Симферополь. Возрождение

СИМФЕРОПОЛЬ.  Возрождение
(Крымские заметки)




Плод покаяния


Более двух тысяч лет взывают к памяти малыши, раздаются во вселенной их крики и  отчаянные вопли матерей. Ещё не остывшие маленькие тельца покрывали собой узкие улочки древнего города. Страшный грех свалился на землю,  и его смрад потянулся до наших дней. Человечество понесло на себе печать покаяния за растерзанные маленькие жизни. Игла этого преступления вонзилась в каждого нерождённого ребёнка, который божественной любовью ожидал света и материнских ласковых глаз, тянулся  к жизни и к матери. Но… Не ему не суждено было увидеть свет.
Надеждой на спасение малышей явилось рождение Храма-памятника – трудами и стараниями  продолжалось  строительство православной часовни во имя святых Вифлеемских младенцев.   Компактная коричневая часовня без архитектурных излишеств на плакате напомнила мне  ощущение пещерного места, очерченного звездой, в Храме Рождества Христова в Вифлееме.

В окружении деревьев парка имени Шевченко взору открылась половина будущего кирпичного строения, одетая в строительные леса. Стропы несложного подъёмного механизма тянулись снизу наверх, и ждали своего часа строительные материалы. Рядом с ними выросли из земли два флага – голубой со знаком запрета абортов и красный.
В подвальном помещении колонны поддерживали невысокий потолок. С обнажённой стены взирал на входящих Нерукотворный Спас. На аналое вдыхали  сладкое пламя две иконы – Воскресения Господня и Вифлеемских Младенцев. Скромно напоминала о православных праздниках хоругвь на стене. Стол  бережно держал на себе книги.  В помещении с голыми стенами поддерживался порядок, и белые покрывала  на столах выделялись среди серости интерьера.

 В этом подвале труженики святой работы  проводили богослужения, оказывали помощь беременным женщинам, попавшим в непростые ситуации. Особое внимание уделялось юным оступившимся девушкам.  В южных городах девочки взрослеют рано, и не редки «замужества» в подростковом возрасте. 
Здесь можно было приобрести открытку-кирпичик за четыреста рублей в помощь  строительству -  имя дарителя упоминается в молитвах. Всем миром строились православные Храмы, и этой часовне помогли паломники. По субботам с первого камня стройки здесь проводились молебны покаяния. Молитвы стали заказывать паломники всей России. Во времена украинской оккупации Крыма постройке препятствовали власти с поддержкой агрессивно настроенной части крымских татар.

Староста Храма Елена эмоционально раскрыла проблему демографии православного народа. Речь шла не только о бесчеловечности абортов, но и о  гормональных таблетках, калечащих здоровье и убивающих зарождающуюся жизнь – с говорящим названием «Бэби капут». Проблема сохранения детей велика. Из неявившихся на свет могли бы вырасти достойные люди, но человечество  потеряло возможность их узнать. Даже при плохой наследственности или инвалидности, дети могли быть нужными своей стране. Примеров достойных людей из многодетных семей приводилось много.

Словами сквозило безумство преступления и неизмеримое горе каждой женщины, на глазах которой убивали её кровиночку, драгоценность – плачущего малыша:  «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет».  (Иер. 31:15)

Страшное пророчество вселенского греха сбылось – в Вифлееме воины царя Ирода уничтожили тысячи малышей, которые стали первыми невинными мучениками за Спасителя. Прошло более двадцати веков. Картина убийства  ассоциировалась с уничтожением  младенцев до их появления на свет, но ощущавших боль и желавших жить! Кто защитит не увидевшие свет души? Только те, кто испытал такую же боль и страх перед смертью – убиенные Младенцы Вифлеема. К ним, ангелам непорочным, воздались людские молитвы – за не успевших родиться. Над землёй разливался неслышной оболочкой плач Спасителя за души убиенных младенцев  в утробе матери.
Православие стало единственным путём к спасению мира, истиной в конечной инстанции, сердце которой – любовь.  Но православный мир хрупок, так как любовь жива только в сознании человека. Высшее проявление любви – у  родителей и детей. На этом всегда держался мир, чтобы не погрузиться в хаос.

Закладка камня под строительство часовни в честь святых мучеников «14-ти тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме убиенных» была освящена в 2006 году.  За четыре года до начала строительства Храма проходили Божественные литургии в палатке.  Каждая суббота служила молитвам против абортов. В 2012-м году на месте будущей часовни возносилась молитва у Ковчега с мощами одного из Святых Вифлеемских младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных.  Симферополь вышел на Крестный ход «Милосердному Богу – плод покаяния» в защиту нерождённых.
 Зимой 2008-го года на акции  «Свеча памяти»  в день поминания младенцев Вифлеемских одновременно зажглись полторы тысячи  свечей. На снег выложили свечи по числу детей, убитых украинскими нацистами в Донбассе.  После  затухания пламени на месте свечей остались пятна,  похожие на засохшую кровь…   



Великий Святитель и Скорбящая

Святая Троица  предстала на двух больших мозаиках по обе стороны от входной двери: слева  -  Спаситель с крестом и раскрытым писанием, справа – Саваоф с поднятой правой рукой и пальцами в знамении, а выше над дверью -  летящий голубь.
Во дворе Свято-Троицкого женского монастыря вызывала аппетит монастырская выпечка, и я оценила нежный вкус маленького медовика. У входа на территорию монастыря на широком и длинном столе освещалась солнечными лучами православная продукция. Большую часть фасадной стены  у церковной лавки  занял Лик Богородицы Скорбящей  со сложенными в молитве руками, в нарядной синей накидке.   Обрамление мозаики завил плющ, дышали свежестью цветы под иконой.

 Собор Святой Троицы вобрал меня в своё пространство намоленной красотой и логикой интенсивной  росписи.  Арочные окна впускали солнечный свет вовнутрь Храма.  Оберегал и наставлял на истину Образ  Господа под куполом храма. Паруса заполнились поясными изображениями  почтенных евангелистов, и возле каждого расположился свой символ – лев, телец, орёл, ангел.  Как и в большинстве православных храмов  с высокого верха замерла в пространстве великолепная люстра. Притянул внимание зелёный алтарь с ритмичным расположением икон и праздничной верхней дугой «Христос Воскресе».

К главной святыне под узорчатой сенью потянулась быстро двигавшаяся очередь. Прихожане по одному подходили к заветной раке со своими чаяниями и верой. Склонив голову, я прикоснулась к закрытой крышке и почувствовала тепло надежды. Серебряная рака для хранения мощей святителя Луки была подарена греческими священнослужителями. По своей искренней молитве люди получали исцеления.
Перегородки с золочёными разделениями икон отделили придел равноапостольных святых Елены и Константина.  Второй придел был посвящён Святому Николаю Мирликийскому.

Икона Божьей матери «Скорбящая» была признана чудотворной после чудесного самообновления.  Лик  Богородицы являл нежность и трепетность печали, надежду на прощение и помощь. Руки, сложенные в молитве, взывали к милости. В конце прошлого века икона осталась в алтаре как дар прихожанки из Феодосии. Под завесой времени потемнела небольшая доска без оклада с еле различимым образом. Женщина не забывала заступницу, приходила в Храм и через пару недель заметила обновление иконы. Обнаружение чуда произошло в праздник Успения Богородицы в открытых Царских вратах. В алтаре  Лик Богородицы, вобрав святость молитв, сиял неземными красками. Проступила надпись: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». Празднование её было установлено в день памяти иконы «Всех скорбящих Радость». Почтенная комиссия признала, что икона не была подвержена реставрации. Вскоре чудесно обновившаяся икона обошла крестным ходом весь полуостров.

Симферопольский Собор Святой Троицы народ назвал Храмом Святителя Луки. Со смежного фасада Храма над входной дверью, изображённой вершиной Голгофы,  мозаика являла собой Распятие с трубящими ангелами по обе стороны над окнами, а на простенках  с обеих сторон входа встали в полный рост мозаичные образы опечаленных Девы Марии и Иоанна.

Напротив  входа с Распятием скромно расположилось  одноэтажное здание с большими окнами – музей святого Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, профессора медицины В. Ф. Войно-Ясенецкого. По сторонам козырька входа свисали кашпо с розовыми цветами.
Документы, личные вещи, книги, медицинские инструменты создавали ауру незримого присутствия Большого Святителя. Стенд с фотографиями возвещал: «Святитель Лука, Исповедник, праведник, гонимый и мучимый за право быть последователем Христа». С одной фотографии устало смотрел в наш век обритый и осунувшийся человек: «Заключенный В.Ф. Войно-Ясенецкий. 1939 год». Узник ГУЛАГа верил в силы православия, несмотря на все тяготы судьбы. 

Святитель Лука - врач-хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий оставил людям свои проповеди, гениальные книги и медицинскую классику - «Очерки гнойной хирургии», удостоенную Сталинской премии. Святой врач читал лекции и выступал с докладами на научных конференциях, не снимая рясы с панагией. Любовь народа к Святому Луке отменила возможность его расстрела. Больные пытались дотронуться до его облачения, веря, что прикосновение поможет им побороть недуг.
 В детстве Валентин Феликсович окончил художественную школу, но по его словам -  «Из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». От его юношеских рисунков исходило тепло фиксации мгновений. Настенные лики задержали в себе его дыхание.  Святой Лука с иконы не отпускал и притягивал к себе, пронзив мысли об истинности православия и правильности выбранного пути. Возле Святителя на иконе были изображены аналой с Евангелием и стол с хирургическими инструментами.

Небольшая чёрно-белая картина остановила событие бегства в Египет: Дева Мария склонилась, держа за ручку спящего малыша. Её юное лицо источало фотографическую прелесть, испуганные страхом глаза выплёскивали боль, выбившиеся чёрные волосы из-под плата являли тяготы страдания  бессонной ночи. Пронзительная боль страха за жизнь Сына не затмила живой красоты черноглазой девочки-Матери.

Святость великого Врача и исповедника подтвердило чудо. Во время перенесения мощей Святителя Луки в Храм его лицо было покрыто мантией с крестом. Раку несли милиционеры, не сняв форменных головных уборов. Но при печати фотографии сквозь мантию проступил Лик, а фуражки исчезли.  Фотошопов в те времена не было. Чудеса исцеления продолжались и после его физической смерти.
В начале улицы Александра Невского встал в полный рост величественный  Пастырь в архиерейском облачении, сошедший с иконы, и благословлял идущих правой рукой. Он знал о жизни двух миров больше, чем мы. Наше здоровье по крепости веры находилось под его защитой. У ног скульптуры  утверждали жизнь две вазы с цветами.   




Вежливость – защита мира и свободы


Картина солнечного дня вобрала в себя: мирное небо над современными зданиями  столицы, спокойные окна, улыбки прохожих,  блеск куполов над зеленью деревьев,  усердно припаркованные машины, трудолюбие автобусов, добрые рекламы о концертах Юрия Куклачёва и Владимира Винокура, многочисленные баннеры, прославившие Россию и президента Владимира Владимировича Путина.
Сквер Республики. Чистота и будничность. Мир и покой. Девочка  с благодарной улыбкой бережно протянула букет надёжному Вежливому человеку в шлеме и камуфляже. К его ногам доверчиво прижалась кошка, заглянув в глаза доброму парню с винтовкой за плечами. Мужественное лицо и усталый взгляд доказали всей Вселенной -  мир в надёжных руках. На груди скульптурного защитника – там, где неслышно билось незримое сердце, полное доброты к ребёнку, была повязана георгиевская ленточка – символ победы над злом, над современным фашизмом. Взгляды взрослого человека и малышки, скрепленные верой и надеждой,  держались на одной невидимой линии.
Мраморная памятная плита поясняла: «Вежливым людям» от благодарных жителей Крыма. 27.02.2014 г.».  Над городом властвовали Мир и Покой, оберегаемые надеждой.
Возрождение Крыма сияло восходом свободы.



 Возрождение из небытия

Великая императрица Российского государства Екатерина Вторая, побывав в Симферополе, издала приказ о создании в городе Кафедрального собора во имя благоверного князя  Александра Невского, но по многим историческим причинам храм был построен позже  во время   правления Александра Первого, вобрав в себя реликвии императрицы Екатерины. Печальная судьба многих храмов в смуте  революционных преобразований прошлого века  не обошла собор -  разрушение, взрывное уничтожение в престольный праздник, забвение. Божественная красота Храма в мгновение превратилась в гору камней, а на расчищенном месте вынужден был появиться сквер.  Новый век стал началом возрождения грандиозного проекта.   После возвращения Крыма в родной российский Дом  восставшему из пепла собору были переданы частицы мощей святого князя Александра Невского и иконы от Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.
Античные капители колонн, белое сияние стен и солнечный блеск куполов успокаивали души тех, кто вложил их в строительство прежнего Храма. Первый этаж Храма заняли большие картины жития Святого Гурия. Они подробно и реалистично поведали о  местном святом.  Геометрические узоры покрыли стены. На одной из настенных картин стояла женщина с девочкой у памятной плиты, а пожилая женщина преклонила колени к могиле, покрытой цветами. Просторное помещение второго этажа  встречало прихожан новизной белых стен и ожиданием будущего интерьера.  Благодать свежести ощущалась от коричневого иконостаса и  образов на простенках. 
Напротив Храма за оградой пронзила  небо стела в честь  князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского, командовавшего русскими войсками, которые в восемнадцатом веке одержали победу над турецко-татарскими войсками и овладели Крымом. Долгоруковский обелиск, Храм Александра Невского и в сквере Победы  танк с красным развевавшимся знаменем явились мне троицей духовного патриотизма города. Надпись на постаменте танка напоминала: «Слава защитникам и освободителям Крыма. 1941-1944». Цветы в клумбах и ограда с белыми портиками подчёркивали торжественность памяти солдатам, освобождавшим город от фашистских оккупантов.

Неподалёку от Советской площади стояли рядом два мудрых человека в длинных одеждах: один в монашеской схиме и с книгой, другой – с мольбертом. Души их не покидали любимый город, и благодарно радовались его возрождению. Белая групповая скульптура талантливых людей притянула  внимание.  Живописец Иван Константинович Айвазовский  основал и завещал Феодосии картинную галерею со своими произведениями. Его брат Габриэль Константинович был писателем. Вдохновенные лица почтенных мужей, избранных Богом, светились высшим знамением понимания жизни. 



«Приличный храм соборный»


Пройдя  торговый деловой центр «Октябрьский», я оказалась на небольшой улице, которая хранила в себе  изящную скромность церкви – одноэтажного дома с жёлто-белой ритмикой архитектуры   и  со своей легендой.
 …За триста лет до нашей эры полуостров населяли скифы, удивлявшие культурных греков  отсутствием культуры пития. Но они прилагали усилия для  улучшения качества жизни – строили свои города. Столица скифского государства Неаполь Скифский располагался на месте современного Симферополя. В средние века от скифов остались воспоминание, курганы и археологические находки. Их место заняло татарское поселение Ак-Мечеть.
На его территории в небольшом одноэтажном доме и родилась первая православная церковь Симферополя во имя равноапостольных Константина и Елены.  Она скромно занимала часть улицы необычной историей. Когда Крым стал частью России в восемнадцатом  веке,  и  на полуострове обустроился город Симферополь,  русские войска расположились в старой части города. Победы за Отечество давались  храбростью,  умением  и православной верой.  Командир полка за полтинник купил дом у местного татарина и устроил в нём полковую церковь.
Позже славная императрица Екатерина II,  посетив в путешествии перестроенный дом, отдала распоряжение сделать «приличный храм соборный» и помогла материально. Критично отнеслась к женщинам в парандже среди собравшегося народа и с неприязнью к непривычному дресс-коду попросила удалить местных дам, не выдержавших фейс-контроль.

К церкви с 19-го века пристроилась двухъярусная колокольня, украшенная кокошниками. Над дверью в полукруге Святые Равноапостольные Константин и Елена с обеих сторон  держали крест. Памятная доска с профилем императрицы сообщала: «В этом первом православном храме в Симферополе 26 мая 1787 года сотворила обеденную молитву Всероссийская императрица Екатерина Вторая».
В «революционно творческие» тридцатые годы прошлого века   церковь во имя Царственных Святых была закрыта и изуродована разрушением колокольни. Она невольно служила  спортивным и позже общественным офисом. Странная перестройка девяностых, рушившая одно и созидавшая другое, открыла свет для восстановления Храмов. На улице Петропавловской возродилась Церковь во имя святых Константина и Елены, и уже другими глазами на неё смотрели расположившиеся напротив Римские бани, у которых амбициозное название в треугольнике держали две устойчивые колонны.


Недалеко от первой симферопольской церкви через двадцать лет после повеления Екатерины «построить в Ак-Мечети приличный храм соборный», был воздвигнут на народные средства  собор в имя святых апостолов Петра и Павла.  Собор пережил десятилетия революционного забвения и запущенности без колокольни, ограды, купола  и крестов: превратился в поруганный, ободранный  склад с пандусом для въезда грузовиков,  с  советской «пивнушкой» и присущими ей безобразиями.  Лишь залетевшее семя на  бескупольной крыше протянуло руки к небу в виде выросшей берёзки.
Всё это трудно было сейчас представить, глядя на старательно отстроенный Храм в классическом стиле с элементами древнерусского зодчества. Высокие окна выделялись белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украсили ступенчатый карниз и закомары с круглыми нишами. Радовали небо яснооконный барабан с луковкой купола и колокольня с чёрным шатром. Я вошла на крыльцо по каменной лестнице, задержала внимание на великолепных входных  мозаиках святых Петра и Павла по обе стороны от входных дверей.


Долго хранил Петропавловский храм, ставший кафедральным собором,  древнюю икону Пресвятой Троицы. Святыню в позапрошлом веке оставил русский офицер для сохранения её в храме.  Она исчезла бесследно, оставив надежду на чудо  её явления. Но произошло другое чудо. На стекле ковчега проявился отпечаток нефизического происхождения  Николая Чудотворца - рядом с иконой была расположена рама со стеклом, на котором отчётливо просматривался проявившийся Лик.  Я коснулась челом обеих святынь, закрыла глаза и попросила у небесного покровителя только одного – мира и процветания нашей Родине.  Если Родина будет в порядке,  то будет порядок в жизни её населения,  значит, будет всё хорошо  в жизни моих родных.
В каждом храме я прикладывала деревянный крест к святым мощам. Эта реликвия прошла со мной многие храмы городов России и Святой Земли.
 Пролетели вестники мира – вездесущие голуби и быстро облюбовали карниз дома с колонными узорными обрамлениями окон  дома 13 по улице Петропавловской, бывшей  Октябрьской.



Памяти Великой императрицы


Уезжая из недолгого путешествия по святым местам Симферополя, я обратила внимание на реставрационные работы в Центральном парке у грандиозного монумента  Екатерины Великой, который получил второе рождение  к юбилею военно-морского флота России. Прежний памятник был уничтожен  советскими активистами на заре советской власти. Великая императрица способствовала воссоединению Крыма с Россией, не оставила вниманием прославленный сражениями полуостров и  в течение полугода совершала  «Крымский вояж», чтобы ознакомить европейцев с Новороссией и Крымом. Память об этом никогда не покидала полуостров.
Мудрая история поставила на свои места и Крым, и Екатерину. Произошло великое Возрождение двадцать первого века.
Возле монумента, как и сто лет назад, Императрицу сопровождали  государственные деятели, участвовавшие в присоединении Крыма к России и достойные славной памяти в веках - Александр Суворов, Григорий Потёмкин, Василий Долгоруков, Яков Булгаков.
Бронзовая императрица на гранитном пьедестале в правой руке держала скипетр и развёрнутую карту Крыма, а левую протянула городу.



2016, 12 июля, Симферополь


Рецензии
Очень интересный материал.

Спасибо!

Не касательно публикации. У меня вопрос: почему церковь так страдает и молится о вифлеемских младенцах, убитых по приказу Ирода, но никогда не поминает об избиении первенцев египетских, истребленных ангелами ради того, чтобы Моисей мог вывести евреев из рабства? Показательное какое-то разделение убитых детей. Ведь в Египте гораздо большим числом и разных возрастов детей поубивали. Или египтян во имя Иеговы, равно как и хананеев с их детьми можно было массово истреблять, а вифлеемских младенцев жалко?

Странно как-то. Очень странно.

Виктор Еремин   18.09.2016 09:31     Заявить о нарушении
Возможно, вы и правы. Библейские истории свидетельствуют о множестве жестокостей. И каждой истории можно уделить и внимание, и оплакивание. А дети Бислана? - Это нам так близко по времени ... Я же просто рассказываю всегда от том, что увидела конкретно, и как это переработалось в моём сознании. Любое убийство детей страшно, и я всегда мысленно ощущаю себя на месте их матерей. Благое дело задумали основатели нового храма. Это касается помощи беременным.

Ирина Жгурова   18.09.2016 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.