Aided
Плохо то, что он иногда внезапно смертен,
вот в чем фокус»
(М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
Древне-ирландское aided, обозначающее «особые обстоятельства смерти» или «смерть, наступившая в результате неких особых обстоятельств», напрямую к этой истории не имеет отношения. Однако один из русских синонимов этого слова – злой рок, безусловно, причастен к тому, о чем я собираюсь рассказать.
Ох, уж этот злой рок! Сколько жизней он искорежил, а то и вовсе, обратил в прах. Мировая литература запечатлела тысячи историй с нелепейшей кончиной главных героев. Классическим примером может служить смерть Берлиоза в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Помните?
Он еще сидит в парке на Патриарших прудах с чувством собственного достоинства и превосходства, но вот, беда – «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но и даже разлила».
Только излишне самоуверенный человек, вроде Берлиоза, может сказать, что совсем не верит в злой рок и что все это «выдумки чересчур впечатлительных писателей». Возможно, некоторые литераторы и правда, излишне форсируют в своих произведениях эту тему, но жизнь убеждает нас в обратном.
За примерами далеко ходить не нужно, взять хотя бы необычную смерть Эсхила.
В 455 году на голову античного драматурга и философа упала... Что вы подумали? Груша? Сосна? На голову отца греческой трагедии упала черепаха, которую сбросил с большой высоты орел или гриф. Впрочем, какая разница, если в результате бедняга Эсхил скончался. А ведь, предупреждала его провидица, что смерть придет к нему с небес!
Ну, кто посмеет заявить, что это – случайность и злой рок тут ни при чем? Даже не пытайтесь рационально объяснить произошедшее, а впрочем, каждый имеет право на свое мнение.
Оставим античные времена, могу привести современный пример. Эту историю, которая произошла с его близким родственником, рассказал мне мой давний приятель. И ее уж точно, можно смело отнести к абсолютно роковым случаям.
Юрий Львович, назовем его так, жил в небольшом приволжском городке, где многие знают друг друга в лицо. Занимался бизнесом. Следует заметить, что занятие это мало подходило к его характеру, поскольку, был он человеком добрым, а главное, порядочным, что само по себе слабо согласуется с жесткими правилами бизнеса, особенно в российской глубинке. Что касается внешности, то выделялся он спортивной наружностью и, несмотря на возраст, в свои без малого шестьдесят продолжал плавать, благо, Волга-матушка – рядом, под боком. И он не отказывал себе в удовольствии делать это рано утром перед работой.
Была у него еще одна страсть, связанная с рекой, но об этом позже.
В тот роковой для него день, он, как обычно, пошел с утра перед работой окунуться и проплыть привычные пару километров. Зашел с пляжа и, э-эх, нырнул и поплыл короткими сажёнками.
Несущееся сзади судно он не увидел, а услышал и успел только повернуть голову. Большой катер был в считанных метрах от него и Юрий Львович не успел даже нырнуть поглубже.
Удар винтом пришелся на правую руку чуть ниже плеча и по лицу. В первое мгновение он даже не почувствовал боли. Скорее, это был шок и жуткая, как выстрел в упор, мысль «это конец». В эту долю секунды его открывшиеся под водой глаза зафиксировали густой кровавый шар, который мгновенно стал расти. Сначала он подумал, что руки больше нет, но всплыв, увидел ее, болтающейся на каком-то лоскуте кожи или сухожилии...
И он поплыл. Он греб здоровой рукой, мысленно прося Бога, чтобы вторая рука не оторвалась совсем. Наверное, это был первый случай в его жизни, когда он о чем-то просил Бога.
А дальше произошли события, в которые мне до сих пор трудно поверить. Уже одно то, что он, получив такие травмы, не утонул сразу, сложно объяснить. На этом чудеса не закончились. В такую рань на берегу не должно было быть никого, но случайный рыбак оказался рядом. Он вернулся после ночной рыбалки и, вместо того, чтобы сразу вытащить лодку на берег, стоял и курил, глядя на чудака, плывшего в пятистах метрах от него. Он сам потом признался: предчувствие, что сейчас должно что-то произойти появилось сразу, как только он вышел на берег. Когда лихой пловец скрылся под пронесшимся над ним катером, рыбак уже греб, что было сил к этому месту. Поминутно он озирался, убеждаясь, что бедолага еще пытается грести ему навстречу. Он испугался только, когда увидел близко кровавое месиво вместо лица и висящую руку.
Ну, а потом, и вовсе невероятно, Юрий Львович начал сам руководить своим спасением. Он попросил привязать его за здоровую руку к лодке и быстро грести к берегу. На всякий случай спросил, есть ли у рыбака мобильник. И это было еще одно чудо – телефон у товарища имелся. Они остановились, чтобы сделать один, но, как оказалось, жизненно-важный звонок – с помощью рыбака Юрий Львович предупредил дочь, а та – подняла на ноги всех. На берегу их уже ждала «скорая», а в больнице готовили операционную. Со «скорой», кстати, тоже все вышло каким-то невероятным образом – в этот момент она случайно проезжала мимо.
Не прошло и часа, как Юрий Львович лежал на столе в операционной. Руку пришили, правда, без гарантий, что она будет функционировать. Раны на лице заштопали, только носа и части щеки он лишился совсем...
Очнувшись после наркоза, ему казалось, что он слышит голоса ангелов: «Это просто чудо! Как можно после такой чудовищной раны, сильнейшего болевого шока и кровопотери, оставаться в сознании и даже руководить своим спасением?» - говорил первый. «Да еще в воде», - соглашался второй ангел. «Слава Богу, что остался жив!» - подключился третий. Потом Юрий Львович понял, что рядом с ним не ангелы, а знакомый хирург и две любимые дочери. Когда он благодарил доктора, тот, смеясь, сказал: «Я тут ни при чем, ты сам себя спас!»
Несмотря на то, что руку удалось спасти, она не хотела функционировать, да и проблему с лицом нужно было решать. Хирург посоветовал лететь в Израиль. Там ему сделали несколько операций, после которых – рука заработала, как прежде, а пластические хирурги вставили имплантат вместо утраченного носа и восстановили лицо.
Вы наивно полагаете, что можно ставить точку? Как бы не так! Стал бы я пересказывать эту историю, если бы все так и закончилось?!
Прошло ровно три года. Юрий Львович не только успел вернуть часть, потраченных на операции денег, но даже приобрел за это время, взамен старенького катера, новую моторную яхту. Хождение по реке на моторке – это была та самая страсть, о которой я упомянул вначале.
В воскресенье, с самого утра Юрий Львович был на своем причале. В этом году он еще не выходил на любимом катере. Поворот ключа и двигатель мягко заурчал под палубой, а корпус завибрировал в нетерпении. Рычаг от себя и яхта, набирая скорость, помчалась описывая красивую дугу, еще газу – и она рванула, оставляя за кормой пенный след. Юрий Львович расслабился, подставляя лицо с едва заметными шрамами под плотные потоки свежего утреннего воздуха. Не поворачивая головы, он понял, что проходит то место, где три года назад чуть не лишился жизни. И в это мгновение он почувствовал какой-то мягкий толчок, а потом – услышал крики со стороны берега. Кричали с того самого пляжа, куда его окровавленного притащил на своей шлюпке рыбак три года назад.
Юрий Львович сбросил газ и пошел в сторону берега, предчувствуя, что произошло что-то ужасное и требуется срочная помощь. Кричащих на берегу он сразу узнал – это были люди, которые жили в соседнем от него доме. «Но почему они кричат, что я кого-то убил?» – подумал Юрий Львович.
Самые наихудшие опасения вскоре подтвердились, когда к берегу прибило обезглавленное тело пожилой женщины – матери соседей Юрия Львовича.
С ней он был тоже знаком и даже перекинулся несколькими словами, когда шел к своей машине на прошлой неделе.
Разбирательство по этому делу длилось почти два года. Конечно, он пытался поговорить с детьми погибшей женщины и был готов на любую материальную помощь. Да что там помощь! Он отдал бы все свои сбережения, только бы этого не случилось.
«Почему дети позволили ей так далеко заплыть?» «Сколько времени она находилась в воде?» Все эти и другие вопросы задавал адвокат Юрия Львовича на заседаниях суда.
За два года Юрий Львович как-то сразу постарел, плечи опустились и в нем уже трудно было узнать прежнего спортсмена-здоровяка. Все это время он сильно переживал случившуюся трагедию и хотел понять причину и взаимосвязь между первым и вторым случаем. Он пытался вспомнить всех людей, с кем приходилось общаться последние годы, возможно, среди них был кто-то, кого он смертельно обидел и теперь несет заслуженную кару. Но таких поступков, за которые должно быть стыдно, он не совершал. Хоть и был он человеком неверующим, но старался жить, не причиняя никому зла. Мысль о том, что все это произошло не с кем-нибудь, а именно с ним – терзала его куда больше, чем возможный приговор. В то время, как его адвокат пытался убедить суд, что пострадавшая умерла до того, как ей винтом отрубило голову, Юрий Львович размышлял о своей жизни и пришел к мысли, что всему виной – злой рок.
Приговор, как ожидалось, оказался не слишком суров и через несколько месяцев Юрий Львович вышел на свободу по амнистии, а вскоре и судимость была с него снята. Но та душевная травма, которую он получил, заставила его поверить не только в фатальность происшедшего с ним, она заставила его поверить в Бога.
Эта история и меня не оставила равнодушным, я тоже пытался объяснить себе то, что случилось с Юрием Львовичем. Но все мои рациональные объяснения выглядели жалкими и несостоятельными. Это, как если бы, черепаха не расколола череп Эсхилу шестнадцать веков назад, а тяжело ранила. А потом, спустя три года, он на том же самом месте решил заняться спортом и запустил нечаянно черепахой вместо диска, и снес напрочь голову кому-то из сограждан. Такая инсценировка не могла прийти в голову даже Эсхилу, несмотря на то, что он был отцом греческой трагедии. А что уж говорить обо мне, если я, не то, что в античной трагедии ничего не смыслю, но и в современной разбираюсь слабо?
Я анализировал собственную жизнь, пытаясь отыскать нечто подобное, когда мог умереть, но кто-то отвел эту угрозу. Сколько я не напрягал память – ничего, даже близко похожего на то, что произошло с Юрием Львовичем, со мной не происходило. Да и, слава Богу! А закончить эту историю хочется словами Воланда из бессмертного романа:
«НО УМОЛЯЮ ВАС НА ПРОЩАНЬЕ, ПОВЕРЬТЕ ХОТЬ В ТО, ЧТО ДЬЯВОЛ СУЩЕСТВУЕТ, О БОЛЬШЕМ Я УЖ ВАС И НЕ ПРОШУ».
Свидетельство о публикации №216091901462
Очень интересный и страшный рассказ.
В самом деле,какой-то злой рок преследовал героя. И то, что вторая трагкдия случилась на том же месте, что и первая, - еще более усиливает эффект.
Мне вспомнилась баллада Жуковского "Поликратов перстень", основанная на древнегреческой легенде о Поликрате, баловне судьбы. Есть там такие строчки:
Чтоб верной избежать напасти,
Моли невидимые власти
Подлить печали в твой фиал.
Судьба и в милостях мздоимец...
Все было слишком хорошо у Поликрата. И тогда он решил пожертвовать чем-нибудь очень ценным и бросил в море свой перстень. Но вскоре рыбаки выловили рыбу, проглотившую перстень. Поликрат понял, что боги не приняли его жертву, его дар, и что трагедия неизбежна.
Спасибо большое за интересный и очень впечатляющий рассказ.
С уважением,
Вера
Вера Крец 06.08.2024 09:12 Заявить о нарушении
С благодарностью и пожеланием, чтобы мы никогда не стали жертвами никаких роковых обстоятельств.
Владимир Пастернак 06.08.2024 13:28 Заявить о нарушении