Пост-каримовский Узбекистан

ПОСТ-КАРИМОВСКИЙ УЗБЕКИСТАН: ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ, МЯТЕЖИ ИЛИ ВЫБОРЫ

"Народное мнение" из СМИ

«...за годы независимости нашей страны глава государства неизменно пользуется высоким доверием населения и имеет всенародную общественную поддержку. В 2015 году, по данным опроса общественного мнения, показатель веры граждан в великое будущее и процветание государства достиг 98,2%. Абсолютное большинство опрошенных (99,2%) отмечает, что за прошедшее время наша страна заняла достойное место в мире и признана мировым сообществом как государство, где созданы благоприятные условия для жизни всех его граждан, независимо от национальности и социального положения»1.
«...самым ценным достижением независимости являются мир и стабильность в стране, межнациональное и гражданское согласие в обществе. В 1999 году так считали 97,1% опрошенных, в 2013 году – 98,6%, в 2015 году – 99,6%. Как отметили респонденты, основными определяющими факторами межнационального и гражданского согласия являются дальновидная политика Президента нашей страны, забота государства о своих гражданах, стабильность в социально- экономической и общественно-политической сферах, этническая и религиозная толерантность»2. 
«Под руководством Президента Ислама Каримова особое внимание уделяется созданию необходимых условий для того, чтобы институт махалли служил надежной опорой гражданского общества. Так, 96,8% опрошенных отметили существенную роль махалли в своей жизни и жизни своей семьи, обеспечении спокойствия, стабильности, благоустроенности, утверждении демократических принципов на территории проживания».3
Все это часть социологических исследований Центра «Ижтимоий фикр», проправительственной структуры, которая увязывает результаты реформ и проводимого курса на строительство независимого государства с именем Ислама Каримова, стоящего у руля власти почти 27 лет. Независимые эксперты всегда с долей иронии и усмешкой относились к этим данным, считая их далеко не корректными, больше пропагандистскими, антинаучными. Действительно, выпячивание одной личности и возвеличивание ее в качестве некой миссии напоминало прошлое, через что проходили граждане СССР. И все же, определенная доля истины в них высветилась в последние дни августа 2016 года, когда республику всколыхнула весть о болезни президента. Да, это не первое событие как в жизни страны, так и в благополучии главы государства, однако нынешние обстоятельства несут угрожающую составляющую, так как недуг Ислама Каримова парализовал вертикаль власти.
Официально пресс-служба Аппарата президента сообщила краткую, малоинформирующую весть: «Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в настоящее время находится на стационарном лечении. По мнению специалистов, необходимо полное медицинское обследование»4. Это впервые, когда официальная инстанция ставит в известность граждан о физическом состоянии Ислама Каримова, ранее подобная информация находилась под грифом «секретно», и население лишь могло догадываться, как чувствует себя их избранник. Ранее в социальных сетях и в СМИ оппозиции уже с 2010 года не раз проскальзывали сведения о том, что Ислам Каримов дважды впадал в кому, а в 2013 году перенес инфаркт. На этот раз ситуация оказалась достаточно серьезной, раз было сделано официальное заявление. Между тем, младшая дочь главы государства Лола Тилляева-Каримова, в свою очередь, со страниц Фейсбука и Инстаграма сообщила об инсульте у отца и заявила: "Я обращаюсь к людям с большой просьбой обойтись без спекуляций и уважать право семьи на «прайвеси» (личное пространство)"5. Это внесло пояснение в текущие события, но вызвало еще больше страхов и ожиданий, ведь теперь стало ясно одно обстоятельство – страна фактические несколько суток находится без президентского управления.
Не нужно быть медиком, чтобы понимать – после инсульта, особенно для человека около восьмидесятилетнего возраста, шансы реабилитироваться очень малы, тем более о возвращении к работе речи быть не может. Значит, Ислам Каримов не может исполнять свои прямые обязанности, и его следует заменить. Ибо этого требует государственная безопасность, это является необходимой процедурой сохранения политической стабильности и управления важнейшей ветвью власти.

Требования Конституции: формальности еще больше усложняют

Существуют ли нормативно-правовые акты, регулирующие процесс передачи власти от одного лица другому. Речь идет, естественно, о самой высокой должности в стране. До 18 апреля 2011 года Основной закон страны давал лаконичный ответ в статье 96: ««Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой Олий Мажлисом, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном заседании Олий Мажлиса из числа депутатов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан».
Однако ни механизмов реализации этой статьи, ни процедуры передачи властных полномочий и подчинения, ни подтверждения соответствия Конституции выполняемых решений со стороны Олий Мажлиса не существовало. Этот пункт как-то «выпал» из интересов депутатов, политических партий, Конституционного суда, СМИ, и поэтому практически никогда и нигде не поднимался. Казалось, до такого состояния просто не дойдет и тратить время на «второстепеность» данной статьи не следует. Но в любом случае, здесь были очерчены пять важных аспекта:
- лигитимная возможность устранения президента от власти (при этом иного пути нет, включая импичмент);
- основанием является заключение Государственной комиссии;
- назначается президентом лицо только из числа депутатов;
- сроки полномочий этого президента дискретны, то есть ограничены во времени;
- спустя три месяца проводятся новые выборы путем всенародного голосования, а не через избрание Олий Мажлисом.
Отсюда вытекало, что право на транзит власти передается парламенту, а не правительству, Верховному суду или Центральной избирательной комиссии, и это являлось важным обстоятельством — государство на короткое время трансформировалась в парламентское. И все же изменения в 96-ю статью неожиданно внесли весной 2011 года и теперь она звучала так: «При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны»6.
Проблема заключалась уже в том, что данная формулировка вносила больше неясностей, чем указывала на шаги реализации; возникали следующие вопросы:
- что являтся «невозможностью исполнения» и каковы рамки этой «невозможности»;
- кто или что подтверждает «невозможность исполнения президентом своих полномочий»;
- может ли совмещать глава Сената свои полномочия с президентскими, не является ли это подмена исполнительной власти законодательной, или концентрация двух властей в руках одной личности, что фактически дает ему сверхполномочия;
- сроки новых выборов могут не совпадать со сроками, указанными в Конституции.
Последний пункт, наверное, следует пояснить. Статьей 117 Основного закона указывается: «Выборы Президента Республики Узбекистан... проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря“7.
Это означает, что если президент признан неспособным исполнять свои обязанности, например, в мае, то выборы в любом случае проводятся в декабре текущего года. То есть временно исполняющий обязанности — председатель Сената - получает 8 месяцев власти, а не три. При этом он обязан сохранить за собой власть до ступления избранного на выборах президента до вступлениям им в должность (а это плюс еще два месяца). Конституционный суд не рассматривал никогда эти противоречия. Впрочем, этот орган никогда не «замечал» нарушения выборов главы государства, в частности, нелегитимность избрания Ислама Каримова в 2007 и 2015 годах, поскольку его участие в избирательном процессе противоречило статье 90 Основного закона: «Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд». Более того, законы не предусматривали продления полномочий президента ни через референдум, ни через прямое народное голосование, ни через предоставление такого права парламентом или в рамках исключительных ситуаций, между тем, такое действие было допущено в 1995 (плюс пять лет) и 2002 годах (с пяти до семи лет).
Таким образом, Конституция формально не признавалась в политическом процессе, если это не было угодно действующему главе государство и шло вразрез его личных интересов и интересов той группы, которая осуществляла его поддержку, - это коррумпированные чиновники, руководители силовых структур, мафиозные структуры, региональные кланы. В реальности все решается теми, за которыми ресурсы страны, кто контролирует кадровые перестановки, обладает большим числом союзников из регионов и имеет тесные контакты с Службой национальной безопасностью.

Текущий расклад сил

Слабость политической системы Узбекистана заключается в том. Что вся вертикаль власти увязана с одной личностью, и другие ветви власти не обладают фактически самостоятельностью. Руководители парламента, правительства, партий не являются политиками, они функционеры, исполняющие указания президента, не обладающие политической самостоятельностью. И поэтому с момента провозглашения независимости в 1991 году лишь два человека открыто заявили свои претензии на президентскую власть. В  декабре 1991 года лидер партии «Эрк» («Воля») Салай Мадаминов (известный под литературным псевдонимом Мухаммад Салих) выступил оппонентом Исламум Каримову, и  по официальным данным он на выборах набрал 12,7% голосов, по объявленным до этого по радио Узбекистана данным — 33%; по подсчётам независимых наблюдателей — большинство голосов. В 2005 году бизнесмен и лидер движения «Коалиция - Солнечный Узбекистан» Санжар Умаров намеревался самовыдвинуться кандидатом в президенты, однако был арестован и осужден по сфабрикованному Генеральной прокуратурой обвинению. В выборах 2007 года оппонентами Исламу Каримову были назначены три человека — Аслиддин Рустамов (Народная демократическая партия Узбекистана), Дилором Ташмухамедова (Социал-демократическая партия «Адолат»), Акмаль Саидов (от группы общественников), которые всячески демонстрировали свое нежелание становиться главой государства. В выборах 2015 года такие же фокусы были осуществленны и с тремя очередными «оппонентами», всячески отторгавшими от себя власть, - Хотамжон Кетмонов от НДПУ,  Наримон Умаров от «Адолат» и опять Акмаль Саидов, только на этот раз от партии «Миллий тикланиш». В итоге всегда «побеждал» Ислам Каримов.
Таким образом, реальных политиков в Узбекистане не существует. Но есть люди, обладающими рычагами влияния и ресурсами, и за которыми стоят кланы — неформальные группы людей, исторически образованные региональной обособленностью (что является отличием от родоплеменных групп, трайбализма). К середине 2010-х годов власть в стране сосредотачивалась у двух групп — Самаркандско-Джизакского клана, представителем которого считается премьер Шавкат Мирзияев, и Ташкентский клан с лидером Рустамом Азимовым, вице-премьером. Представители Андижанского клана (Ферганской долины) имели усеченные возможности в центральных органах власти, а остальные региональные элиты в большей части имели власть на своих терриориях. В связи с чем эксперты могли делать ставки на право получения статуса «преемник» двум вышеуказанным фигурам. И именно между ними в последнее время шла основная бопрьба за ресурсы государства и ключевые посты в правительстве, парламенте, суде, прокуратуре, силовых структурах.
Упоминается также еще одна важная персона на политическом Олимпе — глава СНБ Рустам Иноятов. Были мнения. Что этот человек имеет виды на высший пост в стране, однако это маловероятно. Человек, работающий в сфере безопасности, не особо желал вникать в проблемы экономики и социальной жизни — это не его сфера профессиональных интересов. Это ноша, которую он не мог потянуть, и Р.Иноятов это осознавал. Однако это не мешало ему, как, впрочем, и другим чиновникам высшего эшелона власти, формировать капитал за счет злоупотреблений и коррупции.
Таким образом, не претендуя на власть, Р.Иноятов все же был той силой, которая могла привести к власти или Р.Азимова, или Ш.Мирзияева. И, возможно, какие-то решения им уже были сделаны.
Однако вмешался фактор неожиданности в этот процесс, а именно 96-я статья Конституции. Согласне ней, временно исполняющим обязанности президента становится Нигматулла Юлдашев из партии «Миллий тикланиш», бывший министр юстиции, заместитель Генерального прокурора, представитель столичногоклана. Именно он сосредотачивает в своих руках высшую власть в стране и, более того, переподчиняет себе вооруженные силы. И у Р.Иноятова уже меньше возможностей организовать путч, потому что «естественный» оппонент СНБ — Министерство внутренних дел обладает не меньшей силой и может сорвать планы чекистов. Министерство обороны, полувооруженные формирования, такие как МЧС, Таможенный и Налоговый комитеты, безусловно, встанут в защиту Конституции и присягнут Н.Юлдашеву.

Третьий фактор и новые претенденты на власть

До сегодняшнего дня Н.Юлдашев не был известной личностью. Весьма осторожный, скрытный, лояльный Исламу Каримову и несамостоятельный в принятии решений человек не вызывал опасения ни у кого. Но ведь фактор давления исчез — Ислама Каримова нет, - а значит, председатель Сената может заявить о своих политических амбициях, кль ему на руки упала власть, о которой раньше и не помышлял. С другой стороны, возможно такой сценарий был согласован Нигматуллой Тулкиновичем и Исламом Каримовым ранее и не был доступен публике. Вполне возможно, он был доведен и до премьера и до вице-премьера с требованием признать Н.Юлдашева ВРИО президента на случай смерти или болезни самого Ислама Каримова. В тот момент лидеры кланов могли обещать.
Но ведь на Востоке обещания не всегда имеют цену. Интересы подталкивают людей к решительным действиям. Появление третьего лица в политическом пространстве — Н.Юлдашева — создает интригующую и не совсем ясно прогнозируемую ситуацию в Узбекистане. Обладая совмещенной властью президента и парламента, этот человек становится ключевым игроком, и тут теперь зависит от того, какую линию начнет гнуть он.
Н.Юлдашев может:
- самовыдвинутся в президенты, благо за ним формально остается партия «Миллий тикланиш», а согласно статьи 24 Конституции «Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан имеют политические партии»;
- поддержать Рустама Азимова, с которым он состоит в одном клане, и сохранить за собой пост главы Сената;
- стать посредником между кланами и выдвинуть альтернативу какого-либо лица, устраивающего как самаркандцев, так и ташкентцев, и в равной степени другие кланы страны.
И все же, наличие трех фигур не делает «шахматную игру» полной. На арену политической борьбы могут взойти и руководители трех других партий, которые также потеряют «давление» из «Ок Сарая» и почувствуют право на высший пост в стране. За ними людские ресурсы, капитал, представители в парламенте и местных законодательных и исполнительных органах, министерствах и ведомствах. Они могут не поддержать ни Рустама Азимова, ни Шавката Мирзияева, и способны начать свою игру, и тогда ситуация вообще становится непредсказумой и сложной.
Что касается оппозиции, то у нее возможностей практически никаких. Даже если они и создадут свою партию, то шансов участвовать в выборах нет, ибо, согласно статьи 24 Конституции, «политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты Республики Узбекистан при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за шесть месяцев до дня объявления о начале избирательной кампании». То есть это в 2 раза больше того срока. Что отведено 96-й статьей Конституции. Более того, те оппозиционеры, которые долгое время находились за рубежом, лишаются права на выдвижение из-за стать 1 закона «О выборах президента РУ»: «Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан... постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее десяти лет непосредственно перед выборами»8. Этим самым отсекаются неудобные претенденты на власть.

Варианты событий: путч, мирная легализация или выборы?

Объявление Ислама Кримова мертвым или в состоянии, невозможным им исполнять свои обязанности, не устраивает элиты, так как они не успели перераспределить между собой важныешие посты и рычаги управления. Нету консенсуса. Возможно, их не устраивает то обстоятельство, что власть должна перейти председателю Сената, и поэтому изыскивается иной путь легализации свои прав на власть.
Существует три версии событий:
- передача власти путем «дворцовых игр»;
- мятеж силовиков и приход к власти на штыках кого-то из военных, которому надоела эта неразбериха;
- проведение выборов в рамках закона.
Может ли сработать азербайджанский сценарий или туркменский — это если расмматривать первый сценарий? Известно, в 2003 году Ильхам Алиев пришел к власти, тогда как его отец Гейдар Алиев, глава государства, уже был мертв, но его имя использовалось для продвижения сына к власти. Возможно, где-то будет зачитано «обращение Ислама Каримова» к народу в случае его смерти, в котором он призовет народ признать президентом кого-то из действующих чиновников. Такой вариант возможен, но маловероятен.
Туркменский, это когда после смерти президента Сапармурата Ниязова исполнять его обязанности должен был глава Межлиса Овельгеды Атаев, однако его внезапно арестовали по сфабрикованному делу, и вместо него в декабре 2006 года по решению Государственного совета безопасности президентом стал Гурбангулы Бердымухамедов. Этот вариант имеет больше шансов на реализацию, но лишь при участии в нем Рустама Иноятова.
Мятеж военных — это также одна из вариантностей событий, но пока нет харизматичных личностей в Министерстве обороны или Министерстве внутренних дел, которые могли бы поднять военнослужащих под ружье и при их помощи получить власть. «Пиночета» не воспитали, хотя революционеры возможны. Мятеж могут устроить радикальные элементы, получающие подпитку из Ближнего Востока и Афганистана, и это реальная угроза стабильности страны.
Последний вариант наиболее благоприятный. Он хотя бы гарантирует если не демократию в стране, то хотя бы возможность выборов без насилия.

Cabar.asia 01.09.2016


Рецензии