Справедливость как первая ступень лестницы восхожд

Сейчас, в связи с поиском русской национальной идеи, способной объединить общество, называется идея справедливости. Власть выдвигает идею патриотизма. Можно заметить, что это встречные предложения: народ выдвигает к власти идею справедливости, власть выдвигает народу патриотизм. Если бы народ мог заключить договор с властью, а власть с народом, то со стороны власти, наиболее разумно, звучало бы: Будьте патриотами – а мы будем справедливы к вам. Патриотизм как идея снимает многие противоречия у неоднородного по мировоззрению населения, которое давно разбрелось по разным идеологическим нишам. Патриотизм понимается однозначно: как любовь к отечеству. По сути, наша национальная идея могла бы звучать как: ПАТРИОТИЗМ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Звучит не так эффектно, как: «Самодержавие, Православие, Народность», но для внутренней идеи на переходный период прокатит. Стоит уточнить, правда, так ли однозначно мы понимаем справедливость?

На бытовом уровне мы используем понятие справедливость, не определяя его в утвердительных формулировках. Мы более пользуемся понятием несправедливость. Несправедливость имеет очевидные формы и признаки. Несправедливость воспринимается личностью на эмоциональном уровне, как нарушение общепринятых форм, чаще всего не писанных, а являющихся самоочевидными социальными основами, пронизывающими всё общественное устройство в определённый исторический период. Понятие несправедливости в современном мире часто используют для политических спекуляций в целях объединения оппозиционных сил для борьбы с существующей властью. Там, где начинается разговор о справедливости, обычно заканчивается разговором о несправедливости.

Международное понимание справедливости противоречиво в силу конфликта интересов государств и народов. Современный мир имеет цивилизационные конфликты интересов («Столкновение цивилизаций») и вытекающие из них разные понимания таких понятий, как справедливость и благо. Наднациональные религиозные институты смягчают различия, но не устраняют их.Типичный пример, отношения России и Болгарии: общая вера не стала поводом для справедливого отношения Болгарии к России, которое в политическом отношении всегда отличалось чёрной неблагодарностью (Россия освободила болгар от турецкого ига, а Болгария выступала в союзе с врагами России в двух мировых войнах 20 века).

Для того, чтобы показать насколько размыты границы понятия в разных системах и сферах человеческой деятельности, можно привести ряд примеров. В юридическом плане под справедливостью понимают справедливый, т.е. беспристрастный суд. Основой общего понимания является беспристрастность, которая в условиях современного развития общества недостижима. Мы наглядно видим, как запад использует в свою пользу международные суды и трибуналы, осуждая неугодных для себя политиков. В общечеловеческом плане справедливость приобретает значение только в связи с созданием независимых международных институтов, при условии их действительной независимости, что бывает крайне редко. Понятие справедливости всегда имеет национальные и цивилизационные оттенки, имеет расовые и сословные различия. После Маркса мы заражены ещё понятием классовой справедливости, которая как нож режет общество на непримиримые части.

Частное понимание справедливости ещё более субъективно: для частного человека, справедливость – это качественная реакция индивидуума на исполнение окружающими общепринятых норм по отношению к нему. Христианское понятие о справедливости строится на заповеди: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Для того, чтобы не запутаться в этом клубке противоречий, стоит выбрать собственное понимание справедливости по-русски, свойственное русской цивилизации, определить его и, отталкиваясь от него, поискать обобщённое понятие.

Русская цивилизация имеет полное право так называться. Доказывать этот тезис мы здесь не будем, просто примем это как данность, для русского человека не требующую доказательств, а для иных ставшую вечным раздражителем. В основе русской цивилизации справедливость имеет незыблемое основание: правду. Сейчас эта основа несколько размыта: как говорят, у каждого своя правда. Но, исторически, Русская правда представляла собой свод правил и законов, по которым строилось русское общество уже в 11 веке. Запад часто заявляет о пренебрежении русских к закону, но здесь, скорее, имеет место быть уважение к древней традиции русского права и невосприятие изменений в угоду новым веяниям. Безусловно, что русская справедливость строится и на христианских заповедях. То есть, в понимании русского человека, справедливо будет, если властьимущие будут руководствоваться по отношению к народу сводом правил древней Русской правды и христианских заповедей. Ответ народа на такую справедливость был бы адекватен. Русь, Имперскую Россию, СССР, РФ никто не станет называть идеальными государствами, в которых по мысли Платона: «законы менять, значит портить». В Русской истории законы менялись, и часто к лучшему. Потому русский человек живёт всегда с надеждой на большую справедливость. И воспринимает всякие откаты болезненно. Эта устойчивая система обросла многими традициями и сформировала наш характер.

Устойчивость социальных норм есть признак жизнеспособной системы. Чем длительнее период устойчивости, тем более народ пропитывается общностью понятий. Непротиворечивое понимание справедливости может иметь только цивилизация как действующий феномен истории.

Рассматривая идею справедливости в контексте русской цивилизации можно сказать, что это не самая высшая идея на которой стоит Россия. Народ всегда хранил думку о Божьей Правде и Небесном Граде. С выходом в открытое море рыночных отношений и, протискиваясь в цивилизацию потребления, мы стали утрачивать собственно русский путь. Сейчас мы имеем все болезни открытой цивилизации, где проникновение чужеродных элементов и идей создаёт разделение общества не только на западников и славянофилов, либералов и патриотов, но на индивидуалистов всех видов и сортов. Открытое общество имеет в мировоззрении весь калейдоскоп понятий о справедливости. Если принять СПРАВЕДЛИВОСТЬ как составляющую часть национальной идеи, то идея справедливости, понимаемая в контексте открытой разношерстной цивилизации, будет дробить народ дальше.

Мы должны вернуться к понятиям Русской цивилизации, если хотим сохранить страну и народ. Но если всё будет так, как предназначено России, то мы можем и должны будем шагнуть вверх, на новую ступень. У справедливости есть один недостаток, который никогда не сделает её всеобщей русской идеей: справедливость всего лишь ступенька к милосердию. Мы соглашаемся принять справедливое наказание за содеянное, но даже самый отъявленный злодей надеется на милосердие. Справедливость – ступень лестницы восхождения, но сама лестница бесконечно сложна и многообразна. Возможно, высшая её цель – это милосердие и всепрощение. Там, за гранью этого мира.

Но милосердие здесь и сейчас не может быть объявлено нормой. Милосердие не может стать современной русской идеей, но любовь может. Любовь не только милует, но и наказывает. Любовь лежит в основе и справедливости и милосердия. Если же говорить о следующей, более высокой ступени лестницы восхождения, то Национальная идея Руси всегда была, по фактам, - защита слабых и угнетённых и удержание зла в рамках. Для того, чтобы Россия стала вновь собой нужен не национальный проект и национальная идея, а мировой проект будущего от Русской цивилизации. Собственно, этот проект и нуждается в обсуждении. 


Рецензии