Дорога в Берген. Норвегия. Гл. 2

На авторском фото - на паромной переправе с видом на Форсанн;  проезд по мосту, позади остался Форсанн;  трудный путь вдоль скалистого Люсифьорда;    санитарная остановка на горном пути (на камне). Дорога от Ставангера до Бергена, Норвегия.




Итак, наше путешествие по Норвегии начиналось из Ставангера. Сюда прилетела вся наша группа, кто из Москвы, кто из Осло, а мы из Лондона. После однодневного знакомства с нефтяной столицей Норвегии, мы начали наше большое путешествие по Норвегии.

Наш путь лежал из почти равнинного Ставангера на север, к Бергену. Возвышенности переходили в горы, а мелкие заливы превращались в глубокие фьорды. Пейзажи за окном стремительно менялись. За каждым новым поворотом ожидал новый пейзаж, ещё краше прежнего.

Мы держали путь к Люсефьорду. Одному из самых красивых и самых доступных для туристов, поскольку он располагается недалеко от Ставангера. А от Осло проложен самый близкий морской маршрут, до первого настоящего, и одного из красивейших фьордов. Дороги автомобильной из Осло сюда, в скалистые горы, нет.

Поразительно, как бережно относятся в Норвегии к посевным площадям! Каждый кусочек земли, который можно условно назвать плоским, засажен культурами. Их не так много, но они есть. Ячмень и овёс здесь неплохо растут. В начале августа культуры уже были все скошены. Среди виляющей между больших валунов дороги то здесь, то там, были видны следы покоса. Но это только в южной Норвегии. В северной даже таких клочков не сыщешь.

Удивил также песчаный карьер, который встретился нам на пути. Правда, уже на другой стороне фьорда, за мостом. Дело в том, что песка, как такового, в Норвегии нет. Вся страна, если условно, - сплошной камень, даже в глубоководных просторах - скалы. А песок - продукт жизнедеятельности океана.

И карьер этот производит искусственный песок путём перетирания каменных пород. Как нам сообщила гид, эта фирма выиграла тендер на поставку песка для госнужд. Кажется, для строительства стадиона к какому-то спортивному соревнованию.

Это, так сказать, национальная черта: привлекать свои, Норвежские фирмы для строительства национально значимых объектов. Этот песок не дешевле, чем доставленный по морю из других стран. И тем не менее. Вот такая песчаная проблема! 

Отсюда сложности с цементом, как строительным материалом, а строительные технологии не похожи на наши. Дома строят либо из дерева, либо из камня. Называемого у нас валуном. Но это было отступление.

Нас ожидала переправа через дельту Люсифьорда. Вначале паромная (в дельте много островов), потом через мост. Красота и строгость скал поражали воображение! Ничего подобного мы ещё не видели! Но всё по порядку.

Вдоль Люсефьорда издревле селились люди, то здесь, то там встречаются и отдельно стоящие домики, хутора, и небольшие поселения.

Форсанн - селение на этом берегу фьорда, к которому мы подъезжали, богатая коммуна, расположенная в дельте Люсифьорда (см. фото на берег с моста). Живёт коммуна за счёт продажи электроэнергии. В местечке Флёрли с начала 20-го века находится электростанция, когда-то здесь в 17 веке тоже было поселение, видимо, лесопилка. Основной потребитель электроэнергии – город Ставангер.

Из Форсанна на другую сторону Люсифьорда ведёт вантовый мост постройки 1995 – 1997 годов. Длина пролёта моста – 446 метров, общая длина 639 метров. По этому мосту пролегал и наш путь на другую сторону (см. фото).

Строгая и суровая красота скал фьорда, вдоль которых мы ехали ещё некоторое время, пугала и завораживала (см. фото). Поражало, как можно было вообще здесь построить дорогу? Берега из больших валунов так и заставляли работать воображение и представлять чудовищ-гигантов, запросто двигающих камни. Будто  кто-то просто играл с валунами и строил крепости. Так выглядят берега в дельте.

Круизные маршруты из Осло предполагают подъём судов и лайнеров по фьорду вверх. Мы же только пересекли дельту, проехали немного вдоль, и повернули на север. В другие маршруты, водные, входит посещение скалы Престулен (Кафедра проповедника), которая возвышается над водами почти на 600 метров. Когда-то эта площадка в 600 кв метров использовалась язычниками для жертвоприношений.

Здесь же главная природная достопримечательность гор - застрявший между скалами "камень-горошина". Туда тоже проложена тропа для туристов, но с пристани для судов. А в последнее время распространение получил и вид парашютного спорта "бейс-джампинг".

Одним словом, на любой вкус. Чтобы всё посмотреть и везде побывать, нужно иметь хорошее здоровье и хорошую спортивную форму, много времени, и, конечно же, много денег. В Норвегии всё дорого! И подобные маршруты для удовлетворения зрительных и иных ощущений будут стоить дорого.

В наши же планы подобные прогулки не входили. Дай Бог за 12 дней и за N-тысяч евро с человека успеть проехать по Норвегии больше двух тысяч км в одну сторону - на север.

В районе деревни Ланде, которая встретилась на нашем пути на другом берегу, археологами были найдены свидетельства  первых поселений викингов, которые датированы 1500 годом до н.э. Жили тогда общинным хозяйством. В Ланде сегодня для туристов открыты шесть домов – музеев, воссоздающих быт древних поселенцев.

Мы торопились, в нашей поездке нам ещё предстояло посещение дома конунга (короля викингов), и поэтому нам только разрешили выйти из автобуса и сделать несколько кадров (см.фото). Рядом с постройками паслись кони и стада овец.

Трудно себе представить, каким транспортом раньше пользовались норвежцы, и сколько времени затрачивали, чтобы, например, вывезти продукцию животноводства на рынок! Только водным.

А сейчас это и новые паромные переправы, и скоростные катера, и мосты, и туннели в горах, позволяющие передвигаться на автомобиле. Но и это не всегда возможно. Суровые берега Люсифьорда неприступны даже при наличии современных технологий.

Рельеф Люсифьорда настолько сложный, что и проведение дорог, и строительство городов на нём невозможно. Только несколько деревень и хуторов находится на его склонах. А его протяжённость 42 км.

Мы же ехали вдоль скалистых берегов фьорда, горы становились всё круче, скалы обрывались в воды фьорда. Нам пришлось даже сделать несколько остановок для передышки, настолько путь был труден, а порой даже и опасен (см. фото).

Но вот дорога RV13 свернула в сторону от Люсифьорда. Преодолев ещё пару паромных переправ, с остановками в пути для отдыха, продолжили путь к Бергену. Самый трудный участок пути был позади.
 
Во время одной из остановок, прямо здесь, на обочине дороги, мы рвали чернику (см. фото - на камне). Первым делом бросились в глаза контейнеры для мусора на площадках для отдыха. Они будут нам попадаться до самых северных рубежей. Надписи на табличках гласили, что за брошенный в неположенном месте мусор грозит огромный штраф! А мусор сортируется, везде 3-4 бачка разного цвета с указанием видов.

Отдых в горах водителю необходим, на каждом автобусе установлен видео регистратор, фиксирующий время в пути. Но вот полицейских за всё время своего путешествия на север мы так ни разу и не увидели. Нет необходимости. Транспорта не так много. Да и проезжие эти дороги, как правило, только три месяца в году. Это север, и здесь свои законы диктует природа. 

А мы продолжали свой путь. И он пролегал мимо исторического сердца Норвегии, Хаугесунд. Здесь, на холме, находится церковь святого Олафа, основателя государственности. Этой церкви более 1000 лет, она построена на месте ещё более древнего языческого сооружения. Здесь же представлен и быт древних викингов.

Но мы проехали его без остановок. У нас было по времени всё рассчитано, а знакомство со страной только начиналось. Впереди была "Вся Норвегия".




Продолжение: "Об Эдварде Григе в Бергене" - http://www.proza.ru/2014/10/28/916


Рецензии
Красиво и профессионально написано Ваше повествование!
Мы с женой в июне 2008 года ездили на автобусе
из С-П по странам Скандинавии. Финляндия, Швеция,
Норвегия, Дания. 3 или 4 раза катались на громадных
паромах. 9-ти палубные корабли вместимостью 2700 человек,
штук 25 автобусов и много легковушек. В Бергене были
и ели там на рынке свежесжареную рыбу.
Естественно там был дождь. Поразила нас Норвегия
бесчисленным количеством водопадов и тоннелей в горах.
Ног страна дорогая.
Всего Вам доброго

Юрий Иванович Хмыз   19.07.2017 12:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий Иванович, приятно встретить тех, кто там бывал. Любителей путешествий, а не пляжного отдыха, не так много. Поскольку это требует затратить силы, а не отдыхать.

В Бергене все дни в году дождливые. Это самый "мокрый город" в Европе. Океанская влага, поднимаясь ввысь, упирается в горы, что за "спиной" Бергена. И выливается в виде дождя. А уж потом, изрядно пролившись дождём, полегчав, перемахивает через вершины гор, там они самые высокие в Норвегии.
Почитайте ещё о северной Норвегии, Лофотенских островах. Это совсем другая Норвегия! С уважением,

Татьяна Дмитриева Рязань   19.07.2017 14:21   Заявить о нарушении
Юрий Иванович, соглашусь и с Вами и с автором! По статистике Берген едва ли не рекордсмен по количеству осадков за год. Однако, мне исключительно повезло, в августе 2014 стояла ясная солнечная погода. Так что в полной мере удалось насладиться красотами этого необычно города! Чайки прям из рук выхватывали всякие вкусности )) что для сухопутного жителя выглядело увлекательным атракционом )) а дальше на Север начинается тундра, ягель, олени... Увы, до мыса Норд-Кап в тот раз добраться не довелось, возможно получится в будущем! Татьяне большое спасибо за впечатления, которыми она делится с нами.
С уважением,

Юрий Воякин   20.02.2019 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.