О современном театре

    В свое время, редакция одной из наших газет занималась опросом тех, кто не ходит в театр... Было это более 10 лет назад. Если все обобщить, то получается следующее.

     Современные постановки классики не способны разбудить образное восприятие зрителя в связи с тем, что сами режиссеры и актеры не понимают о чем пьеса, пытаясь либо представить картинки ушедшей эпохи или перенести голый сюжет в наше время.
   
       Неумение театров работать с современной драматургией, что, по мнению респондентов, чаще всего связано с тем, что театр подвержен диктатуре художественного руководителя или главного режиссера, которые живут в каких-то своих маленьких вымышленных мирках.
   
      Молодые респонденты говорили о том, что театры не учитывают эволюцию личностного развития, изменение информационного пространства, жизненного ритма, и, как следствие, не могут предложить молодому зрителю ни образца для подражания, ни вдохновения, ни энергетической подпитки, ни чувственных ощущений.

    Мне кажется, что сегодняшние причины невостребованности театров у массового зрителя те же. Театры более интересуют формы реализации собственных творческих позывов, нежели решение каких-то нравственных задач, как культурной основы, формируемой на понятиях сочувствия, сострадания, сопереживания. Развлекаться и отдыхать ходят на шоу. В театр должны идти как на гимнастику для души. Но это, конечно же, для многих нынешних театров - сверхзадача сверхзадачи, к решению которой подойти и страшно, и лениво.

     Но есть и чисто экономические способы обеспечения творческой независимости театров, через создание культурно-просветительских центров, на базе театров или на основании договоров о сотрудничестве, партнерстве и прочее, за счет деятельности которых формируется фонд развития театра. Да, в таком случае, возможно, в какой-то степени придется на первых порах поступиться своей творческой независимости, ради обретения таковой в ближайшем будущем. Чем заниматься должен такой центр? Тем, что приносит доходы и расширяет информационное пространство: организацией и проведением фестивалей, конкурсов, гастролей различных уровней, редакционно-издательской деятельностью, организацией и проведением творческих ярмарок, сувенирной продукции и многим-многим другим, не забывая налаживать отношения с широкой общественностью через всевозможные публичные и целевые мероприятия. Моментального эффекта не будет, но уже к следующему сезону кое-чего можно было бы и добиться.

     Но, самое главное, театр не должен быть иждивенцем на шее общества, навязывающим свое присутствие.


Рецензии