А нам это надо?

Откликов на статью «О чём спор, господа?» я, откровенно говоря, не ждал. Отнюдь не потому, что всё в ней изложенное абсолютная истина. Некоторые выводы можно оспорить, по-разному расставить акценты, но ради этих мелочей не затевают полемику. В то же время те, чьё мнение кардинально расходится с изложенным в статье, не решаться выступить «с открытым забралом», ибо декларировать свои представления не в их интересах. Это покажет несостоятельность и вредность их деятельности. Какая непростительная ошибка! Нашёлся-таки отчаянный человек. Я даже расцвёл от удовольствия, прочитав:

     «И всё же я хочу поблагодарить автора за один-единственный вопрос, заданный им: «А какая община вам нужна?» - тем самым предоставив мне возможность на него ответить».

     Доброе слово и кошке приятно. Неважно, что такой вопрос в статье не задавался. Ведь именно ответ на несуществующий вопрос позволил В.Окснеру озаглавить свой бестселлер «Я знаю, какая община нам нужна» [ЕГ № 04(20)]. Наконец-то появился человек, который знает, как надо!



     Ну не надо, люди, бояться!
     Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
     Не бойтесь мора и глада,
     А бойтесь единственно только того,
     Кто скажет: «Я знаю как надо!»
     Не верьте ему!
     Гоните его!
     Он врёт!
     Он н е  з н а е т -- к а к надо!
     А.Галич

     Читаю статью, а в голове вертится: «Смело, товарищи, в ногу...» Чеканный стиль, поражающая глубина мысли, отточенность формулировок, заставляющая думать и искать! Искать, например: что такое еврейская религиозная культура? Мне до зарезу нужно знать, ибо:

     «Еврейская религиозная культура в разной степени необходима религиозным и нерелигиозным евреям. Только религия и общие враги объединяют евреев. И, к сожалению, другой культуры у нас нет»

     Говорят, что евреев объединяют ещё и язык, общая история, искусство; что Грец, Дубнов, Перец, Фейхтвангер, на худой конец Жаботинский и Бубер – это наша культура. Оказывается, это всё ерунда, единственное, что у нас есть – это религия и враги. Не густо! Следующее утверждение ошеломляет:

     «Что касается интеграции в еврейское общество, то это невозможно. Такового общества нет! Мы ехали сюда не для того, чтобы создавать его»

     Так с римской прямотой и заявлено, что никаких еврейских общин нет, ЦСЕГ – нет, газета Juedische Allgemeine – фикция, а более ста тысяч еврейских иммигрантов никакие не евреи. Тем более, что

     «Интеграция – это не только язык, работа и культура. Это образ мышления. Тут нам община ничем помочь не может»

     Конечно! Здесь нужен врач. Учитывая образ мышления – узкий специалист. На этом бы закончить автору свой манифест еврея, не имеющего за душой ничего еврейского и не желающего иметь с еврейством ничего общего. Ан, нет! Есть, оказывается, в Германии еврейские общины.

     «Социальная помощь, защита одиноких, стариков, больных или просто попавших в беду людей – важная функция общины. Сюда же относится помощь приезжим в обустройстве. Итак, только два направления деятельности годятся для общины: интеграция в еврейскую религиозную культуру и социальная помощь нуждающимся. Только на это и, конечно, хозяйственные нужды община должна тратить средства. Вы должны согласиться с тем, что вся эта деятельность общины, кроме работы социальных работников-переводчиков, необходима только активу общины, который составляет не более 7% для крупных общин и 12-15% - для небольших».

     Теперь ясно, что основные направления деятельности общин: приобщение еврейских иммигрантов к иудаизму и еврейской культуре, помощь в обустройстве приезжих, а также одиноким и больным – никому не нужное слюнтяйство, необходимое только для зарплаты нескольким социальным работникам при общинах, небольшому числу религиозных фанатиков и интересующихся еврейской культурой людей да одиноким и больным старикам. Кому нужны эти люди? Пользы от них никакой, поэтому их интересами можно пренебречь. Некогда всем этим заниматься:

     «У нас не хватает времени для интеграции в немецкое общество и культуру. Для нас это самое важное и останется самым важным на долгие годы»

     Прочел я это и пригорюнился: сиди, иммигрант, на базовом обеспечении или социале и интегрируйся в немецкую культуру. А как же «вся наша жизнь – борьба»? Скучно! Чу! Труба зовёт:

     «В последние годы в Европе, в том числе и Германии, резко возросли националистические и антисемитские настроения, вызванные экономическими затруднениями. Возникла ощутимая угроза нашей безопасности, бороться с которой в одиночку невозможно. Поэтому появилась надежда, что общины не опустеют снова – даже после прекращения миграции. И, как не странно, помогут нам в этом наши враги».

     Вот где собачка порылась, как говаривал первый и последний президент СССР: заманили нас из огня да в полымя. Но эмигрантам несказанно повезло: благодаря супостатам, они побегут в общины и сплотятся вокруг вождей, вовремя распознавших опасность. Вожди согласны ими править, заменив руководителей, совершенно не понимающих задач текущего момента. Помнится, Остапу Бендеру для получения денег понадобилось создать тайный союз меча и орала. Новоявленные бендеры хотят добиться власти и денег под соусом защиты членов общин. Неплохая идея!

     «Новые функции общины – правовая защита, физическая безопасность её членов и объектов, политическая безопасность.
     Правовая защита – адвокатская защита от произвола чиновников на местах и лоббирование интересов всей еврейской общины Германии в законодательных и исполнительных органах государства. Безопасность физическая – охранные и противопожарные (выделено мной – В.Б.) мероприятия. Безопасность политическая – борьба против антисемитизма „профсоюзными" методами – демонстрациями и митингами, на которые приглашаются корреспонденты СМИ, аккредитованные в Германии»

     Абсолютно неважно, что в демократическом государстве делами безопасности населения (в том числе евреев) занимаются компетентные органы и всевозможные общественные организации, создающиеся специально для этой цели. Полицию и пожарных заменят охранные отряды при общинах, действующие на основании секретных документов:

     «Русский язык в общине должен быть с немецким на равных. Все документы должны составляться на двух языках и выдаваться для ознакомления по первому требованию. Все, кроме мероприятий по безопасности (выделено мной – В.Б.). Это должно быть в уставе»

     Думаю, что эти статьи в уставе произведут неизгладимое впечатление на органы юстиции Германии. Меня только немного смущает утверждение равенства русского и немецкого языков в общине. Это же паллиатив! Их равенство должно быть утверждено всюду. И в первую очередь в социаламте и магазинах. Бераторов и продавцов на работу принимать только при условии знания русского языка в достаточном объёме.

     Маленькое отступление. Лет пять тому назад на страницах «Нашей газеты» велась дискуссия на тему: кто может быть членом общины, и какими должны быть общины. Один из участников дискуссии резко критиковал председателя правления общины и требовал его отставки. Иногородняя дама написала, что такой «правдолюбец» не мог быть членом партии. Но этот человек был не только членом партии, а мелким партийным функционером. Если внимательно присмотреться к общинным «революционерам», то заметно, что большинство их составляют члены партии. И это понятно. Будучи воспитанными системой, став винтиками машины подавления и оболванивания, они оказались пропитанными духом тоталитаризма, неприятия всего, что не соответствует усвоенным ими догмам. Слово демократия для них просто пропагандистский лозунг. Кроме того, для многих из них национальность была помехой в продвижении «наверх» (особенно в партийной карьере), поэтому большая часть жизни потрачена на доказательство своей лояльности. Они старательно открещивались от всего, что могло отождествить их с еврейством. Поэтому с еврейской религией и традициями они не знакомы, национальная культура их не интересует. Дети их зачастую не имеют с еврейством ничего общего. Самый пламенный «революционер» (из тех, которых я знаю) - тесть местного православного священника, русского, приехавшего тоже как еврейский беженец, дети которого обходят синагогу за версту. Никто не лишает таких евреев права быть членами общины, но её характер и будущее не они должны определять. Здесь уместно мнение рава А.Штайнзальца: «Еврей тот, у кого внуки евреи».
     Очень хочется этим господам, пусть маленькой, но власти, а также немножко денег. Поэтому они согласны взвалить на себя заботы о безопасности евреев. Боюсь, получится как в анекдоте, где невеста говорит жениху:
     - Когда мы поженимся, я буду делить с тобой все заботы!
     - Но у меня нет никаких забот!
     - Я же сказала: когда мы поженимся!

     Не секрет, что в составе еврейской иммиграции приехало большое число людей, имеющих отдалённое отношение к еврейству и неевреев. Напрашиваются вопросы: кто эти «нам», которым нужна такая община? Чьи интересы собираются они лоббировать в законодательных и исполнительных органах Германии? Обо всём этом в статье ни полслова и это умолчание красноречиво.
     Наше еврейское будущее отнюдь не безоблачно. Но сегодня, на мой взгляд, основные угрозы еврейским общинам исходят не только от националистов и антисемитов. Борьбе с ними уделяется достаточно внимания и сил еврейскими общинами, государственными и многими общественными организациями. Значительно опаснее для нас внутренние противоречия еврейского общества. Но это тема отдельного разговора.



     И наврёт он такие враки,
     И такой наплетёт рассказ,
     Что не раз тот рассказ в бараке
     Вы помяните в горький час.

     А.Галич

     Слава КПСС! Не подумайте только, что я, упаси Б-г, поклонник её идей. Но читая этот раздел статьи поневоле приходит на ум эта приснопамятная организация. Ведь по её образцу, слегка подправленному под местные условия, предлагается строить еврейские общины. Перво-наперво надобен новый устав, в котором прописать демократический централизм. А для местных условий регламентировать мельчайшие подробности правил выборов (они понадобятся впоследствии):

     «Нам нужен новый – демократический, унифицированный – устав еврейских общин Германии, в котором должно быть чётко прописано положение о перевыборах руководящих органов общины, учитывающее все мелочи вплоть до минимально допустимого времени выступлений на перевыборных собраниях (выделено мной – В.Б.)...
    ...Число мест в совете распределяется между старыми и новыми её членами пропорционально их количеству...
    ...В уставе должно быть указано, что хозяином (выделено мной – В.Б.) общины является общее собрание её членов...»

     Неважно, что уже лет пятьдесят общины живут по уставу, в котором есть всё необходимое: демократические выборы, регулярная проверка финансовой деятельности и т.д., а вот цыкнуть на общину и заставить избрать «кого надо» невозможно. Именно это бесит «революционеров»: что это за выборы, когда выбирают по уму, деловым качествам и порядочности? А ежели у кого этого нет – в правлении такому человеку делать нечего? Ввести квоты для таких нужных людей! Что это не демократично – наши лопухи за разглагольствованиями о демократии такого пустячка не заметят. Кроме того, впоследствии эти квоты могут очень даже пригодиться.
     Очень «греет» партийно-профсоюзный опыт: главное (на словах) – это собрание, как оно скажет – так и будет. Но всегда выходил на трибуну ответственный дядя (или тётя, не суть важно) и веско так говорил: рекомендуем. И «суверенное» собрание выбирало того, кого хотел дядя и делали всё, как он «рекомендовал». Несогласных товарищи могли «съесть» на том же собрании.
     Поэтому разговоры о демократии для отвода глаз. Главные вопросы для «революционеров»: первый – деньги, второй – заставить собрание выбрать кого надо. Необходимых знаний нет, поэтому

     «В обновлённой общине им (местным евреям – прим. В.Б.) всегда найдётся место в управлении её хозяйством и в религиозной жизни»

     Но под руководством «наших». И необходима плата за должность председателя: надоело сидеть на социале! Местные-то евреи все при деле, поэтому работа в общине - общественная. Нашим же «портфель» без платы не нужен.

     «Он (председатель – прим. В.Б.) работает постоянно, на зарплате»

     А уж как для них важна религия!

     «Статьи об обновлении общин в ней («Еврейской газете» - прим. В.Б.) следует помещать за счёт сокращения религиозной составляющей газеты»

     Понимать надо так: бросьте печатать этих глупостей, печатайте нас, любимых.

     Со вторым вопросом сложнее. Для начала вводится комиссарское правление. А комиссары – кто? Неужто из ЦСЕГ или Земельного Союза? Сомневаюсь! Всё здесь «схвачено»:

     «И этого ещё мало – необходимо допустить присутствие на перевыборном собрании представителей местной прессы и общественных организаций, а Министерство юстиции должно предложить своим подразделениям на местах принимать к рассмотрению жалобы на нарушения устава общины и положения о выборах. Суды не должны бояться быть обвинёнными в антисемитизме. Нужно объяснить немецкому обществу, что евреи ничем не отличаются от остальных людей».

     Вот где пригодятся подробности в уставе и квоты. Можно придраться, что нарушен процент представительства или пункт устава, сослаться на какие-нибудь упущения в процессе выборов, а то и просто под любым надуманным предлогом обратиться в суд и начать тяжбу. Жалобщики, разумеется, социальщики, поэтому проигрыш дела им не страшен: с них взятки гладки. А противники понесут расходы и нервы себе попортят. Глядишь, устанут и уступят места прохиндеям. И местная пресса поможет: соскучились немцы по «жареному» из еврейских общин, с радостью поместят любую негативную информацию о евреях (тем более что риск упрёка в антисемитизме отсутствует: сами евреи пишут!), а опровержение лжи – процесс долгий. Правильному выбору поможет и присутствие на выборах представителей общественных организаций, например, неонацистской НДП и других, ей родственных. Слепому видно: речь идёт просто о предоставлении возможности посторонним влиять на исход выборов в общине. Чтобы власти «рекомендовали» избрать «революционеров», следует намёк:

     «Надо объяснить властям, что произойдёт, если в сегодняшних условиях к управлению в общинах придут непорядочные люди из новоприбывних. Тогда патриархальные общины превратятся в мафиозные. И именно с такими судам и иным органам власти придётся иметь дело.»

     Не знаю, как власти, а я не на шутку перепугался. Вот И.Губерман тоже предупреждает: «...в штанах у них обрезы»! Страшно подумать, во что превратятся общины, если такие люди придут к их управлению. Начитавшись Торы и Дубнова с Бубером, члены общин станут обрезами терроризировать население городов, загоняя его на Шабат и праздники, а непорядочные люди из правления будут этим руководить. Жуть! Одним словом – мафия.
     А планы какие замечательные:

     «Необходимо объяснить членам общин – всем ленивым, скептикам, безразличным наблюдателям, - что дело идёт о безопасности их детей сейчас и в будущем. Нужно стучать и стучать во все двери. Возможно, для участия в этой работе следует пригласить Мишеля Фридмана. Молодой и деятельный, он не утратил престижа в глазах и умах нашего контингента. Многие вообще считают его жертвой интриги».

     Как тут не вспомнить ильфипетровские пикейные жилеты: «Мишель Фридман – это голова!» и что «стучать» у наших «революционеров» опыт большой. Только Фридмана перед встречей с «революционерами» необходимо осторожно подготовить. Не то он может от смеха умереть.

     «Подготовка общественного мнения о необходимости реорганизации общин, ввод в действие нового устава и сами перевыборы в соответствии с положениями нового устава – первоочередная задача на ближайшие годы. Для проведения этой работы необходимы будут деньги, поэтому такое финансирование должно быть заложено в бюджете общин. Вместе с тем необходимо увеличить стоимость годовой подписки на „Еврейскую газету" в 1,5-2 раза»

     Наконец-то! Теперь всё ясно: «Деньги давай!». Сначала из бюджета общин, а не хватит - пошарят по карманам доверчивых простаков. Не дадут деньги добровольно - обяжут, повысив плату за газету. Кому деньги отдавать? Автор идеи, безусловно, первый в очереди.

     «В последующие годы предстоит заниматься решением главной задачи – защищать интересы еврейских общин Германии в законодательных и исполнительных органах государства. А также представлять Германию в деле совместной безопасности еврейских общин стран Европейского Союза».

     Вот теперь, после напряжённой борьбы за власть в общине, на завоёванные с большим трудом бабки можно ездить в Париж, Брюссель, Страсбург или, на крайний случай, Берлин. А защитить чьи-нибудь интересы – для «революционеров» раз плюнуть. Они привычные, всю жизнь только тем и занимались, что защищали мир.

     Конечно, есть среди нас скептики. Они возражают, что общины в Германии были и есть, интересы их защищаются и представлены они в семье еврейских общин Европы достойно. Когда же иммигранты освоятся на новом месте, приобщатся к духовным и культурным ценностям еврейского народа, поймут в чём действительные интересы евреев и что угрожает общинам на деле, то за наиболее способных, деловитых и порядочных члены общин и проголосуют. Не стоит также превращать еврейские общины из общественных религиозных и национально-культурных организаций в партийные.

     Скептики нам не указ. Поэтому «наши цели ясны, задачи поставлены – за работу, товарищи!» И я с вами.


Рецензии