Революционный полковник Матвеев и его семья. 7

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ " РЕВОЛЮЦИОННЫЙ"  ПОЛКОВНИК МАТВЕЕВ И ЕГО СЕМЬЯ. 7
 АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - АЛЕКСАНДРА РУДЭН. ( Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. ПЕНСИОНЕРКА. Г. ТЮМЕНЬ. 2016 г.  ( Моим взрослым внукам).

 Матвеев уже год, как сидел в лагере, в связи с кражей государственных денег, выделенных на экспедицию в Урале. «Революционный»  полковник  был тих и практически не имел друзей и приятелей в зоне. Но, когда наступал вечер, то его просили заключенные по бараку, рассказать, как он воевал и служил в Красной армии, перед тем, он служил в Белой гвардии. О службе в армии ему не хотелось говорить и Матвеев начинал свой рассказ о том, как на Урале они нашли пещеры, которые могли послужить любым армиям и отрядам, укрыться от непогоды, так как пещеры закрывала нависшая гряда. Все знали о том, что у него погибла семья на Балтийском море.  Они знали о том, что он, когда - то вращался в кругах чиновников и военных, рисуя и чертя любые карты по памяти из любой местности, но никто не верил в то, что он вор крупных масштабов денег и ему дали за эти мошенничества   десять лет лагерей.  Шел ему в эту пору сорок седьмой год.  Где – то, люди впервые получали Героя Советского союза, где – то, кому – то впервые присваивали ученые степени , земля Союза перекраивалась, делилась на области и края. Кто – то Новый и решающий пришел к власти за границей, но Матвеева это уже не интересовало, так как его это не касалось.
- Больше нечего мне добавить, - закончил  Матвеев свой рассказ  об экспедицию на Урал.
- Ну, а как ты деньги уворовал у рабочих, расскажи, - попросил  кто – то.
- Я не воровал, меня оклеветали, - ответил Матвеев.
 - Мы, тоже все не виновными здесь сидим. Правда,  пару ножичков пришлось вложить в того, кто не желал нам подарить кошелек, - смеясь, сказал молодой, парень, по имени Славка.
Близлежащие заключенные заржали во весь голос.
- Закройте пасть, а то я приду и помогу вам. Слушаете басни контры, тьфу, - крикнул кто – то, лежащий подальше всех от нар Матвеева.
Все затихли.
- Завтра, расскажешь нам о камушках, которые вы нашли в горах, - шепотом сказал Славка, свесив голову с нар.
- Спи давай.
Матвеев повернулся на бок и подумал о том, что не сладко всем им живется в лагере. Пища скудная и валить лес становиться все труднее и труднее, болят ноги,  и спина ноет. И порой бывает такое, что он в лесу, мечтает о том, чтобы скорее добраться к нарам.   Еще четыре года ему придется делить пищу с этими людьми и ему нужно смириться со своим положением. Первый год, он был обиженный на то, что его предали рабочие и лучший друг,  того времени, который написал заявление в милицию  Омска. После приговора он смирился. Помнил, как прятал глаза  его геолог, когда давал показания. Что заставило его лгать на Матвеева, он не знал. Да уже и не хотел ничего знать  о приговоре.  Он  думал о том, что  был наказал Богом за то, что его жена и дети утонули в шторм на Балтийском море. Он ежедневно вспоминал Катю и корил себя, что спутался с непорядочной женщиной, Евдокией, а Катя не смогла простить ему измену.
И сейчас, он вспомнил Катю, ее растерянное лицо тогда, когда она увидела его с Евдокией, сидящими на лавке. Воспоминания полились мыслями  вереницей.
 … Матвеев уехал в командировку, организовывать новое управление на Дальнем Востоке, ни с кем не попрощался, - ни с женой , ни с детьми, ни с Дусей. Поглощенный работой, он старался не думать о том, что произошло, кокой треугольник образовался по его мужской слабости. Писем не писал никому. Через месяц ему из центрального управления, где произошла новая реорганизация, пришел  по телетайпу приказ о возвращении в Москву. Еще в поезде, он  думал о том, что обязан помириться с женой и порвать все отношения с Дусей. По прибытию в Москву, он сразу направился домой. Матвеев открыл своим ключом дверь в квартиру, сразу  обратил внимания на  припорошенную мебель пылью, пол на  кухне был не заметен. Он резко открыл шифоньер -  зимних вещей Катиных не было, зимние пальто сыновей весели на вешалке. Предчувствуя беду,  он вышел из квартиры и сразу направился к домоуправу, которая своим зорким глазом охраняла все квартиры дома и была в курсе дел каждой семьи.
- Ничего не знаю, - ответила домоуправ.
- Знаете, рассказывайте, - настоятельно, попросил  ее Матвеев.
- Желаете узнать всю правду от меня? Пожалуйста.
Домоуправ рассказала все, что знала о  его семье и о Дусе, которая с помощью милиции хотела отобрать Митю у его жены.
Матвеев молчал, слушал ее  и все больше хмурился.
- Куда они уехали?
- Не знаю. Говорила Катя мне, что Дуся ее и в Омске достанет. Вам нужно сходить в милицию.
- Зачем.
- Там и узнаете,  зачем. Идите сейчас. Я вынуждена сообщить по телефону о вашем приезде.
- Может быть,  завтра схожу. Мне нельзя опаздывать на работу.
 - Как пожелаете, но в милицию я сообщу.
- Делайте, как положено по инструкции, - ответил ей Матвеев, уже стоя в двери.
И все – таки он направился в милицию, чтобы не тянуть время в ожидании неприятностей.
В милиции  с ним говорил следователь.
- Посидите на стуле. Я не знал о том,  что вы вернетесь сегодня из командировки. Я оформлю получение доказательных веществ из склада.
- Что?
- Сумку принесу вашей жены.
- А что с ней?
- Вы не знаете? Вернусь, зачитаю постановление.
- Какое постановление?
- Потом, все потом.
Матвеев сидел на стуле в отрешенном состоянии. Он не мог понять,  какое дело было заведено на Катю, чтобы нею занялась милиция и по этому поводу они написали постановление.
Следователь  вернулся.
- Зайдемте в кабинет. Мне нужна ваша подпись в журнале.
Матвеев больше не задавал вопросов, молча он  расписался в получении сумки Кати.
- Что  с Катей?
- Читайте дело. Они утонули в шторм на море. Сумку нашли, через два дня после шторма,  на берегу моря.  Больше месяца прошло. А вы не интересовались, как живет ваша супруга с детьми.  Мы написали на Дальний Восток. Хорошо, что сумка  была вся на кнопках и поэтому вода не вымыла документы. Сумку передали нам из Ленинграда.
-  Какое дело было заведено на мою жену?
- Сначала было пустяковое дело  - похищение Дмитрия Матвеева.
- Он мой и Катин сын. Мы его усыновили, когда ему исполнился  годик.
 - То – то и оно, что нашлась еще одна далекая родственница, которая желала усыновить Митю.
- Макар, ты вел сначала это дело.  Как ее фамилия? Ну,  той, что заварила всю кашу,  -  сказал следователь.
 - Не помню. Кажется  ее Дусей звали. В деле есть ее фамилия.
- Листать лень. Ну,  а потом закрутилось. В Ленинграде, другую женщину нашли,  к которой приехала  ваша жена. Как ее звали, посмотрю в деле. Ах да , ее Юлей звали и она работала в порту. Проморгали питерцы, такую женщину с прошлым, так как она родом из  дворян. Застрелилась она на берегу, тоже тело ее не нашли, только пацаны, которые спали на палубе в рубке и сказали, что ваша жена и дети сели в лодку и поплыли. Ваша жена тоже из дворянского рода. Вы знали об этом?
- Нет, то есть, да. Мы любили друг друга и это  не имело значение.
- Макар, прекрати говорить. Этим вопросом занимается другое ведомство.
- Да, что – то я разговорился. Берите сумку и вы свободны. Пока, свободны.
Матвеев уходил из кабинета, не попрощавшись ни с кем. Он услышал как другой следователь сказал Макару:
- Дурак ты. Болтаешь, как баба на базаре.
Матвеев пришел домой. Идти на работу не было смысла, усталый и изнеможенный он мог произвести неблагоприятное впечатление на руководство. Он сидел в кухне за бутылкой вина и думал о том, что это конец его жизни. « При царе из кожи я лез, чтобы отличиться и чтобы меня заметили. Радел за царя – батюшку, молился в церкви за его здоровье. Когда на моем пути встретился Александр Васильевич,  я обожествлял его и думал о том, что именно такая власть должна принадлежать России. Тогда я редко печалился о кончине царя. Только сожалел о царице и их детях. А, когда я перешел работать в Красную Армию, то  у меня уже не было печали по прошлой жизни. Я считал себя революционером в душе. Был не прав. Я приспособленец, который может жить при любой власти. Я топограф, а не военный. Власть меня вычислила и очевидно меня арестуют и что – то припишут мне. Думаю, что обвинят меня в чем – то.  Нет уже смысла жить и бороться за свою жизнь.  Нужно катиться по наклонной и больше не цепляться за соломинку. Нет Кати, а значит - нет и меня».
Кто постучал в дверь и Матвеев, резко поднялся, пошел к двери, не спрашивая кто, он  открыл  ее. На пороге стояла Дуся.
- Мне позвонили из милиции и сообщили о том, что ты вернулся в Москву. Я так скучала…
- Не входи в квартиру, - перебил ее Николай Васильевич.
- Но, тут есть и мои метры жилья.
- Завтра,  придешь. Я хочу побыть один.
- Хорошо, после работы я заеду к тебе.
Поздней ночью Николай Васильевич подумал о том, что нужно было поговорить  с Дусей, узнать причину, почему она поступила с его семьей , именно  - так, начала преследовать их.  Ему было плохо  и он нуждался в разговоре с человеком. Он вызвал такси и поехал на квартиру,  к Дусе. В ее окнах горел свет, и он  поднялся на этаж.  Матвеев постучал в дверь. Дуся открыла ее не сразу. Она была в халате, распущенные волосы вились по груди.
- Ты? – с удивлением спросила она.
Матвеев не знал, что ей ответить. Из комнаты мужской голос,  спросил:
- Дуся, это мой водитель?
- Нет, - сказала она. – Это моя соседка пришла.
Николай оттолкнул Дусю в сторону и зашел в комнату. На диване сидел толстенький мужчина в одних трусах.
- Ты кто? – спросил он.
- Сурок в пальто, - ответил ему  Николай и ударил мужика кулаком в лицо.
- Ай, - закричала Дуся и кинулась к мужчине, стала вытирать ему окровавленный нос. – Что ты натворил? Ты знаешь, кто это?
- Прости, мужик. Эту суку нужно было избить, а не тебя. Она погубила мою семью,  - сказал Матвеев и вышел.
Утром он приехал на работу, отчитался за командировку. В бухгалтерии женщины ему соболезновали в трагической кончине его семьи. Начальник вызвал его в свой кабинет и стал расспрашивать ,  почему – так, мол,  получилось, что он уехал в командировку, а жена с детьми уехала в Ленинград.
- Мы немного повздорили перед моим отъездом. Простите, не спрашивайте меня ни о чем. Не спрашивайте…
- Понимаю. А кто из нашей породы не ссорился  с женами, покажите мне хоть одного человека? Понимаю….
- Позвольте мне уйти в отпуск на неделю.
- Понимаю, что пора отдохнуть вам. Я не возражаю. Куда поедете?
- На Алтай.
- Две недели даю вам отпуска. Не отчаивайтесь, жизнь продолжается  у нас,  а с потерей семьи нужно Вам смириться.
Матвеев решил сначала посетить Омск, поговорить с Рыковым, пожаловаться ему на свою судьбу. Рыкова дома не оказалась, он был на Урале с экспедицией. Должен завтра приехать с отчетом, сказала об этом ему жена Рыкова. Николай Васильевич, чтобы не мешать жене Рыкова вести свое маленькое хозяйство, решил пройтись по городу. В управление, где когда – то он работал,  у него не было желание заходить.  Матвеев  забрел на базар. Походив немного, без интереса смотрел на продукты, которые продавали труженики села. Стало ему не интересно и он уже выходил из рынка.. Кто – то взял его за рукав.
- Николай Васильевич, вы ли это? Постарели вы,  голубчик. Насовсем приехали к нам, в Омск или как?.
- Проездом. Решил вспомнить молодые годы, проведенные в этих краях.
- Вспомнили меня или нет?
- Лицо знакомое…
- Я был рабочим в вашей экспедиции, Василием меня зовут. Вспомнили?
- Ах, да, вспомнил. Как поживаешь, Василий?
- Жизнь меня изрядно помотала, так и не нашел я большое место свое в построении социализма. Заготовителем я работаю, больше на свой карман тружусь. По селам езжу, заготовку делаю разных сельскохозяйственных  продуктов. Часть сдаю в заготконтору, часть привожу на рынок, в магазин. Работа мелкая, но доходная, на еду семье хватает. Рыкова видели?
- Нет, завтра  он должен приехать…
- Тогда, ничего не знаете. Я удивился вам, увидев вас. Как вас не посадили до сих пор?
- Я не виноват в гибели жены и детей.
- Причем здесь, ваша жена?  Недели две назад приезжала ваша знакомая в Омск, говорят, красивая баба. Она наша  - омская барышня. Так она пошла в управление, где вы раньше работали  и рассказала начальнику о том, что вы бывший белогвардеец, были дружны с самим Колчаком. Этот начальник позвонил нашему старику…
- Какому старику?
- Генералу Обухову. Живой он еще,  курилка. Тому столько лет, что он стал уже забывать лица людей. Живет в достатке, так как его сын в торговле работает. Моя жена ему каждую неделю печень приносит в дом, ту, которую я в деревне заготовляю, и свежее мясо он у меня покупает.   Говорят, что Обухов сильно удивился и сказал, что Матвеев, то есть – вы, карьерист и мелкая рыбка, чтобы быть близким человеком
 к Колчаку. Таких, как вы у него была целая армия, неужто всех подводить под расследования. Говорят. что все – таки начальник нынешний посоветовался со следователем НКВД и тот вроде, отмахнулся от этого дела.
- Откуда ты все знаешь, Василий?
- Так живем мы в одном городе. Кто – то - кому – то кум, а кто – то кому - то – родственник. Никто не действует, а держим связь между собой. А как же, в театры не ходим, книг не читаем, свежая новость для нас, как воздух необходима. И то, что мы встретились на рынке, если  встречу кого – то из нашей экспедиции, обязательно расскажу. На том мы и живем. Где вы остановились?
- У Рыкова.
- Ну да. Старуха померла, сестра купца, а вашем доме,  какая – то молодая семья живет, родственники старухи. Откуда я знаю, так Машка, соседка ваша, до сих пор на рынке работает, чужие вещи продает. Она знает, что я раньше работал в вашей экспедиции, вот и докладывает мне о них.
- Зачем?
- Интересно все знать. Это вы благородные люди, лишнего слова из вас не вытянешь, книжки читаете, а мы - простой народ, эти книжки сочиняем словесно и передаем друг другу новость, как часть жизни знакомых людей. Интересно ведь. Без такого интересу, жизнь была бы скучной для нас.
- Интересная философия о жизни  у  тебя, Василий.
- А, что случилось с вашей семьей? Хорошо, что вспомнил, а то не простил бы себе, что не задал вам такого вопроса, - сказал Василий.
- Утонули они в шторм на море, в Ленинграде.
- Утонули, горе – то  какое. Говорят, что жена была у вас красавица.
- Да.
- Так вы вдовец, значит. Не засидитесь долго в холостяках. А, что за баба на вас напраслину навела?
- Гадкая баба. Ну,  бывай здоровый,  Василий.
- Дай Бог еще встретимся и поговорим...
Матвеев решился проведать людей, которые живут в доме покойного деда Кузьмы и воспитанницы Дуси первой.   Его тянуло туда, там прошли его счастливые годы с женой, там после родов жены, жил и воспитывался его сын, вернее, его сыновья там жили.
Молодая семья приняла его и со страхом, не зная, что делать, так как до сих  пор, дом принадлежал покойной Дусе, матери  Мити.
- Почему, Вы нам не сообщили о своем приезде?  Мы бы перебрались жить к родственникам. Около двух недель назад  приезжала наша Дуся и сообщила нам о том, чтобы мы не волновались ни о чем. Что скоро вы уедите далеко и надолго, а она поможет нам переписать дом на меня, - сказала молодая женщина, Пелагея, внучка купца.
- Не волнуйтесь, я на пару дней приехал.  Поговорить мне нужно с другом и так хотелось мне побывать в этом доме, вспомнить прошлую жизнь. А потом я уеду и вас больше беспокоить  не буду. Это точно, что вас никто уже не будет беспокоить в связи с домом.
Пелагея ушла к мужу и к детям в пристроек, который они  срубили из бревен, увеличивая площадь в доме. Николай Васильевич пил чай и слушал последние новости по радио.
Пелагея с мужем вошла в кухню.
- Николай Васильевич, вы порядочный человек и поэтому мы не хотим вам мешать отдохнуть с дороги.  Мы на несколько дней уходим к тете жить. Что нам нужно,  мы взяли с собой. Будете уезжать, закройте на ключ дом и положите его под коврик, который лежит перед  входной дверью. Прощайте.
- Да, подходящее слово. Прощайте.
Рыков вернулся домой. Жена с порога сказала:
- Приехал Матвеев. Думаю, что он остановился в своем доме. Я Гришке, племяннику твоему, об этом уже сказала.
- Зачем? Ты же знаешь о том, что Дуська, племянница купца, приезжала и на него гадила. Гришка сказал мне, чтобы мы подальше от Матвеева держались.
- Мне позвать Гришку?
- Позови, поговорить с ним надо.
Григорий пришел поздно вечером в семью Рыкова.
- Почему, он к тебе пришел, дядя? – спросил сразу он с порога.
- Работали вместе, как будто я его друг, был когда – то им. А что?
- Дело завели на него. Пока вялотекущее дело. Неохота нашему начальству его раскручивать, так как многие Матвеева знали в Омске, могут и что – то приписать, - сказал Григорий. – Да и мне попадет от того, что я твой племянник.
- Я не знал о том, что он лично знаком с Колчаком.
- Врешь ты мне, дядя. А кто камушки привез с гор и отдал адъютанту Колчака?
- А, ты об этом. Когда это было, время уже травой заросло.
- Кому надо тот очистит все твои и его воспоминания.
- Что же нам делать? На хуторе уже не отсидимся, как когда – то было, - сказала жена Рыкова.
- Нет того уже хутора, земля колхозу передана уже давно и родственники наши там не живут, - сказал Григорий.
- Что делать будем? – спросил племянника  Рыков. – Может быть,  ему уехать и спрятаться на Алтае?
- Рано или поздно найдут, - сказал Григорий.
- Васька приходил, что у тебя в экспедиции работал, сказал, что семья Рыкова утонула в море.
- Бедный мужик. А почему, племянница купца на него взъелась?- спросил Григорий.
- Пелагея, что живет в доме их, сказала Машке, соседки своей, а та - Василию рассказала, что племянница купца была любовницей Матвеева и это было при живой жене. Охальник он, - сказала жена Рыкова.
- Вот бывают бабы, стервы. Дядя, вспомни, водились ли грешки за Матвеевым?
- Нет. Порядочный мужик он был. Когда – то нас обвинили в том, что мы не досмотрели перевоз денег, когда закрыли экспедицию. Урки укали эти деньги.
- Но, кто – то навел их на вас, - сказал Григорий.
-  Не знаю, не до расследования было, гражданская война по стране полным ходом шла.
- А если докажем, что Матвеев организовал эту кражу.
- Зачем?
- Затем, чтобы спасти наши жопы и чтобы не было расследования по статье шпионажа в пользу какого – то государства. Тогда все скопом пойдем в лагеря, за то что ты его был другом, а я твой племянник.  Спасать себя надо. Статья за воровство, максимальная – семь лет. Выйдет, будет жить дальше, а со шпионажем будет не долгая жизнь у него в бараках, если не хуже будет.
- Правильное решение, - выкрикнула жена Рыкова.
- Иди отсюда, - закричал Рыков на свою жену. - Не бабского ума  встревать в важные дела.
- Подумаешь…
Когда ушла тетка, Григорий спросил.
- Дядя, а есть такие рабочие, что подтвердят то, что мы задумали.
- Есть. Кого - то припугнуть нужно, а кому – то деньги за работу в  экспедиции пообещать. Ты, Гриша, умная голова.
- А – то. Надо делать все быстро. Милиция с нашими парнями не дружат. Они быстро оформят дело. С утра произведут арест, а в обед знакомый судья совершит суд над ним и на этап погонят. Пока наши очухаются, или совсем не будут ничего делать, я этого еще не знаю, то он будет сидеть далеко.
- Господи, прости нас грешных, - сказал Рыков. – Мы не только себя и его спасаем. Выпьем, Гриша, за успех в нашем грешном деле. Жонка, тащи закуску, любимого племянника нужно хорошо угостить.
Николай Васильевич проснулся рано утром. Первый раз он спал спокойно ночью, после того, как узнал о том, что его семья утонула. Он поплакал тихо в подушку, встал. Решил приготовить себе завтрак из картошки. Вспомнил жизнь, прожитую в этом доме. Ему стало немного легче на душе от воспоминаний о Кате. Кто – то постучал в дверь, Николай откинул засов встретился взглядом со стоящим милиционером.
- Матвеев Николай Васильевич?
- Да.
- Вы арестованы, вот постановление.
- За что?
- За воровство в экспедиции крупной суммы – зарплату рабочих.
- Не понял?
- Понятые пройдите.
Соседи сели на лавку и не смотрели на Матвеева. С ними была, заплаканная Пелагея.
- Обыск делать будете? – спросила она.
- А как же, как положено, так и будет. Ребята в темпе работайте, сбрасывайте все лахи на средину комнаты, Пелагея уберет.
- Побойтесь Бога, это нашей семьи вещи. Он приехал с одним портфелем. Вот он на подоконнике лежит, - сказала Пелагея.
Милиционеры, бегло переворошили все в доме.
- Денег нет, - сказал молоденький милиционер.
- Уводите задержанного, а вы гражданки подпишитесь здесь, - сказал следователь, указывая галочки на заготовленном с вечера протоколе - акте обыска.
 Матвеева увели милиционеры. Он не проронил ни единого слова.
В обед состоялся суд над подозреваемым,  в краже денег из кассы экспедиции.
Свидетелей набралось пять человек. Среди них был Василий с начальником геологической партии  Рыковым, который ни разу не взглянул на Матвеева за весь судебный процесс.  Все подтвердили то, что Матвеев организовал кражу, заранее спланировал ее. Матвеев рванулся с места и свалил часового с ног, кинулся к Рыкову. Он не добежал к геологу, его свалил другой часовой на пол и посадил его на стул. Суд усмотрел это действие, как побег. Суд не дождался чисто сердечного признания Матвеева, так как тот все отрицал, вынес приговор  -  в совокупности статей уголовного кодекса определили ему десять лет тюремного заключения в лагерях.
Опустошенный Матвеев сидел на лавке, опустив голову на грудь.
Кто – то сказал, проходя мимо него.
- Еще, спасибо нам скажешь.
- Запрещено разговаривать с заключенным под стражей. Проходи мимо, - крикнул милиционер.
- Не имеешь права толкаться, - закричал кто – то и Матвеев узнал голос Василия.
Того же дня,  его повезли на машине в пересыльной пункт и дальше,  через день,  он был уже в вагоне для заключенных, который был в составе  поезда, отправлявшегося на Север страны…
...Матвеев от воспоминаний, вздрогнул и повернулся на правый бок.
- Не спится тебе, полковник. Завтра подробно расскажешь о камушках, все просят тебя об этом. Освободимся, рванем на Урал.
- Славка, еще долго тебе сидеть тут?
- Осталось... Мой это секрет. Да и спешить мне некуда. Сирота я.
- Значит, сиди тихо и не прыгай каждому в глаза, - сказал Матвеев соседу.
- А, ну заглохните там, а то приду и помогу вам, -  крикнул кто – то, уже с левой их стороны.
- Спи давай.
- Кому сказал - заглохнуть, - громко повторил, тот же,  голос.
В бараке наступила гнетущая тишина. Где - то в углу барака раздался храп со свистом... ( Продолжение следует ).


Рецензии