О ликвидации перегибов к верующим на Кубани в 1965

К публикации представлен доклад Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю Позднеева И.Н. «О ликвидации административных перегибов в отношении верующих и религиозных объединений, допускаемых местными органами власти», прочитанный на Семинаре Секретарей городских и районных исполкомов и председателей комиссий Советов в г. Краснодаре 13 мая 1965 года.

Доклад  Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю Позднеева И.Н. «О ликвидации административных перегибов в отношении верующих и религиозных объединений, допускаемых местными органами власти»

Краснодар
13 мая 1965 г.

Со дня принятия Июньским Пленумом ЦК КПСС (1963 года) решения по идеологическим вопросам прошло около 2-х лет. На основе этого решения партийными, общественными, государственными организациями и учреждениями проведена большая работа по коммунистическому воспитанию народа.

Решения Июньского Пленума ЦК КПСС и принятые впоследствии на их основе документы о научно-атеистической пропаганде являются руководством и в нашей работе, в работе всех советских органов, которым приходится решать вопросы, касающиеся религии и церкви.

В ноябре 1964 г., как вам известно, идеологическая комиссия ЦК КПСС заслушала и обсудила доклад секретаря ЦК КПСС «Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание».

2 января 1965 г. Секретариат ЦК утвердил мероприятия по усилению атеистического воспитания населения, выработанные идеологическим отделом ЦК.

Краевой комитет КПСС вопросам атеистического воспитания придает большое значение. Об этом вы можете судить из материалов доклада на вчерашнем совещании [Л. 1].

Товарищи, прежде, чем перейти к вопросу ликвидации администрирования и перегибов в области религии, я хочу остановиться на вопросах религиозной обстановки в крае и мерах по пресечению незаконных действий, допускаемых духовенством и религиозными организациями.

В настоящее время в крае имеется 85 религиозных общин русской православной церкви, в том числе 9 не действуют; одна армянская Григорианская церковь; 7 объединений старообрядческих общин, в том числе две незарегистрированные; 94 объединения и группы ЕХБ с общим числом 5763 верующих, в том числе 32 зарегистрированных, в которых состоит 4030 верующих. В 28 незарегистрированных общинах свыше двадцати человек в каждой, и в остальных 34 группах от двух до 15 человек; 18 групп адвентистов7 дня, в количестве 341 человек; 15 групп пятидесятников – 412 человек; 3 группы хлыстов – 106 человек; 2 группы иеговистов – 42 человека; имяславцы – 12 человек; ИПЦ – 2 группы – 26 чел. и адвентисты-реформисты – 15 чел. Всего сектантских групп со старообрядцами – 149 с общим числом 8742 чел.
Несмотря на некоторое [количественное] снижение церковных организаций - русской православной церкви – на 4 общины; ЕХБ на 78 человек; иеговистов на 16 человек; молокан на 36 чел., доходы в 1964 году особенно по православной церкви не только не уменьшились, но против 1963 г. увеличились на 5%.

Доходы составили: в 1963 – 1580064 руб.; в 1964 г. – 1677316 руб. -  более на 97252 руб. [Л. 2].

Увеличение доходов произошло по церквам в следующих районах: на 8 тыс. рублей – Белореченском, Ейском, Динском и Каневском; на 5 тыс. рублей – Крымском, Курганинском и гор. Ейске; на 3 тыс. – Лабинском, гор. Сочи и Новороссийске.

Сравнительные данные о доходах церквей по статьям за 1963 и 1964 годы показывают:

Поступления: в 1963 г.; в 1964 г.

От продажи свечей: 925264 руб.; 914364 руб.
От исполнения религиозных обрядов: 391811 руб.; 322726 руб.
Тарелочно-кружечный сбор: 148440 руб.; 116061 руб.
От продажи просфор и проч.: 114594 руб.; 324166 руб.

Церковники в два раза увеличили выпечку просфор и продажу их верующим и на этой операции не только восполнили недобор денег по обрядам и другим статьям, но и увеличили доходы против 1963 г. на 5%. Следует сказать, что верующие активно поддерживают церковь материально. За последние пять лет церковная сеть сократилась на половину, а доходы почти на одном уровне – снизились лишь на 15%. Это еще раз подтверждает известное высказывание Анатолия Васильевича Луначарского «Церковь сильна не в бревнах, а в ребрах».

Расход средств за этот же период выразился: в 1963 – 1565527 руб.; в 1964 г. – 1623750 руб. - более на 58233 руб. [Л. 3].

По статьям расход составил:

Годы: 1963 г.; 1964 г.

На содержание служителей культа: 319286 руб.; 196083 руб.
На содержание хоров: 187010 руб.; 178970 руб.
На содерж. обсл. персонала: 199594 руб.; 223758 руб.
На ремонт зданий: не учит.; 46615 руб.
Обязат. платеж:33594 руб.; 60418 руб.       

Добровольные взносы:

В Фонд Мира: 166282 руб.; 158067 руб.
Добровольные взносы в Епарх. упр.: 277184 руб.; 279193 руб.
Прочие расходы: 354024 руб.; 380646 руб.
Остатки в банке: 59095 руб.; 53566 руб.

Необходимо принять меры к том, чтобы церковные органы увеличили взносы в фонд мира. Поскольку это дело добровольное, к этому вопросу необходимо подходить осторожно с соблюдением соответствующего такта, а не приказным порядком.

Следует обратить внимание «двадцаток» на то, чтобы они сокращали содержание обслуживания персонала, чтобы по возможности меньше было платных работников. Известно, чем больше в церкви лиц, находящихся на денежном содержании, тем активнее они стремятся к обогащению церкви и увеличению ее доходов [Л. 4].

Нужно, чтобы комиссия содействия следила за тем, не понуждаются ли верующие церковными органами и духовенством к обязательной покупке свечей и просфор, взносу пожертвований в кружку и т.п.

Законом запрещен принудительный сбор пожертвований в пользу церкви, однако там, где наш контроль ослаблен, церковники требуют от верующих покупать свечи, просфоры и бросать деньги в кружку. В прошлом году у нас не было выявлено ни одного такого случая, и не был наказан ни один церковный орган, понуждающий жертвовать деньги на церковь.
 
Вам необходимо проанализировать годовые отчеты церквей и продумать возможные меры по снижению доходов. Постоянно следить, чтобы церковники не занимались спекулятивной деятельностью, не продавали свечи и утварь выше установленных цен.

Наконец, нужно упорядочить учет имущества церквей, там где не проведена инвентаризация, следует ее закончить.

Целесообразно рекомендовать церковным органам, чтобы они объявили верующим не приносить в церковь вещевые и продуктовые пожертвования.

В 1964 году за нарушение Советского Законодательства о культах выразившееся в оказании благотворительной помощи активистам и верующим были сняты с регистрации и заменены 8 церковных исполнительных органов (Армавир, Апшеронск, Темрюк и ряд других) [Л. 5].

Было снято с регистрации 12 священников за вмешательство в финансово-хозяйственные дела и крещение детей без согласия обоих родителей.

Однако не везде у нас организован надлежащий контроль и церковники, пользуясь нашим попустительством «творят» свои дела и нарушают советские законы. Особенно слабо выявляется благотворительная деятельность в сектантских организациях.

В некоторых церковных органах засели «хапуги», политически сомнительные люди (бывшие полицаи и другие фашистские пособники), в молитвенных домах ст. Варениковской, гор. Гулькевичи и др., однако районные исполкомы на эти факты не реагируют, не дают отвода таким лицам, и у честных верующих создается мнение, что советские органы «покрывают» эту нечисть. Нужно внимательно подходить к разбору сигналов. Там где речь идет о лицах, пролезших в церковные органы и имеющих сомнительное политическое прошлое, необходимо принимать решительные меры по их отводу.

Несколько слов по вопросу порядка создания «двадцаток» - членов учредителей церкви. Эти органы не избираются и не утверждаются. В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 28.04.1929 по этому вопросу сказано: «Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18 летнего возраста, не лишенных права по суду, одного и того же культа, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей, которые подписывают договор с советскими органами на аренду здания и пользование имуществом, и обязуются нести ответственность за его сохранность». Верующие могут подавать заявление в церковный орган о своем выходе из «двадцатки» и [Л. 6] зачислении новых членов, желающих быть членами учредителями. В заявлениях вновь поступающие указывают, что обязуются нести материальную ответственность за порчу и утрату имущества церкви наравне со всеми членами учредителями. Списки «двадцаток» райисполкомами не утверждаются, а заверяются на предмет отвода лишенных права по суду.

«Двадцатка» избирает церковный исполнительный орган и ревизионную комиссию для ведения финансово-хозяйственной деятельности и управления церковным имуществом.

Горрайисполкомам предоставляется право отвода из состава исполнительного органа и ревизионной комиссии отдельных лиц. Этим правом нужно пользоваться.

Некоторые секретари райисполкомов лично формируют «двадцатки» - это грубое вмешательство в дела церкви. Священники также не имеют права формировать «двадцатки».

Ограждение детей и подростков от влияния религии.

Наблюдения показывают, что основная масса верующих религиозна с детства. Церковь умрет, если ей не удастся овладеть душами подрастающего поколения. Духовенство в обход законов прибегает к таким уловкам, как побуждение родителей насильно приводить детей и подростков в церковь: чтение в церкви специальных проповедей для детей и подростков; прислуживание духовенству, участие в хоре и т.д. [Л. 7].

Должен сказать, что в прошлом году ни одного подобного сигнала со стороны исполкомов ко мне и в крайисполком не поступало, кроме сигнала от благочинного Давыдова и ст. пресвитера Егорова. Нужно обратить на этот участок работы особое внимание наших комиссий содействия.

Предупредить все церковные органы и духовенство, что за нарушение законов они будут наказываться. Необходимо запретить посещение церквей и молитвенных домов несовершеннолетними детьми без родителей – отца и матери. Бабушки, тетушки, дяди и дедушки не могут водить детей в церковь и молитвенные собрания. Нужно, чтобы церковные советы строго за этим следили.

Мы не можем спокойно проходить мимо таких фактов, когда крестят детей школьного возраста и подростков. В 1964 году было окрещено 12507 детей, в том числе: младенцев – 10661, до 3-х лет – 1498 детей; от 3-х до 7 лет – 234 ребенка; от 7 до 16 лет – 70 и свыше 16 лет – 48 человек. В 1-м квартале 1965 года было окрещено 3602 человека, в том числе младенцев – 1971, до 3-х лет – 1427, от 3-х до 7 лет – 152, от 7 до 16 – 33 и свыше 16 лет – 19.

Особенно много крестят школьников и подростков в следующих городах: (привести данные).

Просьба выяснить через школы, не было ли в отношении этих детей фактов принуждения – насильственного их крещения со стороны родителей и духовенства. Одновременно необходимо проинформировать партийные органы и директоров школ. Обратить внимание классных руководителей, чтобы они больше уделяли внимания атеистическому воспитанию детей [Л. 8].

Из доклада тов. Дмитрюк вы слышали о необходимости усиления воспитательной работы среди учащихся, повышения роли школ в этом важном деле, ограждения детей от влияния религии, организации систематической работы с верующими родителями. Нужно поднимать силы общественности против религиозных фанатиков, пытающихся уродовать детей и отрицательно воздействовать на их психику. Иногда школы и общественность еще слабо поднимают свой голос против этих явлений, несмотря на то, что отдельные фанатики отказывают детям вступать в пионеры, участвовать в общественной деятельности школ (Краснодар: Степанюга, Разумов; Апшеронск: Кравченко).

Необходимо, чтобы комиссия содействия систематически информировали горрайисполкомы о таких фактах для соответствующего реагирования на них.

Для успешного ведения научно-атеистической работы весьма важно знать состояние религиозности населения, изучать методы и приемы, которые используют церковники и сектанты для воздействия на верующих на верующих и удержания их под своим влиянием.

Нужно прямо сказать, что в изучении проповеднической деятельности у нас еще много недостатков, а некоторые исполкомы вообще не уделяют этой стороне работы должного внимания. Кто должен вести эту работу: комиссия содействия и наиболее подготовленные атеисты из общества «Знание».

Каким путем изучаются проповеди? [Л. 9]

Непосредственное общение с верующими, духовенством (благочинными) - посещение церквей, присутствие на богослужениях, прослушивание проповедей. Такие контакты позволяют выяснить какое впечатление производит на верующих проповедь того или иного священника.

Посещение церквей и контакты с верующими позволяют также изучить характер проводимых священниками индивидуально групповых бесед с верующими, выяснять активных церковников и сектантов, занимающихся религиозной пропагандой.

Определенное место в работе секретарей исполкомов должны занимать беседы с духовенством, членами церковных исполнительных органов и верующими. Во время бесед вы можете выяснить такие вопросы: как происходит внутри-церковная жизнь общины, отношения верующих к богослужениям, проповедям, церковным обрядам, отношение церковников к проводимой атеистической работе и т.п.

Нынешнее духовенство умеет во время откликнуться на многие проблемы, решением которых занято наше общество. Оно призывает к борьбе за мир между народами, обличает пьяниц и тунеядцев, призывает к труду и честности. Вообще нет ни одной области человеческой жизни, которой не затрагивало бы духовенство в своих проповедях. Если раньше религия выступала против науки, то теперь церковники утверждают, что наука и религия не только не противоречат друг другу, но и взаимно дополняют одна другую.

Духовенство и пресвитеры понимают, что для сохранения своего влияния на верующих недостаточно одного лишь воздействия на них непосредственно в церкви во время богослужения. Некоторая часть духовенства стала больше уделять внимания внецерковной, индивидуальной работе, опирается в распространении религиозной идеологии на [Л. 10] церковный актив. Особенно они стараются вести работу среди молодежи. Все это мы должны учитывать в своей работе, в обеспечении строго контроля за деятельность духовенства и церковных органов. 

Строго соблюдать законы.

Наша партия неоднократно указывала, что борьба с религией – это борьба не с верующими, а с антинаучными идеями религиозной идеологии. Безусловно, легче нанести удар по носителям религиозных идей, чем поразить сами идеи. У нас в руках власть, и, пользуясь ею можно вероятно, в сравнительно короткий срок закрыть все церкви, только религиозные верования от этого не потухнут.

«Надо уметь бороться с религией – говорил Ленин, - а для этого надо материалистически объяснять источник веры и религии у масс». – А каков источник веры и религии в наше время в советской стране? – Многие на этот вопрос отвечают так: попы, ксендзы, муллы и сектантские проповедники обманывают темных людей. Отсюда делается вывод: убрать обманщиков и с религией покончено. Так ли это? – Взгляд на религию как «на обман дураков жуликами» слишком упрощает дело.

Теория обмана в объяснении происхождения религии – не новая теория. Она возникла примерно 700 лет тому назад. Широкую известность в свое время получил, как вы знаете, анонимный «Трактат о трех обманщиках»: Моисее, Христе и Мухаммеде, создавших три мировые религии: Иудаизм, Христианство и Ислам. Марксизм отвергает такой взгляд на происхождение религии [Л. 11].

«Религия – это не просто «Заблуждение», - это скорее, как говорил Маркс, «Самообман», приятный, сладкий, усыпляющий дурман. Именно эту сторону религии имел ввиду Маркс, характеризуя ее «как опиум для народа».

ЦК КПСС и правительство СССР неоднократно разъясняли, что свобода совести является непременным условием для окончательного освобождения трудящихся от религиозных пережитков. Всякое ущемление прав верующих, администрирование по отношению к ним и церковным организациям неизбежно усиливает религиозные настроения, ведет к разжиганию религиозного фанатизма и осложняет работу по отрыву верующих от религии.

В декабре 1964 г. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР обратился с письмом в ЦК КПСС, в котором изложил ряд фактов о грубых нарушениях социалистической законности в отношении верующих, незаконных арестах, администрировании и о том, что некоторые местные Советские и партийные органы осуждение этих нарушений рассматривают, как уступку церковникам и сектантам, как защиту религии, тогда как речь идет не о защите религии, а о защите законных прав верующих, гарантированных конституцией, о защите линии партии и государства в отношении религии.

Совет просил ЦК КПСС поручить Генеральному Прокурору и Верховному суду СССР рассмотреть жалобы верующих, и незаконно арестованных лиц освободить [Л. 12].

Кроме этого Совет по делам Русской Православной Церкви обратился с письмом к уполномоченным Совета, в котором сообщал, что на местах еще не отрешились от неправильных, осужденных партией административных методах борьбы с религией, незаконно закрывают церкви, вмешиваются в их внутреннюю деятельность.

По указанию ЦК КПСС, 17 февраля 1965 года Президиум Верховного Совета СССР заслушал сообщение Генерального прокурора СССР тов. Руденко, Председателя Верховного суда СССР тов. Горкина и Председателя Совета по делам Религиозных культов при Совете Министров СССР тов. Лузина.

В принятом постановлении Президиума отмечается, что при расследовании и рассмотрении уголовных дел в отношении верующих, органами прокуратуры и судами были допущены в некоторых районах страны факты нарушения законности, которые в ряде случаев приводили к осуждению граждан, фактически лишь за религиозные убеждения.

В постановлении указывается, что органы милиции нередко производили незаконные обыски в квартирах верующих, изымали у них религиозную литературу.

Президиум Верховного Совета одобрил меры, принимаемые Генеральным прокурором и Верховным Судом по исправлению допущенных ошибок в расследовании и рассмотрении дел в отношении баптистов и строгом соблюдении социалистической законности. Из 1000 человек арестованных баптистов около 700 человек уже освобождены.

Президиум Верховного Совета предложил Совету по делам религиозных культов провести совещание и обсудить вопрос о мерах по [Л. 13] пресечению фактов администрирования, исправлению допущенных нарушений в области религии и внести предложения в ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР.

17 марта 1965 г. такое совещание состоялось, на котором присутствовали ответственные работники ряда центральных организаций: журналов «Наука и Религия», «Вопросы философии», «Политическое самообразование», Всесоюзного общества «Знание», Политиздата СССР, института Советского Законодательства, директор института научного атеизма, доктор философских наук Окулов, доктор исторических наук Клебанов, работники идеологического отдела бюро ЦК КПСС по РСФСР, научные сотрудники академии наук, института философии и 12 уполномоченных Совета Республик и областей.

На совещании с докладом выступил Председатель Совета по делам религиозных культов тов. Пузин. Он подчеркнул, что между политикой и практикой в области религии, особенно по сектантству, на местах имеется большой разрыв. Многие местные органы в этих вопросах далеко уходят от указаний партии. Речь идет о том, что в ряде мест допускается нарушение конституции, посягательство на права граждан. Сектантов увольняют с работы, учебы, лишают пенсии. Верующих сектантов не привлекают к участию в социалистическом соревновании, изгоняют из бригад, борющихся за коммунистический труд.

Милиция, дружинники врываются в квартиры верующих, отбирают религиозную литературу, запрещают молиться на том основании, что они не зарегистрированы, а когда верующие ставят вопрос о регистрации, то им в этом законном праве отказывают [Л. 14].

На местах часто требуют применять к сектантам новые более жестокие законы и поголовное закрытие церквей. Но эти требования не только нереальны, но и противоречат нашему законодательству. Речь шла о том, чтобы изменить методы борьбы с сектантством. Отмечалось, что старые методы борьбы не дают положительных результатов.

Главное в работе с верующими – воспитательная работа, приобщение их к активной производственной и общественной  деятельности. Особенно нужно приобщить к этому адвентистов и пятидесятников.

На совещании указывалось, что речь идет вовсе не о всепрощении, нужно судить руководителей сект за конкретные преступления, особенно тех, которые религию используют в своих политических целях. Нужно научиться различать уголовную деятельность от религиозной и судить преступников, если к этому имеются конкретные доказательства.

Подробно рассматривался вопрос о регистрации фактически действующих религиозных организаций, отмечалось, что некоторые руководители смотрят на регистрацию как на поощрение верующим. Но это неправильно. Регистрация более необходима советским органам, чем сектантам. В зарегистрированных общинах меньше нарушений законов. Подавляющее большинство нарушений законов имеет место в незарегистрированных общинах. Мы не можем влиять на руководителей незарегистрированных сект. Главным требованием в регистрации должно быть безусловное признание и строгое соблюдение советских законов в области религии  [Л. 15].

На заседании Президиума Верховного Совета было отмечено, что «отказ в регистрации следует рассматривать как нарушение советских органов».

Выступавшие на совещании руководители центральных ведомств, ученые, уполномоченные Совета, подчеркивали, что искривления в области религии сковывают мероприятия атеистов и научных работников. Допущение произвола по отношению к верующим создают представление, что законы о свободе совести, свободе вероисповедания у нас существуют формально, что местные органы могут безнаказанно нарушать эти законы и попирать права верующих. Этим самым подрывается вера в советские законы, в справедливость. Кром этого, создает обстановку отчужденности между верующими и атеистами, мешает установить с верующими контакты, необходимые для успешной работы по отрыву их от религии. Характерно в этом отношении выступление доктора исторических наук тов. Клебанова (привести выступление)

Как дело обстоит у нас в крае в вопросе соблюдения законодательства о культах?

- У нас не было арестов баптистов и тех грубых нарушений социалистической законности, которые имели место на Украине, Алтайском крае, Белоруссии и других местах. Но факты отказа от регистрации или взятии на учет фактически действующих баптистских организаций имели и еще имеют место [Л. 16].

Примеры: в пос. Горячий Ключ Апшеронского района действует незарегистрированная община баптистов 50 человек. Верующие неоднократно обращались о регистрации, но им было отказано. 31/III с.г. на молитвенные собрания прибыли зам. председателя с/Совета т. Башкова, секретарь с/Совета т. Пушкарева и предложили прекратить моления. I/IV – вызвали на административную комиссию верующих: Самойленко – шофера лесокомбината и пенсионера Коба И.Ф., где угрожали уволить Самойленко с работы, передать дело в товарищеский суд за то, что у него на квартире молились баптисты. В заключении обоих баптистов оштрафовали на 10 рублей.

Подверглись штрафу 5 баптистов по 10 руб. каждый в зарегистрированной общине ст. Ново-Пластуновской Павловского района за представление своих квартир для молений. Причем все они пенсионеры, самому молодому человеку из них 71 год, а старшему – 80 лет.

В Каневский райисполком обратились с заявлением о регистрации 29 баптистов из ст. Брюховецкой. Вместо рассмотрения материалов по существу, тов. Ведмиденко (секретарь райисполкома) сообщил, что райком и райисполком против регистрации этой секты. Но ведь баптисты действуют, и будут молиться. У нас  нет закона, который бы запрещал верующим людям молиться.

Марьянский сельский Совет Динского района в марте 1965 года вынес незаконное постановление, обязывающее общину Русской Православной Церкви освободить молитвенный дом.

Лабинский горисполком в течение 5 месяцев препятствует общине ЕХБ в 330 человек в приобретении молитвенного дома. Все они молятся по частным квартирам бесконтрольно [Л. 17].

Секретарь Темрюкского горисполкома тов. Копылов в июне 1964 г. вызвал к себе священника Богомолова и запретил ему  проводить службы в церкви на том основании, что последний совершал 10 июня в «день отдания Пасхи» церковную службу без разрешения т. Копылова. Несмотря на явные незаконные действия тов. Копылов пытался доказывать Богомолову свою «правоту», и при этом заявил: «Мы – советская власть, я запрещаю тебе служить в Темрюкской церкви».

Товарищи, можно было бы перечислить еще ряд фактов администрирования и грубых нарушений, но мне кажется, достаточно и тех фактов, которые приведены и в докладе тов. Дмитрюка, и в моем выступлении, чтобы сделать вывод, что у нас в этом вопросе дела обстоят не совсем благополучно.

Товарищи, подобные действия – это не метод борьбы с религией, нужно с этими нарушениями кончать. Внимательно разобраться с фактически действующими религиозными объединениями баптистов и адвентистов 7 дня и решить вопрос об их регистрации или взятии на учет.

Это относится и к раскольникам Евангельских Христиан баптистов. Их также нужно регистрировать, если они не нарушают советских законов. То обстоятельство, что они не признают ВСЕХБ, не может служить препятствием для их регистрации. Безусловно, это нельзя делать механически. В каждом отдельном случае нужно внимательно взвешивать, что полезно делать, а что может принести лишь вред.

Надо покончить с подпольем, покончить с нелегальной деятельностью баптистов. Этого больше всего боятся сейчас раскольники [Л. 18]  - представители оргкомитета. Они хотели бы сохранить напряженность во взаимоотношениях баптистских организаций с государственными органами. Вожаки оргкомитета пытаются провоцировать государственные органы на принятие жестких административных мер и, тем самым, возбудить верующих против государственных органов, выставляя себя «единственными защитниками гонимых».

Ошибка некоторых административных органов состояла в том, что они поддавались на эти провокации, наказывали рядовых верующих, а руководители оставались в стороне.

Необходимо разоблачать клевету на политику партии и государства в отношении религии, распространяемую оргкомитетом, разъяснять верующим, что деятельность этого комитета носит противозаконный характер и что советские государственные органы не могут равнодушно относиться к подобного рода деятельности.

Борьбу с представителями оргкомитета нужно вести руками баптистов. Нужно проводить линию на ослабление раскольников, отрыв от них рядовых верующих в зарегистрированные общины.

В заключение хочу остановиться на вопросах закрытия церквей и невмешательства во внутренние дела церкви. Снятие с регистрации религиозных общин будет проводиться при условии, если действительно имеется отход верующих от религии, а церковь не получает материальной поддержки со стороны населения [Л. 19].

В случаях, когда местные советские органы выступают о снятии с регистрации религиозного общества по мотивам аварийности здания или в связи с реконструкцией населенного пункта и сносом церкви, вопрос будет рассматриваться Советом после того, как верующие будут иметь другое здание, пригодное для молитвенных целей.

Совет по делам церкви разъясняет, что ни уполномоченный, ни местные советские органы не имеют никакого права вмешиваться во внутренние дела церкви и религиозных обществ, в частности, в проведение религиозных обрядов и богослужений, установление времени и продолжительности богослужений, установлении штатов в церковных учреждениях, определении окладов духовенству, певчим и обслуживающему персоналу, установлении цен на свечи и предметы культа, продажа которых разрешена законом.

Проводя борьбу с администрированием и перегибами по отношению к верующим и церкви, следует всемерно усилить контроль за деятельностью духовенства, пресвитеров и религиозных организаций, добиваясь строжайшего соблюдения ими советского законодательства о культах.

Особое внимание должно уделяться тому, чтобы ограждать детей и подростков от влияния церковников и сектантов, категорически не допускать совершения религиозных обрядов над детьми без согласия и вопреки воле обоих родителей, решительно пресекать практику тайного совершения религиозных обрядов [Л. 20], а также пресекать факты благотворительной деятельности церковных органов. Следует пресекать попытки служителей культа вмешиваться в финансовые и хозяйственные дела религиозных обществ и получения дополнительных доходов, кроме установленных окладов.

Следует, чтобы все действия служителей культа ограничивались стенами церкви, за исключением случаев, которые разрешены законом.

Было бы наивным думать, что можно добиться строго соблюдения законов без принуждения, но властью нужно пользоваться умело. Не всякое нарушение законности влечет административную или уголовную ответственность. Главное в борьбе против нарушителей это широкое применение мер предупредительно-профилактического характера. Борьба за законность должна вестись с использованием, как силы закона, так и разнообразных мер общественного воздействия.

Некоторые могут отнестись к ликвидации административных перегибов в отношении религиозных объединений и верующих как к очередной кампании. Это неправильно. Борьба за строгое соблюдение законности в деятельности местных органов и должностных лиц, равно как в деятельности религиозных объединений и служителей культов – это повседневная наша работа, этим нужно заниматься сегодня, завтра, послезавтра, всегда [21].

В.И. Ленин учил свято соблюдать законы и предписания советской власти и следить за их исполнением всеми.

Уполномоченный Совета / Позднеев/

ГКУ «Государственный архив Краснодарского края». Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 52. Л. 1-22. Пометы: «Прочитан на Семинаре Секретарей городских и районных исполкомов и председателей комиссий Советов 13 мая 1965 года». 12/V проведено совещание крайкома КПСС с Секретарями горрайкомов партии, зав. отделами пропаганды атеизма, зам. председат. горрайисполкомов и секретарей горрайисполкомов [Л. 22].


Рецензии