Аванс

                «Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь.
                Вопрошающее небо светило над Вощевым
                мучительной силой звезд,
                но в городе уже были потушены огни,
                и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином.»
                (Андрей Платонов «Котлован»)

Я, граждане хорошие, работаю в тресте «Стоймонтажтакелажпроэкт». Хорошо, можно сказать работаю. Стараюсь. По меру своих сил. Прогулов вообще не было у меня никаких. Зарплату у нас выдают в кассе первого числа, а аванс пятнадцатого. Зарабатываю я, можно даже сказать, хорошо – спасибо правительству. Хотя я человек не очень то экономный, честно заработанные как-то не вовремя у меня кончаются. Вот, значить приближается пятнадцатое число, я весь в ожидании, водочки выпить хочется страсть как. Рюмочку одну. Я вообще-то человек непьющий, особенно на производстве во время рабочего дня. Но иногда надо для бодрости духа, так сказать. И вот значить, после обеда дают, говорят. Ну, сразу к кассе метнулся, а там уже очередь. И Васёк с нашей бригады мне место в очереди не занял, сам, значит, получил бегом и в магазин, а тут стой. Нехороший он человек Васёк – только о себе и думает. И штунда он молоканская. Ну да, ладно, потерпеть чуток можно. Магазин он-то завсегда открыт, успею. И подходит моя очередь к кассе, к окошечку, а там объявление висит: «Православным христианам аванс не выдаётся». Я как увидал, что думаю за безобразие! Вижу Ахмед Абдурашидов – а он мусульманин – берёт себе аванс, потом подходит очередь Абрама Рабиновича (а он тоже не православный совсем) – берет себе аванс, потом Адамус Анчавичус (а он католик) тоже берёт аванс. А потом Ван Цзюнь-лин (а он буддист) тоже туда же в кассу и ему рублики бумажные суют. Он, значит, крестики какие-то в ведомости ставит, и пожалуйста – денежки в карман! Я тут в окошечко: «А мне как же?» А тётя Клава с окошечка: «А вам, товарищ Иванов, не положено аванс! В зарплату получите. Все знают, что Вы православный и в церкви Вас тоже видели неоднократно, так что приходите первого числа!» «Да как же так! - говорю. – Как же это, что за несправедливость такая! Чем я хуже это Кирзы-мурзы китайского?» «А вот постановление пришло. Православным, значит, нужно пояса затянуть, патриотизм проявить. Положение международное сами знаете какое. Сознательным нужно быть!» «Да я понимаю! Я то за правительство и Россию всей горой! Я терпеть готов, но мне во как нужно! Тётя Клава! Клавусечка наша дорогая! Нужно мне очень!» «Эх… Горе мне с вами всеми… Есть один вариант. Ты к главному бухгалтеру зайди и скажи будто бы ты и не православный вовсе, а конфуцианец, например. Или индуист. Пусть ведомость новую на тебя выпишет!» Ну, я метнулся сразу к главбуху. А у нас главным бухгалтером работает Зоя Калистратовна Белочкина. Жена инженера Белочкина, того самого, что на велосипеде в прошлом году катался и его БелАЗом переехало. Мы ещё по трюльнику на похорон скидывались. Я объясняю ситуацию, так, мол, и так. Надо, Зоя Калистратовна, очень надо. И сегодня, а не первого числа. А она мне: «А ты от православия отрекись официально, заявление соответствующее напиши – отрекаюсь, такое дело. И аванс тебе выплачивать будут». Я сдуру и написал. И внизу на беду свою прибавил, что я, значит, зороастриец,  огнепоклонник. Взяла она моё заявление, а потом говорит мне: «Мало этого, милок, ты ещё должен крест ногой потоптать. И сразу аванс тебе и дадим!» Батюшки-светы! Во, как они закрутили! Нет, думаю. Не согласен я на такое дело. Ушёл я из кабинета, даже «до свидания» не сказал. Решил – да пусть я этого авансу отроду видеть не буду, а на такое вот дело не пойду. Так я без аванса и живу. А вопрос с водочкой я решил у бабы Нади – она мне самогону в кредит налила. 


Рецензии
За малым – большое. Так и в войну было – в дивизии должно быть не менее 50% личного состава из русских, чтобы боеспособной была. Кто ближе к Богу, того и больше испытывают. Хорошие рассказы у Вас. Нравятся.

Андрей Баженов   26.03.2020 20:22     Заявить о нарушении
:-) Спасибо за такой интересный отзыв! :-)

Артур Грей Эсквайр   26.03.2020 21:55   Заявить о нарушении
Поскольку Вермахту и промышленности III Рейха полностью скрыть приготовления к нападению не удалось, Красная Армия к весне 1941 года расчётливо и очень своевременно увеличилась с 1,5 миллиона до 5,3 миллиона человек, но большая часть новых призывников была из Средней Азии и с Кавказа, и не знала русского языка. О таких мобилизованных Генштабом бойцах Иосиф Сталин в своём докладе перед армейскими и флотскими военачальниками честно и прямо сказал с горечью:
— Это не армия! Если три миллиона бойцов не понимают слов командира, как они будут воевать? Как быстро можно их обучить?
То же самое сказал о качестве подготовки красноармейцев из числа жителей Закавказья, Кавказа и Средней Азии на совещании у Гитлера перед самым вторжением начальник штаба OKH Франц Гальдер в присутствии командующими группами армий:
— Это не совсем армия, мой фюрер! Это азиатчина Атиллы!
В срочном порядке в советских частях было организовано обучение русскому языку, но время было слишком мало, и с первых же часов боёв командиры с большой неохотой брали на важные участки военнослужащих из Средней Азии, Закавказья, с Кавказа. Мехлис, начальник Главного политического управления Красной Армии в докладной записке Жукову указывал, что среди командного состава бытует пренебрежительное мнение о боевых качествах солдат нерусской национальности. И если в дивизиях их количество преобладало, то всегда высказывались опасения в положительном результате боевых действий вообще. Некоторые командиры говорили, что в свои ряды они никого брать не будут кроме русских, белорусов и украинцев. Начальник Генштаба Красной Армии Жуков резко заявлял о недопустимости подобных проявлений, которые в ряде случаев снисходительно поддерживаются со стороны вышестоящего руководства, но правда была правдой — в войсках бытовало устойчивое мнение о большей надежности восточно-белорусских, русских и восточно-украинских призывников, чем другого контингента. Призывникам с западных окраин Украины не доверяли тоже. Это касалось и западных областей Белоруссии, где призывники-белорусы повально скрывались от призыва в Польше. В случае призыва среди них нередко вспыхивали бунты по причине того, что они, якобы, являются поляками, а их насильно записали белорусами и заставили служить в Красной Армии...
К 22 июня 1941 года советские войска приграничных округов, наводнённые советскими командирами — членами пораженческого заговора Тухачевского и Троцкого, в большинстве своём находились в учебных лагерях, были разукомплектованы, рассредоточены на значительных пространствах вне связи с логикой отражения первых массированных ударов. На одну советскую дивизию первой линии приходилось в начале сражения от 25 до 50 и более километров фронта, что было в несколько раз больше расчётного значения для ведения устойчивой обороны согласно действующих уставов. То есть это были войска не обороняющиеся, а войска лишь прикрытия. Две трети советских войск размещались вдоль границы на значительном расстоянии до 150 километров, а значительная часть вообще на очень удалённом расстоянии — примерно в 500 километрах от границы.
Такое построение войск Красной Армии в целом соответствовала плану поражения заговорщиков Тухачевского. Кроме того, часть войск и командиров не умели сражаться и не хотели сражаться. Связь и снабжение были под ударом вредителей в первую очередь. Прорвать такую оборону высокоманевренным соединениям на значительную глубину не представляло особого труда. Это быдла азбука, выученная всеми сторонами во время только что отгремевших войн в Испании, Китае и Эфиопии, Польше, Франции, Греции и Югославии... Механизированные силы Вермахта, прорвав первую линию, могли двигаться дальше, обходя любые препятствия для продвижения к стратегически важным рубежам и пунктам.
В противоположность действиям штабов приграничных округов Красной Армии, войска Германии и её союзников были так умело и расчётливо развёрнуты, что 22 июня 1941 года перед передовыми частями 3-й танковой группы Германа Гота: 7, 12, 20-й танковыми дивизиями — всего 600 танков, наступающих на фронте шириной 50 километров, стояла только 128-я сибирская стрелковая дивизия и один полк 188-й ненадёжной советской литовской стрелковой дивизии. Соотношение в людях в пользу немцев было здесь 5:1, в танках 100:1, в артиллерии 6:1. Можно было предположить, что вряд ли когда-нибудь какая-либо армия смогла бы превзойти такие показатели мощи первого удара, или когда-нибудь какая-либо армия могла под таким ударом устоять при таком соотношении сил.

Андрей Геннадиевич Демидов   21.08.2020 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.