1272. Разграбление Бухары

   1272 г. от Р.Х.
6780 г. от С.М, 670-671 (с 28.7) г.х., год Обезьяны


   У Л У С Ы   Х У Л А Г У   и   Ч А Г А Т А Я

   РАД. О прибытии некого Акбека на служение к Абага-хану, наборе [им] войска, чтобы разрушить Бухару, исходе этого обстоятельства и происшествии землетрясения в городе Тебризе [1.2, т.3, с.86-88].
   В лето 671 [1272/73] некий Акбек, который некоторое время со стороны Борака охранял крепость Амуйе и сторожил берег реки и от злодушия которого людям досталось много беспокойства, прибыл на служение к Абага-хану в местность Киту и доложил: «Чужеземные рати, которые приходят с той стороны реки, усиливаются Бухарой и направляются в эти края. Благо в том, чтобы те места разрушить». Абага-хан назначил в Бухару Йисудер-огула, который был правителем Хорасана после Тубшин-огула и приказал: «Ежели-де жители тамошние согласны покинуть родину и перейти в Хорасан, ты их не обижай, а ежели нет, то разграбь Бухару». Вместе с ним он отправил Никпей-бахадура, Чарду и Аладу с одним туманом войска.
   Когда они прибыли в те края, они несколько раз свершили набеги на Кеш и Нахшеб, а затем направились на Бухару и расположились в окрестностях города. Ма’суд-бек был в ставке Кайду и в его отсутствие садр-и джехан ведал наблюдением за должностными и правящими лицами. У Акбека был слуга, урожденный бухарец, по имени Зирек, сын Лачина, большой нахал и смутьян. Его он отправил с монгольским нукером в город и возвестил: «Указ-де Абага-хана, чтобы покинули город, и с женами, детьми, добром и скотом вышли бы и отправились в Хорасанскую область». Беспутные люди и чернь не послушали слов садр-и джехана, и его [Зирека] убили. Монгольский нукер вернулся обратно и донес Акбеку об убийстве Зирека, сына Лачина. Они сразу сели [на коней] и устремились к городу. Жители Бухары заперли ворота и бились целый день. Ночью садр-и джехан призвал городских вельмож и признал за правильное помириться. Акбек был сыном индиянки, внуком Тадж-ад-дина Зирека. Одни ворота зависели от него [Тадж-ад-дина]. На рассвете он их растворил, и войско вошло в Бухару в арам-месяце года курицы, соответствующего первому числу месяца раджаба лета 671 хиджры [22.1.1273], и приступило к резне, грабежу и к захвату в полон и неволю. Они пустили по городу поток крови, подожгли медресэ Мас’уд-бека, которая была самой большой и самой благоустроенной из тамошних медресэ, и сожгли ее с драгоценными книгами. Одну неделю занимались они убийством и грабежом и в последнюю ночь хотели поджечь город, но внезапно прибыло несколько конных монголов и привезли известие, что Чопай и Капан, сыновья Алгу, сына Байдара, сына Чагатая, идут с десятью тысячами всадников. Акбек и Никпей выступили оттуда и с множеством добра, скота, рабов и пленных перешли через реку Херамкам. Рано поутру Капан, Буку и Наку подошли с той стороны к берегу реки и подняли крик: «Вы-де почему учинили такое дело?». Эмиры ответили: «По указу господина твоего, Абага-хана, учинили, а вот-де ярлык его». Так как Капан не счел полезным переправиться [через] реку и ударить на них, потому что имел не более 5.000 всадников, то потребовал от Акбека и Никпея подарков. Они отправили ему долю из добра и добычи, и он тоже повернул обратно и перебил всех уцелевших от меча. Было убито около пятидесяти тысяч человек. Прошло почти три года, а войска с обеих сторон [т.е.] Акбека, Капана и Чопая грабили и убивали, так что такой великий город и его округа были совершенно разрушены и в продолжение семи лет в том краю не было ни одного живого существа. Акбек, когда обогатился и укрепил себя этой добычей, захотел бежать и отправиться к Кайду. Один из его братьев пришел к царевичу Аргуну и донес об его замысле. Царевич послал гонцов, чтобы они, связав его, доставили и отправили к Абага-хану. Его допросили, а он не признался. Его били палками, он сознался и в местности у Гокчадениз его казнили.
   В ту же пору 671 года [1272/73], зимою, в Тебризе случилось сильное землетрясение, так что вершины минаретов обвалились и множество домов было разрушено. В месяце зи-л-хиджджэ того же года умертвили Садр-ад-дина Рейского. Джанглаун-бахши, которого очень чтили монгольские цари и которому Хулагу-хан и Абага-хан оказывали полное уважение, скончался 19 числа упомянутого зи-л-хиджджэ [7 VII 1273], а в месяце зи-л-хиджджэ 673 года [V-VI 1275] на луговьях Радкана [близ] Туса умер эмир Аргун-ага и его там же похоронили. Аминь.


   У Л У С   Д Ж У Ч И

   АЗ-ЗАХАБИ [3.8].
   В 670 г.х. прибыли послы дома Берковичей от Менгутемира, сына Тогана, требуя от султана помощи для истребления Абаги.

   ИБН АЛЬ-ФУРАТ. О захвате Франками послов Менгутемира и свиты их. [3.16]
   2-го дзулькаада этого, т. е. 670 г.х. (31.5.1272) к султану Эльмелик-Эззахыру пришло известие, что Марсельцы, одни из южных франков, захватив корабль, на котором (находились) послы царя Менгутемира и переводчик, ездивший со стороны султана Эльмелик-Эззахыра к царю Менгутемиру, повезли пленных в Акку. Когда это дошло до султана, то он, опасаясь, что они отправятся с ними к Абаге, потребовал их от франков. Они освободили посла султана, а относительно остальных извинились тем, что они не подданные султана, и не были взяты в стране, находящейся в мире (с султаном); притом их захватили люди короля Карла. Но когда султан напустился на Марсельцев во всех пограничных местах, то они выслали (упомянутых) послов со всем, что у них было отнято, к султану. Они (послы) прибыли в Дамаск и представили письма Менгутемира (писанные) по-арабски и по-персидски, (с заявлением) что они (Золотоордынцы) враги его врагов и что они в (такой же) дружбе с ним, как был отец их Беркехан.


Продолжение:
Введение и источники http://www.proza.ru/2015/08/05/1755


Рецензии