Жизненная сила и жизненная энергия
Как из крохотного семечка вырастает могучий дуб. Каков механизм получения точной копии целого организма или целого растения из одной единственной клетки.
Ведь очевидно, что в яйцеклетке и каждом зернышке помимо генетической информации, вероятно, существует некая энергия, которая обеспечивает их рост и развитие.
Во многих эзотерических учениях подробно описывается жизненная сила, жизненная энергия человеческого организма. Эта таинственная субстанция в разных культурах, у разных народов и разных ученых имела свое название и толкование:
• у индийских йогов – прана, энергия кундалини;
• в китайской философии – энергия Ци;
• в японской мифологии – энергия Ки;
• в иудейской Каббале – астральный свет;
• в древней Греции – эфир;
• в древнем Риме – пневма;
• у европейских ученых – иллиастром, животный магнетизм (флюид).
Знаменитый врач психолог З. Фрейд энергию, которую излучает соответствующий пол, обозначал как либидо.
Согласно учению йогов в человеческом теле имеется девятнадцать энергетических центров, именуемых вихрями.
Семь из них являются основными и называются чакрами, а двенадцать относятся к второстепенным. Эти вихри фактически образуют биополе невидимое глазом обычного человека.
В переводе с санскрита чакра означает колесо. Согласно философии йогов в человеческом организме именно семь чакр выполняют основную функцию получения, концентрации и распределения энергии.
Выделяя в теле человека чакры, своеобразные энергетические центры, йоги каждую из них увязывали с удовлетворением определенных физиологических и социальных потребностей и желаний человека:
• первая – Муладхара (физическое выживание);
• вторая – Свадхистхана (половые потребности, творчество);
• третья – Манипура (вода, пища);
• четвертая – Анахата (любить и быть любимым);
• пятая – Вишуддха (самореализация и самовыражение личности);
• шестая – Аджна (интеллектуальная деятельность);
• седьмая – Сахасрара (карьера и положение в обществе).
Семь чакр расположены вдоль позвоночного столба и соединены тремя главными энергетическими проводящими путями, которые известны как ида, пингала и сушуна.
Каналы начинаются у основания позвоночника и доходят до макушки головы.
Центральным энергетическим каналом спинного мозга является сушуна, по которому движется энергия кундалини, давая жизнь телу и уму.
Кроме того, тело пронизано сложной сетью состоящей из 72 тыс. нари. В переводе с санскрита нари означает канал, по которому протекает жизненная энергия.
Некоторые авторы идентифицируют нари с нервами, другие считают, что это чрезвычайно тонкие, невидимые, но все же материальные проводники энергии.
Нари представляют собой элементы биополя человека. Биотоки, протекающие по нервам, индуцируют около себя биоэлектрическое поле, которое лежит в основе нари.
Как считают индийские йоги, основной энер¬гетический центр нашего тела расположен в проекции по средней линии живота на четыре сантиметра ниже пупка.
Иногда этот центр называют солнечным сплетением. В системе восточной акупунктуры эта точка – Гуань-Юань.
В китайской философии главной жизненной силой человека считается энергия Ци. Эта энергия существует на небесах, на земле и в каждом живом существе.
Жизненная энергия в представлении китайцев состоит из двух противоположных начал – Ян и Инь.
Человек создан как существо земное и небесное одновременно, т.е. существо телесное и духовное в равных степенях, поэтому Инь — энергия тела, Ян — энергия духа.
Ян олицетворяет активное, жесткое мужское начало, а Инь – пассивное, податливое женское начало. Они не могут существовать друг без друга, как две стороны одной медали.
Вместе Ян и Инь составляют монаду – неделимый первичный духовный элемент, который лежит в основе мироздания.
Этот символ – круг, разделенный изогнутой линией на две части: белую и красную. Внутри каждой из них есть небольшой круг противоположного цвета.
Кривая линия говорит о постоянно изменяющемся балансе Ян и Инь, а маленькие круги показывают, что каждый содержит в себе элементы другого начала.
Такое толкование символа совпадает с верованием китайцев в то, что Вселенная постоянно изменяется. И являясь неотделимой частью этого мира, мы тоже изменяемся.
Два начала – Ян и Инь – должны поддерживать определенное равновесие в каждом человеке, баланс жизненной энергии и гармонию, что позволит нормально работать всем органам тела и сохранять здоровье.
Как считали китайские философы, кроме гармонии Ян и Инь в природе существует гармония пяти элементов. Пять элементов, или пять стихий, — это все то, из чего состоит вся энергия мира и жизни, вся энергия Инь и Ян.
Эти пять стихий — Огонь, Вода, Металл, Земля и Дерево. Все в природе складывается из движения, взаимо¬действия этих пяти элементов и их энергий.
Каждая энергия необходима определенным органам и частям человеческого тела:
• энергия Дерева — печени, мышцам и глазам;
• энергия Огня — сердцу, сосудам и языку;
• энергия Земли — селезенке и поджелудочной железе, соединительным тканям, органам ротовой по¬лости;
• энергия Металла — легким, кожному покрову и
волосам, носу;
• энергия Воды — почкам, костям, ушам.
Недостаток или избыток одной из энергий пяти элементов приводит к нарушениям здоровья.
С древних времен в китайской медицине все внутренние органы человека разделялись на шесть основных и шесть вспомогательных.
Основными органами в человеческом организме китайцы считают сердце, почки, печень, селезенку, легкие и перикард – своеобразную оболочку сердца.
В китайской философии и медицине основным источником и накопителем жизненной энергии в человеческом организме считаются почки (шэнь).
К вспомогательным органам относятся желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и три обогревателя, которые обозначают три источника энергии и тепла.
Тело человека делится на три части:
• от головы до диафрагмы;
• от диафрагмы до пупка;
• и все что ниже пупка.
Это деление соответствует верхнему, среднему и нижнему обогревателю. Верхний обогреватель соответствует небу, средний – человеку, нижний – земле.
Необходимая человеку энергия называется воздушно-кровяной. Она подается в шесть основных и шесть вспомогательных органов по циркуляционным каналам, которые получили названия «линии-меридианы» (цзин-ло) и каждый из которых соответствует определенному органу.
В систему меридианов входят еще два меридиана передний срединный Жень-май и задний срединный Ду-май. По этим 14 меридианам через неведомые нити энергия Ци поступает в каждую клетку тела. Если энергия протекает свободно, то организм человека здоров.
Китайские медики утверждают, что, выполняя ряд медленных движений, можно накопить эту энергию в определенных участках тела и таким образом восстано¬вить и отрегулировать энергию всего организма. Китайцы говорят: «Когда иссякает Ци, смерть стоит у дверей».
Известный римский врач и естествоиспытатель, один из классиков античной медицины Гален Клавдий (129 – 201 н.э.) был автором учения о пневме, которую считал носителем душевной жизни.
Под пневмой понималась своеобразная эфирная субстанция, подобная разогретому воздуху. Ученый различал физическую пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозге и нервах человека.
Древнегреческие философы считали, что основой всего сущего в мире является эфир. Аристотель дал изумительное по точности определение эфира — «вечно бегущий», носитель божественного энергетического начала.
Известный ученый, швейцарский врач, алхимик Т. Парацельс, живший в XVI в. жизненную силу и жизненную материю называл иллиастром.
Свидетельство о публикации №216091600813