Сухарик на войну

               
     В доме тревожная суета. Плачет жена Гриши. Евдокия, сноха, быстро- быстро режет хлеб на кусочки и сушит на большом противне в печи. Видно, что очень торопится. Совсем горячие высыпала их в самый большой рюкзак.

     -Сестрица, ты что ж весь вещмешок-то заняла сухарями, некуда мыло положить, да вещи тёплые надо бы еще прихватить, зима скоро. Чай уж, голодный не останусь, заботливая ты наша, - на ходу произнёс Григорий.

     -Бери, Гриша, кто знает, как оно в дороге-то придётся, да пока определят в часть, будут ли где кормить, не известно, вон что на вокзалах творится.

     Это была осень сорок первого года.

     Скоро пришло письмо, в котором Григорий рассказывал, что добрался из Самары до станции Инза Ульяновской области.  Пришлось ему больше недели находиться на железнодорожном вокзале. Солдат не кормили. Поезда на фронт шли через станцию переполненными уже с Урала. Волжане оставались ждать. Очень хотелось есть, продукты, взятые в дорогу, у всех скоро закончились. Люди голодали, сидя в холодном здании вокзала, куда-то пойти покушать не разрешалось. Вот тогда и пригодились сухарики. Передавал их Гриша своим соседям и себе один оставлял. Так и перекантовались. До того момента, когда бабушка Дуся, получив это послание, где-то раздобыла хлеба, снова насушила сухарей и помчалась, боясь опоздать, на перекладных с рюкзаком и сумками в Инзу. Получается, что накормила она тогда голодных ребят, едущих на фронт. А потом опять пришлось солдатам мучительно голодать на мёрзлой земле в полях под Москвой. Писал дед, что вспоминает он те сухарики, хоть бы один сейчас съесть. Это была последняя его весточка с бесконечной сердечной благодарностью за те сухари.
         
              Самаркин Григорий Гаврилович пропал без вести в начале зимы сорок первого года, защищая столицу.…

     … Ночной поезд несёт меня в Москву по делам. Хорошо спится под стук колёс. Вдруг чувствую, что просыпаюсь в странном тумане. Поезд остановился, смотрю в окно. Железнодорожный вокзал станции Инза, но какой-то старый. Сразу забилось сердце, вспомнила бабулин рассказ про деда Гришу. «Это же та самая станция!». Непонятным мне образом сквозь металлический корпус вагона выскочила наружу. В сумерках наблюдаю на вокзале военных и гражданских людей. Становится холодно. Плавно бегу в здание. Освещение внутри слабое. На подоконниках, скамейках, на каменном полу, везде люди с вещмешками. Они лежат, сидят, кто-то стоит у стен. Спасаясь от холода, жмутся друг к другу. Их так много, что трудно пройти, но я каким-то образом, никого не задевая, иду дальше и молниеносно понимаю, что ищу среди них деда. «Он должен быть где-то здесь»,- стучит в моей голове. У одного человека вижу в руках сухарик, бегу к нему, но не успеваю разглядеть…  рядом гулко раздалось: «Проходите, проходите». Я проснулась. «Дальше в вагон проходите.»- более четко услышала голос проводницы. Тут же подскочила к окну. Станция Инза!!! Ночной железнодорожный вокзал, но совсем не такой, какой был мгновение тому назад. И опять он расплылся в тумане, но уже от слёз, которыми залило глаза… Спасибо, дед, что дал мне возможность увидеть то, о чём болела душа.

           У меня было пять двоюродных дедушек- родных братьев моих бабушки и дедушки, которых я никогда не видела, но с детства запомнила имена, потому что слышала их каждый день, когда в своей молитве к Богу бабушка просила: «Господи, помяни во царствии твоем воинов, на поле брани убиенных : воина Иоанна, воина Иоанна, воина Григория, воина Михаила, воина Петра». И теперь, когда и я пишу записочки в Храме об упокоении души своих погибших на войне дедов, режет мне сердце, как осколок с войны, тот сухарик. Да не забыть бы заранее насушить ломтики хлеба,чтобы положить Девятого Мая во время службы за всех погибших на той войне, в Храме на поминальный стол.


PS: Я не могла хотя бы раз в жизни не побывать на этой станции. Посидела я и в зале ожидания. На привокзальной площади стоит прекрасная скульптурная композиция «Разлука» в память об ушедших из дома и погибших в годы Великой Отечественной войны, установленная в 1988 году. Лучшего памятника, который бы так реалистично и душевно передал тревожность момента о событиях тех лет, я нигде и никогда больше не видела.Это памятник не только воинам- инзенцам, но и всем ушедшим на фронт и оставшимся их ждать. Огромная благодарность автору снимка, который нашла в интернете.


Рецензии
У меня подобное было с Алтайским губернатором Евдокимовым. Говорят они с нами оттуда. Иногда мы их слышим...
Спасибо.
Николай.

Николай Куцырка   19.12.2021 22:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай, напиши об этом. Интересно узнать подробности.Ничего не происходит просто так. Душа душе отзывается. Не знаю, читал у меня или нет в папке "День Победы" повествование "Сон с продолжением". Вот там, действительно произошло трудно объяснимое событие. Душа убитого на войне как-то почувствовала мою душу, которая сильно переживала, незадолго до этого побывав в Прохоровке. Я ездила в музей в Белгородскую область. И ведь, случись этот сон чуть раньше, обязательно бы заехала через Воронежскую область в село Масловку, где этот воин похоронен. Это бы даже не обсуждалось, заехала и все, цветочки положить. Вот так бывает.

Ольга Ацегейда   22.12.2021 14:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.