В Абрамцеве

http://proza.ru/2013/06/13/1745

В Абрамцеве

4.2.  А.С.Пушкин, заканчивая «Евгения Онегина», писал:

…И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.

Магический кристалл!.. Что это? Творческое воображение? Проникновенное восприятие мира, способность познать суть жизни? Постичь и

…неба содроганье,
И горный ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Великие волшебники живописи И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров… О них написано много книг, созданы монографии, велись исследования их творчества. Но всё-таки постигнуты ли все грани их «магического кристалла»?

Одним из ярких эпизодов в жизни и творчестве выдающихся русских художников является их пребывание в 70-80-х годах прошлого столетия в Подмосковье, в имении С.И.Мамонтова – в Абрамцеве, где был создан ряд замечательных картин, обогативших великую сокровищницу русского изобразительного искусства.

…Знаменательная судьба, выпавшая на долю небольшому селу Абрамкову, как некогда называли Абрамцево, где в давние времена по ревизской сказке числилось всего «65 душ мужска полу». Когда владельцем усадьбы был Сергей Тимофеевич Аксаков, Абрамцево жило яркой незабываемой жизнью. Здесь бывали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, М.С.Щепкин, М.Н.Загоскин.

Впоследствии Абрамцево купил у дочери Аксакова Савва Иванович Мамонтов. Он был сыном миллионера, богат, известен как крупный железнодорожный деятель, строитель новых дорог на севере России. Но не это отличает незаурядного человека. Мамонтов охвачен горячей, неудержимой любовью к искусству. Он учился пению в Италии, серьёзно занимался скульптурой, был реформатором в области театрального искусства, режиссуры. Человек незатухающей энергии…

Купив Абрамцево, Мамонтов едет с заболевшей женой в Рим, а затем переезжает в Париж. Здесь происходит его знаменательная встреча с Поленовым и Антакольским, которые были посланы сюда для совершенствования мастерства в качестве «пенсионеров» Российской Академии художеств. В Париже Мамонтов знакомится с Репиным.

Вскоре знакомство с ним перешло в дружбу. Главное, что их сблизило – критическое в то время отношение русских художников к западноевропейскому искусству, стремление приложить свои силы к развитию самобытной русской живописи.

Мамонтов, одержимый мыслью создать у себя в Абрамцеве некое содружество молодых талантов, настоятельно зовёт художников поскорее вернуться домой, в Россию и приехать к нему в Абрамцево.

Репин и Поленов возвращаются в Москву, и уже в 1878 году Репин – в Абрамцеве. Сюда приезжают на лето и другие художники. В разное время здесь живут и работают Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Нестеров. Зимой кружок художников разрастается, к нему примыкают Левитан, Коровин.
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.