наконец-то снова можно поговорить с кем-то откровенно, пожаловаться. Просто обнять и прижаться. Снова почувствовать себя маленькой девочкой, которой папа когда-то подарил себя и вернул маму.

     Заглянув в пустой холодильник дочери и зятя, Анжела была в шоке - холодильник был пуст. Она сказала мужу:
        - Йоси, надо немедленно поехать на рынок и забить их холодильник под завязку!
 
     И они поехали.
     Иосифу очень были интересны люди вокруг. Лица людей среднего возраста страшные, обветренные, сморщенные, как печёное яблоко. Стариков на улицах почти не видно. То ли уже вымерли все, то ли сил выходить на улицу нет. А вот молодежь очень красивая. Сероглазые и кареглазые полногрудые девушки-красавицы, неплохо одетые, крепкие парни, с золотыми цепями на запястьях и на шеях. Все с мобильниками в руках, микронаушниками в ушах, слушают на ходу музыку, разговаривают по телефону, пьют пиво немерено. Речь исключительно русская, ни одного украинского слова даже на рынке не услышишь.
     В городе полно пьяных. Некоторые отдыхают в отрубе под бордюрами. Одного "красавчика" Иосиф сфотографировал из вагона трамвая. Кондукторша крикнула проходящей женщине:
        - Эй, смотри какое добро бесхозное! Забирай себе!
     А та ей в ответ:
        - Да на что он мне, если у меня самой такой есть?
    
                ***

     Поехали с Милочкой к самым близким друзьям -  Демидовым. Помянули Глеба, перешедшего работать на шахту ещё до их отъезда в Израиль, работавшего там до последнего дня и умершего от инфаркта. Саша Демидова рассказала им, что многих из друзей и кумовей уж нет в живых. Кто-то сгорел от водки. Кума Ира, крестившая Ветку, замерзла пьяная на кладбище. Пришлось ампутировать пальцы на руках и ногах, а впоследствии пораженная водкой печень не выдержала обилия лекарств. Три месяца и всё. Конец.
     Муж Иры испугал своим видом. Будто мятую бумагу промаслили, а потом, не натягивая, приклеили к лицу. После второй рюмки крепкой (Иосиф пил маленькими рюмочками белое вино, а Анжела решилась на пару рюмок водки) он трагическим полушёпотом начал нести околесицу, которую слышал о евреях, путая вымысел, библейские события и жизнь.
     Саша Демидова, перенесшая два инсульта, передвигаясь лишь на пару метров с помощью ходунков, но успешно разжижала кровь посредством череды рюмочек водки.
     Темой разговора стал рассказ о том, как она кому-то хвасталась, что её кума Анжела, с которой она вместе работала на заводе, вышла замуж за еврейчика Иосифа, и уехала в ИзраИль. А еврейчик тот тоже у них на заводе в их цехе работал. Её, дескать, переспросили - на заводе, в цехе? Еврей? Быть не может, евреи на заводах не работают! А она ответила: так он был хоть и еврейчик, но человек хороший, и мы никогда при нём не вспоминали, что он еврей. Песни пел, водку пил, правда от самогона отказывался. Хороший человек!
А потом спросила Иосифа: “Ты же не обижаешься?”

     Иосиф ожидал, что всем будут интересны рассказы об Израиле. И здорово ошибся. Никто понятия не имел ни об арабо-израильском конфликте, ни даже о том, где находится Израиль. Сыпались вопросы типа:
        - А к вам ехать поездом? Через Иран?
        - А что, вы, наверное, их (арабов) там мучаете, потому они так вас ненавидят?
        - Вот вы зовете к себе, а как же туда ехать, если у вас там пустыня и терроризм?
     Кстати, жара в Донецке несусветная. 36 градусов, к тому же очень парко от недавних дождей.
        - А у вас большие магазины, как наш "Амстор" есть?
        - А у вас деревья есть?
        - А у вас иномарки KIA и DAEWOO есть? А SHEVROLET AVEO?[ DAEWOO и SHEVROLET в Украине собирают на заводе в Запорожье, следовательно, это не совсем иномарка.. Этим и объясняется то, что каждый второй автомобиль в Донецке именно этих моделей.  Да и по цене они достаточно дешевы.]
        - А разве арабы в ваших городах живут? Они ж только в Газе, которую вы оккупировали?
        - А разве египтяне (ливийцы, сирийцы, иорданцы, ливанцы...) это тоже арабы?
     Разве что цены израильские всех интересовали. Это была главная тема всех разговоров.

     Зато всех интересовали собственные Тимошенко, Януковичи, Азаровы. Собственно, нормальное явление. Надо было Иосифу перед отъездом полазить по украинским сайтам. А то приехал абсолютно неподготовленным who is who. В новостях ежедневно о суде над Юлией Тимошенко. А когда он им сказал, что те миллиардеры, которые сейчас поддерживают Януковича, ничуть не лучше, чем Юля, что может статься, что завтра точно так же будут Януковича судить - все возмущались и кричали, что Иосиф ни черта в их политике не понимает.

     По телевизору смотреть было нечего. Криминальные новости, сплетни, из фильмов та же “Ефросинья”, да Ногиев в каком-то боевике, отдельных киноканалов нет. В основном смотрят российские каналы. Из теле-развлечений - старые передачи “Без комплексов” с Лолитой Милявской, да “Голi та смiшнi”, где подстраивают чтобы с девушек и женщин вся одежда и белье слетали перед прохожими. Или парень на скейтборд ложится и подъезжает под раздевалки, вроде нечаянно, в тот момент, когда девочки и женщины голые. А потом “пострадавшим” скрытую камеру показывают и вместе смеются. Между прочим, в Израиле в суд бы за такие развлечения подали.
     Самая обсуждаемая тема - новые пассии президента и высокопоставленных чиновников. Хотя тут израильтяне далеко от них не ушли.

                ***

      Первую неделю шли дожди. Несмотря на жару, украинские родственники всё время окна в квартирах закрывали, сквозняков боялись. А Анжела с Иосифом просто кайф от такой погоды ловили! И окна настежь распахивали.

     Возвращаясь из гостей, не подумали такси вызвать. И тут как ливанет! Они под дерево спрятались, там вроде сухое пятнышко было. Но через пять минут накопившаяся на листьях вода  полилась сверху ручьями. Промокли до нитки в момент. Побежали на остановку троллейбуса под навес. Но ведь всё равно уже мокрые. Анжела сказала:
        - А давай пойдем под дождем!
     И они со смехом, как в молодости, потопали по колено в потоках. Восторг - не то слово! Прибежали к сестре, а там все: ох да ах, да ой-ёй-ёй. Засунули в ванну отогреваться. А Иосиф и Анжела довольны приключению:
        - Вот бы в родной Израиль привезти хоть капельку прохлады!

     Две недели пролетели как один день. Снова Анжелу и Иосифа, как в далёком 1994-м, провожали на вокзале. Снова слёзы, объятия. Снова Милочка оставалась наедине сама со собой. Она еще не подозревала, что вскоре, в 2014-м, вместе с сыном окажется у мамы и папы, с сестричками Иланкой и Веткой и их семьями в Израиле.
-------------------------------------------

Полный фоторепортаж можно посмотреть здесь: http://evgenybe.livejournal.com/153309.html


     Продолжение здесь: - http://www.proza.ru/2016/09/15/693


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.