Эссе о современной драматургии. Ответ театральному
А на самом деле…
Современная драматургия в большинстве своём сосредоточена на показе низкой российской культуры. Наши улицы, забыв русский язык, разговаривают матом, потребности современников сведены к животному минимуму: поспать, пожрать, потрахаться. И отечественные драматурги, обозревающие жизнь, нисколько не оценивают действительность критически. Они, словно зеркало, - только «отражают» (вот же паскудное слово для творчества!). А, значит, легализуют и пропагандируют низкопробную мораль и нравственность. И, по большому счету, пропагандируют страх, основанный на незнании Жизни с большой буквы.
Пьесы беспросветны не только своим языком, но и сюжетными линиями. Нередко они погружают и заводят читателя и зрителя все дальше и дальше в состояние беспросветной депрессии, аморальности и внутреннего разлада.
Мастерства и таланта авторов хватает только на то, чтобы изложить «подсмотренное», мастерства и таланта играющих со сцены – только на то, чтобы «подсмотренное» куражно, позабористее сыграть.
Теперь о проблемах, достойных настоящей сценической реализации.
Цены растут по минутам. Год назад в родном Новороссийске коммунальные услуги за однушку составляли 2000-3000 рублей, после повышения цен на ЖКХ коммуналка теперь - 4000-5000 рублей. При средней зарплате 18 тысяч. В моём девятиэтажном доме на ул. Карла Маркса за последние полтора года четыре бабушки не смогли расплатиться с коммунальными услугами и покончили с собой.
Президент страны ссорится с мировыми державами, не боясь последствий. А они уже дали о себе знать. Ведь именно из-за эмбарго произошел скачок цен.
Плохая экономика государства - один из векторов падения культуры. Но бедность - главный вектор падения человечности в нас.
Новые законы все дальше и дальше ограничивают свободы. Теперь писать что-либо отрицательное о российской политике следует весьма осторожно. Иначе - УК.
Старые школьные учителя, исполняя «детский» закон 1539, по ночам выискивают по городам несовершеннолетних. Моей бабушке 66 лет, она педагог со стажем (такой же, как Виоллетта Владимировна). Ночные рейды после трудного рабочего дня – это для нее привычка. И ведь обязательно надо кого-то да прищучить! Иначе возникнут подозрения: «не работаешь». И далее – проблемы с начальством, с работой…
В России учащаются разводы и разрушение семей. Так, в 2013 году было зафиксировано 218 070 регистраций браков, а в 2014 году за тот же период – 207 825, что на 10 245 меньше. Совершенно противоположная ситуация происходит с разводами. В 2013 году Росстатом их зафиксировано 157 065, а в 2014 – 172 310, что на 15 245 больше.
Масштабное разрушение ячеек общества, семей - корень деморализационного разлада России. Именно семья является исконным нравственным институтом, воспитывающим личность с рождения, прививая ему законы нравственности: доброту, любовь, великодушие.
Русский язык. В роликах в Интернете маленькие дети, только научившиеся говорить, шпарят матом, а взрослые смеются и подбадривают. Сдача языка и литературы по принципу ЕГЭ – погоня за результатом. На любой странице романов Достоевского не меньше пары-тройки слов нам понятны уже только со словарем. Принятие закона о запрете нецензурной брани в общественных местах только увеличило количество употребляемой нецензурщины.
Межнациональные конфликты в нашей стране – разве не проблема? Анализ материалов, освещающих проблематику межэтнических отношений и явлений, с ними связанных, позволяет выделить пять народов, имеющих с русскими и Россией вообще постоянные проблемы: чеченцы, дагестанцы, армяне, азербайджанцы, грузины. Выйдете на улицу, посмотрите им просто в глаза, в ответ на простой взгляд произойдет молниеносная реакция ненависти и желание причинить тебе физическую боль.
Проблема не только с другими национальностями, но проблемы и между русскими. Мы друг друга стали ненавидеть, хотя живем на одной земле.
Украина, Сирия и Ирак – поля геополитических боев.
В свете текущей поляризации международных отношений и значительного повышения градуса напряженности между великими державами, многие начали говорить о новой Холодной войне. Ее участники нам всем хорошо знакомы: США со своими союзниками и саттелитами, а с другой – целый ряд государств, не желающих мириться с американской гегемонией. В авангарде противников стоит Россия.
На наших с вами глазах произошло зарождение и развитие двух новых локальных войн: война в Сирии, распространившаяся еще и на Ирак, и Украина. Теперь войны идут уже в полную силу, и до прекращения кровопролития, похоже, весьма далеко. Можно посмотреть много роликов на ютюбе, как сирийцы жестоко убивают наших русских солдат на камеры.
Религиозные проблемы России.
Речь идет о православных священниках, ведущих неправедную жизнь и внутри, и за пределами церкви. Вспомним, сколько говорили о ночных похождениях патриарха Кирилла? Сколько среди священников педофилов и прочих извращенцев?
Пришлось этим летом быть на похоронах отца своего приятеля. После отпевания священник обратился к скорбящим:
- А теперь о главном. Мы на территории кладбища строим часовню. Пожертвования принимаются у входа…
Разве не существует проблем с медициной (а в ней процентов 5 населения работает, и все 100 – со здравом сталкиваются)? Особенно с бесплатной? Больничные очереди бесконечны, люди умирают в коридорах больниц. Взятки за лечение – норма.
Разве все это - не темы для пьес? Пьес честных, социально направленных, жестких. Увы, десятки, сотни просмотренных мною за последнее время материалов «для театра», никоим образом не отражают и не анализируют реальности. Матерщина, попса, безмыслие, авторские и, следом, режиссерские рефлексии, - все дальше и дальше уводят зрителя от настоящих проблем, погружают в иллюзии либо супер-красивой, либо супер-грязной жизни. Можно смело придумать для артистов новые амплуа: «золушка», «вечная дура», «****ь», «быдло», «хам».
Наверное, именно по этому, среди умных режиссеров так востребованы Островский, Горький, Чехов, инсценировки Сэлинджера, Достоевского… Образы их героев - бездонно многообразные, интересные, думающие. Миры, а не образы!
Во времена перестроек в России была отменена цензура. Но, видимо, только как понятие. Чиновники, похоже, продолжают влиять на театральные конкурсы, спектакли, СМИ и т.д. Театральные «творцы» (даже лучшие!) внутреннюю цензуру из себя таки не вытравили. Из страха?, из любви к комфорту и бесконфликности?, от вечной нищеты на театре? – причин много, но суть не меняется.
Приходя в театр, работая в театре, я хочу видеть свет надежды, доброты и любви, которые, возможно, вдохновят меня на нормальную честную жизнь, а не подвигнут к суициду.
А вот как раз именно это отсутствие света – главная проблема современной драматургии. Его словно бы и нет вовсе…
Мы - родители будущего поколения. Мы - те, кто будет менять этот мир после уходящих с арены «лидеров и пророков нынешнего». Вопрос: какое первое слово произнесет наш ребенок: «бля», или «агу»?
А теперь еще об одном, очень важном для меня.
Недавно Вы сказали, что, возможно, я «ошибся с профессией, это не твое, надо подумать пока не поздно».
Нет! Актер – это моё. Моя суть и мой мир. Но дело в том, что у меня, как у личности - как и у всех нас! - на всё складывается своя точка зрения. Я не хочу, а иногда и не могу, в силу своих убеждений и понимания жизни, смеяться, над чем Вам смешно, плакать, над чем вы плачете… Не потому что я «такой уебищный», желающий испортить кому-то жизнь. А потому что хочу по-честному. Искренне говорить, открыто смеяться, активно думать, творчески реализоваться.
Меня тяготит, что каждый раз перед встречей с вами я думаю: как я её перенесу? Настигнет ли снова страх, дрожь? Буду ли я снова ощущать себя в очередном тупике бессмысленности. Или, наконец, родится ощущение великого партнерства.
Да. У меня есть своя точка зрения. И ничего с этим не поделаешь. Вы можете выгнать меня, можете услышать – решение за вами. Но, думаю, я, по крайней мере, объяснил, почему не хочу играть в низкой литературе. Каждый из нас несёт свою ответственность за свою жизнь и творческую реализацию.
Свидетельство о публикации №216091500102