6. Человеческие жертвоприношения на Руси языческой

        6. Человеческие жертвоприношения на Руси языческой.

    (ХРИСТИАНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ ЗНАКОМСТВ)

    В своей работе «Свобода, Равенство и Библия», опубликованной в разделе «Приглашение к диалогу», а также в небольшой статье «Истинное лицо прекрасной Античности», опубликованной в разделе «Христианский литературный клуб знакомств»  я, с помощью цитат из Библии и из античных авторов, попытался разрушить идеалистические представления о «прекрасной античности», господствующие в современном обществе. На это поклонники так называемого «Русского язычества» мне возразили, что "Русское язычество" было совсем другое: чистое, светлое и благородное. Что ж, вот вам цитата, доказывающее обратное:

    «...Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали: «КИНЕМ ЖРЕБИЙ НА ОТРОКОВ И ДЕВИЦ; НА КОГО ПАДЕТ, ТОГО ПРИНЕСЕМ В ЖЕРТВУ БОГАМ».
 
    В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.

    Посланные от народа (об участии князя не говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву».

    Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева. А бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные; не дам сына своего бесам!»

    Посланные рассказали эти речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном.

    Народ кричал ему: «Дай сына своего богам».

    Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?»

    Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.

    Несмотря на то, что смелый варяг пал жертвою торжествующего, по-видимому, язычества, событие это не могло не произвести сильного впечатления: язычеству, кумирам сделан был торжественный вызов, над ними торжественно наругались; проповедь была произнесена громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные слова остались: ваши боги — дерево; бог — один, которому кланяются греки, который сотворил все, — и безответны стояли кумиры Владимира перед этими словами…»

    Конец цитаты.

    (С. М. Соловьев. История России с древнейших времён. том 1. Глава 7. Владимир Святой. Ярослав I)

    Отсюда мы видим, что человеческие жертвоприношения не были чужды Русскому язычеству точно так же, как не были они чужды язычеству древнегреческому, древнеримскому, древнеегипетскому, вавилонскому, финикийскому, индийскому, китайскому, американскому, монгольскому, полинезийскому… . Ну, и так далее.

    Персонаж древнегреческого эпоса Агамемнон принес в жертву «прекрасным античным богам» свою собственную дочь Ифигению.
 
    Гладиаторские бои в Древнем Риме по сути своей были ничем иным, как человеческими жертвоприношениями «прекрасным богам» Древнего Рима.
 
    Рабы в древнем Египте должны были сопровождать своего господина и в загробной жизни, а потому часть рабов умерщвляли и погребали вместе с их умершим господином.

    Человеческие жертвоприношения Молоху и Ваалу приносили и вавилоняне, и финикийцы.
 
    В северной Америке «человеченкой» не брезговал и Кетцалькоатль древних майя, и боги инков, и боги ацтеков.

    В Индии «человеченкой» «увлекалась» и, кстати, продолжает «увлекаться», богиня Кали. В Индии до сих пор есть ее действующие храмы.

    Только в начале двадцатого века в Индии (да и то не везде)был упразднён жестокий языческий обряд "сати", во время которого вдову приносят в жертву и сжигают на костре, вместе с трупом покойного мужа.

    Под фундаментами «прекрасных» древних храмов Китая расположены человеческие останки заживо погребенных людей – жертв не политических репрессий, а религиозных жертвоприношений. До сих пор китайцы совершают своеобразные человеческие жертвоприношения, истязая себя на так называемых «вегетарианских фестивалях» в том же Таиланде.

    В исламе есть подобного рода самоистязания, граничащие с человеческими жертвоприношениями, совершаемые во время траура Ашура.

    Также в исламе жертвы газавата из неверных угодны аллаху, а потому и их можно причислить к человеческим жертвоприношениям.

    Каннибализм в войске Чингисхана (поедание убитых врагов), как и каннибализм  аборигенов Полинезии, имел религиозный характер, а потому и его можно отнести к человеческим жертвоприношениям.

    И так во всем языческом, небиблейском, нехристианском, Мире.

    В отличие от всего языческого, небиблейского, нехристианского Мира, в котором человеческие жертвоприношения были (и часто являются, и по сей день) частью религиозного культа, религиозного обряда, Христианская Библия такого рода религиозных обрядов не знает. Ни Ветхий Завет, ни, тем более, Новый Завет. 

    Мне  возразят, что и Богу Библии приносили человеческие жертвоприношения. Я знаю только об одном таком свершившимся жертвоприношении Богу Библии на страницах Ветхого Завета: судья Израиля Иеффай принес в свое время в жертву свою дочь. Вот цитата:

    «…И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
    то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

    И пришел Иеффай к Аммонитянам - сразиться с ними, и предал их Господь в руки его;

    и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель -Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми.

    И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.

    Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься.

    Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом - и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам…»

    Конец цитаты.

    (Книга Судей, гл.11:30-36)

    Из текста мы видим, что данное жертвоприношение было инициировано не Господом Богом, а самим Иеффаем, который дал весьма неразумный обет. Бог Библии тут вообще ни при чем. Ни в Законе Моисея, ни у пророков, ни, тем более, в Новом Завете, нет даже намека на человеческие жертвоприношения, как на необходимый и угодный Господу Богу религиозный обряд.

    При этом нельзя отрицать того, что в одном единственном случае на страницах Ветхого Завета именно Бог Библии бы инициатором человеческого жертвоприношения, которое, однако, не произошло: Господь Бог потребовал от Авраама принести в жертву своего единственного сына, Исаака, но при этом не позволил человеческому жертвоприношению свершиться. С одной стороны, Господь Бог потребовал совершить данное человеческое жертвоприношение, но с другой стороны Господь Бог сам же данное жертвоприношение и прервал, остановив руку Авраама, которую тот уже занес над своим сыном, Исааком.

    Так что, по сути, этот эпизод и человеческим жертвоприношением назвать нельзя: это была проверка веры Авраама.

    В Новом же Завете, в отличие от языческих богов, Бог Библии сам пожертвовал собою во имя Спасения всего Человечества. Наверное, самая знаменитая цитата из Библии гласит:

    «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную»

    Евангелие от Иоанна, третья глава, стих шестнадцатый...

    p.s.1.

    Один из авторов прозы.ру, Алексей Аксельрод, в комментариях к моей работе, привел еще несколько интересных цитат и замечаний, за что я ему безмерно благодарен. Приведенные Алексеем цитаты и замечания я решил поместить в отдельном постскриптуме:

"... обагряли свои требища кровию Христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется Христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества", «"Говоря о жестоких обычаях Славян языческих, скажем еще, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостию и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам"» (Н.М .Карамзин. История государства Российского. Том 1).

    «Жены их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве». («Стратегикон» - византийский источник)

    «И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шей. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает» «"Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…» (Ибн-Руст)

    "Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…" (Аль-Масуди)

    «И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра». (Лев Диакон, византиец)

    Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет, что городище «Бабина гора» на берегу Днепра, существовавшее на рубеже эр и принадлежавшее, по его мнению, ранним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельством тому исследователь считает детские черепа, захороненные неподалеку без инвентаря, которым было принято сопровождать обычные погребения. Он предполагает, что Бабину гору «можно представить себе как святилище женского божества…, где приносились в жертву дети.

    p.s.2.
    В своей работе я обошел вниманием предков современных западноевропейцев, поскольку изначально писал о язычестве славян, отчего может сложиться ошибочное мнение о том, что язычество западноевропейцев было менее жестоким и бесчеловечным. Между тем, это не так. Вот цитаты, что я нашел на сайте «Атеизму.нет»:

    Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням В ЖЕРТВУ ТАКЖЕ ЛЮДЕЙ. Геркулеса и Марса они умилостивляют закланиями обрекаемых им в жертву животных.
.....
    Существует у них и другой способ изыскивать для себя знамения, к которому они прибегают, когда хотят предузнать исход тяжелой войны. В этом случае они СТАЛКИВАЮТ В ЕДИНОБОРСТВЕ ЗАХВАЧЕННОГО ИМИ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПЛЕННИКА из числа тех, с кем ведется война, с каким-нибудь избранным ради этого соплеменником, и те сражаются, каждый применяя отечественное оружие. Победа того или иного воспринимается ими как предсказание будущего
....
    Среди свебов, как утверждают семионы, их племя самое древнее и прославленное; что их происхождение и в самом деле уходит в далекие прошлое, подтверждается их священнодействиями. В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, НАЧАВ С ЗАКЛАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖЕРТВЫ, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда. Благоговение перед этою рощей проявляется у них и по-другому: никто не входит в нее иначе, как в оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед всемогуществом божества. И если кому случится упасть, не дозволено ни поднять его, ни ему самому встать на ноги, и они выбираются из рощи, перекатываясь по земле с боку на бок. Все эти религиозные предписания связаны с представлением, что именно здесь получило начало их племя, что тут местопребывание властвующего над всеми бога и что все прочее — в его воле и ему повинуется. Влиятельность семионов подкрепляется их благоденствием: ими заселено сто округов, и их многочисленность и сплоченность приводят к тому, что они считают себя главенствующими над свебами
....
    Лангобардам, напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности, а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. ВЫПОЛНЯЮТ ЭТО РАБЫ, КОТОРЫХ ТОТЧАС ПОГЛОЩАЕТ ТО ЖЕ САМОЕ ОЗЕРО. Отсюда — исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти.
    (Тацит "О происхождении германцев и местоположении Германии")

    "Кроме того, нам говорили, что в означенном море есть еще много других островов, среди которых и крупный остров Эстланд , не уступающий по величине предыдущему Его жители совершенно не знакомы с Богом христиан, они поклоняются крылатым драконам, которым даже ПРИНОСЯТ В ЖЕРТУ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ, приобретая их у купцов; да проверяют весьма тщательно, чтобы на теле у жертвы не было ни единого пятнышка, а иначе, по их словам, драконы ее отвергнут. Рассказывают, что вышеописанный остров расположен вблизи Края женщин, немного выше города свеонов Бирки."
    (Адам Бременский)

    "Около святилища растет большое дерево с раскидистыми ветвями, зеленеющее и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где ЯЗЫЧНИКИ СОВЕРШАЮТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, ВВЕРГАЯ В НЕГО ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА: если он не всплывает, то это обозначает, что желание народа осуществится."

    "Сей храм окружает золотая цепь, висящая по скатам здания и густо окрашивающая в золотой цвет всех входящих. Это святилище расположено в равнинной местности, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра.
    ....
    Ко всем их богам приставлены жрецы, ведающие племенными жертвоприношениями. Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора, если война, Водану, если предстоит справлять свадьбы, Фриккону. Свеоны, кроме того, имеют обычай каждые девять лет устраивать в Убсоле торжество, собирающее жителей всех областей страны. От участия в этом торжестве не освобождается никто. Цари и народы, вместе и поодиночке, все отсылают свои дары в Убсолу, и, что ужаснее всего, те, кто уже принял христианство, вынуждены откупаться от участия в подобных церемониях. Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей И ЛЮДЕЙ, общим числом 72. А о многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать.

    "Недавно свеонский король-христианин Анундер, после того как он отказался приносить языческим богам установленную племенем жертву, был изгнан из королевства и, говорят, пошел оттуда, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоился принять бесчестие"

    "Пиры и подобные жертвоприношения происходят девять дней: КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВМЕСТЕ С ЖИВОТНЫМИ ПРИНОСИТСЯ ОДИН ЧЕЛОВЕК, так что за девять дней приносятся 72 живых существа. Это жертвоприношение приурочивается к весеннему равноденствию."
 
    Домальди наследовал отцу своему Висбуру и правил страной. В его дни в Швеции были неурожаи и голод. Шведы совершали большие жертвоприношения в Уппсале. В первую осень они приносили в жертву быков. Но голод не уменьшился. На вторую осень они СТАЛИ ПРИНОСИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ. Но голод был все такой же, если не хуже. На третью осень много шведов собралось в Уппсалу, где должно было происходить жертвоприношение. Вожди их стали совещаться и порешили, что в неурожае виноват Домальди и что надо принести его в жертву — напасть на него, убить и обагрить алтарь его кровью. Это и было сделано. Тьодольв говорит так:

В давние дни
Княжьей кровью
Воины поле
Окропили,
Рдяную сталь
От остылого тела
Ворога ютов
Несло войско,
Когда закланью
Домальди предал
Свейский род
Урожая ради.
....
    Аун, или Ани, сын Ёрунда, был конунгом шведов после своего отца. Он усердно приносил жертвы и был человеком мудрым. Воевать он не любил, все сидел дома.
Когда эти конунги правили в Уппсале, как об этом только что рассказывалось, в Дании правил сперва Дан Гордый — он дожил до глубокой старости, — потом сын его Фроди Гордый или Миролюбивый, потом его сыновья Хальвдан и Фридлейв. Они были очень воинственны. Хальвдан был старшим и первым из них во всем. Он отправился со своим войском в Швецию, в поход против Ауна конунга. Между ними произошло несколько битв, и Хальвдан всегда одерживал верх. В конце концов Аун конунг бежал в Западный Гаутланд. К тому времени он уже пробыл двадцать лет конунгом в Уппсале. В Западном Гаутланде он тоже пробыл двадцать лет, пока Хальвдан конунг был в Уппсале. Хальвдан конунг умер от болезни, и там ему насыпали курган. После этого Аун конунг вернулся в Уппсалу. Ему было тогда шестьдесят лет. Он совершил большое жертвоприношение, прося о долголетии, и принес в жертву Одину своего сына. Один обещал Ауну конунгу, что тот проживет еще шестьдесят лет. Аун пробыл конунгом в Уппсале еще двадцать лет. Тут нагрянул в Швецию Али Смелый, сын Фридлейва, и у них с Ауном произошло несколько сражений, и Али всегда одерживал верх. Тогда Аун конунг во второй раз бежал в Западный Гаутланд, оставив свои владения. Али был конунгом в Уппсале двадцать лет, пока Старкад Старый не убил его. После смерти Али Аун конунг вернулся в Уппсалу и правил там еще двадцать лет. Он снова совершил большое жертвоприношение и ПРИНЕС В ЖЕРТВУ СВОЕГО ВТОРОГО СЫНА. ТОГДА ОДИН СКАЗАЛ АУНУ, ЧТО ДАВАЯ ЕМУ РАЗ В ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО СЫНУ, ОН БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО, и велел ему называть какую-нибудь область в своей стране по числу своих сыновей, которых он принес в жертву Одину. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН ПРИНЕС В ЖЕРТВУ СЕДЬМОГО СЫНА, он прожил еще десять лет, но уже не мог ходить. Его носили на престоле. ОН ПРИНЕС В ЖЕРТВУ ВОСЬМОГО СЫНА и прожил еще десять лет, лежа в постели. ОН ПРИНЕС В ЖЕРТВУ ДЕВЯТОГО ВЫНА сына и прожил еще десять лет, и сосал рожок, как младенец. У Ауна оставался тогда еще один сын, и он хотел принести его в жертву и посвятить Одину Уппсалу и прилегающие к ней земли, назвав всю эту область Тиундаланд[68]. Но шведы не позволили ему совершить жертвоприношение. Тут Аун конунг умер, и в Уппсале ему насыпали курган[69]. С тех пор, когда кто-нибудь умирает безболезненно от старости, это называют болезнью Ауна[70]. Тьодольв говорит так:

Знаю, что Аун
В давние годы
В Уппсале
Впал в детство.
И, живот
Свой спасая,
Старец стал
Сосать тюрю.
И был в руках
Его дряхлых
Турий рог,
Словно соска.
День-деньской,
Как младенец,
Конунг пил
Из копья турья[71],
И не под силу Сыноубийце
Было поднять
Клинок бычий[72].
...
    Очень многие бежали из Швеции, будучи объявлены Иваром вне закона. Они слышали, что у Олава Лесоруба в Вермаланде хорошие земли, и к нему стеклось так много народу, что земля не могла всех прокормить. Случился неурожай, и начался голод. Люди сочли, что виноват в этом конунг, ибо шведы обычно считают, что конунг — причина как урожая, так и неурожая. Олав конунг пренебрегал жертвоприношениями. Это не нравилось шведам, и они считали, что отсюда и неурожай. Они собрали войско, отправились в поход против Олава конунга, окружили его дом и СОЖГЛИ ЕГО ДОМЕ, отдавая его Одину и принося его в жертву за урожай. Это было у Венира озера. Тьодольв говорит так.
    ("Сага об Инглингах")

    Вышеперечисленные цитаты касаются германцев и скандинавов.
    О «практиках» человеческих жертвоприношений у кельтов вообще и у галлов в частности, упоминают Цицерон, Юлий Цезарь, Светоний и Лукан, а Плиний Старший сообщает, что подобное встречалось и в Британии. В Ирландии же человеческие жертвоприношения были прекращены только с проповедью Евангелия Святым Патриком. Подтверждающих цитат я пока не нашел, но я над этим работаю.

    p.s.3.
    Другой «житель» прозы.ру, Евгений Темежников, спрашивает у меня:
 
    «Чем Яхве лучше других?

    Вы утверждаете, что: «Из текста мы видим, что данное человеческое жертвоприношение было инициировано не Господом Богом, а самим Иеффаем»

    Из всех вышеприведённых текстов не обнаруживается ни одного, где было бы иначе. Никогда Сварог, али там Перун, не требовали человеческих жертв (али давайте иные цитаты, чтобы Перун именно требовал жертв, мне неизвестно). Жертвы приносили именно люди по своей инициативе, Боги тут ни при делах. Что Яхве, что Перун со Сварогом. Али нет?»

    Конец цитаты.

    И вот мой ответ (который я, из-за его важности, решил включить в очередной постскриптум):

    Тот или иной бог говорит с людьми через своих пророков, проповедников или священников.

    Бог Библии, обращаясь к людям через своих проповедников, пророков и священников, нигде не требовал обряда, культа, обычая человеческих жертвоприношений. Нет в Библии такого рода заповеди: «приносите людей в жертву во всесожжение».

    В Ветхом Завете мы встречаем требования к жертвоприношению животных, но не людей!

    Между тем, почти все упомянутые мною примеры человеческих жертвоприношений среди язычников были инициированы пророками, проповедниками и священнослужителями языческих божеств. Для всех упомянутых мною язычников человеческое жертвоприношение было узаконенным, общепринятым обычаем, устоявшейся заповедью, нормой богослужения. Сам языческий бог Один (видимо, через своего пророка или священника) требует у шведского короля приносить в жертву собственных сыновей. Об этом ясно свидетельствует приведенная мною цитата в «постскриптуме 2».

    Как и в прочих, упомянутых мною в работе случаях, человеческие жертвоприношения у язычников были частью их языческой религии, языческого богослужения.

    В богослужении Богу Библии «человеческие жертвоприношения» никогда не были частью богослужения, частью богопочитания.

    Еще раз хочу подчеркнуть: Я Христианин и я убежден, что именно свет Евангелия радикально изменил жизнь Человечества в лучшую сторону, в том числе это касается и вопроса человеческих жертвоприношений.

    О религиозном смысле гладиаторских боев римлянам не так просто было забыть, коли даже мы о нем помним. Когда конкретно греки отказались от человеческих жертвоприношений я не знаю... Но! Я знаю другое: римляне и греки не осуждали своих предков за подобного рода религиозную... эээ... "деятельность".
 
    Я, к примеру, люблю свою Родину, Россию, но осуждаю зверства ГУЛАГа и царской каторги. Так вот, у древних греков такого не было: "Я люблю свою Родину, Грецию, но осуждаю Агамемнона за его участие в человеческих жертвоприношениях". Понимаете о чем я?

    Только с распространением Христианства пришли радикальные изменения в жизни античного общества. Никак не до и не после.


Рецензии
Согласна, страшные вещи творились у язычников. Отношение к детям и женщинам было просто жутким. Да еще недавно, в языческих странах типа Индии, сразу, как появилась технология УЗИ, зачатых девочек массово абортировали, даже на поздних сроках беременности. Убийство нежеланных детей в виде абортов - это как раз наследие язычества.

Тэми Норн   24.04.2023 10:29     Заявить о нарушении
Сегодня очень многие восхищаются дохристианской, языческой Русью, ничего о ней не зная.

Если бы Русь осталась языческой мы бы сегодня жили в стране, похожей на Индию, с жестокой кастовой системой, в которой убивают неприкасаемого, который попил воды из колодца высшей касты, с обрядами самосожжения вдов, с обрядами человеческих жертвоприношений, которые до сих практикуют индусы, принося человеческие жертвоприношения своей богине Кили.

Еще страшнее была бы исламизация России, которая, увы, уже идет: переполненные гаремы у богатых и "общающиеся" друг с другом или с ослами из-за отсутствия женщин бедняки, мальчики проститутки бача-бази на всех базарах всех городов, женское обрезание и паранджа.

Я пожил в Средней Азии. Много, очень много читал книг о прошлом Средней Азии. Я знаю о чем говорю.

Я очень понимаю моряка, которого выбросило после кораблекрушения на берег, где-то в Средиземном море, и который, увидав висельницу на берегу радостно кричит: "Слава Богу! Я в Христианской стране!"

Это такая шутка эпохи Великих Географических открытий...

Прусов Николай Сергеевич   24.04.2023 11:42   Заявить о нарушении
Да, то, что Вы правду про ислам рассказываете, достойно уважения и восхищения. Сейчас за такое и убить могут.

Тэми Норн   24.04.2023 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.