Краевед Владимир Эльчиев

Радио Посад
Лицом к Лицу
Краевед Владимир ЭЛЬЧИЕВ


 Давно существует такое понятие - увлеченные люди. Они вроде бы такие же, как и все, но с какими-то более извилистыми извилинами в голове, с какой-то чертовщинкой в душе. И при этом это очень хорошие люди. Среди них бывают энтузиасты краеведы. Среди них бывают фанаты одного конкретного певца или певицы. Среди них бывают даже собиратели фантиков от конфет. Но это не наш случай.
С одним из таких интересных людей, с которым я сам давно знаком и с которым мы сделали не одно хорошее дело, важное для местной истории и культуры, я и хочу познакомить радиослушателей и посетителей сайта Радио Посад.
Его зовут Владимир Эльчиев. Он – краевед завода и поселка Лоза, в котором прожил и проработал большую часть своей жизни. Ему глубоко за семьдесят, но при этом он необычайно активный человек – он пишет и издает книги, он регулярно печатает свои статьи в сергиево-посадских газетах и журналах, он участвует в издании звукозаписей известных, но давно забытых музыкантов. Короче, он человек неравнодушный и поэтому хочется с ним побеседовать и еще раз удивиться его эрудиции и жизнелюбию…

Лаборатория Опытного ЗАвода

- Владимир Адильевич, мы знакомы с вами давно, но зато наши слушатели, естественно,  не знают, где вы родились и как попали в Загорск, в Лозу…
 - Родился я в 1938 голу в Азербайджане, недалеко от города Кировобад (сейчас он называется Гянджа). Если говорить коротко, своим рождением я обязан пресловутому голодомору 1933 года, когда моя мама, кубанская казачка, переехала в Азербайджан, чтобы спастись от голода. И там она встретилась с моим будущим отцом, азербайджанцем по национальности, а в 1936 году вышла за него замуж. В 1939 году семья переехала в город Евлах - это в центральном Азербайджане.

- А что оканчивали?
- В Евлахе я окончил среднюю школу и через год без экзаменов, как медалист, поступил в Азербайджанский политехнический институт. Окончил его в 1961 году.

- И куда вас распределили после окончания вуза?
- Получилось так, что нас распределили по пожеланию Загорского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности. К нам приехал оттуда зам. главного конструктора Александр Григорьевич Баранов и предложил наиболее отличившимся выпускникам – то есть, отличникам и хорошистам - работать в Загорске. Так я попал в Лозу.

- А что это было за предприятие?
- Вообще ВНИПП находится в Москве, а филиалом его было наше предприятие, которое существует с 1949 года. Начиналось оно как абсолютно секретный объект ЛОЗА… 

- ЛОЗА – это ведь аббревиатура?
- Да, это название расшифровывается как Лаборатория Опытного ЗАвода. В Москве при ВНИППе был опытный завод, который делал специальные высокоточные подшипники. Директором его был Николай Михайлович Федосеев, известный в подшипниковой отрасли специалист. Как известно, с конца 1940-х годов начиналась так называемая «холодная война» с Западом, и правительство Советского Союза старалось как-то противостоять американскому давлению, поэтому начинала бурно развиваться ракетная промышленность. Но вначале мы практически копировали первые немецкие ракеты (ракеты ФАУ-2  разработки немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Основной завод по их производству и испытательный полигон располагался на острове Пенемюнде. Был захвачен Советской Армией. Одним из участников секретной экспедиции по изучению ракет ФАУ-2 был будущий зав. кафедрой П-4 МВТУ им. Баумана Дми;трий Серге;евич Пельпо;р (1917 - 1996) - известный учёный в сфере разработки систем автоматического управления, гироскопической стабилизации и навигации, на кафедре которого я имел честь учиться – прим. В.С.)
У нас пока не было собственных гироскопических навигационных приборов, и вот тогда остро стал вопрос о выпуске высокоточных приборных шарикоподшипников для военных целей. И Федосееву поручили найти место для будущего филиала. Он объездил в Подмосковье несколько районов и, в конце концов, остановился на заброшенном здании церкви в местечке Царь-Дар.

- Откуда такое название?
- Это местечко Царь-Дар существует очень давно, как летняя дача Александро-Мариинского дома призрения, который до революции 1917 года существовал для детей-сирот в Сергиевском посаде. И вот директриса этого заведения Елизавета Кроткова в благодарность к своим высоким покровителям - императору Александру III и его супруге Марии Федоровне - решила построить в этом Царь-Даре летнюю дачу. А затем она решила построить еще и церковь, где молились бы воспитанники дома призрения и местные жители. В 1902 году церковь была построена и получила название храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины.
После революции здание храма занимали разные учреждения, пионерские лагеря, даже коровья ферма. А потом в 1945 году случился пожар, и оно было заброшено… 

- И именно его показали Федосееву?
- Да. Это было в 1949 году. А когда вышло постановление правительства СССР о том, что нужно создавать промышленность высокоточных приборных подшипников, это здание передали ВНИППу. Был сделан ремонт, и здесь начал работать маленький заводик, который в 1951 году выпустил свои первые подшипники.
Дело в том, что серийные подшипники, которые выпускали ГПЗ (государственные подшипниковые заводы – прим. В.С.), - они не годились для нужд ракетостроения по своей точности. Даже, если отбирали их один из десяти, то все равно эти подшипники не работали в гироприборах так, как это требовалось. И вот тогда создали эту лабораторию опытного завода, высокоточные подшипники которого работали так, как это было нужно. Но заводу требовались молодые специалисты – инженеры и техники, рабочие. Их можно было привлечь только возможностью быстрого получения квартиры. А тогда в стране  это была большая проблема. И вот в заводском поселке, который так и назвали – Лоза, началось бурное жилищное строительство. Прослышав про это, со многих предприятий Загорского района и даже, я бы сказал, всего Советского Союза сюда устремились нужные заводу специалисты с семьями.
Сначала Федосеев набирал знакомых опытных специалистов из ГПЗ, преимущественно из московского, саратовского и куйбышевского (ныне самарского – прим. В.С.). А затем уже, примерно с 1961 года, начался массовый приезд молодых специалистов. Включая меня и мою семью…

- И вы, насколько я знаю, востребованы до сих пор…
- Да, я уже живу в Лозе 55 лет и до сих пор работаю. Лоза нам очень нравится. Практически вся история этого предприятия прошла на наших глазах. Мы участвовали в его становлении, развитии и по сей день работаем.

- Кого из директоров, руководивших Лозовским предприятием, вы бы выделили, оставили, так сказать, для истории?
- Прежде всего, я бы посоветовал слушателям Радио Посад прочитать мою книгу «Лоза», которую я написал в соавторстве с двумя моими коллегами. Эта книга выходила дважды – в 2005 и 2011 годах. Она есть в библиотеках им. Горловского и им. Розанова. Интересующиеся могут ее там прочитать или приехать к нам в Лозу, в поселковую библиотеку, где наша книга тоже есть. Заодно посмотреть и наш замечательный храм, который в 1993 году был возвращен Троице-Сергиевой лавре и снова стал действующим церковным учреждением.
И о директорах. В нашей книжке приведены биографии десяти директоров. Из них я бы, конечно, особо отметил Николая Михайловича Федосеева, нашего первого директора-основателя. Достойным директором был и Александр Григорьевич Баранов. Он руководил нашим предприятием почти два десятка лет, начиная с 1971 года и кончая началом 90-х годов. Он был старожилом завода, работал тут с 1956 года, и приложил очень много усилий к развитию поселка – основное развитие и жилищное, и производственное было именно при нем. Строились новые заводские корпуса, рос коллектив – в советское время у нас работало примерно две с половиной тысячи человек...

- А сейчас?
- Если сравнивать с нынешним положением, когда на заводе работает порядка четырехсот человек, то видно, каков был тогда масштаб...

Шестидесятники Лозы

- В начале 60-х годов прошлого века, в котором мы с вами родились, зародилось и  такое понятие как «шестидесятники». Кто они были? И относите ли вы себя к ним?
- Это замечательный вопрос. И очень кстати. Потому что в Сергиевом Посаде не так давно выходил журнал «Кстати», который редактировал наш ведущий, Вячеслав Суханов, и, надо заметить, прекрасно редактировал…

- Спасибо.
- Журнал был очень популярным, и в этом журнале я поместил в трех номерах большую статью, которая так и называлась – «Шестидесятники Лозы». Если вы где-то в библиотеках встретите эти номера журнала, то обязательно прочитайте – это очень интересно. Потому что эта статья расскажет вам о культурной жизни нашего поселка.
Дело в том, что когда в Лозу приехали буквально сотни молодых специалистов, им надо было чем-то заниматься помимо работы. Они приехали из больших городов, и, конечно, эта сельская жизнь не всем нравилась. И сразу возникли стихийные попытки создать что-то вроде своего клуба, места для встреч. А, надо сказать, в Лозе был заводской клуб, но он только показывал кинофильмы.
И вот выявились энтузиасты, среди которых были молодые специалисты, которые прекрасно рисовали, были и литераторы… 

- Одним из них был поэт Владимир Смолдырев, в памятном вечере которого в Лозовской библиотеке мы с вами недавно принимали участие. Вы ведь знали его…
- Да. Я могу отметить поэта Владимира Алексеевича Смолдырева. К сожалению, он прожил очень короткую жизнь, но даже то, что он успел создать – его замечательные стихи, во многих случаях даже переложенные на песни, до сих пор вызывают восхищение многих любителей поэзии…
(Владимир Алексеевич Смолдырев (1939 – 1971) – известный советский поэт, уроженец Ростова, переводчик, сотрудник редакции журнала «Сельская молодежь», рецензент издательства «Молодая  гвардия», редактор-составитель альманаха «Подвиг». Жил и работал в Лозе. Последние годы жизни связаны с г. Хотьково. Здесь поэт создал свои лучшие произведения, здесь же нашел свой последний приют - 9 марта 1971 года был похоронен на Горбуновском кладбище – с сайта donlib.ru)
Владимир работал у меня в группе инженером, и как-то он меня попросил посмотреть подборку его стихов, которую он посылал в газету «Московской комсомолец» (ныне «МК» - прим. В.С.) Я посмотрел эти машинописные листки, подсказал ему где-то что-то подправить и поразился тому, как он пишет свои стихи. Это были стихи БЕЗ рифмы – так называемые белые стихи. Оказывается, это было очень модное увлечение того времени, очень многие поэты так писали. И вот Смолдырев отличился тем, что писал очень красивые белые стихи…
Я пишу о нем в своей книжке, печатал несколько очерков в газете «Вперед».

- Наверно, Смолдырев был не один среди той талантливой молодежи 60-х?
- У нас был очень хороший художник Владимир Рянцев. Репродукции его картин с пейзажами окрестностей Лозы тоже помещены в книжке «Лоза».
И вот эти молодые специалисты организовали у нас в клубе ежегодную художественную выставку. Каждый год наш клуб превращался в маленький вернисаж, в котором даже участвовали многие художники из Москвы, из нашего головного института, из Загорска.
Потом появилась художественная самодеятельность. У нас проводились ежегодные смотры-конкурсы заводских цехов, подразделений. То есть, культурная жизнь, благодаря нашим молодым специалистам, била ключом…

- Кроме увлечения краеведением, вы, как известно, заядлый почитатель творчества певца Михаила Александровича…
- Да, я с детства люблю красивых теноров…

- А каким концом его можно связать с вашей биографией?
- Да, связать нужно обязательно, потому что этого тенора, Михаила Александровича, я услышал еще мальчиком. Мне было лет десять, у нас дома висела черная бумажная тарелка репродуктора, и однажды из нее я услышал чарующий голос, который пел неаполитанскую песенку. Я влюбился в него сразу без памяти. Потом у нас появился в семье патефон, и мы покупали его грампластинки. Они тогда издавались миллионными тиражами и даже продавались в нашем маленьком городке Евлахе. Это был самый популярный эстрадный тенор Советского Союза 1940-50-х годов. О нем, если это кого-то заинтересует, можно прочитать в книге «Шесть карьер Михаила Александровича. Жизнь тенора», которая вышла совсем недавно, к 100-летию со дня рождения певца. А родился он в 1914 году. Кстати, к книге приложен лазерный диск с его записями.

- А кто написал эту книгу?
- Эту книгу написал муж его единственной дочери Илоны Леонид Махлис, который прожил бок о бок с певцом больше тридцати лет. В этой книге автор упоминает и мое имя, потому что этого певца я любил всю жизнь, перепевал его песенки в художественной самодеятельности, подражая его голосу (улыбается), а в 1994 году, когда певцу исполнялось 80 лет, я случайно услышал по Радио «Свобода», что можно написать ему письмо. Он тогда жил в Германии, в Мюнхене. И я с огромным воодушевлением просидел всю ночь и написал ему большое прочувствованное письмо.
В ответ он прислал мне незабываемый подарок – две кассеты своих записей и книгу своих мемуаров. И мы стали переписываться. И последние восемь лет его жизни регулярно переписывались.
Кроме этого, в Москве начали проводиться его творческие вечера, он ведь в советское время был запрещенным артистом – еврей, эмигрант с 1971 года. И после того, как он умер в 2002 году, я переписываюсь и поддерживаю контакт с его семьей.

- Насколько я помню, вы участвовали в издании его записей в России…
- Да. В 1998 году я в газете «Вперед» написал большую статью «Нет, вы наш, Михаил Александрович» и послал ему эту статью. Кроме того, я писал на радиостанцию «Маяк» о том, что пора вернуть такого певца нашему народу. И чтобы выходили записи его песен.
Откликнулся с «Маяка» ведущий передачи «Музыкальная панорама» Валерий Сафошкин, известный московский коллекционер звукозаписей. Мы с ним тоже подружились, я часто бывал у него дома, в гостях. Он мне подарил много записей известнейших наших певцов, и мы с ним организовали выпуск нескольких дисков Михаила Александровича…

- Спасибо вот таким неравнодушным людям и энтузиастам, благодаря которым сохраняется память о нашем культурном наследии. Спасибо за беседу.   

Вячеслав СУХАНОВ
(Для Радио Посад)


Рецензии