Война за бизонов. Северные равнины 1850-е - 1870г

                ВОЙНА ЗА БИЗОНОВ

«Мой дед, мы рады  тебя видеть, и счастливы, что ты пришёл не бесстыдным образом, как поступают многие ваши юноши. Не злись, но нам придётся вас уничтожать, чтобы выжить самим».
 Kри, сначала концентрировавшие свои угрозы только на нарушителях метисах, расширили своё неприятие на всех, кроме своих соплеменников и смежных с ними племён. Первичные заявления против белых торговцев сильно пахли расчётом торговой политики, но вскоре, они начали принимать тревожный тон отчаяния. В 1857 индейцы оджибве,  тесно связанные с кри, высказали традиционные опасения местного населения о предполагаемом захвате белыми их страны. «Белый человек приходит, смотрит на их [индейцев] цветы, их реки, вскоре последуют другие, а у них [индейцев] нет другого дома». В 1859 году Х.И. Хинд был приглашен на важный совет кри, созванный Mis-tich-oos (Short-stick-КОРОТКАЯ ПАЛКА) в районе реки К'Аппель.
    «Все выступавшие сильно возражали против метисов, которые охотились зимой на бизонов в равнинных районах страны. Они не отказывались торговать с ними или с белыми людьми, но настаивают на том, что все чужаки должны покупать сушеное мясо или пеммикан у них, а не охотиться сами».

    Затем, как представляется, стремясь обезопасить остальную свою торговлю совет добавил: «сильные возражения против Компании Гудзонова Залива, которая посягает на прерии (видимо, ссылка на передовое поселение Форт-Эллис) и прогоняет бизонов».  Некоторые из вождей довели это умозаключение до логического конца и как прокомментировал Хинд  «хотя они и признают ценность огнестрельного оружия, но всё же считают, что им жилось лучше в прошедшие времена, когда они имели только луки и копья, но было много диких животных». Этот совет решил, что белый человек и его ружья виноваты в этом снижение численности животного поголовья и постепенного исчезновения бизонов с их земель. Это был радикальный отход от прежних партнерских интересов. Фактически торговцы были помещены в одну категорию с теми, кто им угрожал – категорию, которая уже включала метисов и черноногих. На отдельном совете было решено, что «они не позволяют белым людям или полукровкам, охотиться в их стране, и проходить по ней, кроме как с целью торговли сушеным мясом, пеммиканом, кожами и одеждой».
 
   Но это решение совета фактически не исполнялось. Исчерпав угрозы, кри перевели свои действия на лекции, вроде такой, как была прочитана виконту Милтону и доктор Чидлу, когда в 1862 году они были найдены на равнине вождём кри, охотившимися на бизонов.
    «Я знаю в ваших землях, вы большие вожди. У вас есть много одеял, чай и соль, табак и ром. У вас великолепные ружья и порох, и стрелять вы можете - сколько пожелаете. Но есть одна вещь, которой вам не хватает - у вас нет бизонов, и вы пришли сюда, чтобы найти их. Я - тоже великий вождь. Но Великий Дух поступил с нами по-другому. Вас он наделил  различными богатствами, а мне он дал только бизонов. Почему вы приходите в эту страну, чтобы уничтожить все хорошие вещи, которыми я обладаю, просто для собственного удовольствия?»

    Он также обрисовал, что для кри главной виновницей сокращения численности стад, была Компания Гудзонова Залива, и обвинил их в ответственности за последующие вторжения его соплеменников на территории черноногих в поисках бизонов, и в смерти  воинов кри, павших в битвах, которые стали естественным результатом этой провинности. Многие кри чувствовали, что больше не могут позволять себе благотворительность по отношению к белому человеку.  Кри Pee-wa-key-win-in, сказал Исааку Коуи, торговцу Компании, что:
    «…Для того, чтобы кормить немногочисленных белых людей, индейцы которые значительно превышают их по численности и родственные племена [кри, ассинибойны и индейцы оджибве] вынуждены следовать за бизонами, проникая далеко внутрь охотничьих угодий черноногих... и в результате двое [его] сыновей...были убиты в недавнем бою, а вместе с ними ещё пятьдесят восемь юношей».
 
   Хотя оценка Пева-кей-винином (Pee-wa-Kay-win-in)  мировоззрения европейского торговца конечно была неточной, кри не теряли из виду политические и военные реалии своего положения. Совет провозгласивший эксклюзивную охоту только для своих, страстные речи представленные  Милтону и Чидлу, другие выражения разочарования и тоски, не скрывали от кри тот факт, что они не могут позволить себе нарушить торговые отношения с европейцами. Следует отметить, что выступления кри подчеркивают их заинтересованность в продолжении торговли. Конечно, их желания  эксклюзивных охотничьих привилегий представляли реальные желания и озабоченность за ресурсы, но они не сражались за этот принцип, а черноногие всё ещё были силой, с которой нужно считаться. Кри поняли, что если они вообще собираются охотиться на бизонов, то им придётся посещать территории черноногих, а делать это они смогут только с помощью военной силы. Хотя, безусловно, кри не очень любили европейцев, но видимо, понимали силу торговли, так как нуждались в европейском оружии больше, чем когда-либо. То, что они чтобы сохранить бизонов не попытались силой уничтожить эту торговлю, указывает не только на уважение к могуществу европейской державы, и собственные потребности в европейском оружии, но видимо, они также догадывались, что их богатства уже почти истрачены. Процесс уничтожения слишком сократил преимущества которые они могли бы выжать из оставшихся бизонов перед крахом всей торговой системы. Хотя это последнее заявление может показаться преувеличением их степени понимания бизоньей проблемы и как следствие торгового кризиса, существуют свидетельства того, что по крайней мере, некоторые кри  стали вносить в свою жизнь коррективы, направленные на обеспечение альтернативных средств к существованию, или по крайней мере, дополнение к исчезающим бизонам, что само по себе предполагает их четкое понимание развития событий на равнинах.
 
   Эта попытка адаптации стала началом развития сельского хозяйства среди равнинных кри. В 1857 году Х. И. Хинд встретил метиса, Джона Спенса, который тогда выращивал кукурузу в районе реки Ассинибойн, а «один из его соседей - индеец кри, взращивает её уже четыре года, не испытывая с этим никаких проблем».
    Эдвин Дениг, труды которого связаны с периодом до 1855 года, свидетельствует о гораздо более существенном и детализированном развитии среди них сельского хозяйства. Он отметил, что Pis-cha Kaw-a-chis, или СОРОКА с группой кри:
    «По подсчётам 30 или 40 жилищ, находящихся у горы Тиндер, живут в покрытых землей домах, возделывают почву на некоторых площадях и собирают значительное количество кукурузы и картофеля, а в зимний сезон охотятся на бизонов и получают другие необходимые им товары на английском посту».

   По крайней мере, три аспекта этого описания достойны внимания. Бревенчатые строения этих охотников покрытые землёй, не только напоминают деревни мандан - миннетаре, но также означают оседлость и серьезные намерения со стороны жителей для поддержания своей сельскохозяйственной деятельности. Действительно, Дениг в своём списке групп обозначает, что жители этого поселения сами организовались из частных лиц разрозненных групп, таких как сосед Джона Спенса, или участие в сельском хозяйстве было решением всей группы. Так или иначе, это предполагает дополнительную степень стремления к постоянству. Возможно, самое большое значение имеет факт отсутствия доказательств того, что этому способствовали миссионеры. Только один служитель англиканской церкви м-р Пратт, которого Паллисер описал, как чистокровного кри, положительно относился к занятию сельским хозяйством, и при этом он выразил свое незнание о существовании деревни вождя Сороки, но обозначил возможный для них мотив снабжения.  Он рассказал Паллисеру в 1857 году, что «Кри начинают опасаться дефицита бизонов, и многие из них мечтают попробовать себя в сельском хозяйстве».
    Тот факт, что жители деревни Сороки летом обрабатывали землю, а зимой охотились на бизонов, означал их попытку дополнить все более дефицитные поставки мяса. Хотя эта деревня и отображает приспособляемость равнинных кри, но столь же очевидно, что лишь меньшинство принимало в этом участие. Остальная нация продолжала возлагать надежды на более традиционную политику войны. И поэтому из-за нехватки бизонов повсеместно продолжались бои, всё это наряду с необходимостью приобрести лошадей и местью, стало поводом для дальнейших войн. Модель свободного, трехстороннего альянса не удалась, и в Конфедерации Черноногих продолжали проявляться признаки нестабильности.
 
   В начале этой заключительной военной эпохи важно отметить границу между кри и нацией блэкфут. Принимая изгиб Южного Рукава Саскачеван в качестве нейтральной территории, кри повелевали канадскими равнинами к востоку от условной линии, проведенной от слияния рек Йеллоустон и Миссури - до изгиба; и второй восточной линией, проведенной от Эдмонтона (также в качестве нейтральной территории) до изгиба Саут-Саскачеван. Это разграничение отдаёт под управление кри большую часть реки Баттл и Северный Рукав Саскачеван. В своём стремлении найти бизонов, племя кри вынуждено нарушало эти границы, пытаясь расширить свою территорию на запад. Они предприняли усилия, направленные на расширение своей территории, и в течение большей части этого периода сосредоточились на проблемной северо-западной равнине, страны Северного Саскачевана. 
 
   В северо-западной части территории кри, лето 1854 походило на многие предшествующие ему, так как последний мир между кри и черноногими окончился в 1836 году. «Военные отряды обеих сторон [кри и блэкфут] рыскали по военной тропе в поисках скальпов, лошадей и женщин, что приводило к многим ожесточенным столкновениям». Зимой в этой области кри сохраняли своё влияние, простиравшееся далеко на запад от Эдмонтона в северной части территории пиеганов. После тихого лета (1855) пиеганы ответили на эти атаки не военным походом, а отправили в Эдмонтон миротворцев. В сентябре «между ними и кри был заключён договор и каждый прошел через обычную церемонию курения Калумета». В следующем  месяце  в Эдмонтон пришли тревожные новости об успешном конокрадском рейде кри против пиеганов. Эти рейды, в отличие от предыдущих лет, являлись последствием собственной политики части кри из нижней страны. Но они тоже обеспокоились этой угрозой миру и весной 1856 г.:
    «Этим вечером индейский племенной вождь Paw pas kies из Форта-Питт в сопровождении Camenacoos длинной вереницей покинули[Эдмонтон]форт. Посольство несёт табак в подарок Народу Блэкфут,  которых они ожидают встретить в Роки-Маунтин Хаус и достичь примирения».
    Эта попытка примирения  стала успешной, и расширение мира включило в себя все племена Конфедерации; во всяком случае, до 1857 года о боях между кри и черноногими нет никаких сообщений.

     Весной 1857 года группы кри и черноногих расположились совместным лагерем возле изгиба Южного Cаскачевана. Но банда конокрадов кри из 25 молодых человек бесшумно угнала из лагеря большое количество лошадей принадлежавших черноногим. Блэкфуты преследовали их, и «На закате обрушились на молодых кри, окружили их в овраге, в котором те остановились, и пулями, стрелами и скидывая на них большие камни убили на месте 17 из них». В июне кри в районе Эдмонтона ударили по сарси, а в сентябре партия  индейцев блад сообщила, что кри и ассинибойны «украли всех лучших лошадей пиеганов». Сами же пиеганы сообщали, что убили тридцать кри и что последние в целом постоянно воруют их лошадей. В том же сентябре, «из лагерей Маскипетуна[Сломанной Руки] пришли несколько кри, они рассказывают различные истории о мире», затем эти кри «отправились в свой лагерь с табаком для черноногих, индейцев блад и Circies», указав, что, по крайней мере, три эти члена Конфедерации выступают за примирение. 27 октября Сломанная Рука и МАЛЕНЬКИЙ ВОЖДЬ совершили триумфальный визит в Эдмонтон в сопровождении «обычных церемоний, раздавая лошадей и салютуя выстрелами». Последующий мир спокойно продолжался, до 1860 года.
 
   Исаак Стивенс встретился с черноногими, и в 1855 г. им объяснили, что их территории должны быть четко определены. По-завершении переговоров, Страна Блэкфутов включила в себя большую часть северо-центральной Монтаны и все «Ледники» на восточной стороне гор.  Кроме того, общая область охоты на бизонов - ранее открытая для всех племен - теперь должна была располагаться к югу от их земель, во избежание каких-либо межплеменных конфликтов. Стивенс также просил черноногих, уважать права белых поселенцев, пересекавших их земли, позволить провести дороги, линии связи и прекратить любые набеги на западные племена.
 
   Услыхав об этом соглашении, некоторые лидеры западных племен рассвирепели и не захотели отказываться от своих исконных охотничьих угодий вдоль реки Милк к востоку от Ледника(Глейсир). В течение следующих пятнадцати лет между черноногими и их западными врагами продолжались постоянные бои. Одним из примеров служит конфликт произошедший, когда Стивенс в 1858 году послал в страну черноногих Алекса Маккея и Уильяма Т. Гамильтона переодетых  трапперами. Эти «шпионы» встретили в лагере вождя МАЛЕНЬКАЯ СОБАКА враждебное отношением к белым нарушителям.  В результате нападения черноногих несколько индейцев погибло, а Маккей с Гамильтоном поспешили уйти на запад в сторону гор, к Ледникам(Глейсир) где встретились с группой индейцев кутеней, разбивших лагерь возле озера  Святой Марии. Приведя индейцев в движение, эти белые вместе с кутеней сразу же начали отступление через Ред-Игл-Пасс(перевал Марайас), но черноногие преследователи догнали их, и произошло столкновение. Kутеней при поддержке Гамильтона и Маккея, нанесли черноногим многочисленные потери, а затем продолжили отступать к западной стороне гор – «27 октября 1858 на восточном склоне Скалистых гор около 200 воинов черноногих, верхом напали на 300 кутеней, но были отбиты. Кутеней взяли 35 скальпов черноногих, убито 4 кутеней, 20 ранено».
    28 октября у границы Скалистых гор, около 350 черноногих верхом и пешие напали на тех же кутеней(300). Они снова были отбиты и понесли большие потери, убито 9 кутеней. 5 ноября на Табачных равнинах около 300-400 черноногих(Blackfeet) напали на тех же 300 кутеней, но отступили к роще. Кутеней подожгли её и черноногие вынуждены были бежать, жертвы не известны.

    Такая враждебность отображает нерешенное состояние индейско-белых отношений. В 1857 году, индейцами панд-орей был убит живущий в прерии Белый Человек, в месте, называемом Шеди, рядом с Шелби, штат Монтана. В 1860 панд-орей во главе с вождём АЛЕКСАНДРОМ, охотились на бизонов вдоль реки Милк, когда их атаковал большой военный отряд ассинибойнов и кри. Панд-орей потеряли 20 человек, в том числе был убит старший сын вождя, 25 - ранено, и 290 лошадей захвачено. Только своевременное прибытие пиеганов предотвратило полное уничтожение их лагеря. В том же году в Страну Черноногих начали прибывать белые поселенцы. В старом Форте-Кэмпбелл на реке Марии создана миссия иезуитов. По реке Миссури прибывает первый пароход, и начинается коварная торговля виски.

    До 1861 черноногие и гро-вантры были союзниками. Осенью того же года отряд панд-орей украл лошадей у гро-вантров, находившихся на Миссури ниже Форта-Бентон. Чтобы сбить со следа своих преследователей, хитрые панд-орей оставили несколько украденных лошадей, в непосредственной близости от лагеря пиеганов на реке Марайас. Гро-вантры шедшие по горячим следам, обнаружили  часть своих лошадей возле стойбища пиеганов. Они сделали вывод, что кражу совершил отряд именно этого племени и напали на их лагерь. В этой акции, как говорят, был убит вождь пиеганов, и те приняли ответные меры против гро-вантров. После этого, несмотря на сообщения о более чем вековых мирных отношениях предшествовавших этому недоразумению, пиеганы и гро-вантры постоянно находились в состоянии войны. До середины 1880-х годов, несмотря на неоднократные попытки правительства договориться о мире между этими бывшими союзниками, их война со значительными потерями жизней с обеих сторон эпизодически продолжалась.
 
   На Миссури в уже сложившуюся военную схему добавился новый элемент, который освобождал черноногих от большого дискомфорта атак кроу-ассинибойнов и позволил им обращать больше сил на север, против племени кри. Начиная с первой половины XVII века сиу расширяли своё продвижение на Запад, и на протяжении восемнадцатого века они изводили кри, ассинибойнов, манданов и миннетариев на северо-восточных равнинах. В 1840-х годах между ними и метисами шли межнациональные войны, которые явились следствием их охоты вдоль Красной Реки. В марте 1863 года бежавшие из Миннесоты сиу, ранее развернувшие террор среди американских поселенцев, привели в Форт-Гарри тысячу боевиков и вызвали «величайший ужас и волнения». Не смотря на свой внешний вид и приобретённую репутацию, они оставались мирными, устроившись в регионе Портаж-ла-Прери. Далее к юго-западу американский торговец Генри Боллер отметил, что в конце 1850-х «страна вокруг Йеллоустона была полностью захвачена сильными военными отрядами сиу, выступавшими против кроу и ассинибойнов..». Другой американец Чарльз Ларпентер отметил, что в 1863 году сиу распространились до реки Милк - в стране черноногих. Кроу и ассинибойны отвлекались на войны с сиу, поэтому кри не могли рассчитывать на безоговорочную помощь от двух этих своих союзников. В течение всего этого периода наблюдается заметное отсутствие выпадов кроу против блэкфутов.

    Соглашение, достигнутое в Эдмонтоне поздней осенью 1857 года было разрушено мстительными кри, которые в октябре 1860 года убили вождя черноногих. Это печальное событие, стало для блэкфутов последней искрой, которая подожгла растущее недовольство.
Кристи - главный агент в области Саскачеван сообщил, что:
    «Черноногие за последние 3 года или больше, стали невыносимыми, они становятся всё хуже и делают все, чтобы нам досадить,  спровоцировать ссору или убить кого-то из нас. Сейчас (в марте 1861 года) они открыто угрожают убить всех белых, метисов и кри, которых смогут найти и сжечь Форт-Эдмонтон».
    Был ли источником этих неприятностей растущий дефицит бизонов, неизвестно. Но кри своими действиями не способствовали усмирению гнева черноногих. С нарушением мира, кри нижней страны направили свой военный отряд, который обрушился на лагерь черноногих, украл лошадей и убил восемнадцать человек. Весной 1862 года в пределах видимости Форта-Эдмонтон они повторили свой успех. Летом и осенью боевые действия не ослабевали.
 
   На протяжении 1862 года миротворец кри СЛОМАННАЯ РУКА, усердно трудился, чтобы изменить политику своего племени и подготовить дорогу для нового, стабильного мира с черноногими. Однажды в сопровождении вождя СЛАДКАЯ ТРАВА и пятидесяти человек кри, Сломанная Рука появился в Эдмонтоне и «принес послание от нижних кри из Форт-Питт и Карлтон, где все они просили мира с черноногими и хотели бы видеть их здесь». Главный агент Кристи «согласился отправить табак и посланника для встречи с черноногими, чтобы выяснить их мнение по этому вопросу». Он также потребовал от кри, прежде всего, оставить своё оружие, те выполнили просьбу на условиях, если «черноногие заключат мир и сделают то же самое». Делегации кри не пришлось долго ждать; 9 декабря смешанная группа блад, черноногих, пиеганов и сарси ответила на их призыв. Кристи описывает середину «помолвки» следующим образом: после речей «и обещания сохранять мир» он:
    «достал бумагу, чтобы каждый вождь в подтверждение заключённого Мира, подписал её своим именем. Они обменялись подарочным табаком для отправки в лагеря «невольничьих индейцев» и стойбища кри. Затем все участники приветствовали друг друга крепкими объятиями, пожали руки, и кри не теряя времени, сразу же без лишнего шума удалились».
    Неясна степень участия Компании в усилиях Сломанной Руки по организации этой встречи в Эдмонтоне. Весной 1862 года Кристи сообщая о состоянии дел в Эдмонтоне,  делает вывод «В сохранении между ними мира в этом Форте, всегда будут проблемы, кри хотят платы за его поддержание». Они понимали, что мир находится в интересах Компании, так как он давал ей возможность беспрепятственного доступа к черноногим, и кри согласились на него, чтобы получать дополнительные вливания для укрепления в этом регионе своей военной мощи. Никаких прямых доказательств заключения Компанией подобного соглашения с племенем кри не существует, и сама эта идея омрачает репутацию Сломанной Руки как «сына мира».

    Ассинибойны не были представлены на этих переговорах. По какой-то неизвестной причине, Сломанная Рука видимо проигнорировал союзников, и черноногие исключили их из мирного соглашения. 18 февраля 1863, два воина ассинибойна сообщили, что двое мужчин их племени, еще недавно были убиты какими-то черноногими, находившимися в поселении Эдмонтон. Пиеганы отмолчались от участия в переговорах, но это не исправило продолжавшуюся нестабильность в Конфедерации. В последние годы 1850-х пиеганы заключили мир с «плоскоголовыми» и разрешили им охотиться на своих землях. Два этих новых союзника в 1860 году в глубине территории черноногих совместно отбивали атаки кри и ассинибойнов. В течение года значение этого союза с плоскоголовыми для пиеганов, занятых полномасштабной войной с «водопадными индейцами»(ацина), увеличилось. Эта война и одно нападение в частности, обострили разногласия в рамках Конфедерации. Зимой 1863 года, пиеганы напали на лагерь бладов-ацина и уничтожили четыре палатки водопадных индейцев, включая вождя. Весной того года пиеганы и черноногие больше не разговаривали. Кристи отметил в Edmonton journal: «Пиеганы обыкновенно приходившие нас беспокоить, терпеливо ждали за рекой, до тех пор, пока не удалились черноногие, так как они их теперь не любят».

    Агенты по делам индейцев Монтаны весной 1864 сообщали следующее: «Между стойбищем ассинибойнов, расположенным в пяти милях от Форта-Юнион, имеется ежедневное сообщение с лагерями сиу, находящимися в устье реки Белой. Не проходит и часа, чтобы кто-нибудь не вышел туда, или не вернулся из этих лагерей» - пишет агент Френье. Он также говорит, что вся нация кри расположилась станом в «Парке» или Лесу, в шестидесяти милях от Форта-Юнион. Они насчитывают полторы тысячи палаток, и готовятся весной этого года сразиться с гро-вантрами».
 
   Между тем, кри хорошо использовали это короткое перемирие, и черноногие также сосредоточились на своих внутренних проблемах. Осенью 1863 года стало известно, что кри снова вошли в контакт с кутеней и начали торговлю лошадьми. Сломанная Рука и его сын были одними из тех представителей племени, кто принял участие в этом путешествии. Как сообщил Сломанная Рука в Эдмонтоне в декабре 1862 года: контроль за внешней политикой племени перешел к более воинственным кри нижней страны. Их первым ходом в ноябре 1863 года стала успешная атака на сарси. 2 января 1864 года, группы черноногих и сарси пришли в Эдмонтон и спешно торговали, потому что «они торопились уйти, так как ожидали нападения на их лагерь индейцев кри». В конце февраля или начале марта последовало сражение кри с черноногими. Затем 5 апреля 1864 г.
    «Когда Невольничьи индейцы почти закончили торговлю [в Эдмонтоне], из Форта-Питт прибыли несколько кри во главе с  Cumenacosse и МАЛЕНЬКОЙ СОСНОЙ. Они бросились на тех немногих, которые еще оставались у Форта, и выстрелив несколько раз ранили одного индейца племени блад...конечно черноногие ответили, но в лучшем случае они могли только сбежать, оставив своих лошадей перед Фортом. Кри воспользовались возможностью и захватили около дюжины лошадей».
 
    В течение всего этого лета войны продолжались без перерыва. Затем осенью 1864 Сломанная Рука сделал очередной шаг к миру. На этот раз в его поведении существовала принципиальная разница. Он «решил идти в лагерь черноногих с группой поддержки, чтобы организовать, если это возможно, временный мир, который может продлиться в течение зимних месяцев, и таким образом, дать кри возможность приготовить шкуры и провизию для торговли». Если приблизительно перевести, то Сломанная Рука хотел  перемирия, за время которого племя кри могло собрать свои военные силы. В этом он был успешен, но 18 февраля 1865 года Фримен сообщил в Эдмонтон Хаус, что «в лагере черноногих был убит кри, так много сделавший для мира». В апреле  кри полностью подготовились и отправили совместный с ассинибойнами военный отряд, организовали генеральное сражение с черноногими, и возвратились с победой.
 
   Черноногие мало что могли сделать перед лицом такой решительной кампании кри, в дополнении ко всему, той же весной их поразил гораздо более страшный враг - СКАРЛАТИНА. 24 марта 1865:
    «L'Hereux прибыл [в Эдмонтон] из лагеря блэкфутов с двумя черноногими и запиской от преподобного Ла Комба(Rev. Pere La Combe), который информирует о большой смертности среди язычников, бладов и черноногих. От скарлатины среди черноногих умерли более 1100 человек, мужчин, женщин и детей».
    Через четыре дня после этого сообщения г-н Хардисти, командовавший Роки-Маунтин Хаусом, послал в Эдмонтон тревожную оценку ситуации сложившейся в его области. С индейцами тогда было:
    «...очень трудно иметь с ними дело, и угроза белым очень велика. Они винят нас в появлении болезни, и угрожают убить. Очень опасаемся вспышки насилия, индейцы в отчаянии, просим помочь в людях и оружии».
    К счастью для Компании, черноногие обратили свой гнев на американцев на юге, убив на реке Миссури одиннадцать шахтеров, и воюя с кри или ассинибойнами. В апреле 1865 года, в отместку за смерть двух человек своей группы вождь бладов - ТЕЛЯЧЬЯ РУБАШКА[Onistah-sokaksin] провёл рейд против американских поселенцев на реке Миссури, что вызвало «Войну Чёрноногих», продлившуюся до 1870 года, окончившуюся резнёй на реке Марайяс. В том же 1865 году блады совершили поход против племени кри. Экспедиция была организована в отместку за их атаки, в которых был убит вождь сарси – БЫЧЬЯ ГОЛОВА. Одним майским утром 1865 года, он ушёл на охоту и не вернулся, вышедшая на следующий день поисковая группа, примерно в 15 милях от лагеря попала в засаду воинов кри и бежала, потеряв несколько мужчин убитыми, а семь женщин попали в плен к врагу. В июне (1865) военный отряд черноногих из восьмидесяти человек «обрушился на лагерь кри или стони, точно неизвестно, и убил двадцать девять из них, в основном женщин и детей». Летопись пиеганов сообщает, что летом они атаковали семьдесят палаток ассинибойнов, последние бежали и лагерь был захвачен. Вновь после серии поражений и эпидемий черноногие вернулись к наступлению.
    Явная причина войны в этом северном районе между 1850 и 1865 годами стала очевидной. За исключением краткого контакта с кутеней, кри от своей военной деятельности получали мало пользы. Они не добились прогресса на западе и хотя время от времени изгоняли черноногих из Эдмонтона, последние к удивлению торговцев, упорно продолжали приходить. Известно, что военные отряды кри совершали рейды на западе до Роки-Маунтин Хаус, но это были временные наезды, из которых они вскоре возвращались. Даже договоры Сломанной Руки не принесли положительных результатов. В отличие от договора кри-ассинибоны-кроу 1844 года, видимо, они не содержали какого-либо соглашения по вопросам торговли или охоты. Мир пиеганов с плоскоголовыми и нападения сиу на кроу и ассинибойнов уничтожили силу трехстороннего альянса 1810-1850. Результатом стал тупик. Осознав это, кри повернули на юг.

    Они обратили своё внимание на южные равнины, граничившие на востоке с линией, простирающейся от слияния рек Миссури и Йеллоустон до излучины Южного Рукава Саскачеван. В этом продвижении участвовали не только отряды с Норт-Саскачеван, но и кри с юго-восточной равнины, группы с рек Суон и К-Аппель, следовали в западном направлении за отступающими бизонами и вынужденно вступили на территории черноногих к югу от Южного Рукава. В этом южном районе между 1850 и 1865 годами сохранялся относительный мир, вызванный войной между ацина и пиеганами, но район был свободен от военных отрядов кроу, а также отсутствуют доказательства нападений на членов Конфедерации со стороны  кри и ассинибойнов. В последние годы этой эпохи он стал сценой насильственных инцидентов и окончательного решающего сражения между кри и черноногими.
 
   Где-то между 1865 и 1868 годами кри из области К-Аппель перешли на территории черноногих и подошли к Кипарисовым Холмам*. Эта миграция переместила их на 150 миль(240 км) к западу от традиционной границы между кри и черноногими. Было бы неверно называть это вторжением, оно больше походило на тяжеловооруженную миграцию. Кавалькада состояла из женщин, детей, пожилых женщин, воинов со всем их имуществом. И это были не только кри, в состав переселенцев вошли «союзники кри и оджибве(сото-Saulteaux), смешанные стони и кри «Молодые Собаки» К-Аппель и Холмов Тачвуд, несколько английских и французских метисов... также некоторые ассинибойны из Вуд-Маунтин и несколько с реки Норт-Саскачеван». В 1869 году Исаак Коуи посетил один из лагерей  «состоящий из трехсот пятидесяти больших кожаных палаток, содержащих смешанное население, наверное, две тысячи пятьсот или около трех тысяч человек(2500-3000), из которых около пяти сотен мужчин и парней способны вести войну». Несмотря на казалось бы, глупый поступок, привести так много беззащитных иждивенцев на территорию противника, следует помнить, что эти союзники пришли, чтобы найти бизонов, они не были просто воинами-рейдерами в поисках наживы и славы.

     Продвижение на запад кри и их испытывающих нехватку бизонов союзников, не осталось незамеченным или не оспоренным. Летом 1868 года авангард из шестидесяти  воинов кри посетил Кипарисовые Холмы. На обратном пути на их лагерь, расположенный примерно в двадцати милях к востоку «напали и всех убили черноногие». Потери кри продолжали расти угрожающими темпами.* По оценкам Исаака Коуи, в период между 1867 и 1874 «семь сотен храбрецов погибли в бою, убиты или внезапно умерли с момента нашего знакомства в Форте-К-Аппель».
 
   Весной 1869 года желание кри охотиться на бизонов, привело к самой известной жертве. 23 апреля 1869 «Из лагеря черноногих прибыли [в Эдмонтон] двое молодых ребят и сообщили о Старом Misticpictoons [СЛОМАННОЙ РУКЕ] убитом черноногими, вместе с двумя сыновьями и внуком». Преподобный Дж. Макдугалл, который восхищался Сломанной Рукой, нашёл и подробно записал обстоятельства его смерти.
    «Из-за миграции бизонов, кри и черноногие вынужденно оказались в непосредственной близости друг к другу. Черноногие предложили заключить мир, на что Маскипетун (Maskepetoon) ответил положительно. Он сам и его сын с небольшим отрядом ушли, чтобы организовать ратификацию договора. Когда же он приблизился к стану черноногих, последние с громкими приветствиями вышли ему навстречу, и казалось, были очень дружелюбны. Все представители обеих сторон сели, чтобы спокойно побеседовать, поскольку Maскипетун собирался выкурить трубку мира. Но пока происходила церемония, по сигналу, поданному одним из черноногих, началось убийство старого вождя и его людей. В результате этого непревзойдённого предательства все кри были мгновенно убиты».
    К сожалению Макдугалл в своём отчёте опускает, где располагалось место этого трагического собрания кри и черноногих. Известна запись в журнале Эдмонтона от 29 июня, что контингент кри с Норт-Саскачеван и ассинибойны со своими семьями проникли далеко на юг, на территорию черноногих, достигнув реки Красного Оленя.

на основе: THE PLAINS CREE: A Preliminary Trade and Military Chronology 1670-1870”by John Sheridan Milloy.

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии