Ископаемое с антресоли

  Полезные ископаемые бывают самые неожиданные. Как, например,вот эта пожелтевшая тетрадь, без начала и без конца. Её я раскопала в дальнем углу антресоли в стопке старых тетрадей с конспектами уроков. Конспекты подверглись утилизации через пункт сбора макулатуры. А эта тетрадочка меня заинтересовала. Нет обложки. Не указан автор.
Что за документ? Дневник? Не похоже: нет дат, нет регулярных записей. Есть нечто вроде размышления-монолога, цель которого - взглянуть на себя со стороны, развеять сомнения, утвердиться в правильности выбранного пути. А может быть,поделиться с кем-то своими мыслями и найти единомышленников. Но ведь эти записи не опубликованы. Они так и остались бы погребёнными в куче макулатуры, если бы не мои случайные "раскопки"
 на антресоли...Итак...
   
  Страница1. Зачем мне всё это?
   
  Поздний вечер.Иду домой из школы, в которой светится только одно окно.Сторож закрывает за мной на ночь дверь. И так почти каждый вечер.
 -Зачем тебе это? Тебе что, больше всех нужно? - Эти вопросы мне уже давно не задают.
Одни потому что сами поняли логику моей жизни. Другие - потому что отчаялись меня понять и махнули на меня рукой:"Чокнутая!"
 
  А действительно, зачем мне это нужно? Каждый год в сентябре собирать в классе сначала диковатую, разношёрстную, а потом дружную, сплочённую ватагу ребят. Сплочение даётся нелегко. Это понимают те, кто покушал учительского "ржаного хлебушка", кто  постоял у  учительского "станка"-стола.Здесь ценой огромного напряжения предстоит не просто удержать внимание трёх десятков сорванцов и "сорванчих", а ещё вложить в их головы определённую сумму знаний и посеять в душах
"разумное, доброе, вечное"...
 В какой-то момент приходит ощущение, что для достижения этих целей одних уроков мало. И тогда...внеурочное творчество. В моём случае - школьный театр.

 Трудно объяснить, зачем мне это нужно. После уроков добровольно продлевать рабочий день. Выматывать себя и ребят на бесконечных тренировках в произношении, в пластике, в сценическом общении. Репетиции сначала с одним, потом с двумя-тремя "артистами",
а потом на прогонах всего спектакля.
  Сейчас вспомнить страшно,какими"дубовыми", скованными были они на первых читках, репетициях. А потом откуда что берётся? Нельзя было представить себе Иру Ч. 
в роли Хиври или Лауры  года два назад. А Маша Н. тараторила , как из пулемёта, произнося совершенно бесцветные, мёртвые слова роли. А сейчас, когда я вижу на сцене обворожительную, пикантную Клару Гасуль, глазам своим не верю: неужели это Маша? А Костя Т.,Наташа Л.! Дорогие мои люди, сумевшие освободиться от робости, скованности; сумевшие отпустить свою душу на волю, раскрыться с неожиданной для меня и даже для себя стороны!

   Страница 2. Как мы живём.

  Обычаи и порядки у нас простые. Мы не проводим специального отбора. К нам нет конкурса. Каждый, кто приходит , работает с нами. Не получится - иди с миром. Только что-то не припомню, чтобы кто-нибудь уходил, пока учится в нашей школе. Многие играли в наших спектаклях год и два после выпуска. Правда, бывает, что сыграв в одном спектакле, в другом не сразу получишь роль. Всем хочется играть! Очередь! Тогда ждёшь, помогая театру, чем можешь: сшить, склеить,нарисовать, вырезать, повесить декорации, постирать-погладить, вымыть полы. Только не отрываться  от ребят, от этого волшебного мира искренности, бескорыстия, дружбы, равенства.
  Когда меня спрашивают, как я, не имея специального образования, профессиональных знаний и навыков, осмеливаюсь заниматься театром(хотя бы и школьным), я отвечаю, что делаю это с чистой совестью. Я не ставлю перед собой задачу профессиональной ориентации  или(упаси Бог!)профессиональной подготовки. А я делаю то, что должен делать литератор в школе: пробуждаю душу в детях, раздвигаю рамки их мира, учу тому, что есть в мире добро и зло, красота и уродство, есть человеческая жизнь и одноклеточное прозябание.

  Для меня театр в школе - не цель деятельности, а инструмент воспитания. Вспоминаю случай с одним учеником, который не любил читать и отставал по русскому языку. Ему трудно было учить наизусть текст, поэтому он просил маленькие роли. В "Каменном госте" надо было запомнить 8 строчек. Долго путался он в словах, но однажды небрежно и гордо объявил:"Конечно, выучил слова! Да я всего "Каменного гостя" вчера дочитал!" Мне стало и смешно, и приятно: и этот попался в наши сети, не уйдёт в одноклеточные. Оценки по русскому, к сожалению, у него не повысились. Но он читает теперь книги и находит в этом радость. И лицо у него стало живым, осмысленным, а глаза смотрят приветливо и доверчиво.

        Продолжение следует.   


Рецензии
Идея очень интересная и, главное, нетривиальная. Про школьный театр мало кто пишет, и в то же время она предоставляет достаточно простора для фантазии, на этой основе можно построить очень интересную вещь, так что тему стоит продолжить. Может быть, стоит кое-где подправить стиль, но это дело наживное. Есть, правда, один нюанс: стоит уточнить, например, что за Лаура, и кто такая Клара Гасуль. Нет, я-то, конечно, знаю, что это персонаж Проспера Мериме, актриса бродячего театра, которая писала пьесы и сама в них играла, но беда в том, что среди наших читателей слишком много малограмотных, ничего тут не поделаешь. Это явление даже в Вашем тексте косвенно отражено: где один из Ваших героев объявляет: "Конечно, выучил слова! Да я всего "Каменного гостя" вчера дочитал!" Во-первых, он не понимает разницы между "дочитал" и "выучил", а во-вторых, он на полном серьезе считает, что "дочитать "Каменного гостя" - какое-то величайшее достижение. И потом, если Хиврю еще как-то знают, поскольку "Вечера на хуторе" входят в школьную программу, то о том, кто такая Лаура, уже приходится гадать. Я-то догадываюсь, конечно, что речь идет о героине "Каменного гостя", но дело в том, что она - не единственная Лаура в драматургии.
А в общем и целом - весьма и весьма неплохо, жду продолжения.

Мария Пономарева 2   27.09.2016 10:21     Заявить о нарушении
Уважаемая Мария, если бы я была помоложе и не претендовала на солидность, я бы повизгивала от радости и виляла бы воображаемым хвостиком от радости прочитав вашу рецензию. Это не просто эмоциональный отзыв, а именно рецензия: и общая оценка, и детальный разбор плюсов и минусов.Тем более это ценно - получить даже "троечку" от профессионала.Благодарю, благодарю! Продолжение зреет, задержка именно в стремлении совершенствовать форму. А о школьном театре у меня есть повесть "Школьная история "Сорочинской ярмарки". Повесть опубликована здесь же, на моей страничке и в книжке "Моё смешное "Я", опубликованной также на "бумаге".
Ещё раз спасибо за внимание к моим "писаниям"! Желаю Вам творческого вдохновения .
Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   28.09.2016 18:48   Заявить о нарушении
Мария, прошу прощения за пропущенную запятую при деепричастном обороте! Э. М.

Эльвира Минеева   28.09.2016 18:50   Заявить о нарушении