Деяния Архиерейского собора РПЦ 1961 г

К публикации представлен документ, раскрывающий основные вопросы, которые рассматривались на Архиерейском соборе Русской Православной церкви в 1961 году, в частности о необходимости изменения Положения об управлении Русской Православной церкви 1945 года и об отношениях между Русской Православной церковью и Всемирным Советом церквей.


ДЕЯНИЯ СОБОРА
ПРЕОСВЯЩЕННЫХ ПРАВЯЩИХ АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ 18 ИЮЛЯ 1961 ГОДА

СОБОР ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ
ПРИ ОТКРЫТИИ СОБОРА


Приветствую Вас, преосвященные архипастыри, как членов Собора епископов Русской Православной Церкви, который мы созвали для решения важных церковных дел!

Но прежде чем приступить к соборным трудам, единым сердцем и едиными устами воспоем славу Богу нашему (все поют молитву): «Днесь благодать Святого Духа нас собра, и все, вземши крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!».

Главная суть дела, ради которого мы собрались здесь, отцы и братья, состоит в том, чтобы осмыслить вопрос, обращенный к нашей совести: как мы совершали свое служение церковное, возложено на нас Пастыреначальником и Господом нашим Иисусом Христом в течение последних 16-ти лет, прошедших со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года?

Всем известно, что этот Собор, участниками которого были многие из нас, принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в качестве основы нормального развития нашей церковной жизни в условиях отделения Церкви от Государства и в духе каноно
в и установлений церковных.

Подтверждая принадлежность высшей власти в области вероучения, управления и церковного суда Поместному Собору, это «Положение» регламентировало права и обязанности Патриарха, Священного Синода, епархиальных архиереев и настоятелей приходских храмов {Л. 1}.

В намерении объединить руководство всеми сторонами приходской жизни в одном лице, оно предоставило настоятелем храмов право быть председателями церковных советов и ответственными распорядителями имущества и денежных средств.

И вот, опыт минувших лет показал, что далеко не все настоятели оказались на высоте своего положения, не все они могли вынести тяжести материальных забот, которые для многих стали не только соблазном, но и причиною угашения пастырского духа. Правда, некоторые из настоятелей, усматривая свое призвание в духовном руководстве паствою, умели руководить и своими помощниками по управлению Церковно-приходским хозяйством, но могли настолько привязаться к финансово-хозяйственным делам прихода, что устранили от них и целиком церковные советы, и ревизионные комиссии, и даже церковных старост, считая себя полными хозяевами положения. И это делали в ущерб своему пастырскому призванию.

В результате – в церковную жизнь просочились греховные страсти и веяния, которые стали иногда даже управлять этой жизнью, искажая ее раздорами, стяжательством, нарушением гражданских законов и разными злоупотреблениями. В погоне за доходностью многие пастыри ввели таксу за требы, вызывая возмущение верующих. Они забыли, что за требы верующие не платят, а жертвуют добровольно, кто сколько может. Забыли они и о том, что «оплатить» требу нельзя, ибо всякая треба сильна Духом Святым, присутствующим в ней, а Духа Божия никто не в силах ни дать, ни получить, ни за какие сокровища, ибо Он нисходит на людей лишь в молитве за веру и любовь {Л. 2}.

Конечно, все живущие на земле, в том числе и служители Церкви, не могут быть свободны от тяжести материальных отношений и забот. Ведь и апостолы, окружая своего Божественного Учителя, носили с собою ковчежец для добровольных пожертвований. Но если пастыри Церкви будут сердцем привязываться к материальным благам и полагать основу своей деятельности в ношении этого ковчежца, то дадут много поводов для нареканий и многих соблазнят. Более того – они могут стать предателями и отступниками подобно Иуде, заразившемуся духом сребролюбия и стяжательства.

Мы знаем, что пастырское служение не есть обычный труд – это есть молитва и благовестие слова Божия – служение Богу, Богослужение. С ним трудно совмещать чисто земные, хозяйственные заботы, более приличные мирским людям. Поэтому совмещение в лице настоятелей пастырской и хозяйственной деятельности оказалось вредным для многих из них и соблазнительным для верующих и неверующих.

Практика этого совмещения вступила в противоречие и с соборным духом нашей Церкви и с демократическими основами общественной жизни. На протяжении многих лет мы получали многочисленные жалобы, в большинстве случаев обоснованные, из которых видно, что многие пастыри, поддавшись искушению, стали заботиться о материальной стороне в жизни своих приходов, причем часто не бескорыстно, а пастырский свой дух при этом угашали.

Кроме того перед нами со всей ясностью встал вопрос, что принятое в 1945 году на Поместном Соборе «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в своем разделе, касающемся приходской жизни и управле- {Л. 3} ния церковным хозяйством, не соответствует и гражданскому законодательству и религиозным объединениям.

Вам, отцы и братья, известно Постановление Священного Синода нашей Церкви от 18 апреля 1961 года, и теперь мы стоим перед необходимостью утвердить в качестве поправки к «Положению об управлении Русской Православной Церкви», - поправки, которая должна быть утверждена будущим Поместным Собором. Таковое первое дело нашего архиерейского Собора.

Второе дело касается увеличения числа постоянных членов Священного Синода. Эта необходимость вызывается соображениями практического порядка. Теперь все чаще возникают вопросы, требующие срочного решения, и созыв постоянных членов Синода, из которых один живет в  Киеве, а другой в Ленинграде, бывает в таких случаях весьма затруднительным, особенно принимая во внимание их немощи и преклонный возраст. Поэтому предоставляется целесообразным иметь в Москве трех постоянных членов Синода, правомочных решать текущие срочные вопросы. Такими членами, кроме митрополита Крутицкого, должны быть с одобрения Собора, - управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений, каковые должности впредь всегда будут замещаться только лицами в епископском сане, о чем и следует внести соответствующую поправку в «Положение об управлении Русской Православной Церкви» для утверждения Поместным Собором.

Нам предстоит также обсудить важный вопрос об отношении Русской Православной Церкви к экуменическому движению. Всем известно, что в 1948 году, мы, {Л. 4} совместно с предстоятелями других братских православных церквей, отказались от участия в этом движении.

Панпротестантский характер Всемирного Совета Церквей и политическая направленность его деятельности послужили тогда основанием нашего отказа, и мы откровенно сказали об этом экуменическим лидерам. Однако это наше решение не воздвигало между нами средостения. С момента основания в 1948 году Всемирного Совета Церквей мы не переставали внимательно и глубоко изучать характер и направление его деятельности. За истекшие годы мы имели многочисленные встречи с деятелями экуменического движения, а с 1958 года приступили к официальным с ними контактам. Мы с удовлетворением констатируем, что наше отношение к экуменическому движению в 1948 году послужило к изменению этих направлений во Всемирном Совете Церквей, и оно во многом стало на путь стремления к более церковному, духовному строю деятельности, а в практических вопросах более объективно подходят к событиям, происходящим в мире.

И мы изменили в настоящее время нашу позицию к Всемирному Совету Церквей. Впрочем, и раньше у нас, православных, не было холодного и, тем более, пренебрежительного отношения к западным христианам. Напротив, мы всегда охотно шли навстречу их духовным исканиям и запросам, желая соединения всех под Главою Христа в лоне Его Святой Церкви. Теперь же, когда отпавшие от Церкви сами ищут единства с ней, нам необходимо пойти им навстречу, чтобы облегчить их искания свидетельством об истине Православия {Л. 5}.

Взаимоотношения, какие сложились у нашей Церкви с Всемирным Советом Церквей в результате имевшего место на протяжении последних лет углубленных взаимоконтактов, привели ныне к известному решению нашего Священного Синода от 30 марта с.г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. В связи с этим нами было направлено Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей д-ру В.А. Виссерт-Уфту заявление о принятии Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Это заявление наше будет рассмотрено 3-й Генеральной Ассамблеей Всемирного Совета Церквей в ноябре с.г.

Это значит, что когда Русская Православная Церковь будет принята во Всемирный Совет Церквей, наши представители будут свидетельствовать в нем об истине, хранящейся в Православной Церкви. Там они скажут западным братьям, что истинным путем к единству и спасению является смиренное состояние братской любви, которая сильна упразднить и враждующую гордыню, и стремление к власти, и презрение к национальной и политической сладости других народов, и все, что некогда  привело христиан к разделению.

В обстоятельствах настоящего времени мы не можем не видеть указания на необходимость поддержать чувство христианской общности и связать христиан Востока и Запада узами любви и мира.

Наша миссия в данных условиях – явить западным христианам Свет Православия. И в этом направлении мы придаем большое значение нашему сотрудничеству в Пражском Мирном Обще-христианском движении. В июне текущего года делегация Русской Православной Церкви участвовала в Первом Всемирном Общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге. В работе этого {Л. 6} Конгресса приняли участие 628 представителей и членов различных христианских церквей и объединений 42 стран шести континентов. С большим подъемом Конгресс принял ряд документов и среди них – Воззвание к христианам всего мира и решение о продолжении работы Пражского мирного христианского движения.

Я не сомневаюсь, что Собор архипастырей Русской Православной Церкви одобрит позицию нашего Священного Синода в отношении Пражской Мирной Христианской Конференции и примет решения по дальнейшему усилению вклада нашей Церкви в Святое дело примирения человечества.

 Мы считаем делом общехристианского значения расширение и углубление участие христианских церквей и религиозных объединений в Пражском мирном христианском движении и со своей стороны сделаем в этом направлении все, что от нас зависит.

Будем молиться Господу нашему, чтобы Он укрепил нас на всякое дело благое {Л. 7}.

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима о решении СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и Священного Синода от 16 марта с.г. № 3 о том, чтобы должности Управляющего Делами Московской Патриархии и Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии всегда занимали лица, состоящие в епископском сане, и с назначением их, по должности, постоянными членами Священного Синода.

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!

возлюбленные о Господе, Архипастыри и Отцы!

На одном из последних заседаний Священного Синода 16 марта с.г. по предложению СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА было вынесено определение об увеличении числа постоянных членов, в число которых вошли: Управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела Внешних Сношений Московской Патриархии. Было одновременно решено, что эти две должности будут замещаться лицами в епископском сане. Это решение Священного Синода было вызвано следующими обстоятельствами: расширение общения Русской Православной Церкви с Православными Автокефальными Церквами и инославными исповеданиями, многообразие вопросов, подлежащих обсуждению Священного Синода, требуют часто срочного рассмотрения, решения и претворения в жизнь.

Дальность пребывания некоторых членов Священного Синода не создали нормального течения жизни нашей Церкви ввиду медленного рассмотрения и решения подобных вопросов {Л. 8}.

Поэтому СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ для удобства в делопроизводстве и оказания ему существенной помощи в подготовке для решения церковных дел на заседании Священного Синода было предложено ввести в состав постоянных Членов Синода Преосвященных Архиереев, проживающих в Москве и работающих непосредственно в Патриархии.

Высокочтимое собрание, возлюбленные братья, настоящее определение СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА и Священного при нем Синода повергается на Ваше Рассмотрение для утверждения и соответствующего внесения изменения в «Положение об управление Русской Православной Церкви», принятое на Соборе 1945 года.

ОПРЕДЕЛИЛИ: Решение СВЯТЕЙШЕГО ПАРТРИАРХА и Священного Синода от 16 марта № 3 о замещении впредь должностей Управляющего Делами Московской Патриархии и Председателя Отдела Внешних Сношений Московской Патриархии лицами, состоящим в епископском сане, и о назначении их по должности постоянными членами Священного Синода – утвердить и соответствующее изменение внести в §18 и §19 «Положения об управлении Русской Православной Церкви» {Л. 9}.

СЛУШАЛИ: Доклад Управляющего делами Московской Патриархии Архиепископа Тульского и Белевского ПИМЕНА «Об изменениях в «Положении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV  о приходах.

Постановка этого вопроса, обсуждение и решение его основывается на следующих соображениях:

а) Вопрос об устройстве церковно-приходской жизни всегда занимал церковные круги. С особой силой он возник в 1905 году, когда Русская Православная Церковь стремилась встать на путь широких церковных преобразований.

Вопросом о переустройстве православного прихода занималось, главным образом, Предсоборное присутствие, столкнувшееся с таким разнообразием логических определений прихода, что достигнуть соглашения оказалось не так просто.

Особенно оживленными становились споры, когда возникал вопрос об участии мирян в делах церковно-приходского управления. В привлечении мирян к управлению церковным имуществом некоторые Члены Предсоборного Присутствия видели нарушение канонической логики, по которой право распоряжаться церковным имуществом всецело принадлежит епископу, и что это право вытекает из его иерархических полномочий {Л. 10}.

Но, несмотря на всю видимую убедительность таких доводов, они все же не имели под собой твердой канонической почвы. Ссылка на каноны, напр. Ап. пр. 34, 33, 41; Анкирского Собора 15; Гангрского Собора 7, 8, опровергались общим признанием канонистов об отсутствии каких-либо церковных правил, определяющих собственно приходской строй жизни.

Спорной являлась и защита Епархиальной власти, как единственно канонически правомочного распорядителя имуществом приходских общин. Такой порядок отнюдь не соответствовал каноническому порядку древней Церкви. Не соответствовал он и порядку, существовавшему в древнерусских приходах. Черты этого последнего отчетливо выступают в «уставах» и «завещаниях» древне-русских князей, и в древних актах, сохраняющих сведения о «духовных» и «отказных» крестьянах, по которым они передают «на помин души» свои земельные наделы во владение и пользование церквами, монастырями и причту, и таким образом являются активными участниками владения приходским имуществом.

Вообще, древне-русский приход представлял собой живую и самодеятельную единицу. Община сама {Л. 11} себе храм, избирала священников и остальной церковный причт. Церковная казана имела широкое назначение, и управляли ею миряне. Община содержала не только храм и дома для причта, но и целый ряд благотворительных учреждений. Община сама судила своих сочленов и имела право самого широкого вмешательства даже и в их внутреннюю семейную жизнь, следя за нравственными поступками каждого сочлена.

Что касается клира, то в его функции собственно, управление церковным имуществом не входило. Задачей приходского духовенства было живое и строгое выполнение церковных служб, особенно Литургии, воспитание духовных чад в церковной дисциплине, в разумном применении вяжущей и разрешающей власти и служение примером личной и семейной хорошей жизни.

Приходской священник был прежде всего и главным образом духовным отцом своих прихожан, а они его духовными детьми. Приход в целом представлял общину, сплоченную единством религиозного сознания, церковной дисцип- {Л. 12}лины при четком разграничении обязанностей.

И неудивительно, что эта, именно каноническая и национальная конструкция русского прихода привлекла к себе внимание и Поместного Собора Русской Церкви 1917 года, и Поместного Собора Русской Церкви 1945 г.

Она наиболее отвечала требованиям гражданского законодательства в отношении Церкви и общему направлению церковно-гражданской жизни.

б) Можно ли, однако, считать, что решение Поместного Собора 1945 года о православном приходе не нуждается в дальнейшем его пересмотре и улучшении? И можно ли сказать, что оно возвратило приходам Русской Православной Церкви ту действительную их самостоятельность, которая, начиная с жизни первых христианских общин и византийских парикий, и кончая древнерусской приходской организацией, составляла существенную принадлежность восточно-православного строя церкви?

«Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое на Поместном Соборе 1945 года, являлось по сути дела только началом осуществления желательных преобразований в православной жизни на Руси, в том числе и в области церковно-приходского благоустроения.

Собор и не мог дать окончательного решения приходского вопроса и дать такую конструкцию православного прихода, которая удовлетворяла бы полностью и требованиям православной церковной каноники, и национальным особенностям  православного русского прихода, и требованиям гармонического соответствия с действующим гражданским законодательством в отношении Церкви.

Русская Православная Церковь в ту пору заканчивала преодоление активной зарубежной церковной оппозиции Московской Патриархии и многочисленных церковных расколов внутри страны. В этот период Московская Патриархия не имела таким образом возможности заниматься сколько-нибудь последовательно организационными вопросами.

С ликвидацией расколов стали возвращаться и приниматься Церковью многие клирики и миряне, отвыкшие считаться с правилами и традициями Церкви. Строгая, на первых порах, дисциплина и жизнь под присмотром Епархиальной церковной {Л. 14} власти и приходского настоятеля была разумной для их окончательного исправления. Этими соображениями и вызвано было с одной стороны некоторое усиление роли приходского настоятеля и с другой – ослабление роли мирян в приходе, хотя принцип совместной - настоятеля и членов церковного совета из мирян деятельности при этом не утрачивал своей силы и оставался правилом обязательным к руководству и исполнению.

С тех пор прошло шестнадцать лет. За эти годы Русская Православная Церковь милостью Божией окрепла, расколы не тревожат больше Церковь, и нет каких-либо оснований держаться исключительно прежнего порядка церковно-приходской жизни. Настала пора удовлетворить верующих привлечением мирян к более деятельному участию в делах приходского самоуправления, и, в частности, в делах по управлению имуществом и церковными средствами, а с приходских о.о. настоятелей снять сложные заботы по ведению церковного хозяйства, и тем облегчить труд их пастырского служения на приходе.

К тому же некоторые о.о. настоятели, неправильно поняв свои права, и обязанности в отношении церковных советов, полностью взяли только себе всю полноту административной власти в приходе, фак- {Л. 15} тически устранив мирян от управления церковным имуществом и сведя их роль к нулю, что вызвало бесчисленные жалобы с мест – в Патриархию и к гражданским властям.

Такое настойчивое стремление к ограничению принципа общественности, к разобщению членов приходских советов, к резкому подчеркиванию властных и подвластных лиц, вело к преобразованию приходского организма в бюрократическое учреждение. Московская Патриархия не могла не обратить на это внимание, тем более, что стремление к единоличному, иногда диктаторскому управлению приходом и приходским имуществом порождало на местах недоразумения и конфликты, а также приводило к нарушению гражданского законодательства в отношении церкви.

Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви неоднократно указывали Епархиальным Преосвященным на необходимость исправления замеченных недочетов по управлению церковно-приходскими финансами и имуществом, и предлагал для претворения в жизнь ряд полезных для жизни и авторитета Церкви мероприятий.

Наконец, 18 апреля сего года было составлено Журнальное Постановления Священного {Л. 16} Синода о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни. В настоящее время Собор Православных архиереев Русской Православной Церкви приглашается утвердить это решение Священного Синода.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Высказанные соображения по вопросу: «Об изменениях в «Положении Русской Православной Церкви», касающихся раздела IV о приходах – одобрить.

2. Журнальное Постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 года о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством «О религиозных объединениях» в СССР - утвердить, и впредь до созыва очередного Поместного Собора Русской Православной Церкви установить следующую схему управления приходом:

а) Православная приходская община Русской Православной Церкви, объединя.щая не менее 20-ти членов православного вероисповедания, состоящая в каноническом ведении епископа, создается по добровольному согласию ве- {Л. 17} рующих лиц для удовлетворения религиозно-нравственных нужд  под духовным руководством избранного общиной и получившего благословение Епархиального архиерея священника, зарегистрированное местной гражданской властью, получившее от нее в бесплатное пользование храм и церковную утварь по особому договору и ответственное за целость имущества перед советским законом. 

б) Приходская община является частью Русской Православной Церкви, а вместе и Вселенской Христовой Церкви имеет самостоятельный характер в управлении хозяйством и финансами.

в) Для управления делами прихода организуется, в соответствии с общецерковным началом соборного управления, два органа: церковно-приходское собрание, как орган распорядительный (собрание членов-учредителей двадцатки) и церковно-приходской совет, как орган исполнительный, в составе 3 человек, - старосты, помощника старосты и казначея, избираемых общиной из прихожан, правоспособных и доброй христианской нравственности.

Для постоянного наблюдения за состоянием церковного имущества, за движением церков- {Л. 18} ных сумм, поквартальной документальной ревизии наличия церковного имущества и денежных сумм и определения правильности произведенных расходов – избирается ревизионная комиссия в составе 3-х лиц, которая представляет свои выводы и предложения на рассмотрение общего собрания прихожан.

При наличии злоупотреблений, недостачи имущества или денежных средств ревизионная комиссия составляет акт и препровождает его в местные Горсовет и Сельсовет.

г) Приходское собрание в составе лиц, подписавших договор на пользование храмом и культовым имуществом, созывается по мере надобности с разрешения местных горсоветов или райсоветов (в сельской местности) и решает все вопросы, связанные с управлением и жизнью этих общин.

д) Исполнительный орган приходской общины верующих, ответственный за свою деятельность перед обще-приходским собранием осуществляет руководство хозяйственно-финансовой жизнью прихода. Он несет ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма, ведет церковное хозяйство, заботиться о содержании, отоп- {Л. 19} лении, освящении и ремонте храма и утвари, о снабжении храма всем необходимым для совершения богослужения, как-то: ризница, богослужебные книги, ладан, погребальные венчики, разрешительные молитвы, нательные крестики и проч. Исполнительный орган является ответственным распорядителем денежных средств прихода и строго следит за правильным учетом и расходованием этих средств. Он делает взносы и отчисления из приходских средств на церковные и патриотические нужды; оплачивает содержание священнослужителям, если таковые состоят на определенной заработной плате, содержание рабочим и служащим храма; вносит на добровольных началах денежные суммы на содержание Епархиального архиерея и его управления, на Патриаршее управление, на содержание духовно-учебных заведений при Патриархии и в пенсионный фонд, исходя из потребности и наличия средств, поступивших из добровольных пожертвований верующих на церковные нужды.

е) Церковные суммы составляются из добровольных взносов верующих при тарелочном сборе за богослужениями, таких же взносов за {Л. 20} просфоры, свечи и пр., из пожертвований вообще на нужды храма.

ж) Денежные средства религиозной общины вносятся на хранение в государственный банк на имя данной общины и получаются по чекам за подписью председателя (старосты) и казначея церковного совета религиозной общины. Средства общины учитываются ведением приходо-расходных книг.

з) Исполнительный орган религиозной общины имеет свой штамп и свою печать, зарегистрированные подлежащей гражданской властью.

и) Настоятель прихода и прочие священники (где они есть) суть пастыри прихода, которым поручено епископом совершение в приходском храме общественного богослужения и церковных треб, преподание церковных таинств по церковному уставу и руководство их в жизни христианской. Они ответственны перед Богом и своим епископом за благосостояние прихода со стороны его религиозной настроенности и нравственного преуспеяния.

к) настоятель храма, памятуя слова Апостола: «Мы же в молитве и служении Слова пре- {Л. 21} будем» (Деян. 6, 2-4), осуществляет духовное руководство прихожанами, наблюдает, чтобы богослужения совершались в храме истово, благолепно, в соответствии с требованиями церковного устава, и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно. Он осуществляет наблюдение за дисциплиной членов причта, представляет их своему духовному начальству к наградам. Он заботиться о развитии доброй нравственности своих прихожан. Для достижения этой цели он, прежде всего, подает добрый пример своим личным поведением на приходе. Он заботиться также о том, чтобы все принадлежности богослужения были в исправном благоприличном виде, и своевременно доводит до сведения исполнительного органа общины о нуждах, связанных с нормальным отправлением богослужений, треб и церковных таинств.

л) Исполнительный орган не вмешивается в распорядок богослужений и в дела взаимоотношений членов причта между собой. В случае ненормальностей в этих вопросах, он обращается к епископу, исключительной компетенции которого подлежит суждение об этом.

При приглашении на работу в храме псаломщиков, пономарей, алтарников и вообще лиц так или {Л. 22} иначе участвующих в богослужении, исполнительный орган согласует кандидатов на эти должности с настоятелем.

м) Строгое соблюдение, как духовенством, так и приходскими общинами гражданского законодательства о Церкви, не говоря уже о церковной дисциплине, обязательно. В этом – залог общего церковного благополучия Русской Православной Церкви и приходского благополучия – в частности. /Основание: Книга правил свв. Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и свв. Отец; «Положение об управлении Русской Православной Церкви « 1945 года; Журнальное Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 апреля 1961 года; Постановление ВЦИКа и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года/.

3. Настоящее Постановление Собора Преосвященных Архиереев Русской Православной Церкви опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» ко всеобщему сведению православных общин Русской Православной Церкви, к руководству и исполнению {Л. 23}.

4. Перечисленные выше параграфы заменяют особый IV раздел («Приходы») в «Положении об управлении Русской Православной Церкви».

5. В III-м разделе («Епархии») «Положении об управлении Русской Православной Церкви», в §30 исключить фразу, начинающуюся после последней запятой («а также наблюдает за правильностью хозяйственной стороны приходов») {Л. 24}.

СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии, Архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима «Русская Православная Церковь и Всемирный Совет Церквей».

ДОКЛАД

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ»

Ваше Святейшество,
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, высокочтимое собрание!


Нашему вниманию предложен вопрос об отношении Русской Православной Церкви к Всемирному Совету Церквей. Значение этого вопроса для Русской Православной Церкви, для других православных и инославных церквей, а также и для самого всемирного Совета Церквей каждому из нас хорошо известно. Все мы достаточно знаем об экуменическом движении. Поэтому я не буду утруждать Вашего внимания пространной речью с детальным изложением истории экуменического движения и анализом деятельности Всемирного Совета Церквей, а ограничусь сообщением данных, характеризующих тот процесс отношения Русской Православной Церкви к экуменическому движению за период от Поместного Собора 1945 года до настоящего времени, в результате которого между нами сложилась та атмосфера благожелательного сотрудничества, которая и привела к решению Священного Синода от 30 марта с.г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей.

Однако прежде чем перейти к этому вопросу, я хочу очень кратко остановиться на проблеме принципиального отношения Русской Православной Церкви к инославию. Русская Церковь равно чуждая, как духа прозелитизма, так и тенденции равнодушия по отношению к инославным {Л. 25} братьям, никогда не замыкалась в себе, но всегда с неизменно глубоким сочувствием относилась к поискам инославными церквами утраченной ими кафоличности. Всемерное содействие своим братьям-инославным христианам в их приобщении к благодатному спасительному древу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Русская Православная Церковь всегда рассматривала как свой долг во исполнение Первосвятительской молитвы Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Усилия Русской Церкви в этом направлении исторически оправдывались открытым тяготением ряда инославных церквей к истинной кафоличности, глубокой религиозностью многих их членов. В этом направлении достаточно упомянуть благожелательно-братское отношение Русской Церкви к Англиканской Церкви в XVIII-XIX вв., к старокатолической и епископальной церквам в XIX веке. Любвеобильная позиция Русской Церкви к инославным церквам нашла выражение в двух известных посланиях Святейшего Синода Русской Церкви (от февраля 1903 г. и марта 1905 г.) Святейшему Патриарху Константинопольскому Иоакиму III, в которых содержался развернутый анализ отношений Русской Церкви к отдельным инославным исповеданиям. На ранней стадии экуменического движения в начале ХХ в. Русская Церковь с сочувствием отнеслась к созданию и работе т.н. Соединенной комиссии с участием в ней ряда инославных церквей, подготавливавшей «Всемирную конференцию по вопросам веры и церковного устройства». В прессе Русской начали тогда появляться статьи, приветствующие намерение инославного мира найти организационную форму своего стремления {Л. 26} к кафоличности.

Перехожу теперь к изложению отношения Русской Православной Церкви к экуменическому движению, как оно оформилось ко времени после нашего Поместного Собора 1945 года.

В январе 1946 года Генеральный Секретарь «Всемирного Совета Церквей в процессе формирования» д-р В.А. Виссерт-Уфт обратился в Московскую Патриархию через Патриаршего экзарха в Западной Европе Митрополита Евлогия с информацией об экуменическом движении и предложением об установлении контактов между Руководством экуменического движения и Русской Православной Церковью. Заинтересованность церквей – участниц экуменического движения в привлечении Русской Православной Церкви к соработанию с Всемирным Советом Церквей и оказанию помощи этому движению одновременно нашла выражение в усилиях в этом направлении видного экумениста епископа Чичестерского Георгия Белла.

В апреле 1946 года Президенты Временного Комитета Всемирного Совета Церквей Марк Бегнер, Архиепископ Кентерберийский Джоффри Фишер, Архиепископ Упсальский Эрлинд Эйдем, Архиепископ Фиатирский Германос, д-р Джон Мотт и Генеральный Секретарь д-р В.А. Виссерт-Уфт обратились к Святейшему Патриарху Алексия с предложением о создании более тесных контактов между Временным Комитетом Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церковью.

Завязавшаяся переписка между руководителями Русской Православной Церкви и Всемирным Советом Церквей, обмен литературой и другие формы контактов содействовали углубленному изучению деятелями Русской Церкви экуменического движения на том его этапе {Л. 27}.

В 1947 году начались взаимные консультации православных церквей, в том числе и Русской Церкви по выработке ими единой позиции в отношении к экуменическому движению.

В феврале 1948 г. руководители экуменического движения направили Русской Православной Церкви приглашение для участия в 1 Ассамблее Всемирного Совета Церквей, устраиваемой в Амстердаме в августе-сентябре того года.

К этому времени Русская Православная Церковь и ряд других православных церквей определили свое отношение к направлению экуменического движения и деятельности Всемирного Совета Церквей.

В июле 1948 г. в Москве состоялось историческое совещание Глав и Представителей поместных православных Церквей, обсудивших среди других вопрос «Экуменическое движение и Православная Церковь». В резолюции, принятой по этому вопросу, отмечалась крайне протестантская, чуждая православному пониманию, направленность деятельности Всемирного Совета Церквей и его определенная политическая ориентация, заставившие православные Церкви – участницы Московского Совещания отказаться от присоединения к работе Амстердамской Ассамблеи.

Это решение, конечно, не означало прекращения отношений Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей или отсутствия у Русской Церкви интереса к экуменическому движению. Этого и не могло быть. Функции Всемирного Совета Церквей, как они изложены в его Конституции, отвечали пониманию Русской Православной Церкви. Вопрос стоял о характере {Л. 28} осуществления этих функций и в направленности внешней деятельности Всемирного Совета Церквей. Русская Православная Церковь надеялась, что ее и других православных церквей откровенная критика некоторых сторон деятельности Всемирного Совета Церквей поможет последнему занять приемлемую для этих церквей позиции. И наша Церковь не ошиблась.

По образованию в 1948 году Всемирного Совета Церквей Русская Православная Церковь приступила к внимательному изучению деятельности его Отделов, департаментов, комиссий, особенно департамента «Вера и церковное устройство». Продолжалась деловая переписка между деятелями Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церковью, происходил обмен литературой.

В процессе взаимоотношений начали постепенно намечаться более приемлемые для Православной Церкви контуры направления деятельности Всемирного Совета Церквей.

Русская Церковь по достоинству оценила принятый в 1950 году Центральным Комитетом Всемирного Совета Церквей доклад «Церковь, церкви и Всемирный Совет Церквей», внесший известную ясность в вопросе о межконфессиональной сущности Всемирного Совета Церквей.

В 1954-1955 годах произошел обмен посланиями между руководителями Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в связи с решениями II Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, имевшей место в августе 1954 года в Эванстоне. В феврале 1955 года Московской Патриархией был направлен Всемирному {Л. 29} Совету Церквей развернутый анализ материалов Эванстонской Ассамблеи, в котором откровенно отмечались как ошибочные, с точки зрения Русской Церкви, положения, так и взгляды, полезные для единения церквей.

Сочувственный отклик Русской Церкви вызвало и наличие в Обращении Ассамблеи требования запрещения оружия массового уничтожения и сокращения вооружения.

Ответное послание руководителей Всемирного Совета Церквей, полученное Святейшим Патриархом Алексием в августе 1955 г., заключало суждения по ряду аспектов деятельности экуменического движения. Констатация возможности на обоюдоприемлемой основе развить взаимоотношения Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви заключалась в декабрьском того же года послании Священного Синода Русской Церкви лидерам Всемирного Совета Церквей.

Процессу сближения точек зрения Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей содействовали также многочисленные личные контакты их деятелей.

Всемирный Совет Церквей, по заявлению его Генерального Секретаря, придал особое значение посещению Русской Православной Церкви в январе 1952 г. членом Исполнительного комитета Всемирного Совета Церквей д-ром М. Нимеллером.

В марте 1956 г. Русскую. Православную Церковь посетил в составе делегации Национального Совета Церквей Христа США Председатель Центрального {Л. 30} Комитета Всемирного Совета Церквей д-р Франклин Фрай. Руководство Русской Православной Церкви и д-р Ф. Фрай затронули в своих беседах ряд важных проблем взаимоотношений Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви.

В итоге предварительных переговоров между руководителями Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви в августе 1958 г. в Утрехте (Голландия) состоялась первая встреча представителей Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей. Во время этой встречи, прошедшей, как и все последующие встречи, в дружественной атмосфере, как известно, подвергались обсуждению существенные вопросы взаимоотношений Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви и была достигнута договоренность по ряду практических мероприятий, призванных укрепить эти отношения.

На основании материалов этой встречи Священный Синод Русской Православной Церкви в заседании от 8 декабря 1959 г. постановили одобрить конкретные шаги по развитию взаимоотношений Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей, сочувственно отнестись к приглашению наблюдателей Русской Церкви на очередную сессию Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей и пригласить делегацию Всемирного Совета Церквей во главе с его Генеральным Секретарем д-ром В.А. Виссерт-Уфтом посетить Русскую Православную Церковь.

В июне-июле 1959 г., согласно договоренности, в Женеву, в штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей были командированы два сотрудника Отдела Внешних Церковных сношений Московской Патриархии, которые изучили на месте работу Генерального Секретариата Всемирного Совета Церквей и его Отделов и Департаментов {Л. 31}.

В августе 1959 г. наблюдатели Русской Православной Церкви доцент Ленинградской духовной академии протоиерей В.М. Боровой и референт Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии В.С. Алексеев присутствовали на сессии Центрального комитета Всемирного Совета Церквей на о. Родос (Греция). Эта сессия единогласно одобрила развитие взаимоотношений Всемирного Совета Церквей и Русской Православной Церкви. Сессия кроме решения других своих вопросов приняла резолюцииЮ требующие запрещения ядерного оружия, прекращения его испытаний, а также приняла ряд других решений по проблемам мирного урегулирования острых вопросов международных отношений.

В декабре 1959 г. Генеральный Секретарь Всемирного Совета Церквей д-р В.А. Виссерт-Уфт во главе делегации Всемирного Совета Церквей посетил Русскую Православную Церковь. За время своего пребывания в нашей стране делегация познакомилась с положением и жизнью Русской Православной Церкви и ряда других христианских церквей и религиозных объединений. Д-ра Виссерт-Уфта вместе со всей делегацией принял Святейший Патриарх Алексий и в беседе были затронуты вопросы дальнейших взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Всемирным Советом Церквей. Были также продолжены начатые в 1958 г. в Утрехте переговоры между представителями Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей. В результате всех переговоров стороны констатировали дальнейшее сближение их точек зрения по ряду вопросов р разработали некоторые новые мероприятия по усилению взаимоконтактов {Л. 32}.

В июле 1960 г. в Лозанне по инициативе Молодежного департамента Всемирного Совета Церквей была созвана Европейская Ассамблея христианской молодежи. На этой Ассамблее присутствовала группа наблюдателей Русской Православной Церкви во главе с доцентом Московской духовной академии священником А.Д. Остаповым. По окончании работы Ассамблеи наблюдатели Русской Православной Церкви приняли участие в очередной сессии Экуменического института в Боссэ. Темой сессии было «Богословие и быстрые социальные изменения».

В августе 1960 года в Сент-Эндрюсе (Шотландия) состоялась очередная сессия Центрального комитета Всемирного Совета Церквей. Перед этой сессией там же проходила работа Пленарных заседаний комиссии «Вера и устройство» и «Комиссии церквей по международным делам». На заседаниях этих комиссий и сессии Центрального комитета присутствовали наблюдатели Русской Православной Церкви. На пленарной сессии Комиссии «Вера и устройство» присутствовали доценты Ленинградской духовной академии – протоиерей В.М. Боровой и священник В. Стойков. На пленарной сессии Комиссии церквей по международным делам – доцент Ленинградской духовной академии А.Ф. Шишкин {Л. 33} и референт Отдела Внешних Церковных Сношений В.С. Алексеев. Содержание работы этих сессий также как и Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей вам известно, оно исчерпывающе было изложено на страницах «Журнала Московской Патриархии». Характер сложившихся к тому времени отношений между Русской Православной Церковью и Всемирным Советом Церквей нашел свое выражение в известных документах: Послании Святейшего Патриарха Алексия Сессии Центрального комитета Всемирного Совета Церквей, принятом участниками сессии с исключительной сердечностью, и в ответном Послании Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей. Также как и на Родосской сессии Центральный комитет Всемирного Совета Церквей обсудил в Сент-Эндрюсе ряд вопрсов, содействующих усилению духа экуменического братства между церквами, а также направленных на упрочение международного мира {Л. 34}.

В связи с поступившим от Генерального Секретаря Всемирного Совета Церквей д-ра В.А. Виссерт-Уфта приглашением мне, как Председателю Отдела Внешних Сношений Московской Патриархии, посетить штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей, в ноябре 1960 г. я прибыл в Женеву и имел встречи с д-ром Виссерт-Уфтом и рядом сотрудников центрального аппарата Всемирного Совета Церквей.

Мои беседы с д-ром Виссерт-Уфтом показали наличие у нас общности взглядов на ряд существенных вопросов взаимоотношений Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей.

В марте текущего [1961] года я вновь, по благословению святейшего Патриарха Алексия, имея от него и Священного Синода, полномочия, посетил штаб-квартиру Всемирного Совета Церквей во главе официальной делегации Русской Православной Церкви. Наша делегация имела в Женеве переговоры с представителями Всемирного Совета Церквей, которых возглавлял д-р В.А. Виссерт-Уфт. Во время этих пере- {Л. 35} говоров обсуждался вопрос возможного вхождения Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Мы были удовлетворены пониманием со стороны представителей Всемирного Совета Церквей нашей позиции в этом вопросе и тем духом доброжелательного сотрудничества, который они проявили при обсуждении практических соображений, связанных с этим шагом нашей Церкви. Мы обсудили тогда и пути дальнейшего сотрудничества Русской Православной Церкви и Всемирного Совета Церквей как в период до III Генеральной Ассамблеи, имеющей быть в ноябре-декабре с.г. в Нью-Дели, так и после Ассамблеи, когда наша Церковь, в случае положительного решения Священноначалия Русской Православной Церкви и Генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей, будет членом Всемирного Совета Церквей.

О результатах этих переговоров мною было подробно доложено Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви, которая тщательно изучив вопрос, в заседании от 28 марта с.г. высказала мнение о своевременности и полезности вступления Русской Православной Церкви в члены Всемирного Совета Церквей {Л. 36}.

Доклад Комиссии по межхристианским связям по вопросу вступления нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей был доложен Председателем Комиссии, Членом Священного Синода, Митрополитом Крутицким и Коломенским Питиромом Священному Синоду.

30 марта с.г. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия, обсудив доклад Комиссии по межхристианским связям, положительно рассматривающей вопрос о вхождении нашей Церкви во Всемирный Совет Церквей, принял решение о своевременности и желательности вступления Русской Православной Церкви во всемирный Совет Церквей и о направлении в связи с этим Святейшим Патриархом Алексием специального Послания Генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей д-ру В.А. Виссерт-Уфту с заявлением о желании Русской Православной Церкви стать членом Всемирного Совета Церквей.

Это Послание с изложением позиции Русской Православной Церкви по отношению к экуменическому движению было направлено Святейшим Патриархом Алексием д-ру В.А. Виссерт-Уфту 11 апреля с.г. {Л. 37}

Д-р Виссер-Уфт по получении этого послания сообщил Святейшему Патриарху Алексию о радости, которую испытали деятели Всемирного Совета Церквей, получив заявление Русской Православной Церкви и ее заверения в стремлении внести свой вклад в дело единения церквей.

Русская Православная Церковь информировала братские Церкви-участницы Московского совещания 1948 года о развитии своих отношений с Всемирным Советом Церквей дважды – после Утрехтских переговоров и после решения Святейшего Патриарха и Священного Синода о благовременном вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Позиция Русской Православной Церкви в экуменическом вопросе оба раза получила одобрение Православных Церквей-сестер.

Следует также отметить, что официальные круги, церковная общественность и пресса православных и инославных церквей и деноминаций в подавляющем большинстве рассматривает этот факт как имеющий выдающееся значение в современной христианской жизни всего мира и {Л. 38} самым благожелательным образом приветствуют его.

Хочется выразить надежду, что Собор архипастырей Русской Православной Церкви одобрит позицию Священного Синода нашей Церкви в отношении Всемирного Совета Церквей за истекший от Московского Совещания 1948 года период, одобрит также решение Священного Синода от 30 марта с.г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей и тем укажет Русской Церкви путь к дальнейшему расширению и углублению ее взаимосвязей с Всемирным Советом Церквей, к практическим усилиям по претворению в жизнь заповеди нашего Господа и Спасителя «Да будут все едино» (Иоан. 17, 21).

ОПРЕДЕЛИЛИ:

1. Одобрить позицию Священного Синода Русской Православной Церкви по отношению к Всемирному Совету Церквей за период от Совещания Глав и Представителей Поместных Православных Церквей, имевшего {Л. 39} место в Москве в июле 1948 года, до настоящего времени.

2. Одобрить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 марта с.г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей и в связи с этим одобрить послание Святейшего Патриарха Алексия от 11 апреля с.г. на имя Генерального Секретаря Всемирного Совета Церквей д-ра В.А. Виссерта-Уфта с заявлением о вступлении Русской Церкви в члены Всемирного Совета Церквей и с изложением ее позиции к экуменическому движению {Л. 40}.


СЛУШАЛИ: Доклад члена Комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви Патриаршего Экзарха Средней Европы епископа Средне-Европейского Иоанна, члена делегации Русской Православной Церкви на Всемирном Общехристианском Конгрессе в защиту мира в Праге.

Ваше Святейшество,
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства,
всечестные отцы и братия!

Бог судил нам жить в эпоху коренной перестройки человеческого общества на новых справедливых началах отношения человека к человеку, народа к народу. Достаточно сказать, что наше время является эрой крушения колониальной системы, эрой возникновения и выхода на международную арену новых суверенных государств Африки и Азии. Это историческое закономерное переустройство экономической, социальной, политической жизни народов протекает в сложной напряженной международной обстановке.

Мы знаем, что наш народ и наше правительство делают все возможное для того, чтобы восторжествовал на земле прочный и справедливый мир. Эти {Л. 41} усилия нашего правительства наталкиваются на явное нежелание определенных правящих кругов некоторых держав, стремящихся не в интересах своих народов, но в интересах капиталистических концернов и финансовых монополий продолжать пресловутую политику мира на грани войны.

Мы с вами знаем, какую угрозу для народов представляет эта человеконенавистническая политика, особенно в наши дни наличия в распоряжении Великих держав ядерного оружия массового уничтожения. Мы, христиане Советского Союза, ясно сознаем свою ответственность перед Богом и нашим народом в деле борьбы за мир. Русская Православная Церковь, как Вам это хорошо известно, неустанно возносит горячие молитвы Владыке Мира Господу и Богу нашему о мире всего мира и энергично участвует во всех мероприятиях, какие могут послужить упрочению справедливого мира между народами. В этом святом делании наша Церковь не одинока. Вместе с ней, во исполнение заповеди Христа Спасителя о мире, поднимают голос многочисленные христианские церкви и религиозные объединения.

В настоящем моем докладе пойдет речь об участии Русской Православной Церкви в Пражской Мирной Христианской Конференции {Л. 42}.

В 1957 году церкви – члены Экуменического Совета Церквей в Чехословакии приняли решение о созыве христианской конференции в защиту мира с приглашением в ней христианских церквей других стран, которая и состоялась с 1 по 4 июня 1958 года в г. Праге. От Русской Православной Церкви в ней участвовали Митрополит Минский и Белорусский Питирим и инспектор Ленинградской Духовной Академии проф. Л.Н. Парийский, которые стали с того времени постоянными участниками последующих Пражских Конференций. Так зародилось христианское движение в защиту мира в Праге.

С 16 по 19 апреля 1959 года проходила 2-я Конференция в защиту мира в Праге, а с 6 по 9 сентября 1960 г. – 3-я, а непосредственно после нее и первая Молодежная Христианская Конференция.

О развитии Пражского христианского мирного движения можно судить по числу участников Конференции. Если во 2-й Конференции было всего лишь 42 участника, то в 3-й – более двухсот.

В состав Рабочего Комитета Пражской Конференции был избран проф. Л.Н. Парийский, который принимал участие в его заседаниях между конференциями. На последней 3-й Конференции было постановлено соз- {Л. 43} вать в Праге 13-18 июня 1961 года Всемирный Общехристианский Конгресс в защиту мира.

После 3-й Пражской Мирной Конференции три раза собирался Рабочий Комитет, чтобы обсудить программу и наметить ход работы Конгресса. На первом заседании, которое состоялось с 27 по 28 ноября 1960 г. в Праге, было постановлено о расширении Комитета, а от Русской Православной Церкви  в него был включен Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений Епископ, ныне Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, с оставлением в должности Члена Рабочего Комитета и проф. Л.Н. Парийского.

В Праге же с 24 по 28 января 1961 года проходило второе заседание Рабочего Комитета. Последнее подготовительное к Конгрессу заседание состоялось 11-14 апреля 1961 года в Грейфсвальде (ГДР), где была окончательно утверждена программа и намечен состав участников. На Январском заседании Рабочего Комитета был образован Международный Секретариат, которому было поручено осуществить окончательную подготовку к Конгрессу. От Русской Православной Церкви в состав Международного Секретариата вошел секретарь Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии А.С. Буевский. На {Л. 44} последних двух заседаниях Рабочего Комитета (в Праге и Грейфсвальде) делегации от Русской Православной Церкви возглавлялись Епископом, ныне Архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. Таким образом, тщательно подготовленный Конгресс открылся в Праге 13 июня с.г. Среди делегаций Православных Церквей делегация Русской Церкви была одной из многочисленных. В ее состав вошли: Председатель Отдела внешних Церковных Сношений Московской Патриархии Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (глава делегации), Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Варлаам, Епископ Средне-Европейский Иоанн, Инспектор Московской Духовной Академии Архимандрит Питирим, Ректор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Михаил Сперанский, Протоиерей Всеволод Шпиллер, протоиерей Виталий Боровой, протоиерей Евгений Барщевский, свящ. А. Остапов, профессор Ленинградской Духовной Академии Л.Н. Парийский, ответственный редактор Журнала Московской Патриархии А.Ф. Шишикин, референт Отдела Внешних Церковных Сношений Иеромонах Ювеналий (Поярков), свящ. Петр Мороз, протодиакон Владимир Владимиров-Прокимнов, иеродиакон Филарет (Вахромеев), секретарь Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патри- {Л. 45} архии А.С. Буевский, член Отдела Внешних Церковных Сношений Б.С. Кудинкин, сотрудник Отдела Внешних Церковных Сношений И.В. Варламов, референт Отдела Внешних Церковных Сношений Н.П. Афиногенов, референт Отдела Внешних Церковных Сношений В.С. Алексеев, референт Отдела Внешних Церковных Сношений Д.П. Протопопов, референт Отдела Внешних Церковных Сношений В.В. Зайцев и П.Ф. Илькевич.

В Конгрессе приняли участие из нашей страны глава Грузинской Церкви Патриарх-Католикос всея Грузии Ефрем II, Католикос-Патриарх всех армян Вазген I и глава старообрядческой церкви – Архиепископ Иосиф и главы других исповеданий, сопровождаемые представителями своих общин.

Антиохийская Церковь была представлена многочисленной и представительной делегацией иерархов, клириков и мирян во главе с митрополитом Нифоном.

Румынская, Болгарская и Польская Православные Церкви также прислали своих видных иерархов и деятелей. В работе Конгресса принял участие Глава Чехословацкой автокефальной Церкви – Блаженнейший Митрополит Иоанн с представителями епископата, клира и мирян своей Церкви. Были представители от Эфиопской Церкви. На Конгресс прибыли видные чле- {Л. 46} ны протестантских Церквей. Всего насчитывалось 628 делегатов из 42 стран с 5 континентов. А вместе с гостями на Конгрессе присутствовало около 1.000 христиан.   

13 и 14 июня работа Конгресса проходила на пленарных заседаниях. Был заслушан главный доклад проф. И. Громадки на тему: «И на земли мир». В нем он ярко изложил мысль о христианской ответственности за судьбы мира на земле, согласно слову Божию и призыву Евангелия. Проф. Громадка осудил стремление вовлечь Церковь и христианство одной половины Запада в борьбу против другой половины человечества, проживающей на Востоке. Оправдание проповеди такого разделения христиан и вообще человеческого рода противно слову Божию и духу христианства, и призвал всех участников Конгресса бороться против тех сил, которые создают военную угрозу и атмосферу напряженности и недоверия против атомного оружия и гонки вооружений. Содоклад «Мир – последование Христу» - прочитал Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим.

В этом содокладе от Русской Православной Церкви была выражена ясная и определенная позиция непреодолимого стремления защищать и отстаивать святое и благословенное дело мира на земле. Была выска- {Л. 47} зана глубокая скорбь о тех, заблудившихся христианах, которые посредством слова Божия пытаются оправдать атомную войну и, тем самым, разжигают, так называемую «холодную войну». В содокладе было высказано убеждение, что истинное служению делу мира, борьба за мир – есть последование Христу.

Далее шли содоклады представителя японских христиан – проф. Иноуе: «Мир – хлеб для всех, д-ра Р. Ульмана (Великобритания): «От холодной войны к прочному миру». Представитель Африки Я. Стефенс (Гана) прочел содоклад «Мир и новые государства».

С кратким выступлением на тему «Мир и христианская справедливость» обратился к Конгрессу Патриарх-Католиков Вазген.

Д-р Нимеллер (ФРГ) прочел доклад: «Мир в век техники».

15 и 16 июня работа Конгресса проходила в 10 дискуссионных группах, каждая из которых носила следующие наименования:

1)   Мир и справедливость;
2)   Мир и свобода;
3)   Мир и холодная война;
4)   Мир и германский вопрос;
5)   Мир и новые государства; {Л. 48}
6)   Мир и современная ситуация в христианских церквах;
7)   Мир и разоружение;
8)   Молодежь на службе мира;
9)   Мир и экуменизм;
10) Мир и средства массового уничтожения.

Делегаты нашей Церкви приняли участие в работе всех этих комиссий, отчеты о которых были зачитаны 17 июня на пленарном заседании.

Конгресс направил приветствие Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву, президенту ЧССР А. Новотному и президенту США Д. Кеннеди.

С большим вниманием были выслушаны и сопровождались бурными аплодисментами участников Конгресса ответные приветствия Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева и Президента ЧССР А. Новотного.

На последнем пленарном заседании был избран Совещательный комитет дял продолжения работы христианской Конференции в защиту мира, в который вошло свыше ста человек. Председателем его был избран д-р Гайек.

От Русской Православной Церкви в Совещательный комитет для продолжения работы были из- {Л. 49} браны: Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Председатель Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии, Архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, Епископ Средне-Европейский Иоанн (Вендланд), Ротоиерей В.М. Боровой, Иеромонах Ювеналий, проф. Л.Н. Парийский, А.Ф. Шишкин, А.С. уевский, И.В. Варламов, В.С. Алексеев.

Из этого состава был избран Рабочий Комитет в количестве 16 человек, в который от Русской Православной Церкви вошел Архиепископ Никодим.

Доктор И. Громадка был избран Президентом Пражской Мирной Христианской Конференции и всего Пражского мирного христианского движения, а Архиепископ Никодим (Русская Православная Церковь), Епископ Тибор Барта (Реформатская Церковь Венгрии), д-р. Г. Клоппенбург (Евангелическая Церковь земли Рейн Вестфалия ФРГ) и проф. Г. Фогель (Евангелическая Церковь. Западный Берлин) – заместителями Президента.

Рабочий Комитет будет собираться 4 раза в год. Он озаботится организацией ежегодных региональных конференций, продолжающих деятельность христиан по защите мира, которые подготовят следующий Общехристианский конгресс {Л. 50}.

В отдельных странах совместно с Рабочим Комитетом и Международным Секретариатом будут созданы Комитеты для продолжения работы, которые будут осуществлять связь с Пражской Конференцией.

Конгресс направил обращение ко всем христианам и письмо Всемирному Совету Церквей.

Своим участием в Пражском Христианском Мирном движении Русская Православная Церковь внесла свою лепту в святое дело умиротворения человечества и исполнила Божию заповедь о любви.

Разрешите огласить принятое Конгрессом обращение ко всем христианам всего мира {Л. 51}.

ОБРАЩЕНИЕ ПЕРВОГО ОБЩЕХРИСТИАНСКОГО КОНГРЕССА
В ПРАГЕ В ИЮНЕ 1961 ГОДА

I.

Объединенные верою во Иисуса Христа, Которому дана вся власть на небе и на земле, в Праге собралось более 600-т христиан – представителей и членов различных церквей, вероисповеданий и деноминаций со всех частей света на Первый Всемирный Общехристианский Конгресс.

При наступлении атомного века, когда над миром нависла угроза самоуничтожения человечества, когда мир взывает о мире, - мы все вместе слышим Божественную заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся!».

В уверенности нашей веры мы все вместе обращаемся ко всему христианству и всем людям и призываем их доверять этим заповедям Милосердного Господа, и, подкрепленных Его силой, идти по пути мира.

II.

1. Бог, в сыне Своем Иисусе Христе, установил мир между Собой и всеми людьми. Таким обра- {Л. 52} зом Он создал связь мира и любви между людьми.

Мы не можем не внимать, ни возвещать об этой благой вести, не отдавшись всем своим существом делу восстановления, сохранения и укрепления мира между всеми людьми и народами на земле.

2. Бог, в Сыне Своем Иисусе Христе, примирил мир с Самим Собою и призвал чад Своих служить делу примирения.

Мы не можем ни внимать, ни возвещать об этой благой вести, не указав всем ныне враждующим христианам и народам на практические пути и возможности соглашения. Мы сами желаем приложить руки к тому, чтобы те, кто ныне являются разделенными, действительно жили спокойно и миролюбиво и могли разрешать спорные вопросы и кризисы без применения насилия и без войны.

3. Бог, в Сыне Своем Иисусе Христе, ниспослал всем людям Свою исполненную любовью справедливость.

Мы не можем не внимать, ни возвещать об этой Благой Вести без того, чтобы не сотрудничать и не создавать для всех народов и отдельных групп и для этого человечества,  для международных отношений нового, справедливого, правого порядка, который будет служить миру {Л. 53}.

4. Бог в Сыне Своем Иисусе Христе, терпеливо и многомилостиво всех нас сохранил доныне. Мир будет жить до своего конца в Его терпении.

Мы не можем не внимать, ни возвещать об этой Благой Вести, не содействуя всемирно тому, чтобы все люди, живущие на этой земле, относились друг к другу с терпением, чтобы народы стремились к примирению и были готовы приносить жертвы друг за друга.

III.

Мы исповедуем, что все христианство и мы все слишком долго пребывали в нерешительности идти путем мира Божьего в сознании, что мы обязаны быть послушными Его заповеди любви и помочь создать условия для мира человечества на земле. Так, мы все основательно запутались во всеобщем тревожном положении человечества.

Мы с великим опасением и с великой болью видим, что большие группы христиан отрицают заповедь нашего Господа, Который нас зовет на путь мира, примирения и справедливости, они неправильно «христиански» оправдывают средства массового уничтожения, объявляют известный общественный порядок неизменным и подстрекают к холодной войне против народов, строящих новый общественный порядок.

Нельзя замалчивать, что многочисленные христианские братья римско-католического исповедания, так же как и мы, стремятся к миру и предотвращению катастрофы холодной и горячей войны, но они находятся в тяжелом конфликте совести, возникающем практической деятельностью многих их церковных руководителей. Руководящие церковные лица и круги Ватикана, к сожалению, поддерживают продолжение холодной войны. Высказываясь этим образом, мы постоянно молимся, чтобы Бог неизменно оставлял нас пребывать в Своей любви и всех нас привел к познанию Своей воли и к послушанию Его заповеди любви и мира.

Но поскольку Господь не лишил нас Своего Обетования мира, Своего милосердия и Своей любви, мы снова отваживаемся, во имя Иисуса Христа, нашего Распятого и Воскресшего Господа, утешая и прося, призывая и напоминая, выступить перед всеми христианами и нашими народами и их правительствами и перед всеми людьми с проповедью мира на земле.

IV.

В свете мира Божьего мы познали:

В атомный век война не является более допустимым и разумным средством для разрешения международных проблем {Л. 55}.

Тот, кто вообще допускает мысли массового уничтожения, кто ради запугивания угрожает атомным оружием, тот, кто подготовляет эти бесчеловечные средства, тот, кто использует молодых людей против им подобных, - тот действует вопреки разуму и согрешает перед Богом. Пред лицом все еще продолжающейся гонки вооружений мы просим все правительства и парламенты сделать все возможное и со всей решительностью для предотвращения войны.

Первым шагом к этому является прекращение испытаний ядерного оружия и соглашение о международном контроле.

Далее к этому относится отказ народов, невооруженных атомным оружием, от средств массового уничтожения.

Этому способствует все, что помогает всеобщему и полному разоружению и организованному во всем мире.

Далее – общее запрещение всего ядерного оружия и уничтожение имеющихся его запасов, чтобы атомная энергия впредь служила исключительно мирным целям. Этому способствуют также все проекты и предложения создания безатомных зон и заключение международных соглашений о нейтралитете {Л. 56}.

Нерешенный вопрос о Германии – опасная рана на теле Европы. Поэтому мы обращаемся к церквам и христианам, к Правительствам и народам обоих германских государств с призывом осознать особый соблазн немецкого народа, заключающийся в стремлении к вооружению, к особенному атомному, побороть его отказом от этого вооружения и тем самым действенно помочь делу мира в Европе и во всем мире.

2. В свете Божественного примирения мы познали: Холодная война подготовляет путь к атомной катастрофе. Мы знаем, что все народы стремятся к миру. Холодная война всюду там, где народы и государства ищут свое счастье и благосостояние за счет других народов и государств. Следовательно, прежде всего нужно сегодня же устремить взоры на сосуществование и конструктивное сотрудничество народов и национальных групп, которые живут в различных общественных, экономических, политических и культурных системах и традициях.

На месте взаимного осуждения должно наступить дружественное совещание.

3. В свете Божественной справедливости мы познали: {Л. 57}

Все люди, все народы и все правительства стоят сегодня перед трудовой задачей не только устранить войну, но и дать миру порядок, в котором столь обездоленные народы и государства, в особенности в Азии, Африке и в Латинской Америке могли бы процветать.

Мы вполне с молитвой сочувствуем всем этим угнетенным, поруганным и бесправным народам, идущим по пути к свободе и независимости, мы молимся о них. Но мы также думаем о людях и государствах белой расы, от которых необходимо в настоящее время, особенно в упомянутых областях, требовать, чтобы они отказались от своего влияния, мнимых прав, богатства, источников сырья.

Старые колониальные державы должны осознать, что им необходимо отказаться от своих великодержавных позиций. Народы, живущие в соседстве, должны понять, что им необходимо быть готовыми к жертвам для эффективного улучшения жизненного уровня страдающих народов. Решение проблемы стран, находящихся в процессе развития, возможно только путем сотрудничества всех государств, старых и новых народов. Расовое превосходство, любая новая форма колониализма и любые попытки задержать на время разрешение необходимых нужд миллионов людей сеют ненависть и {Л. 58} создают угрозу для мирного сосуществования народов.

Мы напоминаем государству, затратившему неслыханно высокие суммы на вооружение, что сокращение этого вооружения способно устранить голод и бедствия и открыть народам путь к изобилию земных благ. Надо быстро действовать.

4. В свете долготерпения Божия мы познали:

Нам, современным людям, даны в руки неизмеримые технические возможности. Мы можем их обратить на разрушение и проклятие или на благословение и благоденствие нашей планеты и ее населения. С верой в долготерпение и милосердие Божие мы полны уверенности, что Он благоволит сохранить жизнь человечества и удержать мир на земле. Однако для этого Он ожидает от нас нашего христианского человеческого усилия в деле земного мира, человеческого примирения и правды на земле.

V.

В этом деле мира в защиту мира могут объединиться все люди, ибо Господь Бог наш все держит в Своей руке. Он по Своей любви ведет всех людей и Он скажет последнее Свое слово в грядущем Господе Иисусе Христе {Л. 59}.

Его благо дает нам задание призывать всех людей доброй воли к совместному сотрудничеству.

«МИР БОЖИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕВЫШЕ ВСЯКОГО УМА, СОБЛЮДАЕТ СЕРДЦА ВАШИ И ПОМЫШЛЕНИЯ ВАШИ АО ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Филип. 4, 7).

О П Р Е Д Е Л И Л И:

I. Заслушав отчет Епископа Иоанна об участии делегации нашей Церкви в работе Всемирного Общехристианского Конгресса в защиту мира в Праге и его решениях, Собор епископов Русской Православной Церкви выражает прежде всего глубокое удовлетворение по поводу того, что этот Конгресс внес важный вклад в достижение общехристианской солидарности в великом деле умиротворении человечества.

2. Приветствуя решения Пражского Конгресса, мы, епископат Русской Православной Церкви, считаем полезным всемерно содействовать их распространению, как в нашей Церкви, так и среди православных {Л. 60} Церквей – сестер и других христианских Церквей и объединений.

С этой целью мы просим священный Синод во главе со святейшим Патриархом и в дальнейшем всемерно содействовать делу защиты мира и активно участвовать в пражском христианском движении за мир.

Мы разъясним нашему духовенству решения Всемирного Общехристианского Конгресса в защиту мира.

И, наконец, мы обращаемся к предстоятелям и епископату автокефальных Православных Церквей с призывом – поддержать Пражское мирное христианское движение и тем активнее содействовать святому делу объединению всех христиан на почве защиты мира.

3. Мы приветствуем решение Первого Всемирного Общехристианского Конгресса в Праге о продолжении работы Пражской мирной христианской Конференции, этого Постоянного Общехристианского Форума, который поможет христианам всех исповеданий объединиться вокруг этого нашего общего делания и, тем самым, окажет реальное содействие народам и их правительствам в мирном разрешении международных проблем, в скорейшем достижении прочного и справедливого мира на земле {Л. 61}.

ГКУ «Государственный архив Краснодарского края».  Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 156. Л. 1-61.


Рецензии