А будет то, что Бог даст. Картина 17

        Прошло две недели. Утро, Александр и Ника завтракают на кухне.
Вдруг звонок в дверь. Это Лика и Максим.


НИКА– Здравствуйте, здравствуйте, мои дорогие! Раздевайтесь, мойте руки и за стол.
САША – Привет, молодежь! Ваше появление - приятная неожиданность. С чем пожало-вали? Рассказывайте.
ЛИКА – Здравствуйте, дорогие родственники, мы в Москву проездом, нам надо в Минск.
МАКСИМ – У нас уже билеты на вечерний поезд. Едем оформлять договор. Будем организовывать у нас сборочный пункт.
САША – Прекрасно, прекрасно. Очень рад.

            Когда завтрак окончился, Ника отвела гостей в комнату, чтоб отдохнули  на диване и протянула им записи Томы –

НИКА – Было бы хорошо, если бы вы ознакомились внимательно с этими записями.

            Лика начинает просматривать записи, а Ника возвращается на кухню -


ЛИКА – Что-то здесь вопросами бизнеса и не пахнет. Интересно о чем это?
НИКА– Саша, ты вчера поздно вернулся, я уже спала. Небось, засиделся с Алисой и её все теми же друзьями в баре или ресторане гостиницы.
САША – Представь себе – да. Самое интересное, что они поделились своими наблюдениями.
НИКА – Насчет того, какой согревающий напиток, водку или виски, лучше принимать на ночь?
САША – Не язви, в моем роду  выпивох не было. А наблюдения их касались того, как иностранный капитал в России реагирует на кризис.

НИКА– И как же иностранные фирмы реагируют?
САША – По-разному: кто-то решил отступить, несколько снизить производство; кто-то решил кризис не замечать и оставить все как есть; кто-то пошел ва-банк, т.е. наращивать.
НИКА – Другими словами полный разнобой. А что решили твои интеллектуальные американские собеседники?
САША – Склоняются к тому, что ничего нового в России пока начинать не стоит.
НИКА – Это значит, что Алиса и Гарри в наших проектах участвовать не будут?
САША – Без комментариев!
НИКА – Ответ понятен. Пойдем-ка на прогулку с Арчи ему уже невтерпеж.

                На телефонный звонок отреагировал Александр –


САША – Слушаю. День добрый.
ОЛЬГА – Саша, ты в курсе, что сотворила твоя внучка?
САША – Если ты о её записях, то да – мы с Никой их уже прочли, но не уверены, что это окончательный текст, слишком много в нем переносов и стрелок.

       Видя, что разговор затягивается, Ника выпускает Арчи погулять одного.

ОЛЬГА – А тебя не смущает, что это о нас?
САША – Меня не смущает, а вот Нику очень. Ей это не нравится, хоть имена все изменены, да и семейные связи не полностью совпадают.
ОЛЬГА – Но многие знакомые в её персонажах нас легко узнают, если это будет опубликовано.
САША – Узнают – и что же?
ОЛЬГА – Но ведь там не совсем мы, ведь там много чего добавлено, напридумано и как отделить одно от другого?

САША – Те же опасения высказывает и Ника. Но ведь это не повесть,  в которой должно быть все правдиво, а скорее роман, в котором автор волен приписать персонажам не свойственные их прообразам мнения и поступки.
ОЛЬГА – Вообще-то ты прав, но все же лучше бы персонажи романа совсем не напоминали  нашу семью.
САША – Давайте не будем третировать девочку, она нуждается в нашем одобрении. Ведь это начало её творчества. Может быть, скоро и гордиться будем.
ОЛЬГА– Ладно, ты прав, но интересно как это восприняла Ирина?
САША– Так поговори с ней, но осторожно. Она такая мнительная, нужно чтоб её мнение определилось без нашего влияния.
ОЛЬГА– Пожалуй, я с этим повременю, но ты с Томой все ж поговори. Всего доброго.


              Александр кладет трубку. По его ответам Ника поняла о чем шел разговор –


НИКА– Саша это только первый звоночек, будут и другие. Это Томино сочинение, основанное на нашей истории всех нас рассорит.
САША – Там нет ничего обидного, чтоб становиться на позицию ослика – «Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел».
НИКА – Не иронизируй. Ты не понял других, потому что твой персонаж видно тебе по-нравился.
САША – С чего ты взяла, что нерешительный, изнеженный, самодовольный, тюфячный размазня мне понравился?
НИКА – Ничего подобного, ты там у нас импозантный, с хорошими манерами, всеми уважаемый персонаж.

САША – А какой ты увидела себя?
НИКА – Неприхотливой, отставшей от жизни, капризной неумехой.
САША – А, по-моему, ты там любящая, внимательная жена, озабоченная проблемами всех своих родственников. Открытая для всех.
НИКА – Нет, многие из нас там как в кривом зеркале.
САША – Давно известно, что не все всё видят одинаково. Потому-то на всех не угодишь. А каково мнение Лики?

                Лика появляется в дверях –


ЛИКА – Мое мнение, о чем?
НИКА – Если ты уже прочла сочинение Томы, то выскажись.
ЛИКА – Язык хорош, персонажи яркие, история почти наша. Её можно поздравить – первый блин не вышел комом. Вот только не знаю насколько разумно с политической точки зрения раскрывать всю подноготную российского бизнеса. Понятно, всем хочется разбогатеть, но не у всех получается по весьма разным причинам…
НИКА – А не напоминает ли один из персонажей тебе лично тебя?
ЛИКА – Ещё как напоминает, но, к сожалению, он не так ярко выписан как некоторые другие.

САША – Да Вы ж там ни в чем не уступаете ученому американскому юристу Алисе. И это ещё раз подтверждает то, что один и тот же факт воспринимается по-разному. Хорошо, а как Вы оцениваете персонаж похожий на Нику.
ЛИКА – Мне кажется удачно показана – православная верующая женщина, предвидящая события. Любящая жена, мать и сестра.
НИКА – Вот видишь Саша, приписывается мне мистицизм.
САША –  Чего же тут удивляться, мистика – неотъемлемый элемент всех религиозных верований.
НИКА – Но прошу не считать меня провидицей.
САША - Характерно, что в произведении нигде не описывается внешность персонажей и их одеяние. И когда Ника говорит, что мне нравится персонаж, прообразом которого я яко бы являюсь, так как он импозантный – неверно.
НИКА – Так я хотела не только о внешнем облике, а и о благородстве поступков.

                Вскоре на кухню заглядывает и Максим –


НИКА – И Вам, Максим, понравился персонаж напоминающий Вас?
МАКСИМ - По большому счету мне не очень понравилась некоторая простота персонажа, прообразом которого Вы меня считаете. Я от него отрекаюсь, и только – это не обо мне.
САША – Вот это по-мужски – никаких размусоливаний.
НИКА – Может быть, пока роман не опубликован, Тома по нашим просьбам некоторые фразы переделает и все успокоятся?
ЛИКА – А собственно, какое значение имеют несколько фраз, раз Томины друзья нас всех не знают и мы не будем ассоциироваться у них с героями романа.
НИКА – Общих близких знакомых у нас мало, но не тревожит ли Ирину, что её друзья нас узнают?
САША – Но для чего эти гадания, сами себя только заводим.

                Набирает номер телефона Ирины –


САША – Дочка, привет. Наконец, в нашем роду появляется талантливый писатель. Прими поздравления! Что, издание не предполагается? По какой причине?
ИРИНА – Появилась идея снять по этому сценарию фильм.
САША – Но почему одно мешает другому? Непонятно что-то.
ИРИНА– Те, кто берется снять фильм, считают, что не нужно, чтоб сценарий фильма  был известен  или, что ещё хуже обсосан в СМИ. Название фильма не определяет проблем рассматриваемых в фильме и этим может привлечь большее число зрителей.
САША – Ты знаешь, тут у кое-кого из наших появились некоторые замечания по поводу неполного совпадения их мнений и действий героев романа с их прототипами.  А тут ещё фильм наклевывается – будут обиды.

ИРИНА – Ты знаешь, я вначале даже очень обиделась и разозлилась – я там такая квоха, зануда и в то же время деспот. Петя тоже обиделся и сказал:  «Не такой уж я лицемер и циник, как у неё ».
САША – А она что?
ИРИНА – А она говорит: «А с чего вы взяли, что это вы? Просто потому, что структура семьи несколько напоминает нашу? Имена не ваши, многие сцены придуманы. Так что успокойтесь. Никто вас не ошельмует. Если прислушаться к требованиям  всех своих судей и убрать то, что им не понравились, то от произведения ничего не останется».
САША – Несколько резко, но справедливо – никаких подлостей мы там не совершаем.

                Александр вешает трубку телефона.


НИКА – Ну что Ирина? Выгораживает дочь?
САША – Скорее пытается понять, что творчество иногда приносит в жертву хорошие отношения. Она далеко не в восторге, как и Петя, но смирились.
НИКА – Ну, а мы давайте пообедаем. Говорят, после стресса особенно хочется кушать. Лика, не поможешь ли стареющей тетушке?
ЛИКА – Конечно, с удовольствием, тем более что мой муж, не признающий себя героем романа, а может быть и фильма что-то выглядит приунывшим. Может оживится.

                Тут же раздается телефонный звонок и Александр берет трубку –


САША – Это ты, Петя, привет. Что интересует вопрос денег? Конечно,
приезжай, правда, к обеду ты не успеешь – мы уже садимся за стол. У нас сейчас только Лика и Максим.

                Когда появляется Петя, обед уже закончен.


ПЕТР – Всем привет! Максим, как командировка?
МАКСИМ – Надежда осталась,  наклевывается другой вариант.
НИКА – Петя идем на кухню, я тебя накормлю.
ПЕТР – Спасибо, я уже перекусил.
САША – Петя, а ты за чьими долларами пришел – Томиными или своими?
ПЕТЯ – Ну, хотелось бы и те и те. Что? сарафанное радио сработало? все донесло? и вы знаете, что эти деньги пойдут в бюджет фильма? Надеюсь, по этому поводу нас с Томой не исключат из списка?

САША – Не говори глупостей, неудачная подначка. Я могу обидеться.
Насчет того, что Тома может вложиться в фильм, я конечно могу представить. Но ты вроде бы не был в восторге от романа, а теперь даже поддерживаешь идею создания фильма?
ПЕТР – Дело в том, что я внимательно перечитал роман и нашел его жутко талантливым, так что мои первоначальные претензии кажутся мне теперь несущественными.
САША – Ладно, кое-что прояснилось. А насчет своих долей, из находящихся сейчас в Москве на твоем счете можно брать хоть сегодня по 200 тысяч. Может Лика и вам взять сегодня свои?

ЛИКА – Пожалуй стоит, как ты думаешь Максим?
САША – Ну может тогда и Ветины?
МАКСИМ – Да, конечно, и Ветины.
САША – Давайте, ребята, разберемся, хотите ли  их перевести на свой счет или взять наличными. Суммы не маленькие, нужна осторожность, тем более при взятии наличными.
ПЕТР – Меня устраивает твое разрешение, я их из банка вынесу потом.
САША – А Томины и Иринины? Узнай у них.
МАКСИМ– Да, даже не знаю. Лика давай подумаем.
НИКА – Мальчики, давайте операции с валютой оставим на завтра. Саша, я хочу пере-говорить с отцом Иоанном завтра утром и буду знать, что делать со ста тысячами, ему обещанными.
САША – Если ребята не против, давайте так и сделаем.

                Максим и Петя дружно закивали головами. Этот вопрос был решён.


НИКА – Петя, мне страшно любопытно, что такого этакого ты нашел в романе? Поделись, пожалуйста.
ПЕТР – Охотно. «Мы академиев не кончали», но кое в чем разбираемся. Основные характеристики этого сочинения таковы: 1) Прекрасно преподнесено диалектическое взаимодействие между лексическими пластами; 2) Логичны связи между поступками персонажей и их ролевых ожиданий; 3) Сильная игра диалогов как двигатель сюжета; 4) Угадывается речевая  связь с миром литературы; 5) Тексты несут образовательные функции; 6) Ведется пропаганда религиозных ценностей. 
НИКА – Вот озадачил, так озадачил. Объяснить текстом из «романа» свои выводы можешь?
ПЕТР – Легко.  Докажу, что характеристика моя разумна.
ЛИКА– Насчет того, что диалоги там двигатель сюжета, понятно – весь роман сплошные диалоги.
МАКСИМ – А как насчет связи поступков персонажей и их ролевых ожиданий?

ПЕТР – Так, например, от Максима там в романе можно было ожидать реальных действий, ведь он, еще не зная о выигрыше Александра, начал разбираться во франшизах, ища подходящую. От него ждали лидерства, впрочем, как и от всех молодых.
НИКА – Пропагандировать религиозные темы вроде бы был должен мой персонаж. Но кроме  « Богу Богово, а кесарю кесарево » -  там ничего не припоминается.
ПЕТР  – Полагаю, что и этого высказывания довольно, но там есть и рассуждение о том, что богатство опасно для нравственности. Упоминается притча о блудном сыне.
ЛИКА – Если за речевую связь с литературой принять несколько приведенных цитат, то она бесспорно есть.

ПЕТР – Спасибо Лика за помощь, а то меня заклюют.
МАКСИМ – Насчет того, что тексты несут образовательную функцию, тоже бесспорно. Я много узнал из бесед о законах насчет иностранных компаний. О значении слова ашкеназы и кое-что ещё.
САША – Но вот меня смутил первый пункт о диалектическом взаимодействие между лексическими пластами.
ПЕТР – Диалоги в романе ведутся, в основном, хорошим литературным языком, но иногда проскальзывают бытовые выражения и даже жаргон. Использование этих выражений вместо литературных, это вызов и спор за уместность тех или других в конкретном предложении.
 
САША – Но отдельные выражения пластами назвать нельзя и вряд ли здесь имеет место диалектическое взаимодействие.
НИКА – Простим Пете эту маленькую неточность. В остальном все было просто великолепно.  Снимаю свои претензии.
САША – А мог бы Петя повторить эти свои рассуждения перед Ольгой и Борисом. Мне очень хочется чтобы и Ольга сняла свои претензии.
НИКА – Повторить с жаром, с пылом импровизацию невозможно.
ПЕТР – Повторить? – не знаю, но могу изложить те же доводы.
САША – Тоже неплохо. А чем заканчивается сценарий? Надеюсь не полной нашей семейной размолвкой?

ПЕТР– Конечно нет. Последняя фраза - это переданное нам Сережей высказывание Алисы – «Кто не рискует – тот не пьет шампанское».
НИКА – Это Алисой используемое выражение, прямо заставит всех вспомнить евангельскую притчу о талантах. Мы не смогли выполнить возложенного на нас.
ПЕТР – Знаете, что мне сейчас пришло на ум  - а не сыграть ли нам в этом фильме самих себя? Что, слабо?
НИКА – Нам только греха лицедейства не хватало!
САША – Грешим, братцы, грешим. Но в миру такой поступок означает  помощь создателю малобюджетного фильма.

НИКА – Я, например, буду на общественных началах помощником оператора фильма.
САША – А мне предлагаешь стать помощником режиссера?
НИКА – В твои годы только  помощником!
ПЕТР – Почему только? Можно ещё и продюсером.
НИКА – Петя, не нервируй меня!
САША – Все, все! – Завтра же большой семейный сход, там будем решать.
МАКСИМ – (в сторону) Опять все заболтают.
               
                ОН ИМЕЛ ПРАВО НА САРКАЗМ.


Рецензии