Сказка о Шмяке

Сказка о Шмяки

см. также   http://proza.ru/2016/11/23/2005

На опушке леса, возле озера Ерхинка жила-была Шмяка. Шмяка была самая настоящая!
Нечто среднее между белкой медведем и зайцем. Имел длинные уши, любил мед, ловко прыгал по деревьям. Так как Шмяка обычно крупный, доровитый представитель населения земли, то не всякое дерево его выдерживало. Бывало шмякался, бывало и не шмякался. Но если шмякался, то от всей души. Наш Шмяка правда был небольшой, так, с крупную кошку. Ну хотя, какую кошку считать крупной, вот тигр – тоже кошка.
Обитают Шмяки повсюду, не только у озера Ерхинка. Но очень скрытные. В Африке прячутся в кронах баобабов, а у нас, где спрячешься? Вот и приходится умом да хитростью брать…
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди…
Шмяка существо известное и знаменитое. Вот даже у известной поэтессы песня есть:    Шмяки бродят
По лесным дорожкам
Ты ведь вроде
Тоже любишь
Шмяк
Подожди, постой еще немножко
Посидим с товарищами
Просто так…
Главное качество Шмяки – жажда познания. Шмяка существо вдумчивое, любопытное, пытливое. Все окрестности озера Ерхинки излазал, все изучил.
Вода в озере очень холодная, а почему?
То-что холодная подтверждено личным опытом, это не сказка, это лирическое отступление. В 1996 г. проходила возле села Ерахтур этнографичекая экспедиция, а лагерь располагался возле озера Ерхинка. Так нам местные жители посоветовали. Впечатление было самое, что ни на есть замечательное. Вода в озере прозрачная, возле озера сосновый и еловый лес. Воздух замечательный. Но вода такая холоднющая, что проблем с купанием, а детей, как известно, из воды только приплывшие крокодилы выгнать могут, не было. В лучшем случае по озеру плавали на надувных матрасах, а в воду ни-ни. Так вот, причины такой низкой температуры нам никто не объяснил. Рядом с Ехринкой есть озеро Святое, возле села Нармушать. Вот оно по всем правилам должно быть не теплее Ехринки, а вода вполне купательно способная. Шмяку мы тогда не встретили, а то бы он нам все объяснил
Закончили лирическое отступление. Жажда познания у Шмяки была необыкновенная. Да вы можете за маленькими детьми понаблюдать. Систематизировать они правда не умеют. Вот и с озером… Шмяка все обследовал, все берега пообходил, даже дно общупал. Выяснил – бьют холодные ключи, на этом и успокоился.
В лесу тоже много чего интересного было. Например – совершенно невероятная тишина и успокоение. У нас в экспедиции даже самые охломоны и то утихомирились, но это так к слову.
Особенно удивляло Шмяку, что по вечерам летом слышно было как раскрываются почки на сосновых ветках.
Это, шум от раскрывающихся почек, выглядело, точнее слышелось так – легкий едва уловимый шелест. Просто замечаталны ни на что не похожий звук.
Исследовать можно было еще долго долго и лес и озеро и окрестные поля, но хотелось чего-то нового. И однажды, от знакомого волка из мещеры, переплывшего Оку на правый берег он услышал чудесную историю о городе Касимове. И такой замечательный был этот город в рассказах волка, что просто невозможно было туда не отправится.
волк сказал следующее: - ты че, еще там не был?!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Надоело нашему Шмяке в лесу и отправился он славный город Касимов.


Так что же замечательного было в Касимове? Ну в самом Касимове много чего было, а рядом была д. Поповка. А в д. Поповке каждый раз на троицу столько русалок собиралось. По словам волка. Он еще русальскую песню спел:
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
                У ворот береза
                Зелена стояла,
                Зелена стояла,
                Ветками махала,
                На той на березе
                Русалка сидела,
                Русалка сидела,
                Рубаху просила:
                "Девки молодые,
                Дайте мне рубаху -
                Хоть худу-худеньку,
                Да белым-беленьку".
                Девки подходили,
                Рубаху дарили,
                Вышиту шелками,
                Ткану кумачам.
                "Русалка, царица,
                Красная девица,
                Не загуби душу,
                Не дай удавится,
                А мы тебе кланяемся".
……………………………………………………………….
                Покумимся, кума, покумимся,
                Ой, дид ладо, ладо, покумимся,
                Поцелуемся, кума, поцелуемся,
                Ой, дид ладо, ладо, поцелуемся,
                Разгуляемся, кума, разгуляемся,
                Ой, дид ладо, ладо, разгуляемся,
                Во зеленой во траве поваляемся,
                Ой, дид ладо, ладо, поваляемся,
                Зеленой березой налюбуемся,
                Ой, дид ладо, ладо, налюбуемся.
                Здравствуй, здравствуй, береза зеленая,
                Здравствуй, здравствуй, кумушка милая.
_________________________________________________
                Пойду, млада, во лесок, во лесок,
                Совью, млада, вен-венок, вен-венок,
                Совью, млада, вен-венок, вен-венок,
                Пойду, млада, во лесок, во лесок,
                Пойду, млада, я лужком, я лужком,
                Красна девка, бережком, бережком,
                Красна девка, бережком, бережком,
                Пойду, млада, я лужком, я лужком,
                Утоплю венок в Дунае-реке,
                Завечая, что завет, что завет,
                Завечая, что завет, что завет,
                Утоплю венок в Дунае-реке,
                Кто веноцек переймет, переймет,
                Меня замуж тот возьмет, тот возьмет,
                Меня замуж тот возьмет, тот возьмет,
                Кто веноцек переймет, переймет.

………………………………………………………………

И добавил – Что русалки, существа бестелесные. Нежить. Только и могут, что на ветках седеть да мужиков заманивать… А вот девки Касимовские да Поповские!
Как поют! Как танцуют, заглядишься.
Шмяка и сам танцевать был мастер. Девки тоже заглядывались – Как танцует! Как поет!
Правда шмяку еще ни разу не видели и не слышали, но восторгов было…
Шмяка вообще любил по праздникам походить. Вот например в с. Ижевское на масленицу. Ну это знаете, от озера Ерхинки налево, через р. Оку. Так наш Шмяка в воде себя чувствовал как рыба, а на льду как хоккеист. Быстро примчится в Ижевское, а там масленица в самом разгаре. Блинный поезд собирают. На сани печку поставят и прям на ходу блины пекут. Так горячие блины в народ, со сковороды и бросают.
Шмяка большой мастер был блинами бросаться. Никто не уворачивался.
И в Спаск Рязанский наведывался и в Фатьяновку. Но то, что было после, и как бы понарошку, а всамделешно так на озере обитал. Но и Ижеском и в Спаске его видели. А может быть и не видели.
Девки точно видели.
Ох и плясал он для них, а те ему пели.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
"Браженька молодая,
Кому тебя, браженька, пити,
Кому тебя разливати?
Ходила по садочку я гуляла,
Рвала грибы, ягоды я брусничку,
Наколола ноженьку на дремучку,
Болит, болит ноженька, да не больно,
Любил меня миленький, да недолго,
На недолго времечко, на годочек,
Годочек мне кажется за недельку,
Неделька мне кажется за денечек,
Денечек мне кажется за часочек,
Поехал мой милый друг в городочек,
А я за ним, девица, в голосочек,
Рукой махнула  - он меня не видел,
Глазочком моргнула  - он оглянулся,
Но ко мне, девице, назад не вернулся,
Напишу я грамотку, грамотку далечную,
Пошлю я служаночку молодую,
Служаночка молода побоялася,
Молодешенька сторонилася,
Молодка, молодка, молоденька,
Головка твоя победненька,
Не с кем мне, молодке, ночку ночевать, темную коротать,
Ляжу спать одна, без милого дружка
Без милого дружка берет грусть-тоска,
Грусть-тоска берет, далеко мил живет,
Далече, далёко, на той стороне,
На той стороне, не близко ко мне,
Ходит мой милый другой стороной,
Мне мой милый проводит рукой,
Рукой правою, шляпой черною.
"Молодка моя, перейди ты сюда".
"Я бы рада перейти, переходу не нашла,
Переход нашла, жердочка тонка,
Жердочка тонка, речка глубока."
На этой на речке купался бобер,
Купался, купался, не выкупался,
Не выкупался, лишь вымарался,
Выходил на берег, отряхивался -
Охотнички свищут, черна бобра ищут,
Хотят  его бити, Кате шубу шити."
…………………
Пусть шмяка девок послушает, как только до Касимова и Поповки доберется. Не будем мешать.
А потом продолжим.


Рецензии