Не слишком ли мы амбициозны?

На протяжении последних лет в русскоязычной прессе Германии, Израиля и России довольно часто и регулярно появляются статьи, авторы которых недовольны статусом еврейских иммигрантов в Германии, минимумом государственных программ для их интеграции, в результате чего остаётся невостребованным огромный интеллектуальный потенциал иммигрантов.
     Не удержался от этого и сайт Jewish.ru, поместив статью профессора Вениамина Левицкого "Не слишком ли мы для вас интеллигентны".
     Статья произвела такое впечатление, что невозможно удержаться от цитирования:
   
     "Хуже всего обстоит дело с отношением к интеллектуальному потенциалу еврейской эмиграции старшего возраста, к тем, кто по возрастным показателям считаются неперспективными, хотя и не достигли пенсионного возраста, кого с самого начала пребывания в Германии просто забывают. Недостаточное или слабое владение профессиональным немецким языком затрудняет их интеграцию в профессиональной среде, хотя в этой категории чаще всего встречаются наиболее опытные специалисты, учёные, профессионалы высокого класса, которые ещё вполне работоспособны. Безусловно, жёсткие законы рынка труда в стране диктуют свои условия востребованнос-ти интеллекта. И всё-таки, если бы соответствующие ведомства и правительственные учреждения - федеральные или земельные - проявляли бы заинтересованность в использовании интеллектуального потенциала еврейской эмиграции на благо Германии (и в том числе самой еврейской эмиграции), можно было бы решить очень многие социальные и нравственные проблемы. Следует заметить, что эмигранты этой категории часто сами пытаются реализовать себя посредством организации различных научных обществ, русско-немецких культурных центров, социально-культурных объединений, клубов и пр. Они выступают в них с чтением лекций, проводят семинары, встречи по интересам и пр. Однако деятельность подобных обществ и центров носит в основном не профессиональный, а культурно-просветительский характер, осуществляется обычно в рамках одного города, они разрознены, межземельные связи отсутствуют. Финансовое обеспечение их зависит часто от возможностей или еврейских общин, при которых они, как правило, создаются, или от нерегулярных и спонтанных незначительных финансовых поступлений от земельных (городских) официальных учреждений, если их смог заинтересовать тот или иной проект, или, наконец, от помощи спонсоров и членских взносов. Очевидно, нужна федеральная программа поддержки и обеспечения деятельности подобных обществ из фондов, выделяемых на работу с иностранцами".
   
   
     Сначала поговорим об огромном интеллектуальном потенциале еврейской иммиграции. Сразу оговорюсь, что не претендую на полноту её картины.
     Примеры, приводимые мною, являются лишь иллюстрацией и ни в коей мере доказательной базой.
     В статье, очевидно, речь идёт об иммигрантах в возрасте от 45 до 65 лет. Иммигрантов этого возраста приехало около 20000 (по данным Центрального Совета евреев Германии). Более трети из них не имеют высшего образования. Следовательно, разговор идет о приблизительно 14-15 тысячах человек, прибывших за двенадцать лет, разбросанных по всей стране более чем в восьмидесяти районах, где имеются еврейские общины. Таким образом, ежегодно прибывает в каждое место компактного проживания от10 до 20 чело-век. Не менее четверти из них - представители гуманитарных профессий: учителя, музыканты, библиотекари, экономисты, остальные - инженеры различных специальностей. Кто знает, сколько ещё прибудет таких людей в дальнейшем? О какой специальной федеральной программе может идти речь в этом случае? Скорее это могут быть программы, рассчитанные на индивидуальную подготовку. Но такие программы существуют и сейчас.
     Нужно учитывать и то, что в Германии, как и во многих других, индустриально развитых странах, трудоустроиться после сорока лет - большая проблема. Необходимо иметь не только образование, но и всё время совершенствоваться в своей профессиональной квалификации, успевать за временем. Кто не угнался за современными требованиями, оказывается "за бортом". Существует много возможностей для повышения квалификации и освоения новых специальностей. Но всё это зачастую стоит денег, которые нужно выложить из своего кармана. Можно получить такие программы и через биржу труда. Эти программы рассчитаны на людей моложе пятидесяти лет, при обязательных условиях знания языка и наличия не менее года стажа работы в Германии.
     Это одна сторона медали.
     Теперь о другой.
     Один из расхожих мифов - высокий интеллектуальный потенциал иммиграции и то, что великолепное советское образование сделало нас слишком интеллигентными для немцев. Обращаю внимание на то, что речь идёт о людях, получивших образование15-30 лет тому назад. Прошу понять меня правильно: я не отвергаю высокий уровень знаний и подготов-ки некоторых представителей нашей эмиграции, есть большое количество примеров удачной интеграции. Но отдельные примеры не являются показателем общего уровня.
     Большинство иммигрантов даже в стране исхода не нашли возможности достойно реали-зовать себя в конкретной области. Естественно, это вызвало сомнения в возможности нормальной жизни детей. Тем не менее, мы гордимся обширными знаниями и ещё большим умением.
     Начну с небольшого обзора высот наших технических знаний; о гуманитарных знаниях - в части о культурных обществах.


     Никто не отрицает, что историю КПСС и марксистско-ленинскую философию мы знаем лучше местных инженеров, тушью выписать на ватмане алфавит или начертить сборочный чертёж в трех проекциях лучше нас здесь никто не сможет, в экономике стран социализма (был такой предмет в технических вузах СССР - для тех, кто забыл или не знал) мы разбираемся лучше всех. В знании, как русской, так и мировой художественной литературы местные инженеры нам не конкуренты.
     Но никуда не деться от того, что они после института знают (как минимум) еще один язык, расчёты делают не на логарифмической линейке или арифмометре, а на компьютере (в котором мы в основном освоили только игры), вместо ватмана и туши используют программы "CATIA" и "Pro/engineer". Материалы и технические решения у них отличают-ся от тех, что мы применяли, да и техника отличается от нашей, отставшей лет на -дцать.
     Всё это лет за три-пять можно освоить, если изучить язык и прилежно учиться много часов ежедневно. Только стоит ли? Большинство отвечает: "Не стоит!"
   
     Eщё один миф - что нашу иммиграцию хлебом не корми - дай всласть наработаться. Поч-ти все иммигранты считают своё прибытие в Германию необыкновенной удачей. Главным образом это связано с тем, что уровень жизни значительно выше, чем в стране исхода, жи-лищные условия многим до приезда сюда и не снились, а главное - всё это без малейше-го труда. Под жилищными условиями, которые "не снились" имеются в виду не только оставленные квартиры (которые у некоторых могли быть не хуже нынешних), но и перс-пективы обладания жильём детей, возможность приобретения или съема квартир ими на "ту" зарплату. Кроме того, при достаточном трудолюбии все дети могут получить полно-ценное образование и соответствующую высокую плату за труд.


     Да, сидеть в бюро и делать вид, что работаешь, согласны все, при условии, что оплата будет равна немецкой. Приложить же серьёзные усилия для достижения профессионального равенства готовы не все. Да и зачем? Многие, даже довольно молодые, зачастую говорят: "Зачем работать, получая зарплату равную социальной помощи? Деньги почти те же, но ты должен восемь часов работать и не просто работать, а добросовестно. Лучше сидеть на социальной помощи и подрабатывать".


     Только героические усилия социального ведомства заставили многих наших соотечественников пойти работать (зачастую только на социальные работы).
     Ещё раз хочу подчеркнуть - имеются примеры удачной интеграции, успешной работы по специальности - но это только примеры, являющиеся скорее исключениями. На мой взгляд, основное количество иммигрантов этого возраста (45-65 лет) если и работает, то только "на рабочих местах" как это именовалось в СССР. И, опять-таки, это моё мнение, никакие программы не помогут, если нет стремления со стороны тех, к кому эти программы обращены.


     У меня перед глазами две семьи, приехавшие в одно время, примерно одинакового возраста и образования, даже специальности у женщин одинаковые - библиотекари.
     Глава одной семьи по приезде гордо заявил: "Я на немцев работать не буду, а если станут приставать - уеду обратно". Глава второй семьи после нескольких проб устроился на постоянную работу и уже несколько лет работает на заводе.
     Жену одного из них через социальное ведомство устроили на работу в библиотеку, но по окончании срока договора уволили. Очень возмущалась эта дама, что предпочли ей малограмотную немку.
     А вторая искала, искала и нашла работу в библиотеке, но в другом городе, поэтому добираться до работы нужно около часу. Но работа для неё - главное, и договор с ней постоянно продлевают. И немок - грамотных или неграмотных ей не предпочитают.
     Как вы думаете - чья жена работает? Не гадайте - не жена бездельника.
     За время жизни в Германии я встретил шесть профессоров из СНГ. Четверо были в преде-лах возраста, о котором идёт речь в статье, а двое - чуть старше. Так совпало, что трое из них были кандидатами или докторами философии, трое - кандидатами технических наук.
     И слепому видно: Германия пропадает только потому, что не использует интеллектуаль-ный багаж этих знатоков марксистско-ленинской философии, истории КПСС, истмата и диамата. Поэтому двое свой досуг посвящают тому, что пишут в русскоязычные газеты и журналы статьи о неопределённости нашего статуса и неуважении к высокому интеллектуальному багажу иммигрантов. Третий (мы сидели рядом на языковых курсах), не сумев освоить немецкий язык и не выдержав такого надругательства, вернулся обратно в Украину.
     Двое из "технарей" забросили науку ещё за лет пять до приезда в Германию, а третий (мы жили с ним в одном "хайме" - так здесь называется общежитие для иммигрантов) с момен-та приезда ежедневно несколько часов писал какую-то работу по специальности и часами занимался языком. Каждую свободную минуту, даже во время прогулок с дочерью или сыном, он учил с ними слова или грамматические правила.
     После курсов он переехал в Нюрнберг и через полгода уже вёл в университете этого города семинар (к сожалению, дальнейший его путь мне не известен, но думаю, что невостребованным он не остался).
   
     Несколько слов о культурных обществах, создаваемых иммигрантами.
     Обращаю внимание на то, что речь идёт о еврейской, подчёркиваю - еврейской иммиграции.
     Основной же задачей большинство создаваемых русско-немецких и социально-культур-ных центров и клубов считает сохранение русской культуры. Да и как может быть иначе? Для массовости в эти "очаги культуры" стараются привлечь также "русских" немцев, хотя чего греха таить, движущей силой и основными участниками являются евреи. К сожалению, большая часть их не заинтересована в освоении своей национальной культуры, а некоторые хотели бы забыть о ней вообще, как и многие, не охваченные этими центрами. Поэтому ни о какой федеральной программе для подобных обществ нет и быть не может: задача сохранности русской культуры перед правительством Германии не стоит (перед еврейскими общинами тоже). Сюда разрешили приехать евреям и поэтому речь должна идти об освоении и сохранении еврейской культуры. А под песни "Широка страна моя родная" и "Россия - родина моя" деньги никто выделять не собирается.


     Много ли среди приехавших специалистов еврейской истории, литературы, религии? И многие ли приехавшие заинтересованы в ознакомлении со всем этим? Нет! И ещё раз нет! Большинство ничтоже сумняшеся предпочитает смотреть российское телевидение, читать детективы и книги об оккультных науках. Поэтому посетители большинства этих клубов и обществ - люди в возрасте за 50 лет, большинству которых просто не хватает общения.
     Так как технические специальности в этих "клубах" не нужны, то зачастую происходит "переквалификация" в гуманитариев. Из-за нежелания (в некоторых случаях и отсутствия возможностей) пополнения знаний многое делается на низком профессиональном уровне. Чем дальше, тем эти центры и общества всё больше напоминают самодеятельные клубы российской глубинки. Это и понятно: сюда приехали, в основном, несостоявшиеся. Ни Гафт с Кобзоном, ни Хазанов с Шифриным эмигрировать в Германию не собираются.
   
     Маленькое отступление: в нашем городе есть два "русских" магазина, где торгуют также литературой. Четыре года тому назад они завезли пять экземпляров книг "Карманная еврейская энциклопедия" (цена каждой равна стоимости одного экземпляра российской газеты). На сегодняшний день приобретёна только одна книжка - при том, что в городе жи-вут около тысячи еврейских иммигрантов и более двухсот cемей за это время разъехались по другим городам. А вот детективы и любовные романы расходятся хорошо.
   
     Цитата из статьи В.Левицкого: "А потому проблема использования интеллектуального потенциала эмиграции имеет не только экономический, но и нравственный аспект. Её решение явилось бы свидетельством уважения и памяти тех выдающихся учёных, писателей, актёров, конструкторов - представителей еврейской национальности, которые в далёкие 30-е годы, после прихода к власти нацистов были вынуждены покинуть свою страну и впоследствии прославляли своим творчеством, своими открытиями, изобретениями, трудами, книгами, произведениями уже другие страны - США, Великобританию, Швецию и др., получая уже там Нобелевские премии, всемирную известность и признание".


     Читая подобные высказывания, невозможно отделаться от двух вопросов:


     1. Этично ли требование привилегий, упирая только на свою национальность? Не напоминает ли это требования, уже звучавшие 70 лет тому назад и ничем хорошим не кончившиеся?
     2. Могут быть поняты привилегии по отношению к пострадавшим и/или их потомкам. Но привилегии требуют для людей, не имеющих никакого отношения к еврейским эмигрантам из Германии тридцатых годов. Не является ли достаточной данью памяти сам приём Германией еврейских иммигрантов?
   
     Не пора ли внимательно приглядеться к нашей эмиграции? Трезво оценить её потенциал и, самое главное, на мой взгляд, перестать стоять с протянутой рукой, а больше прилагать собственных усилий для достижения достойной жизни.


Рецензии