Занимательная Египтология. Часть 12
После смерти знаменитой царицы Хатшепсут, египетский престол вновь вернулся к фараону Тутмосу Третьему. По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников. Тридцати трех метровые обелиски Хатшепсут в храме Карнак были заложены каменной кладкой. Уничтожение имени в Древнем Египте приравнивалось к проклятию.
Фрески и ее скульптуры в полный рост, стоящие в храме Хатшепсут, частично разрушены Тутмосом Третьим. Много дней его воины разрушали храм и уничтожали гигантские скульптуры царицы, закапывая их в песках за храмом. Стирали долотом имена ее фаворитов здесь и в других храмах города Фив. Исчезли так же их имена в гробницах и надгробных плитах. Некоторые имена были стерты так хорошо, что ученые до сих пор не знают, кто похоронен в этих гробницах для визирей и важных сановников царицы Хатшепсут.
Но и сегодня в Карнакском храме стоят два обелиска этой женщины - фараона.
Тутмос Третий повоевал еще какое-то время на своей шикарной колеснице, сделанной из сплава золота и серебра. Он усмирял восстания в Азии, Сирии, в Ливане, в Палестине. И тут всплывает знакомый нам царь Кадеш. Подвластные земли многие годы не видели египетские войска, вот и забунтовали их царьки и князья. Тутмос Третий лично возглавлял все битвы. Сын царя Кадеша был захвачен в плен. И опять египтяне грабили и отрезали у мертвых руки… Но и живых пленников захватывали в достаточном количестве. Египту нужны были рабочие руки. Город, который взял фараон, назывался Мегиддо. Сейчас на одном из холмов в этой местности можно найти развалины зданий тех далеких времен. Как пишет Викепидия, это город находится «…в западной части Изреельской долины, на территории Израиля. Холм образован из 26 слоев древних поселений высотой около 60 м.» Эти земли познают еще столько битв, вплоть до Наполеона Бонапарта, который нанес поражение Османской Империи.
Азиатские подвиги фараона Тутмоса Третьего были записаны на кожаных свитках, которые потом бесследно пропали. Но, как ни странно, сохранился перечень захваченного богатства. Царя Кадеша так и не удалось пленить. Далее Тутмос завоевал всю Палестину. И вернулся в Египет с таким количеством золота, которое нам сейчас даже трудно вообразить. Почти пол года продолжался этот блистательный поход, во время которого Тутмос Третий еще успевал строить гарнизоны на важных участках новых земель.
Если отбросить в сторону царицу Хатшепсут, то можно сказать – Это был Великий фараон.
Фивы, столица Египта, праздновали подряд несколько праздников Победы. Каждый из которых продолжался по 5 дней.
Историки пишут, что возвращение Тутмоса Третьего в Фивы было самым блистательным за всю историю правления фараонов в этом городе.
Такие праздники Тутмос Третий повелел проводить каждый год. Деньги на них брались из поступающей в Египет богатой дани. Традиционно огромная часть богатств была пожертвована Богу Амону, плюс три города в Ливане, плюс земли в Нижнем и Верхнем Египте, которые обрабатывали пленные азиаты.
Благодаря этой щедрости храм Амона стал самым богатым храмом в стране.
Некоторое время спустя, Карнакский храм начали перестраивать. Река Нил изменил свое русло и паводки стали заливать площадь перед храмом. Тогда-то и были разрушены великолепные ворота фараона Аменхотепа Первого. Тутмос Третий построил несколько великолепных зданий в восточной части храма. Залы были перистильными, то есть открытыми и окруженными с четырех сторон крытой колоннадой. Эти залы довольно хорошо сохранились до наших времен, но не все экскурсоводы водят своих туристов так далеко в Карнакском храме. После еще одного похода Тутмос Третий построил вокруг Священного озера красивую каменную стену. Части ее сохранились до сих пор.
Тутмос Третий отправляется в свой шестой поход, в 30 год царствования. Его неукротимой энергии можно только позавидовать. Но, при этом царь Кадеша так и был не разбит.
Через три года, во время своего 9 похода этот фараон лично переправился через Ефрат. К тому времени фараон был уже далеко не молод. К этому событию он шел долгие 10 лет походов и боев. На западном берегу Ефрата Тутмос Третий нашел гранитную плиту с именем своего отца и тут же установил такую же, но со своим именем. Затем войско устроило охоту на слонов. Они окружили стадо из 130 животных, и немолодой Тутмос Третий лично сражался с большим слоном и едва не погиб.
Знаменательный поход не прошел даром. Даже весьма отдаленный Вавилон и тот решил подружиться с таким воинственным фараоном. Морское могущество Египта было таково, что царь Кипра платил этой стране дань. Была организована вторая экспедиция в загадочную страну Пунт, из которой опять привезли очень богатые дары.
Читая все это, я понимаю, а может царица Хатшепсут все же была не права насчет своего мужа? *улыбка*
Тутмос Третий воздвиг в Карнакском храме две свои колонны, одна из которых сейчас находится в Стамбуле. Вторая колонна бесследно исчезла. Вообще в Египте на сегодняшний день не осталось ни одного памятника Тутмоса Третьего, все они где-то – Лондон, Рим, Нью-Йорк… А ведь стоит вспомнить, как начинал Тутмос Третий. Он был самым обыкновенным жрецом в храме и как закончил свою жизнь – обложив данью столько земель. Только в первую военную компанию он взял около 120 городов и почти 250 в последнюю.
Да, реально царица Хатшепсут уже отходит на второй план, так как многие историки небезосновательно называют Тутмоса Третьего первым гениальным военным стратегом. Финикийцы начали активно торговать с Египтом, доплывая до Фив на своих галерах. Для жителей столицы это было невиданное зрелище. Кроме того, на этих же галерах финикийцы привозили дань, которая в основном состояла из колец. Золотые кольца в то время использовали для торговли как меры денег. Но что меня поразило – многие кольца из золота весили по 4 килограмма. Нормальное такое колечко. *улыбка*
До нас все эти сведения дошли благодаря тому, что чиновники любили украшать победными сценами стены своих роскошных гробниц. Эти фрески в довольном хорошем качестве «дожили» до наших времен. Как и фрески, рассказывающие о том, как нубийцы выгружают свою многочисленную дань. Рабы в то время поступали в Египет из двух мест. Из Азии, так и черные из Нубии. И однажды черный потомок раба займет трон фараона. Будет и такое в истории этой великой страны – черный воцарится *чуть не написала «в Белом доме»*. Все эти бесплатные рабочие руки существенно изменили облик тогдашней столицы Египта.
Историки пишут, что Тутмос Третий накопил колоссальные богатства. В его сокровищнице было больше 3000 кг сплава золота и серебра, не считая всего остального. Мне кажется, что Тутмос Третий мог бы воздвигнуть себе подобие Великой Пирамиды на плато Гиза и Египет бы не обеднел.
Фараон уходил в военные походы фактически каждый год на пол года. Возвращался на зимовку домой и бурно праздновал Дни Победы и многие другие праздники. После чего, Тутмос Третий совершал поездки по стране с целью все контролировать. На деньги фараона строились и восстанавливались храмы по всей стране. Историкам известно о более чем 30 городах, где проходило строительство. Фараон вспомнил и про Дельту, выстраивая здания вдоль реки, он строил новые города.
Я часто думаю о том, что как хорошо, что фараоны древности так много строили, и что хоть что-то дошло до наших времен. Меня дико поражает неутомимая энергия Тутмоса Третьего. Он сам рисовал эскизы сосудов и чаш, которые желал видеть на богослужении в Храме Карнака.
Мумия царицы Хатшепсут лежит в стеклянном саркофаге в Египетском музее в Каире. Мы ее тоже видели. Зрелище еще то… нужно сказать. Но мумия великой царицы, как ни странно, очень хорошо сохранилась. Пока мумию искали по всему Египту, думая, что она сгинула без следа еще в древности, мумия с начала 20-го века лежала в подвале музея.
Вспомним, что к храму Хатшепсут шла километровая аллея, и все каменные сфинксы, украшавшие эту аллею, были с головой царицы. Рядом были посажены разные экзотические деревья. Одно из деревьев до сих пор живо. Правда, живым его назвать можно с трудом. И вряд ли это дерево с тех далеких времен. Дерево окружено оградкой, и на табличке что-то неразборчиво написано, типа Священное дерево, привезенное из страны Пунт.
Не знаю, может у меня что-то перемешалось в голове за несколько поездок в Египет, но мне кажется, что в самую первую поездку к этому храму никакого дерева не было. Тогда, к сожалению, я не очень много фотографировала, как сейчас. На фотографиях из первой поездки я не нашла никакого дерева. Затем, пару лет спустя, оно появилось. И может быть, его опять там нет.
Наверное, важен сам факт. В безжизненной пустыне руками древних египтян было сотворено настоящее живое чудо! «Здесь будет город-сад» (с)
Деревья ведь росли не на камнях. Требовалось привезти плодородный ил с реки, провести каналы для подачи и полива воды, следить за всем, ухаживать.
Уже позднее, во времена греков, Птолемей Второй Эвергет возвел перед высеченным в скале Святилищем Амона небольшой портик и добавил к нему еще одно помещение. Уже тогда, как мы помним, храм Хатшепсут превратился почти в руины. На руинах этого храма, в самом дальнем его углу в греческую эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапу и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа.
И этот храм был лечебницей. Позднее в храме был устроен христианский монастырь, руины которого разгребал египтолог Эдуард Навиль.
Свидетельство о публикации №216091600869