Сказка о красавице Насто

Сказка о красавице Насто

Сказка ложь да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
В этой сказке много зла,
Победит всё доброта.

Деревенский парень жил
Славно очень - не тужил,
Был он просто молодец,
Даже на дуде игрец.
Речка, лес - его душа,
А природа хороша,
В поле - гречка и овёс,
Издали жену привёз.
Дружно муж с женой живут,
Вместе в поле, в лес идут,
Видит муж - жена грустит,
Говорит: - Душа болит,
Дом забыть я не могу,
Маму, папу и семью.
Муж не знал, что есть тоска,
Но вздыхает всё жена.
Верил и не верил он,
Что нельзя забыть свой дом.
- Я хочу узнать тоску,
В люди послужить пойду.

И в далёкие края
Он отправился, шутя,
Нанялся служить к купцу,
А купец сказал ему:
- Дам тебе я сапоги,
Обязательно носи,
Только, как ты их порвёшь,
От меня тогда уйдёшь.
Думал, это - ерунда:
Сапоги износятся,
Согласился он с купцом,
Стал работать ночью, днём.
Много времени прошло,
Начал вспоминать свой дом,
Речку, лес, свою жену,
Так узнал мужик тоску.
Смотрит он на сапоги,
Словно новые они.
По лесу однажды шёл,
На избушку вдруг набрёл.

Дверь тихонечко открыл,
Постучаться не забыл,
Видит - бабушка сидит,
На него в упор глядит.
- Добрый день, старушка-мать,
Можешь ли ты мне сказать,
Что за сапоги на мне?
Восемнадцать лет уже
Я ношу их - не сношу,
Правду мне сказать прошу.
И старушка говорит:
- Заколдованны они.
Дам совет тебе простой:
Ты, милок, придёшь домой,
Их разуй и в печку брось,
Не сгорят они, не кость.
Колдовство исчезнет вмиг -
И развалятся они.
Муж сказал: - Спасибо, мать,
Я хочу домой попасть.

Ты мне очень помогла:
От неволи жизнь спасла.
Муж так точно поступил:
На ночь в печку водрузил
Сапоги, а утром встал,
Лишь из печки их достал
И обулся, сапоги
Развалились - раз, два, три.
И приходит он к купцу:
- Сапоги того, ту-ту!
Развалились, дай расчёт,
Уговор наш был таков.
А купец, а что купец?
Почесал в затылке: - Бес!
Делать нечего - расчёт
Дал ему - года не в счёт.
Муж скорей домой идёт,
По дороге песнь поёт,
Радостный - не чует ног,
Ожиданий полон рот.

Жаркий день и духота,
Жажда мучила, вода
В ручейке чиста, свежа,
Наклонился муж - беда
Тут случилась с ним тогда:
Пил он воду из ручья,
Бороду вдруг водяной
Ухватил своей рукой,
Держит бороду его,
Хочет погубить. - За что? -
Муж взмолился. - Я молю -
Отпусти. Домой хочу.
- Нет-нет-нет, не отпущу,
Если надо, проучу,
Обещай отдать мне то,
Что живёт в дому твоём
То, чего не знаешь сам.
- Так, чего ж не знаю я? -
Думал-думал муж, сказал:
- Нет такого, чтоб не знал

В доме я своём. Бери!
Бороду-то отпусти!
- Ну, смотри, ты обещал,
Слово честное мне дал.
Возвратился муж домой,
Рад, что встретился с женой,
Но, пока служил купцу,
Родила жена ему
Дочку-раскрасавицу,
Это как сюрприз отцу.
Насто восемнадцать лет,
И невесты лучше нет.
Руки золотом горят,
Ноги серебром блестят,
На макушке - ясный свет,
На височках - звёздный блеск,
Волосы, как в жемчугах,
И отец расстроен - ах!
Водяному обещал
Дочь свою - совсем пропал!

Рады дочка и жена,
Муж вернулся - красота!
Часто пироги пекут,
В доме - чистота, уют.
Но казнит себя отец:
"Да какой же я подлец!
Должен дочь свою отдать
Водяному - вот печаль!"
- Что печалишься, мой муж? -
Строгий спрос, что скажешь, друг?
Рассказал жене, что как,
Что попал он вдруг впросак:
Дочку обещал отдать
Водяному - вот печаль!
Плачет бедная жена,
Говорит ему слова:
- Не могу смотреть на то,
Что произойти должно.
Мы уйдём-ка со двора,
Чтоб случилось всё без нас.

И покинули они
Ночью дом, совсем ушли,
И осталась дочь одна,
Затужила - вот беда!
Во дворе одна коза
Бродит, Насто обняла
Козочку, заплакала.
- Запряги меня скорей, -
Козочка ей говорит, -
И соломки положи,
И заройся в ней сама,
Может быть, спасу тебя.
Санки повезла коза,
И бредёт едва она,
А навстречу вдруг толпа
Водяных - пришла беда!
Задают вопрос козе:
- Ждёт ли Насто нас в избе?
Отвечает им коза:
- Очень-очень ждёт она,

Приготовила наряд,
Свечи яркие горят,
Стол давно уже накрыт,
Самовар для вас кипит.
Водяные и ушли,
Да пока туда пришли,
Далеко ушла коза,
Девушку от зла спасла.
В деревушку привезла
Насто старая коза:
- Насто, вылезай скорей,
Будешь жить среди людей.
Насто выбралась скорей
Из соломы и саней,
Попросилась на ночлег -
Ей ни в чём отказа нет.
Видят Насто в первый раз,
Отвести не могут глаз,
Сражены все красотой
Раскрасавицы такой.

Руки золотом горят,
Ноги серебром блестят,
На макушке - ясный свет,
На височках - звёздный блеск.
Волосы, как в жемчугах,
Царский сын увидел - ах!
Насто сразу полюбил
И жениться вмиг решил.
Насто говорит слова:
- Полюбила тоже я,
Замуж выйду за тебя,
Хоть не знаю, где семья.
Есть условие одно,
Должен выполнить его,
И царевич ей в ответ:
- Выполню его, мой свет!
Насто говорит: коза
Ей уж очень дорога,
Просит с ней не разлучать,
И её не обижать.

Жизнь идёт своим чредом,
День - за ночью, ночь - за днём,
Насто во дворце живёт,
Козочку ту бережёт.
Ведьма, старая клюка,
Завистью была больна,
И прослышала она,
Насто очень счастлива.
В няньки ведьма нанялась -
Вот беда-то, вот напасть!
В баню Насто повела,
Чтобы искупать дитя.
Насто в озеро столкнёт:
- Вот она! - как заорёт, -
Заберите навсегда,
Раз обещана была.
Руки вышли из воды,
Ухватили Насто вмиг,
Насто скрылась под водой,
Видно, рок её такой.

Ведьма дочку привела,
Безобразная она,
И царевич удивлён,
Переменой поражён.
Раскрасавица-жена
В страшную превращена:
"Роды, видно, не пошли
Ей на пользу - что за жизнь?!"
А ребёночек кричит
Днём и ночью не молчит,
Перестали птицы петь,
А вдали леса шуметь.
Что-то не цветут сады,
Подзавяли и цветы.
Дочка ведьмина ворчит,
Раздражённо говорит:
- Мне коза-то не нужна -
Лишь мозолит мне глаза.
Уберите с глаз долой,
Нарушает мой покой!

И царевич удивлён,
Переменой поражён.
Просит козочка у слуг
Отпустить её на луг.
К озеру коза тайком
Подокралась светлым днём:
- Водяной, а водяной,
Дай поговорить со мной
Насто, отпусти её,
Горе горькое моё!
Вышла Насто, цепь звенит,
У неё печальный вид.
Насто обняла козу.
- Что тебе сказать хочу?
Я проститься ведь пришла,
Ведьмы дочь замучила.
И поплакали они,
Что судьбой разведены,
Водяной цепь потянул
И при этом сам зевнул.

Скрылась Насто под водой,
А коза молчком домой,
Вся в печали и в слезах,
День проводит весь в мольбах.
Вновь лютует ведьмы дочь,
Козочку-то гонит прочь,
Требует её убить
И нисколько не щадить.
И царевич удивлён,
Переменой поражён,
Вслед за слугами пошёл,
Чтоб увидеть, как да что?
Просит козочка у слуг
Отпустить её на луг,
К озеру она тайком
Подокралась светлым днём.
- Водяной, а водяной,
Дай поговорить со мной
Насто, отпусти её,
Горе горькое моё!

Вышла Насто, цепь звенит,
У неё печальный вид,
Насто обняла козу.
- Что тебе сказать хочу?
Я проститься ведь пришла,
Ведьмы дочь замучила.
Водяной цепь потянул
И при этом хохотнул.
Скрылась Насто под водой,
Моется коза слезой,
И царевич подошёл
И сказал козе: - Друг мой!
Верная моя коза,
Ты не плачь, спасу тебя.
Возвращайся же домой,
Я приду вслед за тобой.
И царевич думал, как
Может он спасти свой брак,
Ведьму злую погубить,
Счастье снова заслужить.

Молот в кузнице сковал,
По жене он тосковал,
Поутру козе сказал:
- Я спасти вас обещал?
Так, иди же на лужок.
Следом за козой пошёл,
Подошла к воде коза,
Что есть силы, крикнула:
- Водяной, а водяной,
Дай поговорить со мной
Насто, отпусти её,
Горе горькое моё!
Вышла Насто, цепь звенит,
Как царевич выскочит
Из-за камня, молот - хвать!
От цепи осталась часть.
Плачут Насто и коза.
- Ах, любимая жена, -
Говорит царевич ей, -
Рад я, свет моих очей.

Но печалится жена.
- Ведьма нам не даст житья, -
Мужу говорит она,
Прижимается сама.
Раскрасавица-жена
Насто и её коза
Спрятались скорей в амбар -
Так царевич им сказал.
Ведьму, дочь её сожгли
В яме смоляной - не лги!
И не порти людям кровь,
Дай им жить, когда любовь.
Счастье снова в дом вошло,
Жили очень хорошо,
И ребёнка берегли
Пуще прежнего они.
Вновь везде цветы цветут,
И сады плоды несут,
А в лесу грибы растут,
Птицы звонкие поют.

Вот и сказочке конец,
Прочитал кто - молодец!
---------------------------
Карельские сказки. Составители У.С.Конкка, А.С.Степанова. Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1968.

4 июля 2016
День рождения моей мамы.
Светлая ей память!
Ей исполнилось бы 102 года.


Рецензии