Восхождение на Кайлаш. Часть 2. Чёртово колесо

  Разные мысли мешали Мелетию медитировать. Беспокойный ум не хотел сосредотачиваться на настоящем. Он то строил планы на будущее и заботился о не наступившем, то рисовал картины прошлого.

  -Раньше было проще, чище, светлее как-то, - думалось Мелетию.

  День мелькал за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Размеренный быт. Храм-послушание,трапезная-келья, баня. Самый дальний поход - это на родник за водой. Основная жизнь переходила в духовный пласт. Общение с духовником, чтение книг...

  Но и всему хорошему в этой жизни приходит когда-то конец. Времена стали меняться. Наместник имел амбиции и ради карьеры, денег и положения в обществе готов был на многое, если не на всё.

  Чтобы властвовать,нужно разделять. И он начал давить на старцев, ревнуя об их духовной власти. Ревность,подобно рже,стала разъедать общество. Внутри единого живого организма стали образовываться другие единые живые организмы.

  Разделение происходило по окормлению у различных старцев. Дальше пошло дробление по принадлежности духовного окормления у конкретных иеромонахов. Своя команда была и у благочинного. Да и наместник подобно огромному чёрному квадрату нависал и придавливал сверху всех. Но некоторые умудрялись и к нему бегать на исповедь и откровение помыслов.

  Таким образом, единый организм постепенно превратился в треугольное скопление бильярдных шаров на зелёном поле. Осталось прилететь ещё одному шару, чтобы все остальные разлетелись по своим углам.

  И это не замедлило произойти. Изменилось всё вмиг. Хотя внешне всё оставалось по-прежнему. Но теперь крен делался не на старческое окормление, а на общее следование внешней форме. То есть - распорядок прежде всего! Таким образом, устав и форма стали довлеть над духом, его вытесняя и подменяя. Форма заменила содержание. Оболочка заменила сущность. Духовная лаборатория превратилась в государственное учреждение.

  И народ стал разбегаться.

  Первым делом обычно сбегает клирос. Ангельское пение не терпит фальши. И клирос разбежался.

  А главное - старцев не осталось. Сначала- то они были, аж три старца. Плюс ещё человек пять, которые старцами себя считали. Но потом, по мере продвижения обители по пути прогресса, все они куда –то подевались. Одного оклеветали, обвинив в содомии и колдовстве, и изгнали.

  Напоследок он проклял и наместника, и весь монастырь. Умер в поругании и нищете.
 
  Второй помер от онкологии, но перед смертью его почему-то лишили  кельи и перевели в корпус наместника. Якобы келья нуждалась в ремонте… Говорят, наместник даже жестоко избил старца перед его смертью. Так и забил его в гроб.

  Накануне этих печальных событий наместник как сбесился. Бегал по монастырю и сучил своими кулачищами. Мордобой и изгнание шли постоянные. Говорили, что он  рвался в епископы, но биография не способствовала. Вот и выслуживался перед начальством. Рассказывали, что изгнанный старец пророчествовал наместнику о его будущем епископстве, но и то предвидел, что радости оно ему не принесёт.

  Нового старца хотя и присоветовал владыка, но старец-то этот не так прост оказался. Смиренник, смиренник, а благословить новые паспорта с вензелями в форме трёх шестёрок отказался. Говорит-антихристовы документы. ИНН тоже не благословил… Говорит, принять ИНН - всё равно, что от крещения отказаться. А тут из патриархии указание пришло. Наместник, духовник, благочинный и казначей должны написать заявления и получить и ИНН, и новые паспорта… А иначе идите в иноки. И на общие послушания.

  Нет, такое в планы наместника не входило. Ведь впереди столько дел!

  И кураторам надо успеть «настучать», и епископу денежек подбросить, и выглядеть при этом передовым, чуть ли не гонимым от властей праведником. Хозяйство ещё нужно развивать… Пилорамы всякие, подворья… 
 
  Многое ещё предстояло свершить наместнику. Открыть магазины со спиртным и сигаретами, стать владыкой, удовлетворить все свои неудержимые чувственные аппетиты. Впрочем, развлечения наместника утверждались на общем холопском и раболепном отношении православных неофитов, а посему проказы толстого мальчика с дурными наклонностями грозили "паки и паки" превзойти развлечения Нерона и Калигулы.
 
  Смутные сомнения терзали братию. Слухи, один чуднЕе другого, распространялись с молниеносной скоростью и лихорадили разгорячённые умы.

  Кто-то рассказывал, якобы у наместника на сидячем месте имеется наколка в виде змеи и кочегара-чёрта, подбрасывающего в топку угли.Бывшие зеки из числа братии объясняли значение наколок как печать отбывавшего наказание за мужеложство. Как бы в подтверждение этого факта кто-то замечал, как наместник похлопывает по мягкому месту своего добровольного помощника из гражданских лиц. А тот, чуть не повизгивая и потряхивая своими рыжими кудельками и бородкой, весь извивался от счастья. Кому-то сельская бабулька поведала, что видела, как наместник занимается содомией с их приходским священником...
 
  Были замечены и автобусы с какими-то детьми, которых привозили почему-то прямо в загородную гостиницу. О дальнейшем, что там происходило, рассказывавший это трудник говорить боялся и многозначительно пугливо озирался. Но и то было известно, что наместник каким-то образом имел влияние на распределение детей-сирот, отнятых у родителей, и мог пристроить их в нужную семью. Какая-то приезжая тётка рассказывала, что знала его с юности, и что он сидел в тюрьме за убийство командира в армии. Так же и наркоманы считали наместника родным отцом и приезжали в монастырь "раскумариваться".

  При всём при том тётушки из близлежащего городишка называли наместника "баловником" и многозначительно улыбались.

  Всё это мало гармонировало с образом "высокодуховного отца", и вызывало с его стороны особую злобу, раздражение и даже ненависть к старцам- аскетам, пекшимся о своей пастве.

  Поэтому старцы были обречены на мученичество и оклеветание. А за ними и все их послушники. Что и последовало сразу после уничтожения пастырей.

  Подобно свирепому волку в овечьей шкуре наместник рвал стадо, собравшееся к доброму пастырю. Маховик уничтожения, подобно чёртову колесу, был запущен на полную катушку.
 
  Отжав квартиры и имущество, простофиль превращали в посмешище и объект для травли. Кого-то кастрировали духовно, кого-то и физически. Других изгнали и оклеветали, да так, чтобы потом они уже и не выплыли; кого изгнали и уничтожили уже в других монастырях и приходах; кого занесли в чёрный список с позорящими невообразимыми обвинениями; кого отравили в монастыре, кого уже дома; кто-то сгорел вместе с собственным домом; кого-то забили в гостинице, проломив ему череп; других изводили изящно и тонко, превращая их жизнь в ад и доводя до самоубийства.
 
  Все эти, и многие другие проказы покровительственно прикрывались теми, за кого возносились прошения о "...долгоденственном и мирном житии на многая лета..."

  Последний старец, с которым расправился наместник, был очень старенький и на ухо туговат. Не расслышал что-то в алтаре от наместника в процессе совершения проскомидии. Ну и получил по уху так, что распластался по алтарю подобно Христу под тяжестью креста… За ним была установлена постоянная слежка. Ушёл тогда старчик, сказав, что в монастырь вошло нечто, с чем сам он не в силах справиться.

  Все изгнанные старцы впоследствии попали в другие монастыри и оставались там на положении поднадзорных вплоть до своей кончины.

  Грустно было видеть их там - оболганных и связанных старостью, болезнями и безденежьем. Ни семьи, ни жилья собственного, ни родственников, ни учеников. Понукаемые каким -нибудь молодым наместником,они находились там, как приживалки.

  Переход в следующий монастырь лишь добавлял им проблем и лишений.

  Характерно, что жить по другому они и не могли. Их даже пробовали дружески похищать другие изгнанники из "обители спасения". Всё напрасно! По следу пускались ищейки и старец иной раз отсиживался под полом, в то время как у него над головой расхаживал лощёный и зоркий благочинный или игумен.

  В конечном счёте старец сдавался монастырскому начальству и возвращался с покаянным видом. Тогда его направляли в Москву на сбор пожертвований, где он и простаивал в переходах метро с протянутой рукой. Его избивали и прогоняли и тогда он шел в следующий переход... 

  Но не стал всего этого дожидаться Мелетий! Ибо был, не смотря на свой простоватый вид, далеко не глупым человеком и имел за плечами Суворовское училище.

  Нашёлся и повод "канонический". Мол, глобализм - это ересь ересей. Раз наместник -  глобалист, значит наместник -  еретик. А с еретиками общаться не положено и это даёт право иноку покинуть обитель.

  Раздал Мелетий всё своё небогатое имущество. И ушёл налегке, весёлыми ногами. Искать истинных аскетов в Абхазии.

  Душу свою не отдал за чечевичную похлёбку и свинячьи рожки!

  А ведь многие постарались угодить наместнику. Кто акции подарил на миллионы за право носить подрясник. Кто дачу с машиной. Кто квартиру с удобствами. Кто совесть свою и доброе имя. Вот теперь изощряются, пытаются вернуть былую хозяйственную мощь! Да всё уже профукано! Наместник-то  добился-таки епископства, да и денежки все с собой прихватил напоследок! И как-то всё это пошлостью попахивает!

  Нет. Лучше идти своим путём. Не по накатанной. Хотя и абхазские монастыри теперь за плечами. Но и там старцев-носителей духовного преемства он уже не нашёл. Одни кресты да могилы. А когда вернулся в Россию, то и здесь нашел лишь то же самое.

          


Рецензии
Вы правы: глобализм, либерализм есть разрушение, уничтожение всего духовного. С уважением, Александр

Александр Инграбен   04.04.2018 14:53     Заявить о нарушении
Излишний либерализм в своё время разрушил Россию старую. А глобализм разрушает Россию сегодняшнюю.Конечно, духовное должно идти впереди и творчески созидать. А либерализм бывает обычно после деспотии. Так деспотия старается обелить себя в глазах народа и общественности. Глобализм - это попытка деспотии подчинить себе все народы, прикрываясь лозунгами о демократии. Это всё политика. А духовность - это понятие другого уровня.Это понятие ближе к ведической цивилизации. Как именно восхождение - восхождение на Кайлаш. Осознанность, самореализация, аскеза - дар и творческое созидательное действие ради блага общества. Спасибо за рецензию. С уважением, Михаил.

Майк Мак-Грегор Хардинг   07.04.2018 22:59   Заявить о нарушении