Разбор по Дн. 01, 01-06
1 “что Иисус делал и чему учил”. Евангелия – прежде всего рассказ о деяниях Иисуса и уже потом о Его учениях. Так и с этой книгой – не “Учения апостолов”, но “Деяния апостолов” (хотя учению апостолов в ней внимание уделяется, см. 2:42). И в нашей жизни: слова важны, но дела важнее (или лучше сказать так: дела не менее важны, чем слова).
2 “дав Святым Духом повеления”. О всех повелениях и вообще словах Иисуса можно сказать, что они были “даны Святым Духом”. Стремиться к этому. “Говорит ли кто, говори как слова Божии” (1Пет.4:11). “Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал” (Дн.4:8, см. также 13:9). Христос говорил Святым Духом. Наши слова могут иметь силу и благословение Святого Духа, а могут не иметь. Ветхозаветный пример: Илия послал слугу, чтобы он положил на лицо умершему мальчику жезл, но оказалось, что этого для воскресения было недостаточно. Когда же сам Илия лег на мальчика, дохнул на него – тот воскрес. Два человека могут сказать одинаковые слова – один механически, другой – пропустив их через сердце. И действие будет разным. Потому что сосуды, орудия разные, разной степени их чистота и посвященность Богу.
3 “в продолжение сорока дней являясь им”. Между периодом постоянного физического пребывания с учениками до Своей смерти и физического отсутствия после Своего вознесения у Иисуса был период, когда Он то пребывал с учениками, являясь им, то исчезал и отсутствовал. Он приучал их к Своему физическому отсутствию, постепенно подводил к этому, смягчая боль расставания.
3 “говоря о Царствии Божием”. Царство и церковь не одно и то же, Царство шире церкви (включая ее). Согласно притчам о Царстве из Евангелия от Матфея (например, см. главы 13 и 25) Царство – это сфера всех исповедующих христианство, всех вышедших навстречу Христу, всех верующих, как подлинных, так и номинальных. Почему Христос беседовал на этих последних встречах с учениками именно о Царстве? Наверное, по той причине, что они будут призваны заниматься не только внутренними делами церкви, но и делами Царства.
4 “ждите обещанного от Отца”. Бог держит Свои обещания. Наше слово тоже должно быть твердым.
5 “Иоанн крестил водою”. Интеллектуальная скромность Иисуса: Он упоминает и Отца (в предыдущем стихе), и Иоанна, не сосредотачивает внимание Своих последователей на Себе.
5 “а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым”. Иисус обещал, что через несколько дней они будут крещены Духом Святым, но в Деяниях нет упоминания о крещении огнем (Мф.3:11-12; Лук 3:16-17). Крещение огнем – это крещение осуждения, которое постигнет только неверующих и произойдет в будущем.
Вообще крещение Иоанна – промежуточный этап, подводящий к крещению Духом Святым. Оно было основано на ветхозаветной идее и обрядовой практике, однако значительно их обновило. А последующее крещение значительно обновило идею и практику крещения Иоанна.
6 “не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” То, что ученики задали Иисусу этот вопрос, вполне закономерно. Иисус говорил о Царстве Божьем (1:3), а все тексты, связанные с излиянием Святого Духа в Ветхом Завете, относятся к восстановлению Израиля (Ис.32:15; 44:3; Иез.36:25-28; 37:14; 39:29; Иоил.2:28-3:1). Вопрос только, в каком ключе говорил с ними о Царстве Иисус – об установлении Царства, обещанного Израилю, или о расширении Царства в период построения церкви из язычников?..
Разбор прошел 19 сентября 2016 г.
Свидетельство о публикации №216091902127