Иван Грозный и сын-мифы?

ИГРА В “НОЖИЧКИ”
Повествование о царевиче Димитрии — сыне Ивана Грозного.

ТИРАНСТВО — ТЯЖКИЙ НЕДУГ
Царь Иван IV был самым настоящим тираном. Он безусловно представлял собой крупную историческую личность. Он вел войны и издавал законы, изменял форму государственной власти. При нем были завоеваны Казанское и Астраханское ханства, присоединена к небольшой Руси огромная Сибирь, его повелением строились города. Что из этого оказалось для потомков полезным, что вредным, самому царю Ивану Васильевичу Грозному знать было не дано, да и нам судить не просто.
Но все эти деяния вершились через такую кровь, через такое множество казней, пыток, насилия и разорений, что даже то, что шло как бы на пользу или во славу отечества, повергало народ в ужас и уныние.
Лет до тридцати царь Иван пытался жить и действовать в согласии с Божьими и людскими законами. А спустя какое-то время как с цепи сорвался. Этому было много причин. Заняв трон в семилетнем возрасте, Иван неминуемо попадал в зависимость то от одних, то от других советчиков. Последующие советчики оговаривали и порочили предыдущих, внушали царю, что-де раньше им вертели, как игрушкой. Царь прогонял от себя, а позже и казнил прежних советчиков. Но и последующим не слишком доверял.
В тридцать лет он овдовел. Первой женой Ивана IV была дочь вдовы из рода Захарьиных Анастасия Романовна. Это имя следует запомнить, точнее, даже не имя, а отчество. Пройдет полвека, и оно, превратившись в фамилию, обозначит собой царскую династию, которой суждено править Россией целых триста лет. Но это потом...
Анастасия оказалась для молодого государя счастливой находкой. Она, как добрый ангел, хоть как-то усмиряла бешеный нрав мужа. При ее жизни монарха окружали преимущественно здравомыслящие и не слишком кровожадные люди. Но к концу короткой жизни Анастасию начало томить нездоровье, последний их сын Федор родился слабым и телесно, и душевно. Тут еще случился в Москве сильнейший пожар, по всему Кремлю гудело пламя и летали горящие головни. Царицу вывезли в пригородную, как теперь говорят, резиденцию. Но это не помогло, испуг усилил болезнь, и Анастасия Романовна скончалась, оставив двух сыновей: Ивана и уже упомянутого Федора.
А царствование Ивана IV приобрело черты, которые Николай Карамзин в своей “ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО” отмечает горестными названиями разделов: “Начало злу”, “Первые казни”, “Ужас в Москве”, “Вторая эпоха казней”, “Третья эпоха убийств”, “Четвертая, ужаснейшая эпоха мучительства”, “Пятая эпоха душегубства”, “Шестая эпоха казней”... Это за двадцать четыре года!
Кровь лилась рекой. Казнили по подозрению, по доносу, казнили семьями, родовыми гнездами. Для наведения порядка, как он его понимал, Иван IV создал особое опричное войско. Ездили здоровенные молодцы по московским улицам, и все живое торопилось спрятаться от их безжалостных и жадных глаз. К седлу у каждого всадника приторочены были высушенная собачья голова и метла: знак того, что он готов загрызть любого царского недоброжелателя и вымести из русских земель всех внутренних врагов.
Ко всему сказанному, жила в царе Иване извращенная склонность к театральной игре. Господи, сколько чудовищных пьес поставил он на многострадальной сцене, имя которой — русская земля. И от престола отрекался, сажал на трон крещеного татарского князя Симеона, перед которым сам на коленях стоял и других заставлял. И своих разбойников-опричников объявил монашеским братством, основал в подмосковной Александровской слободе шутовской монастырь, назначил себя настоятелем, игумном.
Неистовство владело им и в грехах, и в покаянии. Натешив себя зрелищем пыток и казней, развратом, пьяным разгулом, царь отправлялся на богомолье в дальние монастыри. Там ел-пил только хлеб и воду, молился, простаивая на коленях ночи напролет, колотясь о каменые плиты лбом. Не ясно, чего во всем этом больше: душевных мук или игры, разнузданности или тайной душевной болезни...
Вообще-то, с юности царь Иван отличался богатырским телосложением и внешне производил впечатление очень здорового человека. Однако гнездились в нем тайные телесные и не только телесные недуги. О некоторых стало известно только в нашем столетии, когда наука начала ставить диагнозы по костям и черепам давно умерших людей. Тут и выяснилось, что некоторые странности поведения царя, которые раньше объяснялись исключительно врожденными особенностями его характера, на самом деле были вызваны болезнью.
Все современники отмечали прямо-таки дьявольскую гордыню Ивана IV. Он держал голову прямо, не склоняя ее ни перед Богом, ни тем более — перед людьми. Так вот, он не мог склонять голову по чисто физическим причинам! У него в шейном отделе позвоночника образовался какой-то отросток, который позвонки скреплял намертво. Потому в покаянных молитвах своих царь расшибался в кровь. Там, где другой, согнув шею, касался лбом пола или прижимался к нему, Иван Васильевич вынужден был колотиться с размаху...
А уж сохранить душевное здоровье при таком образе жизни — просто немыслимое дело.
В каком-то смысле Ивану IV повезло: он правил в России, а не в западной Европе, где прозвища правителям давали без всякого почтения. В историю вошли Пипин Короткий, Бернард Волосатый, Иоанн Безумный. Русский же народ лишь тайком, шепотом называл своего государя Мучителем. В истории же Иван Васильевич остался с почтительным именем: Грозный. А не Бесноватый, например... И не Кровавый...

ЖЕНЫ, СЫНОВЬЯ: ОДНОГО СЫНА УБИЛ, ДРУГОГО ПОРОДИЛ
Принято думать, что многоженство в обычае мусульманского Востока. У турецкого султана какого-нибудь, у персидского шаха... Только они содержали гаремы... Христианину же, особенно православному, положена одна жена, и жениться во второй или третий раз он может только овдовев.
В разгульных пирах Ивана Грозного заставляли участвовать силой пригожих девиц и молодых женщин разного звания, и что уж там с ними вытворяли пьяные царь и его приближенные — одному Богу, вернее, черту известно. Но царь Иван, как мы отмечали, очень любил театральность в жизни. А что может сравниться с таким красочным спектаклем, как женитьба! С выбором невесты, пышным свадебным обрядом...
Второй брак царя заключен был спустя год после смерти Анастасии Романовны. Тут еще все было законно и прилично. Дочь черкесского князя Темрюка перешла в христианскую веру, получила имя Мария, была “венченной царицей” и прожила с царем восемь лет, оставив по себе не очень добрую, но по крайней мере пристойную память.
А позже смотрины и женитьбы начали сменяться, как кадры безумного видеоклипа. Марфа Собакина... Знаменитая “царская невеста”, судьба которой послужила сюжетом нескольких пьес и опер. Была выбрана из полутора тысяч девиц: одна другой краше. Но сразу после венчания скоропостижно скончалась. Тайна...
С четвертой женой, Анной, царь вскоре развелся и заточил ее в монастырь. С пятой, тоже Анной, тоже вскоре развелся. Появилась еще одна — вдова дьяка, красавица Василиса Мелентьевна. Опять ненадолго, и след ее затерялся на дорогах истории.
Церковь, не благословлявшая брака далее четвертого, уже только молитвой смиренно отмечала очередное супружество монарха. Царицами эти жены не объявлялись, родня их не входила в число царских приближенных. Впрочем, это зависило и от самой родни.
В 1580 году, когда исполнилось ему пятьдесят лет, Иван IV ввел во дворец последнюю супругу, седьмую по счету: молодую красавицу (других он и не брал!) Марию — дочь сановника Федора Федоровича Нагого.
Необычные свадебные торжества состоялись в знаменитой Александровской слободе. Одновременно с отцом вступал в брак его старший сын Иван. Женился он уже в третий раз, две разведенные жены его томились в монастырях. Ивану Грозному такое совпадение было не в диковинку: он уже праздновал одну из собственных свадеб день в день с младшим сыном Федором, когда тот женился на Ирине Годуновой. Теперь брат Ирины, царев родственник Борис Годунов, был дружкой юной Марии. А дружкой самого царя был боярин Шуйский Василий Иванович. Казалось бы, какой интерес в этих подробностях? А интересно то, что за свадебным столом сидели враз три русских царя! Спустя восемнадцать лет на престол воссядет Борис Годунов, семь лет будет длиться его правление. И четыре года просидит на царском престоле Василий Иванович Шуйский.
А пока что Мария Нагая полноправно или не очень полноправно становится супругой русского самодержавца. Вот ее-то родня — отец и, главное, дядья, двоюродные братья — они-то не намеревались упускать выпавшего на их долю случая. Смекалистые, жадные, как молодые волки, они готовы были отхватить любой кусок: должность, вотчину, деньги. Примерялись ли к царскому трону? Поначалу разве что в мечтах.
Ивану IV законно должен был наследовать старший сын, дввадцатисемилетний Иван — в известной мере копия отца, не только его единомышленник, но и сотрапезник, собутыльник на пирах. И свадьбу свою последнюю Иван сыграл на пару с отцом. И характером походил на него. В их отношениях то и дело, как говорится, коса находила на камень, кресало ударяло о кремень — только искры летели! Приближенные в один голос хвалили сына перед отцом, поздравляя его с таким достойным продолжателем рода. И допоздравлялись, как мы увидим позже...
Второй сын, Федор, был человеком слабым, мягкосердечным. Может, и на самом деле придурковатым, а может, оборонявшимся таким образом от грозного отца. Бродит Федор по кремлевскому двору со своей вялой улыбкой, церковные службы выстаивает, в своих хоромах молится, на храмовую звонницу поднимется — в колокола звонит, спустится — нищих копеечками оделяет... С какой стороны ни подступись к нему, он под Божьей защитой. Блаженный, не от мира сего... Но при Федоре есть его законная жена Ирина Годунова. А у Ирины есть брат Борис, которого стали на базарах и в лавках называть “царем Борисом” задолго до того, как он и вправду им стал.
Нет, понимали Нагие, что даже если их дочка-племянница-сестричка незамедлительно подарит своему державному старику-мужу наследника, то возвести его на трон — дело почти безнадежное.
И тут происходит событие неслыханное, злодейство, уму непостижимое. Разумется, царю Ивану приятно было слушать похвалы старшему сыну. Но и раздражение, и ревность, видимо, грызли его исподтишка. Что произошло между отцом и сыном на самом деле, трудно сказать. По одним сведениям, царевич просил отпустить его на войну, где русское войско терпело поражение. А царь заподозрил его в посягательстве на свой авторитет, чуть ли не в заговоре. Другие источники говорят о домашней ссоре: будто бы царь зашел в покои сына и застал там молодую беременную невестку не вполне одетой. Рассердился и поколотил ее... А может быть, не только побоями хотел ограничиться Иван Васильевич; он ведь до конца дней своих был неравнодушен к женщинам и не очень-то разбирался, своя она или чужая.
Короче говоря, цесаревич возвысил голос на отца. В ответ на это Иван Васильевич Грозный ударил сына своим железным посохом с такой силой, что царевич, промучившись несколько дней, скончался.
Безутешный отец страдал, рыдал, молился, постился, сменил пышные одежды на монашескую рясу, весь свой двор одел в черное... Воззвал к боярам, чтобы отпустили его, освободили от высокого царского сана, чтобы избрали государя достойного, а он закончит дни свои в монастырском уединении. Бояре пришли в изумление, не знали, верить царю или не верить. Решили на всякий случай не испытывать судьбу и с плачем и мольбами уговорили великого государя остаться на троне.
Но так или иначе, устранилось одно препятствие для будущего, если он, конечно, родится, сына Марии Нагой.
Терпение, терпение... Он таки появится на свет, этот мальчик, герой нашего рассказа. Тот, кому суждено погибнуть в девять лет, но затем не единожды воскреснуть. Суждено быть извлеченным из могилы, быть преданным собственной матерью. И в результате остаться на страницах русской истории вечной загадкой, вечным укором, вечной виной взрослых перед ребенком.
Впрочем, что ж терпеть? Вот оно, свершилось. 19 октября 1582 года Мария Нагая родила царю мальчика. По святцам день этот пришелся на святого Уара. Мальчика нарекли именем Дмитрия, близко от Уара празднуемого святого.
На первый взгляд, царь Иван Васильевич проявлял к новорожденному особое внимание. Дело в том, что Дмитрием звали его первого сына, которого родила ему первая, любимая жена Анастасия. И которого, если уж говорить честно, сам царь Иван и погубил. В дни своей тяжкой болезни пообещал он Богу, если выздоровеет, совершит паломничество всей семьей в дальний северный монастырь. От этого путешествия его отговаривали кто только мог: и сам он еще слаб, и царица недужна, младенцу года нет. Никого не послушал государь. Отправился в путь с сыном, а вернулся без сына. Много ли маленькому надо? Простыл, похворал немного и отдал Богу невинную душу.
И вот снова сын нарекается Дмитрием... Разве нельзя увидеть в этом проявление особой нежности к ребенку и к его матери?
Как бы ни так! Поистине, характер Ивана Грозного — по замечанию российского историка Карамзина — “есть для ума загадка”. В то время как Мария ожидала, а затем произвела на свет младенца, его отец занимался... поисками новой невесты. В Лондон, к королеве Елизавете отправлен был дворянин Писемский, которому, в частности, дано было такое наставление: ”Быть наедине у Королевы и за тайну открыть ей мысль Государеву в рассуждении женитьбы”. Речь шла о тридцатилетней племяннице королевы по матери, о Марии Гастингс. Дальше в наставлении говорилось: “Буде Королева скажет, что у Государя есть супруга, то ответствовать: правда; но она не Царевна, не Княжна Владетельная, не угодна ему и будет оставлена для племянницы Королевиной”.
Когда до Писемского и до английских министров дошла весть о рождении царевича Дмитрия, он сам не хотел в это поверить и министров просил не обращать внимание на выдумку “злых людей”.
Вот и появился на свет мальчик — сын немолодого, с подточенным здоровьем отца и не любимой им молодой женщины. Царю Ивану он был не в радость. Зато родственники Нагие сразу увидели в нем орудие для достижения своих корыстных властолюбивых целей.
Надо сказать, что сколько бы в царской семье не было детей, рождение каждого являлось праздником. Оно сопровождалось торжественным молебном царя, объявлением “государевой радости” патриарху, духовным властям, боярам, монастырям. Делались подарки: младенцу, например, золотые кресты с драгоценными камнями, родным царицы оказывались всяческие милости. В тюрьмы и богадельни шла милостыня. Иные подарки, особенно дорогие, принимали с благодарностью, но тут же возвращали обратно.
Накрывались родинные и крестильные столы. Крестил царское дитя патриарх, его тоже награждали по-царски.
В те времена новорожденных вряд ли взвешивали на весах. Но обмеряли в длину и в ширину, и по этой мерке писали икону ангела-хранителя, именем которого назван ребенок.
После крещения, и только после, — младенца клали в колыбель. В которой он и спал лет до пяти. Потому колыбелей у каждого было несколько. Это был висячий, очень нарядный домик с иконкой внутри. Укреплялась колыбель на резных шестах с золочеными набалдашниками, обивалась бархатом или иной дорогой тканью, выстилалась тюфячком из лебяжьего пуха, зимнее атласное одеяло было оторочено бобром, подбито соболями.
К году малышу делали деревянную лошадку, обтянутую замшей. И, посадив его на эту лошадку, впервые срезали ему волосенки.
Для ребенка строили особые покои. И рос он очень уединенно, если не считать тех, кто его обслуживал: сначала повитуха, потом мамки или дядьки и ровесники: стольники и спальники. Народу царевича являли, когда ему исполнялось восемнадцать лет.
Но вообще-то родители-цари относились к своим детям как всякие добрые родители. Дедушка маленького Дмитрия великий князь Василий Иванович писал своей жене тревожные письма, когда узнал о чирии, вскочившем на шее будущего Ивана Грозного. А по поводу второго сына Юрия письмо и вовсе трогательное. “Да писала еси ко мне, что Юрьи сын попысался, а в те поры его парили в корыте проскурником, а спуск крепок, черн: ино то и то делаешь горазд ж, что ко мне и о Юрье о сыне отписываешь подлинно...”
Но это — Василий Иванович. А Ивана Васильевича не сильно заботило, “попысался” сынок Дмитрий или не “попысался”. Он к англичанке сватался.
Так что о Дмитрии не очень-то пеклись.
Зато Нагие стерегли входы и выходы, ревниво сравнивали получаемые подарки с теми, которые перепадали другим, и стращали Марию. Младенца, мол, могут сгубить, наслать на него порчу... Мария пугалась и ожесточалась.
Наконец, мальчик, поддерживаемый “водильным” нагрудником с медными бубенчиками, сделал первые шаги на кривоватых ножках... Навстречу своей короткой, страшной судьбе...

Палач всея Руси: кровавые убийства, совершенные Иваном Грозным

Решение властей Орловской области о возведении в Орле памятника Ивану Грозному как основателю города вызвало широкий общественный резонанс в России, в результате чего установка монумента была отложена (его планировали открыть 3 августа). Впоследствии орловский губернатор Вадим Потомский заявил, что царь не убивал своего сына, а тот умер в дороге «из Москвы в Петербург», когда его везли на лечение.

Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров объяснил «Ленте.ру», почему предложение поставить памятник Ивану Грозному вызывает недоумение, рассказал об истинных обстоятельствах гибели царевича Ивана Ивановича и назвал имена настоящих основателей Орла.
Не Орел

-Как вы, специалист по эпохе Ивана Грозного, относитесь к скандалу вокруг памятника царю, который хотят установить в Орле?
-Я внимательно наблюдаю за этим сюжетом не только как историк, но и как российский гражданин. Я считаю, что ситуация с этим памятником важна не только с научной, но и с общественной точки зрения. Меня крайне удивляет позиция губернатора Орловской области Потомского и его странные попытки обосновать ее аргументами от истории.

-Что не так в аргументах орловского губернатора?

-Почти все. Он утверждает, что Иван Грозный заслуживает памятника в Орле, потому что основал его в 1566 году. На самом деле царь Иван Васильевич вряд ли имел к основанию Орла прямое отношение.

Эта территория относилась к земской части российского государства и по февральскому указу 1565 года управлялась земской боярской думой, которая могла обращаться к царю лишь в исключительных случаях: по международным делам или срочным военным вопросам. Осенью 1566 года таких поводов явно не было.

А формула «повелением царя» или «по указу царя» была обязательным трафаретом летописей и других документов в государственном аппарате самодержавной монархии. Тексты такого рода сами по себе содержат нулевую информацию о прямом и непосредственном участии монарха в том или ином событии.+
Скульптура орла у железнодорожного вокзала изготовлена из соломы на проволочном каркасе
Душегубства царя Ивана

-Памятник Ивану Грозному в Орле хотят поставить напротив детского театра. Губернатор Потомский считает, что это никого не должно смущать, потому что первый русский царь не был детоубийцей и не убивал своего сына.

-Я не понимаю хода мыслей господина губернатора — что он подразумевает под убийством детей? Сын Ивана Грозного на момент своей гибели в 1581 году был взрослым человеком, ему исполнилось 27 лет, и он к тому времени уже был трижды женат.

По наиболее достоверной версии, его случайная смерть стала результатом крайне неадекватного поведения его отца. Говоря современным языком, это был банальный бытовой конфликт, случившийся в царском дворце Александровской слободы.

Иван Грозный застал беременную жену своего сына в одном платье (оно считалось по меркам того времени нижним бельем) и принялся избивать ее своим посохом. На крики прибежал царевич Иван Иванович и попытался заступиться за супругу.

Тогда царь переключился на него, и случайный удар острого конца посоха пришелся в голову царевичу, рядом с виском.

-Что случилось с беременной невесткой Ивана Грозного?

-В следующую ночь у нее произошел выкидыш, а находящегося в бессознательном состоянии царевича не стали перевозить в Москву — Иван Грозный не без оснований опасался, что сын не перенесет дороги. В Александровскую слободу из столицы срочно вызвали всех царских лекарей.

Но это не помогло, и спустя 10 дней Иван Иванович скончался.-Есть ли свидетельства, что именно действия Ивана Грозного стали причиной смерти его сына?

-Я рекомендую губернатору Потомскому ознакомиться с вкладной книгой Троице-Сергиева монастыря. Вот текст от 6 января 1583 года:

«На заутрене… учал государь рыдати и плакати и молити, чтобы его сыну государю царевичю Ивану учинили в особь поминати по неделям, от субботы до субботы…, ежедень панихиды петь… и на обеднях поминати вовеки и навеки, и до окончания века… И о том поминании о царевиче Иване плакал, и рыдал, и умолял царь государь, и шесть поклонов в землю челом положил со слезами и рыданиями».

Это означает, что Иван Грозный каялся в содеянном и шесть раз своим лицом касался земли. Перед нами особый случай поминания невинно убиенного христианина, а именно царевича, устанавливаемый и оплачиваемый виновником происшедшего. Только в Троице-Сергиев монастырь царь отдал 10 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги.

Это свидетельствует о сильном моральном потрясении, которое переживал царь. Гибель Ивана Ивановича фактически предрекла прекращение династии московских Рюриковичей, династический кризис и Смуту начала XVII века. Другой его сын, будущий царь Федор, оказался бездетным, а страдавший эпилепсией Дмитрий в 1591 году погибнет в Угличе.

-Получается, что Ивана Грозного можно назвать сыноубийцей, но не детоубийцей?

-Во время массовых расправ и казней дети тоже гибли. Боярские роды и фамилии, попавшие в годы опричнины в опалу, вырезались целыми семьями, включая женщин и малолетних детей. В «Синодике опальных», который рассылался по указанию самого царя по монастырям в 1581 и 1583 годах, упоминается множество подобных фактов.

Так, зимой 1569-1570 годов во время новгородского похода только в селе Медном «отделано» (то есть убито) «с женами и детьми» 190 депортированных псковичей, а в Торжке — 30 человек.

Знаменитый дьяк Иван Выродков был казнен вместе с тремя сыновьями, дочерью, тремя внуками и сестрой. Тогда же казнили трех его братьев с тремя детьми, двумя женами, дочерью и внуком.
Н. Неврев «Опричники»
Н. Неврев «Опричники»

Дьяка Ивана Булгакова казнили вместе с женой и дочерью, а дьяка Григория Шапкина — с женой и двумя сыновьями.

В Новгороде вместе с князем Андреем Бычковым-Ростовским были казнены его мать, жена, сын и дочь. Таких примеров можно привести несколько десятков.

Если губернатор Потомский не доверяет официальным документам XVI века, на основании которых творили поминания монахи многих монастырей в течение многих десятилетий, он может и дальше утверждать, что «детей по распоряжению Ивана Грозного не убивали».царь опричники

-Как вы думаете, почему спустя почти 500 лет личность Ивана Грозного вызывает в нашем обществе столько споров?

-Его активно обсуждали и при его жизни. Причем о нем спорили не только у нас в России, но и во всей Европе. Царь Иван Васильевич был крайне противоречивым историческим деятелем, и его образ часто используют в сиюминутных идеологических и политических целях. История с памятником в Орле еще раз это подтверждает.

-Как менялось отношение к Ивану Грозному в отечественной историографии?

-Историки, однозначно позитивно оценивающие итоги его правления, всегда были в меньшинстве. Исключением были два исторических периода — середина XVIII века (Василий Татищев, Михаил Ломоносов) и сталинские 1930-1950 годы.

Опричнину в те периоды было принято считать прогрессивной формой борьбы царя с остатками родовой аристократии и важным этапом в формировании централизованного Российского государства. В XX веке сходных взглядов придерживались Роберт Виппер, Иван Смирнов и Даниил Альшиц.

Современные историки, склонные к позитивной оценке эпохи Ивана Грозного, — это, как правило, не специалисты по XVI веку.

Все остальные крупнейшие российские историки (Николай Карамзин, Сергей Соловьев, Василий Ключевский, Сергей Платонов), поддерживая тезис о борьбе самодержавия с боярством, были единодушны в осуждении опричного террора как с моральной точки зрения, так и в плане его последствий.

Например, Платонов был убежден, что именно опричнина была одной из главных причин Смуты начала XVII века, фактически ставшей первой гражданской войной в истории России. Новый этап в изучении истории России в XVI веке связан с именами Степана Веселовского, Александра Зимина, Руслана Скрынникова, Владимира Кобрина и Бориса Флори.

    Таким образом, с одной стороны, мы имеем достаточно устоявшиеся мнения специалистов, в основном отрицательно оценивающих деятельность Ивана Грозного, особенно вторую половину его царствования; с другой стороны, мы наблюдаем мифологические представления или откровенные спекуляции, основанные на сиюминутной политической конъюнктуре.

А. Васнецов. «Московский застенок времен опричнины»
А. Васнецов. «Московский застенок времен опричнины»

-Современные почитатели Ивана Грозного утверждают, что масштабы жертв опричнины сильно преувеличены.

-Могу привести конкретный пример. По итогам карательной экспедиции Ивана Грозного в Новгород в 1570 году погибли около 3 тысяч человек, что составляло десятую часть всего населения города. Пусть поклонники Грозного сами для себя решат, много это или мало.

Вдобавок после разорения Новгорода большая часть новгородцев была переселена. Не будем забывать, что множество людей (а их невозможно сосчитать) погибли не от опричных казней, а от опричных правежей, переселений и иных насильственных акций.

-Что такое правеж?

-Это насильственное изъятие наложенного царем денежного штрафа путем физического наказания (например, битьем батогами).

-Что-то вроде государственного рэкета?

-Можно сказать и так. Штраф на духовенство Новгородской земли был очень большим — практически все новгородские монахи и священники почти год стояли на правеже.
Грозный. Итоги

-Другой аргумент нынешних сторонников Ивана Грозного связан с Западом. Дескать, в XVI веке в Европе тоже кровь лилась рекой, и в качестве примера приводят Варфоломеевскую ночь во Франции и правление короля Генриха VIII в Англии.

-Ивана Грозного с Генрихом Тюдором еще хоть как-то можно сравнивать, особенно по количеству жен: у обоих их было по шесть. Правда, в отличие от Генриха VIII, Иван IV никого из них не казнил, а отправлял в монастырь.

    Что касается сравнений с Францией — это абсолютно некорректный аргумент. Варфоломеевская ночь 1572 года была вызвана ожесточенным религиозным конфликтом между католиками и протестантами, а не произволом конкретного монарха.

Если же настаивать, тогда сторонникам подобной позиции следует говорить о войне «правоверного царя» с огромной массой еретиков из числа его подданных, но до сих пор этого мы как будто не знали.

-Почему при Иване Грозном людей не просто казнили, а убивали самыми жестокими и изощренными способами?

-В этом был особый смысл. Иван Грозный уподоблял опричников воинству небесного воеводы архангела Михаила, ведущих грешников в ад. В основании опричного террора лежал специфический сплав массовых языческих понятий о человеческой жизни и смерти с церковными представлениями о загробном мире. Поэтому способы казней сознательно выбирались такие, чтобы у осужденных не было никакой надежды на спасение своей души на Страшном суде.

-Каким, на ваш взгляд, был главный результат правления Ивана Грозного?

-Он был человеком своего времени, не следует его демонизировать и представлять исчадием ада. Все его поступки — как праведные, так и преступные — нужно вписывать в контекст той эпохи. Все достижения Ивана Грозного в разных областях жизни общества и государства приходятся на период конца 1540-х — начала 1560-х годов, когда он управлял страной совместно с Избранной Радой.
Памятник основателю города Орла царю Ивану Грозному в творческой мастерской «Арт-проект»
Памятник основателю города Орла царю Ивану Грозному в творческой мастерской «Арт-проект»
 

Но общий итог его правления плачевен. Налицо тяжелейший хозяйственный кризис (запустение в большинстве уездов достигло 50-80 процентов, численность податного населения сократилась в несколько раз, вдвое выросли налоги), социальный (разделение страны на земщину и опричнину, а потом на земщину и «особый двор») и политический (раскол правящей элиты, грядущее прекращение династии).

К этому можно добавить резкое ослабление международных позиций России почти по всем направлениям. Армия тоже переживала серьезный кризис: повсеместными стали случаи неявки дворян на военную службу и массового дезертирства с фронта военных действий в последние годы Ливонской войны, которую Иван Грозный проиграл. По моему мнению, он не заслуживает возвеличивания и памятника.

Если губернатор Потомский все же реализует свое горячее желание, могу дать совет всем его оппонентам в Орле: устанавливайте вокруг памятника Ивану Грозному мемориальные знаки с именами жертв его террора.

-Можете кого-нибудь из них назвать?

-Конечно. Митрополит Филипп (Колычев), двоюродный брат царя князь Владимир Старицкий со своей второй семьей и матерью, архимандрит Псково-Печерского монастыря Корнилий, десятки старцев и иноков новгородских, псковских, тверских, рязанских, московских обителей и многие тысячи мирян от крестьян и холопов до высших военных и светских чинов. О поминальном именном перечне (весьма неполном) своих жертв позаботился сам царь.

Беседовал Андрей Мозжухин, Лента.ru


Рецензии