Глава 34. Птуны тут не водятся

Кукольный Дом и впрямь оказался огромным. Издалека он казался бессмысленным нагромождением раковин, кораллов и морских цветов, а также предметов, никогда не произраставших на морском дне — его регулярно пополняли трофеи с потерпевших крушение кораблей. Именно сюда доставляли самые изумительные новинки с только что затонувших корветов, бригантин и каравелл. Каждая новая вещь обрастала кораллами, покрывалась актиниями и прочно срасталась с остальным сооружением. Каждая новая деталь придавала Кукольному Дому ещё более причудливые очертания. И всю эту диковинную невидаль испещряли бесчисленные норы, по которым шныряли крошечные рыбки, креветки и рачки.
В ясную погоду здесь проходили великолепные световые шоу. Солнечные лучи пронизывали толщу вод пучками жемчужных струн. Так и прозвали этот край – Королевство Жемчужных Струн.
В центре Кукольного Дома на высоком троне восседал могучий седовласый Нептун. В последнее время ему было не до представлений. Он грустил. А когда он грустил, его неуклонно тянуло в сон. Вот и сейчас он дремал, и седая борода развевалась мягким глубоководным течением, отливая серебром. Голова, покрытая пышной шевелюрой, и увенчанная золотой короной, опиралась на руку, а рука опиралась на трезубец, который Нептун не выпускал даже во сне.
Рыбка-Ангел осторожно подплыла к нему и… дёрнула за ус.
— Что? Где? Кто? — встрепенулся Морской Царь и открыл глаза, оглядываясь и часто моргая. — Кто я? Где я?
Рыбка упорхнула в густые водоросли, а Камилла шагнула вперёд и сказала:
— Вы Нептун.
— Нет-нет, — отрицательно замотал головой Царь. — Я не птун. Птуны тут не водятся.
Камилла подумала, что Нептун шутит, но тот с самым серьёзным видом продолжал:
— Я вообще про таких и не слыхал. Это кто — птуны? Рыбы такие али птицы?
— Ах, нет! — всплеснула руками Камилла. – Не птун, а Нептун. Эх, да как же вам объяснить?
— Хм, «не птун, а не птун», — повторил Морской Царь. — Ты сначала сама разберись.
— Да это же совсем просто, — весело воскликнула Камилла. — Вы Нептун!
— Чего уж проще? — начал сердиться Нептун. — Не птун я, сам знаю! Какой же я птун, если я не птун?
— Вот именно! — обрадовалась Камилла. — Вы — Нептун!
— Ну, разумеется, я не птун! — гневно воскликнул Царь, ударяя трезубцем о песчаное дно. — Совсем даже не птун! Ни капельки я не птун!
Вода вокруг него забурлила, начал подниматься песок.
— Подождите-подождите, я сейчас объясню, — Камилла чуть отступила назад. — Вы владыка Королевства Жемчужных Струн, Морской Царь, правитель Подводного Мира.
Нептун широко открыл глаза и воскликнул:
— Точно! Я ж владыка всия окияна! Как я мог забыть? Сидишь тут на дне морском, век за веком, поговорить не с кем. Всё одни и те же шныряют туда-сюда. Вот ведь, домедитировался. Как ты говоришь? Не — кто?
— Нептун! — с готовностью откликнулась Камилла.
— Ах, Нептун! Верно-верно! Нептун я! — он хлопнул себя по лбу, затем выпрямился и глубоко задумался.
Камилла испугалась, что он опять уснёт, и торопливо спросила:
— Вы что же, так здесь и сидите, целыми днями?
— А как же? — ответил Нептун. — Такая работа.
— Какая работа? — удивилась Камилла. — Вы же Царь!
— Знамо дело, Царская работа, — отозвался Нептун. — Чуть в Море-Окияне что не так, сразу все ко мне. И всякую-то букашку утешить да подбодрить надобно, да на путь истинный наставить. Думаешь, легко? Э-э-э, тут вообще всё непросто. Видишь раковину? Морская жизнь её спиралью закрутила. Вроде пустяк, а ведь это как посмотреть. Можно вверх по спирали двигаться, а можно и вниз. Как оно вернее-то будет?
— Смотря, к чему двигаться, — ответила, подумав, Камилла.
— То-то и оно, — многозначительно изрёк Нептун, поднимая указательный палец. — В одном случае вверх поднимаешься, а в другом, — он опустил палец, указывая вниз, — идёшь ко дну. А как, к примеру, понять, погружение и всплытие это суть одно, но в противоположном направлении? Или разное, но с одной траекторией?
Камилла пожала плечами.
— Не знаю, я пока ещё только погружалась. А зачем вам подниматься, если ваше Царство под водой?
— Да мне-то ни к чему. Я о Сонных Цветах пекусь, — со вздохом признался Нептун.
— Ой, я к вам как раз по этому поводу! — оживилась Камилла.
— Э-э-э, — невесело откликнулся Нептун, качнув ладонью. — У нас теперь не цветы, а сплошь бурьян и кошмары. Самые жуткие, так и вовсе в потёмках растут. Им бы хоть капельку света, они бы и подобрели! Ведь сказано в Шестом Законе Зодиака — «и крупинки света довольно, чтобы прогнать тьму». Но у нас и крупинки не осталось. Вот я и медитирую. Ответ, понимаешь, ищу.
Он закрыл глаза и напевно забормотал:

— Набежала на берег седая волна,
В море тонет ра-ко-ви-на,
Вся спиралью завинчекручена.
Погружается она на дно.
Вновь поднимется ли?
То-то и оно!
Это я о чём? Не помню.
Мысли в узел заплелись
Огромный.
Не распутать, не унять.
Лучше спать,
Лягу спать.
Спать… спать… спать…

Последние слова Нептун бормотал вперемешку с храпом.
— Господин Нептун! Товарищ Нептун! Ваше Величество! Сэр! — попробовала докричаться Камилла. Но Нептуна уже прочно охватила беспробудная дрёма.
— Кажется, я знаю, что мы должны сделать, Бернард, — сказала Камилла.
Медвежонок тоже не откликнулся. То ли песенка Нептуна его убаюкала, то ли морское течение укачало, то ли снова вступила в силу зимняя спячка, но из кармашка раздавалось лишь тихое посапывание.
— Как же мне попасть в Тёмную Лощину? — сказала Камилла вслух.
Рыбка-Ангел выскользнула из седой бороды Нептуна.
— В Тёмную Лощину?! — воскликнула она, мелко трепеща плавничками. — Так рисковать своей жизнью?
— Что делать, я должна попасть в Сонные Плантации.
— Ах, — задрожала рыбка. — Я очень боюсь туда плыть! Очень! Но я провожу тебя, ЧЕЛОВЕК!
Камилла поблагодарила, и они отправились в Путь.
— А каково это — быть человеческим детёнышем? — с любопытством спрашивала рыбка-Ангел по дороге.
— Да как вам сказать? — начала Камилла. — Я ещё не была никем другим, поэтому мне не с чем сравнивать. Вот, скажите, рыбкой быть трудно?
— Ах, я ведь тоже не была никем другим, — призналась рыбка-Ангел, — даже креветкой не была. Разве что икринкой и мальком. В каждом этапе своя прелесть и свои трудности. В нашей морской жизни главное — чувствовать течение, и не бояться Воды.
— Воды? — изумлённо повторила Камилла. — Разве рыбы могут бояться воды?
— Большой Воды, — пояснила Рыбка. — Далеко не всякая рыбёшка наберётся смелости кинуться в пучину Прилива. Но если попадёшь в свою волну, тебя ждёт Океан! А если струсишь, и останешься на Мелководье, придётся снова ждать Прилива. Некоторые потом всю жизнь ждут.
— Да-а, непросто, — с сочувствием сказала Камилла, — вот если бы вы были акулой, — и тут же осеклась, но рыбка-Ангел весело возразила. — Ну что ты! Быть хищницей опасно и вредно для пищеварения. Неспроста в нашем Королевстве есть поговорка «здоровый карась счастливей больной акулы». Ну вот, — сказала она внезапно притихшим голосом, — прибыли…
Впереди смыкалась чернеющая мгла.
— Д-д-дальше я не поп-п-плыву, — трепеща, сообщила рыбка-Ангел и попятилась. — Я б-б-боюсь ч-ч-чудищ! Оч-ч-чень б-б-боюсь!


Рецензии