Ч. 25 Вклад в победу вносили все

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/09/15/2096

Но он был разным.

Низовое звено политработников в начале войны переносило те же тяготы, что и красноармейцы, краснофлотцы и командиры. Гибли они так же, как и рядовые командиры. Потом обстановка стала меняться. Партия берегла свои кадры. Между рядовыми политработниками и вышестоящими партийными функционерами всегда была пропасть.

О некоторых обстоятельствах в начале войны сейчас очень тяжело судить, можно только догадываться. Каждый военачальник и командир находился под двойным наблюдением – особого отдела и политотдела.

И те, и другие постоянно писали донесения, больше похожие на доносы, потому что они должны были оправдывать своё существование.

Страшные годы террора тридцатых годов оставались в памяти у всех. По воспоминаниям моряков, иногда утром оказывалось, что соседняя каюта пустая. Ночью её обитателей арестовали, и больше их никто не видел.

Мог ли не помнить командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С.Октябрьский, что всех его предшественников на этой должности, кроме Ивана Степановича Юмашева, расстреляли. И разве он не понимал, что член военного совета приставлен следить за ним.

Трагедия была и в том, что комиссар, без подписи которого приказ командира считался недействительным, зачастую был человеком несведущим в военном деле, но активно вмешивался в распоряжения командира.

 На корабли иной раз присылали партработников, уже переодетых в морскую форму, которые раньше и моря-то никогда не видели. И они писали политдонесения на своих командиров, порой вообще, не понимая сути дела.

Влияние комиссаров на решения командиров было тоже одной из причин, почему в начале войны наша страна терпела такие страшные поражения. Не могло не сказаться и уничтожение перед войной военачальников и командиров с боевым опытом, рядовых офицеров.

Страшнее врага для командиров были особисты и политработники, по доносам которых человека могли обвинить в чём угодно. Командиры были вынуждены постоянно оглядываться на тех и на других. Достаточно было  неосторожно сказанного в сердцах слова, чтобы тут же был написан донос.

Об этом хорошо рассказал в мемуарах «диверсант №1» полковник Илья Григорьевич Старинов.

Не зря после войны маршал Г.К. Жуков собирался ликвидировать политотделы как паразитическую организацию. Это было одно из обвинений, по которым его сняли с должности. Он зацепил партию, всем руководившую, и ни за что, ни перед кем не отвечавшую.

Во время войны Сталин был вынужден отменить институт комиссаров, из которых сделали замполитов.

Объективных исторических исследований на этот счёт нет. В годы правления Л.И. Брежнева роль политработников раздули до небес, когда вся страна слушала и читала басню о том, как начальник политотдела лежал за пулемётом на Малой Земле. Никакие мемуары не могли быть напечатаны, если там не была показана роль руководящей и направляющей.

Требовалось обязательно упомянуть политработников, без которых, как говорится, даже трава не росла. А если почитать воспоминания политработников, то победили врага только благодаря их усилиям.

Все, кто мог написать честные воспоминания о войне, ушли из жизни. В нашей истории, особенно военной, столько вранья, что можно только посочувствовать историкам будущего.

Интересно, что, в мемуарах самого выдающегося из гитлеровских генералов, Э. Манштейна, нет никакого упоминания о «партайгеноссе», которые выполняли бы такую же роль, как и советские политотделы.

Между прочим, это не помешало фашистским войскам упорно сопротивляться даже тогда, когда они понимали, что их положение в Берлине безысходное.

1941 год окончился для Черноморского флота тяжело. На берегу потеряли базы в Херсоне, Николаеве, Одессе. Война шла не так, как к ней готовились. Предполагались морские сражения с крупными кораблями Германии, Италии, Турции. Исходя из этой концепции, и был создан флот.

Фактически, равного по силе морского противника на Чёрном море не оказалось, а потери понесли большие, как военного, так и гражданского флота. Пароход «Ленин» подорвался на мине оборонительного заграждения у мыса Сарыч 27 июля 1941 года. Число погибших на нём колеблется в различных источниках от 650 до 4 600 человек, эвакуируемых из Одессы.

Учёт пассажиров не вёлся. Детей вообще никто не считал. В числе пассажиров были тысяча двести мобилизованных, ещё не переодетых в военную форму. Сколько спасли людей, толком неизвестно.
Военный трибунал приговорил лоцмана лейтенанта И.И.Свистуна и капитана И.С. Борисенко к расстрелу, а старшего лейтенанта Ивана Штепенко, который шёл лоцманом на транспорте «Ворошилов», к восьми годам заключения с отбыванием наказания после войны.

 Капитана и лоцмана расстреляли, а в 1992 году этот приговор отменили из-за отсутствия состава преступления.

На советских минных заграждениях подорвались пять пароходов.

Немецкие самолёты потопили двадцать один пароход и транспорт, а так же два буксира. На каждом судне гибли люди. Особенно тяжёлой потерей в 1941 году было потопление авиацией противника грузопассажирского парохода  «Армения». На его борту находились раненые, медперсонал госпиталей и эвакуируемые из Севастополя и Ялты женщины и дети.

Считается, что погибло свыше пяти тысяч человек. Смогли спастись только восемь человек. С обстоятельствами его гибели много неясного: почему капитан нарушил приказ командующего флотом и вышел в море не ночью, а утром. Непонятно, почему не контролировалась погрузка на пароход. Людей приняли намного больше допустимого. Ответы на эти вопросы мы никогда не получим.

Я думаю, что маме и мне, трёхлетнему, тогда очень повезло, наш пароход дошёл целым до Туапсе, и бомбили уже эшелон с эвакуируемыми. Но всё же, на земле, не на воде, можно было бежать и прятаться.

Невероятная трагическая судьба была у капитана парохода «Рот-Фронт» В.К. Субботина.  На его пароходе погибли 18 человек. Он, как положено, последним сошёл с парохода и спасся. Субботина назначили капитаном санитарного транспорта «Ингул». Транспорт потопили. Сколько было на нём раненых, сколько погибло, неизвестно. Но капитан спасся.

Его перевели на Север, назначили капитаном грузового парохода «Тбилиси». Пароход подорвался на немецкой мине в Карском море. Капитану удалось спастись. По ленд-лизу Советский Союз получил транспорт, который назвали тем же именем, «Тбилиси».

В штормовую погоду 30-го декабря 1944 года командир немецкой подводной лодки U–956 капитан-лейтенант Ганс-Дитер Мос в Варангер-фиорде атаковал «Тбилиси». Транспорт разломился на две части. С части, которая  некоторое время ещё держалась на воде, сумели спасти часть экипажа, четырнадцать человек погибли, среди них и капитан.

Поистине, от судьбы не уйдёшь.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/18/792


Рецензии
Очень интересно и полностью согласен, но должен внести уточнение, раз уж упомянут Манштейн. Его фюрер сместил в апреле 1944 года, этим мемуары фельдмаршала и заканчиваются. А вот те, кто у немцев воевал до конца - ого КАК вспоминают своих "партийных товарищей", особенно гауляйтеров, которые, когда война переместилась на территорию Рейха, постоянно вмешивались в руководство административными и даже косвенно военными действиями, чем очень мешали действующей армии (по крайней мере так писали немцы после войны).
Вообще, роль идеологии в гитлеровском вермахте колоссально возросла после неудачного покушения 20 июля 1944 года. Один пример только - именно после покушения отдание воинской чести было заменено на Hitlergruss - хайль Гитлер.
Как я уже писал, после 20 июля и ГеСтаПо резко активизировало "борьбу с врагами", посадив в тюрьмы огромное количество подозреваемых в инакомыслии. И чем хуже становилось положение, тем больше возрастал фанатизм тех личностей, которым нечем больше было себя проявить. Это достаточно типично в истории...

Капитан Медуза   07.02.2017 23:41     Заявить о нарушении
Дело в том, что Манштейн меня интересовал только в описываемый промежуток времени.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   07.02.2017 23:53   Заявить о нарушении
Радость немцев в том, что описываемый этап времени для них представлял ещё цветочки...
Ну как у наших 45-й год или 44-45.

А у них наоборот, 45 как наш 41...

Капитан Медуза   08.02.2017 00:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.