Увеселительные сады и вокзалы в России XIX века

 Одним из самых известных в Петербурге конца XIX века увеселительных садов подобного рода был — Сад Минеральных Вод. Акционерное общество Минеральных Вод было основано в 1833 году с капиталом в 56 000 рублей. Поначалу здесь проводились только балы, но впоследствии общество дачников устроило в саду и залах разные игры, буфет и музыку. Слава же к ним пришла с начала пятидесятых годов, когда их антрепренёром стал Ив.Ив.Излер.

 

   “Это был не столько новый по типу, сколько новый по своим масштабам увеселительный сад, рассчитанный на среднюю и мелкую буржуазию”[2]. Его организаторы сделали ставку на сравнительно широкую доступность всех зрелищ, особенно воскресных гуляний, которые собирали тысячи петербуржцев. Для этого в воскресные дни ставились особые эстрадные программы, объединённые по тематическому признаку.

 


Сад искусственных минеральных вод И.И.Излера

 

     Большое не всегда видится на расстоянии: историки эстрады советских времен упрекали «Минерашки» (и огульно Излера) в «потакании низменным вкусам публики», в «насаждении „буржуазной эстрады“». Это несправделиво. Излера и его сад ценили люди со вкусом и высокими понятиями об искусстве, такие как И.Тургенев, Н.Некрасов, который, кстати, в своем «Современнике» поместил посвященные Излеру восторженные строки, называя его «чародеем».

 

     Но время шло. И в начале 1870-х публика стала охладевать к «Минерашкам» — что ж, мода капризна.
 
     Излер пытался удержать интерес публики, в 1875 году построил в саду каменный театр в мавританском стиле — «Альгамбра». Там шли оперетты, те же дивертисменты.
 

      А летом 1876 года в саду вдруг случился пожар — да какой! Сад неожиданно загорелся сразу с четырех сторон. Возможно, это был поджог (конкуренты?). Сад Излера сгорел дотла. Иван Иванович не пережил удара и через несколько месяцев умер. Но оставил неоценимое наследство в виде опыта и замечательной — причем воплощенной — идеи «зрелищной индустрии».

 

     Ах, увеселительные сады!..

 


 

     Первый театр В.Комиссаржевской разместился в увеселительном Демидовом саду, что на Офицерской, 59. Два своих театра открывал в том же саду Н.Евреинов. В театрах и на эстрадах увеселительных садов выступали Ф.Шаляпин, К.Варламов, великий певец А.Давыдов и великий актер В.Давыдов. Сады посещали А.Блок, А.Куприн, В.Брюсов, К.Чуковский… Тут состоялись премьеры новых пьес (пример: «Владимир Маяковский» в Луна-парке).

 

     Певец А.Давыдов арендовал в 1916 году сад «Аквариум» с целью открыть там театр итальянской оперы (увы, помешала революция). «Наследником» Летнего Буффа П.Тумпакова в Измайловском саду стал нынешний Молодежный театр, причем не только географически, но и «архитектурно-градостроительно», ибо театр размещается в бывшем Летнем павильоне Буффа, фундамент и часть стен которого сохранились еще от каменного театра тумпаковских (1901 года!) времен.

 

     В саду «Аквариум», что на Петроградской стороне, в 1896 году состоялся первый в Петербурге киносеанс — и именно здесь, на месте «Аквариума», в 1923 году началось строительство кинофабрики «Севзапкино», в 1934 года переименованной в «Ленфильм». В увеселительных садах появились первые крытые катки, отсюда запускались первые воздушные шары с пассажирами. В «Аквариуме» второй раз в истории Петербурга построили Ледяной дом — копию прежнего, времен Анны Иоанновны.

 

   

 

       Организаторы стремились к зрелищности и к разнообразию эстрадных программ, стремлению подать их в эффектной форме. Так репертуар 1850 года состоял из:

 

“В концертном зале:

·     Оркестр гвардии Кавалергардского полка с солистом, известным кларнетистом г. Васильевым;

·     Дуэт тенора и баритона;

·     Виртуозы игры на цимбалах;

·     Хор московских цыган под руководством Ильи Соколова”.

 

В театре:

·     Полковые песенники, плясуны и музыканты;

·     Гимнастические упражнения;

·     Бальный оркестр г.Шлецингера”. [3]

 

Репертуар 1853 года:

“ В концертном зале:

·     Бальный оркестр п/у г. Шиндлера;

·     Тирольские певцы;

·     Соло-флейтист;

·     Трио в составе сопрано, тенора и баритона;

·     Дуэт на концертино;

·     Па-де-де и вариации из балета;

·     Акробатические упражнения;

·     Живые картины в нескольких переменах, с дивертисментом.

 

В эстрадном театре:

·     Бальный оркестр п/у Иоганна Гунделя;

·     Фокусник-трансформатор;

·     Гимнастические представления;

·     Атлетические упражнения;

·     Аттракцион: группа арабов-кабилов — скачки, игры и соревнования в единоборстве.”[4]
 

     Позднее, в конце века, на месте “Сада Излера” был построен новым антрепренёром сад “Аркадия” и был оформлен им в мавританском стиле.

 


 


 

     В 1836 году в Павловске был построен первый, в смысле движения поездов, вокзал в виде полукруга в 350 футов, соединяющий Царское село с Петербургом. Общество Царскосельской железной дороги выстроило также залы для балов и концертов и общей столовой. В самом большом зале находился фонтан, построенный иностранным мастером. Следующей весной 1837 года, согласно проекту, стали функционировать на его территории концертные площадки и танцевальные залы с эстрадой. Здесь Павловский музыкальный вокзал служил не только как место народных гуляний и концертов, но и как пункт посадки пассажиров в поезда. В 1844 году большая часть Павловского вокзала сгорела и на месте его был сооружён новый.

 


 

      В сороковых годах репертуар Павловского вокзала складывался из дивертисментов, вечеров современной танцевальной музыки и смешанных эстрадных концертов. Артистами, выступающими на сцене были братья Мальчугины, хор фабриканта В.Г.Жукова, хор московских цыган Ильи Соколова, тирольские народные певцы. Кроме того, в программах принимали участие духовые военные оркестры, а с конца сороковых годов — оркестры бальной музыки, которыми дирежировали известные в то время Иосиф и Иоганн Гунгль, Дютч и Цезарь Пуни.

 


 

     Примечательно, что на вокзалах исполнялись самые современные произведения из Европы. Так только приобретающие популярность у себя на родине вальсы Иоганна Штрауса, исполнялись уже оркестром в Павловском вокзале. позднее в 1854 году посетившим этот вокзал.

 



 

      Павловский вокзал приглашал также на гастроли иностранных исполнителей танцевальной музыки: в 1854 году приезжает со своей программой Иоганн Штраус (позднее он будет приезжать каждый год в течение пятнадцати лет).

 


 

     Таким образом, успех лёгкой симфонической музыки и лёгких танцевальных форм способствовал сближению широкого круга посетителей Павловского вокзала.

 

     Программы Павловского вокзала сочитали в себе смешанные эстрадные программы с исполнением танцевальной музыки. Частое обновление репертуара, непрерывность и длительность существования выдвинуло Павловский вокзал и его эстраду на исключительное положение.

 

     В самом конце шестидесятых годов XVII века антрепренёр Мельхиор Гроти отктрывает вокзал и  в Москве, арендовав для этого сад графа Трубецкого около Донского монастыря. В течение всего лета здесь проводились публичные собрания для благородных, которые проходили два раза в неделю. Здесь же давались балы и представлялись театральные пьесы.

 



Аттракционы Луна-парка.

 

     В Москве в последней трети XVIII века открылся как филиал Петровского театра “Воксал Маддокса”. Здесь в летнее время проводились публичные собрания, происходили балы и ставились небольшие дивертисменты артистов оперно-балетной сцены. Обстановка была выполнена со вкусом: эстрада размещалась в центральном зале, окружённым великолепным садом. По воспоминаниям современника М. Загоскина, трудно было придумать что-либо лучше сборного места посетителей Петровского парка; крытые широкие террасы, красивые комнаты, прекрасные галереи и огромная зала.

 

      На этраде Петровского парка давались смешанные эстрадные программы, и само наименование Петровского парка стало нарицательным для многих предприятий подобного рода в провинции.

 


Санные гонки в Петровском парке. Неизвестный художник, 1830-е-40-е гг.

 

     Сад заканчивался прудом около которого, в хорошее время года, играла музыка. В большом зале устраивались спектакли с участием актёров публичного московского театра и приезжих трупп- немецких, французских и итальянских. Обычно вечер начинался с небольшой комедии или комической оперы в одном или двух действиях, за представлением следовал бал или маскарад, который заканчивался ужином, а потом можно было танцевать, играть в карты.

 

     Гуляние продолжалось, как правило, до двух часов ночи.  За всё это посетители  платили около 5 рублей, включая и сам вход в “воксал” (1 рубль). Пять рублей, по тем временам, были большими деньгами. Фунт говядины, например, стоил 1,5-2 рубля; полтелёнка можно было купить всего за 1 рубль; а цена курицы составляла 5 копеек. Самых гастрономический обед в дорогом трактире обходился в 2 рубля.

 

      Так что, судя по приведённым цифрам, нельзя было сказать что Петровский сад являлся общедоступным для большинства населения. Однако сад являлся не только местом увеселений дворянства, но и купечества, численность которого к началу XIX века увеличилась в несколько раз.

 


 

Хор цыган  Гравюра 1871г

 

    Предприимчивый купец Егарёв в 1863 году основал «Русский семейный сад» на Офицерской улице (на месте Демидова сада). «Русский семейный сад» пользовался особенным успехом у любителей шансонетной эстрады. С Егарёвым связана и история возникновения и процветания в Петербурге французской оперетки и кафешантана. Увеселительные сады устраивались при домах (чаще всего вблизи реки) или в парках усадеб, которые арендовались у знатных владельцев.

 

   Сады находились на берегах Невы («Тиволи», «Таврический», «Зоологический сад» и др.), Мойки («Русский семейный сад», «Луна-Парк»), Фонтанки («Александрия», «Арбан», «Юсупов» «Измайловский» и др.), в пригородах: Лесное («Беклешевский сад»), Озерки (сад «Озерки»), Петергофская дорога («Удовольствие»), но больше всего их было на островах: Аптекарском («Монплезир», «Помпеи» и др.), Петербургском («Вилла Боргезе», «Аквариум» и др.), Петровском («Бавария», «Вокзал Тайвани»), Крестовском («Крестовский сад») и в Новой Деревне на берегу Большой Невки (сад Излера, «Ливадия», «Кинь-грусть», «Аркадия», «Каскад», «Казино-Электрик»).

 

     Оформление пространства увеселительного сада, архитектурное решение деревянных построек (театров, открытых сцен, эстрад, различных павильонов) с применением «экзотических» стилей (мавританского, китайского и др.) и с сохранением традиции временных сооружений на народных гуляньях (балаганных театров, гор, каруселей, качелей), фигурная иллюминация, рекламные вывески, аттракционы и зрелища с их ориентацией на широкого зрителя, — все это способствовало созданию праздничной атмосферы и притягивало публику.

 


Зоологический сад в Санкт-Петербурге


     Устроители садовых зрелищ и развлечений использовали свой огромный опыт в организации народных празднеств, а часть из них была увлечена идеей просвещения «простого народа». «Городской увеселительный сад, — вспоминает режиссер площадных и садовых театров А. Алексеев-Яковлев, — заинтересовал меня как особое сочетание зрелищ и развлечений, способных в занятной, затейливой форме знакомить с новейшими завоеваниями культуры и техники». И хотя увеселительные сады, в отличие от народных гуляний, посещались более «пестрой» (по социальному составу) публикой, их программа развлечений была ориентирована на широкого зрителя, а не на конкретного адресата.

 

     Весной 1854 года император Николай I утвердил “Правила касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах”. Согласно этому законодатель-ному акту, отныне монопольное право на организацию концертов и других представлений пренадлежало Дирекции императорских театров. Всякого рода представления могли даваться в столицах лишь с разрешения Дирекции и при условии отчисления 1/4 части чистого сбора.

 

    Утверждение монополии Императорских театров имело под собой экономическое основание, так как расходы театральной дирекции значительно превышали сумму сборов. Уничтожая конкуренцию с частными увеселительными предприятиями, правительство надеялось добиться некоторого сокращения дефицита казённых театров.

 

    Таким образом, содержание публичных частных увеселительных садов стало экономически не выгодным и большинству из них пришлось закрыться.

 

    Увеселительные сады в России способтвовали развитию современных эстрадных жанров и “лёгкой, развлекательной” музыки. Если на сценах театров Москвы и Петербурга господствовала строгость и представительность, исполнялись в основном серьёзная опера и многоактные пьесы, то в загородных садах преобладали лёгкие комические жанры и эстрадные дивертисменты. Основой представлений являлось развлекательность и увеселение публики.

 


 

Цыганские хоры — это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга

 

     Поначалу увеселительные сады организовывались для высшего дворянства   не с целью заработка денег (наоборот большинство дворян разорялась, проводя подобные увеселения), а с целью приобретения определённого имиджа в обществе. Впоследствии, когда предпрениматели начали понимать, что подобные увеселения могут приносить неплохой доход, начали организовываться  публичные сады.

 

  Формы организации были различными. Это могли быть и единоличные предприятия, но, как правило, они организовывались в форме акционерных обществ, для привлечения большего начального капитала и партнёрства. Некоторые антрепренёры организовывали сады, арендовав участок земли и построив там нечто подобное сцене и гостинным залам. Впоследствии они приглашали исполнителей, выплячивая им гонорары из средств, полученных за реализацию входных билетов, а разницу брали себе.

 


Первый театр Петербурга

 

    Широкую популярность вокзалам приносил репертуар. Чем новее, оригинальнее и интереснее была программа, тем больше было шансов на успешное экономическое положение. В садах выступали не только оркестры и отдельные музыканты, но и циркачи, спортсмены, акробаты, фокусники. Зрелищность придавали также и вечерние фейерверки, устроение которых поручалось порой и иностранным мастерам.

 

    Педставления организовывались на любой вкус. Для ценителей и любителей музыки — роговые и камерные симфонические оркестры, для любителей театра — одноактные комедии, для любителей карточной игры — беседки или специальные залы, для любителей танцев — специальные площадки. Единственными людьми которые были “чужие на этом празднике жизни” были люди не умеющие веселиться.

 


Народные гулянья.

 

    Важным и с самым большим недостатком подобного рода предприятий была их зависимость от погоды.

 

    Увеселительные сады XIX века послужили праобразом сегодняшних Центральных парков культуры и отдыха. Посетители в праздничные и воскресные дни могли посмотреть выступления артистов разных жанров на летней сцене, потанцевать вечером на балу (нынешней дискотеке), покататься на лодках, прокатиться на атракционах, пообедать или поужинать, поиграть в шахматы и карты, ныне посмотреть видео фильм или  просто посидеть на лавочке и посмотреть на фонтан.   

 

     Сейчас в столице ведётся реконструкция сада “Эрмитаж”. Организаторы хотят восстановить его прежнюю славу и прежднее назначение. Теперь уже функионирует театр и ночная дискотека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 1.Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы.- М., 1988

2.Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады.-М., 1957

3.Старый Петербург.- Спб., 1990
Объявление
Наш сайт полностью восстановлен после двух хакерских взломов
Наш сайт полностью восстановлен после двух хакерских взломов
Сайт восстанавливается после серии хакерских взломов
Сайт восстанавливается после серии хакерских взломов
Посмотреть все новости
Случайное фото
все галереи


Рецензии