Предсказание Деда Мороза сбылось

          
          Вспоминаю год 1953-ий. В Быстроистокской средней школе был Новогодний праздник. Я оказалась там  случайно. Мы с мамой пришли  в гости к родным из посёлка Акутиха. Он расположен на другом берегу уже к тому времени замёрзшей Оби.  Соседские дети пригласили меня на школьную ёлку. Мама разрешила, и мы отправились вечером в школу. Когда мы вошли в зал, где стояла ёлка, праздник был в полном разгаре. Вокруг ёлки, но хочу заметить, что в зале стояла большая сосна, наряженная игрушкам, дети пели песни и рассказывали стихи. Дед Мороз раздавал за исполнение подарки.

           Пробравшись сквозь толпу детей к самой «ёлке», я увидела Деда Мороза.  Он был одет в мужской костюм тёмного цвета, а на голове был красный колпак с белой опушкой. В руках держал мешок с подарками и приглашал детей рассказать стихотворение. Лицо Деда Мороза было доброе. Он смотрел на детей  весёлыми, слегка прищуренными глазами, улыбался и спрашивал у ребят:
– Ну, кто ещё хочет рассказать стихотворение? Кто?  Кто хочет рассказать стихотворение? – он обвёл взглядом весь зал.
– Что, нет желающих?

           Желающих рассказывать стихи среди школьников не было. Наверное, праздник подходил к завершению, и все стихи уже были рассказаны. Он с надеждой смотрел на учеников, но поднятых рук не увидел. Мне стало жалко Деда Мороза. Раньше я никогда не рассказывала на праздниках стихи, но тут я подняла руку. Он подошёл ко мне и спросил:
        – Как тебя звать, девочка?
        – Аля Иванова.
        – В каком классе ты учишься?
        – В пятом.
        – Что-то я не видел тебя в пятом классе. Ты что, новенькая? – расспрашивал меня Дед Мороз, улыбаясь.
        – Нет. Я пришла из Акутихи.
        – Как называется твой стишок?
        – «Зима», – ответила я.
        – Стихотворение «Зима», читает Аля Иванова! – громко объявил Дед Мороз следующий номер.

        Все дети повернулись в мою сторону и затихли. Я прочла стих очень выразительно.  Дети захлопали в ладоши, а учитель сказал:
         –   Молодец, Аля! Вот тебе подарок от Деда Мороза.
 – Спасибо.
Он вручил мне газетный кулёк с конфетами. Получив свой первый заработок за рассказанные стихи, я направилась к выходу.
 – Подожди, подожди, не уходи!  Он опустил руку в мешок, что-то искал среди подарков, наконец, нашёл.
         –  А это, Аля, тебе ещё подарок –  за смелость.
Дед Мороз вытащил из мешка простой карандаш и положил его на протянутую мной руку. Простой карандаш?! Почему именно простой карандаш нашёл он для меня в мешке? Каким образом, он увидел во мне будущую художницу? Ведь за последние шесть лет (2010-2016 гг.), уже после выхода на пенсию, мои картины экспонировались на двадцати девяти выставках. Может быть, он тогда вложил мне в руку намёк на моё будущее занятие. Как знать?! Я так рада была этим подаркам! Детская радость послевоенного времени. Полный кулёк был наполнен обыкновенными сахарными подушечками – граммов 100. Это был мой первый заработок.
 
            И вдруг Дед Мороз засуетился, позвал к себе ребят и сказал: «Несите сюда табуретку и баян!» Баян я видела на подоконнике. Табуретку поставили они напротив группы мальчиков-подростков, сидевших на скамейке, перед окном. Наверное, это были пятиклассники. Позади них стояли костыли. «Костыли стоят. Это кто-то, наверное, будет ходить в карнавальном костюме, как на ходулях», – подумала я. Ходули мне были знакомы, так как летом мальчишки с нашей улицы ходили на них. Но у этих костылей была другая форма.
 
           Баян принесли,  подали  Деду Морозу в руки. Тот подошёл с ним к табуретке и позвал мальчика:
      – Валера, иди сюда!
      – Нет, не пойду, – ответил мальчик.
      – Иди, иди сюда! Садись! Будешь играть на баяне, – обратился он к пятикласснику, сидевшему среди подростков.
      – Не надо, – сказал мальчик и от смущения попытался спрятаться за спины друзей. Но те расступились, подхватили под руки Валеру,  повели его к табуретке. Он шёл, вернее сказать, прыгал на одной ноге, а друзья тащили его вперёд. Я-то подумала, что Валера сопротивляется, упирается одной ногой, потому что не хочет идти к Деду Морозу, так как не хочет играть на баяне. В то время я не знала о том, что у него болела нога. Первые три класса он окончил в Чемальском санатории, а в Быстроистокской школе учился с четвёртого класса. Дед Мороз (Фомин Владимир Степанович) уже год учил его игре на баяне. И это было первое появление Валерия Золотухина на сцене.

            Наконец, подростки усадили юного музыканта на табуретку, а Дед Мороз поставил баян ему на колени и, подбадривая мальчика, тихо сказал:
        – Играй, Валера! Не стесняйся! Привыкай к сцене! 
И тут я услышала фразу, которая меня очень удивила в то время, и она врезалась в память навсегда.
         – Краса и гордость Быстроистокской средней школы, будущий артист Советского Союза,  –  голос Деда Мороза вселял уверенность и надежду, а взгляд мальчика от смущения молил о пощаде  –  исполнит….  И тут возникла пауза. Дед Мороз наклонился к мальчику и спросил:
         – Что ты будешь играть?
         – Польку, – ответил Валера.
         – Полька! На баяне играет Валерий Золотухин!
            Мальчик сидел с баяном в руках, а его голова едва виднелась над ним. Склонив голову к плечу с правой стороны, поставил пальцы на кнопки, растянул меха баяна, и полилась музыка. Пальцы быстро перемещались по кнопкам. Музыкант уже справился с волнением, оторвал глаза от баяна и посмотрел на Деда Мороза. Тот улыбался, ободряюще кивал головой. Это была «Полька».

            Танец «Полька» был мне знаком. В Акутихе мы танцевали на большой перемене вместе с нашими учителями польку, краковяк, тустеп.  Здесь же у «ёлки» никто не танцевал. Все слушали сольное выступление игры на баяне Валерия Золотухина. Закончив игру, он встал и поставил музыкальный инструмент на табуретку. Дети громко хлопали в ладоши.
        – Валера, возьми подарок! – сказал Дед Мороз и, подойдя к мальчику, протянул ему такой же кулёк с конфетами, такой же, какой получила я.
        – Спасибо, не надо, – засмущался Валера и спрятал руки за спину.
        – Возьми! Возьми! Ты заработал. Молодец!
        – Бери! Бери! Неси сюда! – раздались голоса его друзей.
 Валера взял подарок и тут же оказался  среди одноклассников, подбежавших к нему и окруживших его со всех сторон. Кулёк с «подушечками» переходил из рук в руки. Все угощались. Про Валеру забыли, он всё ещё стоял у табуретки.

        – Давайте сюда кулёк! А то мне не достанется! – крикнул Валера друзьям и поскакал на одной ноге в сторону своих товарищей, чтобы забрать заметно   опустевший кулёк. Кто бы мог поверить в то время в слова Деда Мороза, что из этого хромого мальчика, который в детстве без костылей не мог передвигаться, со временем получиться хороший артист, который действительно, станет гордостью не только Быстроистокской средней школы, но и всей России. Новогоднее предсказание Деда Мороза - Фомина Владимира Степановича сбылось. Валерий Сергеевич Золотухин стал известным актёром театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (22 декабря 1981), а в 1987 году ему было присвоено звание «Народный артист РСФСР».


Рецензии
С большим удовольствием перечитываю Ваши вещи, Алифтина.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   14.09.2016 16:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отзывы и визиты, Владимир.

Алифтина Павловна Попова   14.09.2016 17:51   Заявить о нарушении