А будет то, что Бог даст. Картина 14

                К 12 часам в субботу все, кому следовало прийти,  собрались в квартире Александра и Ники.


САША – Уже к концу недели Алиса будет у нас, а мы ещё ни в чем не определились. Максим,  от которого я предполагал услышать предложение о создании агропромышленного комплекса от такого дела отказывается, так как рейдерские захваты крупных хозяйств все ещё имеют место. Если кто из нас владеет информацией о нормальном существовании крупных агропромышленных хозяйств с участием иностранного капитала, что как мы считаем, может являться защитой, выскажитесь.

СЕРГЕЙ – Могу сообщить, что французская фирма «Louis Dreyfus» возделывает в Рос-сии озимую пшеницу, ячмень, подсолнух, кукурузу, горох и сахарную свеклу.
ИРИНА – Судя по тому, что выращивают подсолнух и кукурузу это в южных краях?
СЕРГЕЙ – Да, это предприятие контролирует 99000 гектар земли в Ростовской области и Ставропольском крае.
ПЕТР – А недвижимостью холдинг владеет?
СЕРГЕЙ – Естественно, как же без этого. В июле 2015 года приобрел строящийся зерновой терминал на реке Дон и на сегодняшний день владеет 12 зерновыми элеваторами.
ИРИНА – А куда идет зерно?
СЕРГЕЙ – По итогам 2014-2015 годов этот трейдер был шестым экспортером зерна из России.
ОЛЬГА –  Все говорят об импортозамещении,  а, похоже, мы импортируем в большом количестве то, чего у нас не хватает?

ПЕТР – В этой связи могу сообщить, что таиландская «Charoln Pokphand Group» занялась птицеводством и животноводством в Ленинградской, Московской, Калужской, Липецкой и Курской областях, ориентируясь на экспорт в азиатские страны, чтобы прокормить 3 миллиарда населения.
ТОМА – Я в Интернете откопала, что в Воронежской, Орловской и Ростовской областях чешский агрохолдинг «PPF Group»контролирует более 110000 гектаров земли и выращивает: кукурузу, пшеницу, подсолнух, сахарную свеклу, ячмень и др. культуры. Известно мне и о Южно-корейской корпорации «Hyundai Heavy Motors», которая на 5500 га в Приморском крае занимается растениеводством - выращивает сою и кукурузу и имеет молочно-товарную ферму.

СЕРГЕЙ – Интересна история испанской компании «Grupo Corporativo Futrtes», которая на наших землях выросла в агропромышленную компанию из маленьких семейных бизнесов. Сегодня холдинг и группа «Черкизово» производят мясо индейки в Тамбовской области. Проект стоил 7,27 миллиардов рублей.
МАКСИМ – А работают в этих иностранных комплексах на полях и в заводах россияне или вьетнамцы да китайцы? Кто-нибудь этот вопрос изучил?

САША – Боюсь, что никто из нас этим вопросом всерьез не занимался, вероятно, в некоторых из них весь персонал состоит из иностранных граждан. Во всяком случае об одном таком предприятии я читал в газете.
СЕРГЕЙ – Министр  сельского хозяйства А.Ткачев не раз заявлял, что китайских инвесторов на Дальний Восток привлекать необходимо. Без них миллион пустующих гектар сельскохозяйственных земель не освоить. Видимо это освоение будет производиться руками китайских граждан.
ОЛЬГА – А при таком засилье иностранных агрокомплексов может ли быть обеспечена продовольственная безопасность нашей страны?
ИРИНА – Интересно, сколько ещё пахотных земель у нас не освоено?
ПЕТР – На этот вопрос уместно привести слова главы Федерального агенства научных организаций М.Котюкова: «40% наших пригодных для сельского хозяйства земель стоят без дела».

ОЛЬГА – Но эти стоящие без дела земли должно быть, если судить по соседнему с нами дачному заброшенному участку, давно заросли кустарником и деревьями.
ПЕТР – На их очистку – вырубку и выкорчевывание, конечно, понадобятся деньги, но самое главное, что они есть в резерве.
ИРИНА – Вероятно, что небольшие фермерские хозяйства нерентабельны, раз европейские фермеры сидят на дотациях.
ПЕТР – По данным Росстата в нашей стране 25% от всех посевных площадей находится в ведении фермерских хозяйств, и это несмотря на то, что банки дают им ссуды за 12%, в то время как европейские фермеры платят 5%.
МАКСИМ – Выходит, что начинать заниматься фермерством у нас могут себе позволить только миллионеры, независящие от банковских ссуд.

САША – А разобрался ли кто-нибудь из нас с тем,  как страна справляется с утратой российского семенного фонда, так долго создаваемого нашими учеными селекционерами?
БОРИС – Ну, досконально я этот вопрос не изучал, но знаю, что в целом по России в 2013 году доля импортных семян по сахарной свекле более 90%, по подсолнуху около 46%, по овощам 66%, по кукурузе 43%.
ОЛЬГА – Ну, купили один раз, а дальше ведь можно воспроизводить семена самим. Я, например, прекрасно помню, как мой дед сохранял семена огурцов. Он просто давал нескольким огурцам вырасти до полного дозревания, когда они становились огромными и желтыми. Затем извлекал из них семечки, давал им обсохнуть и упрятывал их в глиняный кувшин, до весны.

БОРИС – Однако, болезни и вредители быстро приспосабливаются к любому сорту и через пару лет урожайность любого сорта, тех же, к слову, огурцов резко упадет.
ПЕТР – К тому же, если использовать для посадки семена, купленные за рубежом гибридов, то вырастут несмешанные сорта, то есть те, из которых он был получен.
БОРИС – Гибрид - это результат одноразового скрещивания специально подобранных родителей, обладающих определенными свойствами. Для этого в теплице выращивают два сорта и опыляют их вручную. Этим и объясняется их дороговизна. Гибриды получают от родителей все их свойства – скороспелость, высокую урожайность, выносливость, устойчивость к вредителям и заболеваниям.

САША – А у каких стран мы покупаем семена? Мне, например, известно, что семена пшеницы и некоторых других злаковых можно приобрести в Белоруссии, а где и что ещё?
СЕРГЕЙ – Немецкая компания RWS в 2012 году заключила соглашение с компанией «Семена Кубани» о выращивании родительских форм кукурузы, а в Пермском крае о селекции картофеля. В 2014 г. эта же фирма заключила договор с ООО «Семеноводство» из Ленинградской области о выращивании семенного картофеля из миниклубней, полученных из Шотландии, Нидерландов, Индии.
ПЕТР – Огородники восточной части нашей страны приобретают посевные семена бахчевых культур в Китае.
САША – Как я вижу, общее положение дел в нашем сельском хозяйстве нам известно, но все мы напуганы возможными рисками при работе в этой области и никаких конкретных предложений никто не вносит.

ПЕТР – Интересно, как к возможности начать бизнес в агропромышленной области от-несутся наши американские друзья – Гарри и Алиса.
САША – Ну, для этого им нужно ещё приехать сюда и разобраться в нашем законодательстве и местных условиях.
МАКСИМ – В возможностях законно участвовать иностранной организации в бизнесе в России, хорошо разобралась Лика. Поэтому чем раньше встретится Лика с Алисой и Гарри, тем быстрее они разберутся в юридических вопросах возможности иностранного бизнеса в РФ.

САША – Поскольку мы ждем Алису уже через несколько дней, а Вы, Максим, командируетесь в Минск, то приезд Лики в Москву зависит только от Вашей тёщи – Светланы Александровны.
МАКСИМ – Надеюсь, тёща решится остаться одна с детьми на несколько дней и Лика срочно прилетит в Москву.
САША – Прекрасно, а теперь каковы у нас подвижки с другими предложениями?
БОРИС – Если вспомнить о светодиодных светильниках, то выяснилось, что выращиванием кристаллов и эпитаксических  пластин в России никто не занимается. 
САША – Ну, это легко объяснимо: сложность технологического процесса; высокая стоимость капитальных вложений; необходимость в квалифицированном персонале с соответствующей оплатой.

ПЕТР – Так эти технологии – кnow-нow, они запатентованы и пришлось бы создавать что-то своё.
БОРИС – У нас занимаются только сборкой светодиодных модулей. Процесс сборки начинается с монтажа кристаллов с помощью токо- и теплопроводящего клея. Затем заготовки светодиодов крепятся на плату вместе с элементами электропитания. Крепление осуществляется пайкой.
МАКС – А где приобретается сырье?
БОРИС – Его можно купить в Японии, Швейцарии или Китае.
МАКС – А за счет чего наши осветительные приборы стали конкурентоспособны, если, например, китайские лампы должны быть и есть более дешёвые, благодаря низкой оплате труда?

СЕРГЕЙ– Но тем не менее российские светодиодные светильники имеют сбыт в Финляндии и Прибалтике?
ПЕТР  – В некоторых отраслях оплата труда в России не выше чем в Китае.
БОРИС– Я могу ответить на вопрос Максима более точно: при ввозе сырья и комплектующих в РФ – процент таможенных сборов в несколько раз ниже, чем при импорте готовых изделий. Играет роль и то, что наша продукция считается более надежной.
САША – Так, а что ещё мы прикидывали?
ТОМА – Те остатки рыбопроизводственного завода на Валдае, о котором упоминал Петя, уже кому-то приглянулись и там началась какая–то ленивая возня.
ПЕТР – Видно у новых хозяев денег не густо и дело можно будет перекупить, но меня озаботило другое – найдем ли мы в необходимом количестве покупателей на нашу продукцию. Ведь при СССР  рыбную икру и мальков закупало государство и затем их выпускали в реки и озера, а сейчас будет ли большой спрос?
СЕРГЕЙ – Но ведь этот завод, может быть запущен  не на такую большую мощность как при советской власти. Он функционировал и во времена Российской империи, когда продукция завода раскупалась частниками.

ПЕТР  – Не спорю, но здесь количество и качество не так взаимосвязаны как в некоторых  философских рассуждениях. Здесь количество возможных заказов решает все –  «быть или не быть».
СЕРГЕЙ – Но в независимости от того, будет ли в наших руках рыбзавод, я просмотрел вопрос создания коптильни для копчения рыбы и мяса. Мне стало известно, что существует целое семейство дымогенераторов BRAVO c разными объемами камер в 3м3; 8м3; 12м3. При холодном копчении температура у выхода вверху – 25оС. А с дополнительным подогревом коптильной камеры  температура у выхода 60-65оС и можно осуществлять горячее копчение. Естественно, для копчения в разных по объему камерах требуется различный промежуток времени – 2,5; 6 и 11часов соответственно. А ароматизирующую щепу можно иметь от деревьев разных пород.

САША – Помнится, были у нас еще предложения.
ИРИНА – Ну только если вспомнить о частном детском саде или гимназии.
МАКСИМ – Да и Лика предлагает открыть у нас нотариальное бюро.
САША – Пора определяться, но, пожалуй, стоит дождаться Алисы и выслушать её мнение о том, к какому из обозначенных нами дел они с Гарри готовы присоединиться.


Рецензии