От веры к равенству

«В отличие от античных мыслителей Августин Блаженный одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности в «Исповеди» – лирико-философской автобиографии» (А.А.Круглов, Августин Блаженный, Всемирная энциклопедия Философия, Минск, Современный литератор, 2001, с,11-12).
Центральный пафос Библии есть жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Человек, который живет с таким понятием, действительно живет в Раю, который надо понимать как то место, где смерти нет. Но Бог дал Человеку разум и по мере развития разума Человек постигает, что он смертен. Это как раз и выражается словами «Адам и Ева в Райском саду вкусили от Древа познания добра и зла». Результат познания есть потеря Рая и для Человека остается только Земля, где он может жить и после смерти должен быть погребен в Земле. Мотив смерти есть основа материализма. Мотив жизни есть мотив идеализма /религии/.
Религия не останавливается перед утверждением, что есть Рай и что в это надо верить. Она пытается обосновать свою свою веру в двух направлениях. Первое направление обоснования есть Бог и концепция божественного творения мира. Второе направление обоснования существования Рая есть утверждение об исходной от рождения греховности людей. Эта греховность связана напрямую с мотивом смерти и она тем больше, чем ближе подталкивает человека к смерти через создание условий, которые ухудшают условия жизни Человека, как бы отдаляют его от Рая. Такие греховные действия вызываются тем, что люди неизбежно взаимодействуют между собой. Более того, присущий человеку разум позволяет ему оценивать поступки людей – свои и чужие. Такие оценки позволяют предвидеть /прогнозировать/ результаты своего поведения. Разум людей обязывает их делать предупреждения тем, кто еще не обладает развитым сознанием /знанием/ или потерял его. Такие предупреждения всегда были. Классическим примером служат десять заповедей Моисея, который вывел свой народ из Египта, где действовали даже государственные запреты, в пустыню, где люди оказались в положении чистого эксперимента. Их жизнь показала, что должны быть и действовать моральные запреты. Иначе совместная жизнь людей превращается в зверинную борьбу за свое существование. Все, что есть человеческое, определяется наличием у людей сознания и соответствующим использованием его.
В шкале между жизнью и смертью более тяжкие грехи те, которые подталкивают Человека ближе к смерти. Рассмотрим пример с десятью заповедями Моисея. Его шкала запретов соответствует силе греха: не обмани, не укради, не убей, и т.д. Конечно, это есть обращения к человеку более сильному. Сила Человека зависит от его здоровья и богатства – от того, чем владеет Человек. Поэтому часто мораль кажется направленной против накопительства и использования богатства в личных целях. Но это не очень точная оценка греха. В этом деле грех оказывается опосредствованным. В то же время, научно-техническое развитие человечества особенно в западном варианте, вызывает появление вообще атеистических теорий, например, теории постмодернизма. Здесь также в опосредованном виде деляются попытки обосновать имущественное неравенство людей как вполне законное и морально обоснованное. Конечно, здесь моральные концепции создают те, кто хорошо платят или щедро получают за свои исследования. Однако все люди смертны, даже богатые и властные. Рационалистическое понимание жизни и смерти создает идеализм наизнанку. Например утопические теории типа построения коммунизма представляют нам как окончательное решение всех человеческих проблем, то есть идеалистически. Истина находится где-то в середине. Но пока надежда бедных на лучшую жинь /пусть даже не на рай/ не получает должной поддержки и защиты. В результате позиции религии во все мире ослабевают. Число верующих уменьшается. /См. статистические данные/. А борьбу слабых за свою веру часто представляют как преступление, то есть грех наизнанку.
Таким образом, мы приходим к выводу, что «грех» как выражение неизбежной борьбы людей в процессе их жизнедеятельности оказывается неизбежным злом. Одни только моральные поучения здесь не решают всех проблем. Постоянные попытки заставить людей соблюдать нормы веры и нормы государственного права неизбежно превращаются в насилие, которое есть грех, с другой стороны. До тех пор, пока человечество сможет удовлетворять все потребности людей, ситуация не то что изменится кардинально /в потенции насилие остается виртуальной возможностью/, но все же будет терпимой. Если же человечество достигнет состояния коэволюции с природой /Н.Н.Моисеев/, то терпимость и вера станут основными ручагами поддержания порядка в человеческом обществе. Современные средства массовой информации в состоянии реализовать любые методы воздействия на общество. Это и пропаганда достижений человечества, это и распространение научной и официальной инфрмации, это и агитация в пользу современных идеологических концепций, это и информационный контроль и ревизия «вредных» идей типа терроризма и наркомании. Конечно, защищенность людей и их свободы реально обеспечивают равенство людей в обществе. Но это все есть результат торжества сознания. Смертность человека заставила цивилизацию  выработать и внедрить другую системы /положительных/ ценностей: альтруизм, филантропия, волюнтаризм, кульурные социальные движения, удовлетворение духовных потребностей людей. Это позволяет управлять людьми не через страх и угрозу наказания, а через систему уверенного балансирования среди проблем и поощрения полезных обществу действий. Правда, окончательное решение проблем человечества в этом направлении есть очередная утопия, все же баланс в «Древе познания добра и зла» лучше, чем опора на страх /зло/, для которого требуется «грех», что тоже есть не добро.
В трудные для человечества средние века Августин видел выход из движения людей к одичанию в страхе перед Господом Богом. Он акцентировал внимание к проблеме греха, указал путь к недопущению греха, к исповеди, к прощению и обещанию загробной жизни. Он создал первые монастыри. Варвары уничтожили их, но на то они и варвары! Состояние варварства получило осуждение в церки /религии/, что послужило стимулом к прогрессивному развитию Человечества, плоды которого мы пожинаем сегодня. Равенство перед богом заложило основы равенства людей между собой, а значит, был создан фундамент свободы, которая оказывается долговременной целью человечества и в прошлом и в будущем.
03-07-2012
Виталий Шолохов Член Биокосмологической ассоциации


Рецензии
Идеи Ваши интересны, но спорны.
Взять хотя бы последний абзац.
Если Августин хотел удержать людей от одичания страхом Господним, ему следовало распространять не христианство с его проповедью любви и милосердия, а иудаизм с его гораздо более строгим божеством.
Варвары уничтожали монастыри, а как обходились цивилизованные рыцари с храмами "неверных"?
Какое "состояние варварства" осудила христианская церковь - не язычество ли, к которому относится и античный мир, плодами которого мы пользуемся и восхищаемся до сих пор?
Равенство рабов перед господином существовало всегда, но скорее укрепляло фундамент несвободы. И чем равенство римлян перед Юпитером хуже равенства христиан перед Христом?
Да, римляне не считали равными себе иноверцев, но так же поступают и христиане в отношении других конфессий (например, ислама) и даже внутри собственной веры (например, католики, протестанты, православные, иеговисты, адвентисты и т.п.)

Томас Твин   19.09.2016 09:07     Заявить о нарушении
Томас! От равенства к свободе - своя дорога. Я опубликовал короткое эссе по этой проблеме буквально вчера в разделе история и политика. Фактически, если имеет место свобода, то о каком равенстве можно говорить? Тем не менее, жизнь приводит все системы к равновесию. Вот этот переходной процесс описывается диалектической логикой, которую создал Гегель. Если я смогу воспроизвести эту логику, то напишу еще пару эссе. А от веры к равенству лежат те же теоретические проблемы. Не говоря о том, что философия сама состоит из четырех подсистем. Поэтому непонимание может иметь место, если мы "исповедуем" разные подсистемы философии. Поживем - увидим. С уважением Виталий

Виталий Шолохов   22.09.2016 04:57   Заявить о нарушении