К 70-летию основания Тбилисского университета

Из грузинских и зарубежных исторических источников, из расположенных на территории Грузии материальных памятников культуры хорошо видно, что грузинский народ по праву можно причислить к народам древнейшей культуры.

Красивый, совершенной формы, грузинский алфавит, исполненная глубокого содержания грузинская письменность свидетельствуют о том, что в Грузии уже в древности образовательная деятельность служила предметом особого внимания. Без этого невозможно было бы достичь того высокого уровня в науке, литературе, строительной технике, искусстве, который обусловил крепость и красоту высеченных в горах и скалах Грузии городов-крепостей и храмов, украшенных изразцами, чеканкой и живописью.

Училища при монастырях, расположенные как на территории Грузии, так и за ее пределами — в Старом Афоне, на Синайской горе, в Иерусалиме, Петрицоне и т.д. — служили насаждению знаний. Большое внимание уделялось высшему образованию и научным исследованиям. В свое время большим авторитетом пользовались философско-риторическая школа в Фазисе, называвшаяся Колхидской академией, Академии Греми, Гелати и Икалто. По-видимому, следует считать истиной существующее мнение об идентичности личностей псевдо-Диониса из Ареопага и грузинского мыслителя Петре Ивериели.

Образовательная и учебно-научная деятельность в Грузии достигла особенно высокого уровня в XII и XIII веках, названных золотым веком грузинского народа. К сожалению, нашествие монголов сильно повлияло на судьбу Грузии. Она сначала лишилась своей государственной целостности, а затем, раздробленная на мелкие королевства и княжества, даже стала вассалом Персии, Османского государства и находившихся под их влиянием кочующих племен Северного Кавказа. Были подрезаны крылья повсеместно известному стремлению Грузии к знаниям и образованию. За этим последовало упразднение и уничтожение образовательных центров на территории Грузии.

Несмотря на это, даже в такой трудный для грузинского народа период, каким были XVII — XVIII века, многие грузинские юноши, спешно посланные в Италию, овладевали знаниями в Римско-католической коллегии.

Ко всему добавилось еще заметное ослабление духовной жизни, выселение на север многих грузинских семей, принадлежавших к самым знатным фамилиям, а с конца XVIII века, для того чтобы избегнуть уже физического уничтожения, присоединение грузинских королевств и княжеств к единоверному северному соседу — России. Следствием этого стало постепенное ослабление набегов на Грузию исламских государств и, к сожалению, превращение самой Грузии в колонию самодержавной России.

Поначалу представителям королевской семьи и семьям некоторых знатных князей и дворян были дарованы определенные привилегии, однако позднее многие из них были выселены в северные губернии Российской империи. Многие молодые люди получили высшее образование в российских научных центрах, в Западной Европе, и, находясь вдали от родины, сумели показать себя на политическом, военном и научном поприще.
Они не забывали родину и по возможности заботились о ее благополучии.

Это принесло свои плоды, население Грузии как будто стало набирать новые силы в духовном и материальном отношении, однако наказание участников заговора 1832 года вновь замедлило процесс культурного возрождения грузинского народа. Среди участников заговора были люди хоть и незнатного происхождения, но готовые отдать жизнь за народное дело. К числу их принадлежали С. Додашвили, С. Размадзе и Ф. Кикнадзе, окончившие свою жизнь в изгнании и тюрьмах.

Начиная со средних веков, среди форм высшего образования самой распространенной было университетское образование. Название академии сохранилось за высшим военным, художественным и духовным училищами.

Об основании в Грузии высшего училища, в частности, университета, мечтали и радели почти все выдающиеся грузинские деятели прошлого и текущего столетия. Однако правительство царской России было категорически против этого начинания по двум причинам. Во-первых, в российской действительности университеты были рассадниками революционного движения, и открытие еще одного нового университета, да еще на периферии, правительство считало нецелесообразным; во-вторых, проживающие на периферии народы, добровольно или против воли присоединенные к России, царскому правительству казались настолько отсталыми в умственном отношении, что оно даже не считало их достойными высшего образования.

В числе достойных деятелей высших школ и научных учреждений Российской империи XIX века можно назвать и грузинских ученых: Т. Багратиони — почетного члена Императорской академии, выдающегося кавказиолога и этнографа; Д. Чубинашвили — профессора Петербургского университета, картвелолога и этнографа; П. Багратиони — руководителя лаборатории физики и химии Императорской академии; С. Давиташвили — вице-президента Императорской академии; И. Тархнишвили — академика российской Военно-медицинской академии, всемирно известного физиолога; Д. Бакрадзе — члена-корреспондента Императорской академии, известного археолога и историка; В. Петриашвили — профессора новороссийского (одесского) университета в области химии, а в последние годы жизни — ректора того же университета и др.

Они отличались присущим высокому интеллекту подлинным интернационализмом, но при этом не забывали родину, думали о ее бедах, с живым интересом следили за учебой грузинской молодежи, помогали наиболее способным из них добиться успехов на научном поприще. Благодаря заботам этих ученых во многих учебных или научных центрах России, на которые распространялось их влияние, выросла целая плеяда грузинских ученых: И. Джавахишвили, Гр. Церетели, И. Кипшидзе, И. Тиканадзе, А. Мачавариани, С. Вирсаладзе, А. Шанидзе, Н. Мусхелишвили, Г. Чубинашвили, Ш. Нуцубидзе, Л. Андроникашвили, И. Абуладзе, А. Бенашвили, Э. Такаишвили (в Петербурге), П. Меликишвили, И. Мосешвили, С. Гогитидзе, В. Жгенти, С. Авалиани, И. Бериташвили (в Одессе), А. Натишвили, С. Амиреджиби, Г. Ахвледиани, Ал. Церетели (в Харькове), К. Кекелидзе (в Киеве), А. Размадзе, А. Харадзе, А. Джавахишвили, Г. Гамбарашвили (в Москве) и т.д.

По их же рекомендации не один грузинский ученый был отправлен на учебу также и в научные центры Западной Европы.

Было бы неверно приписывать идею создания в Грузии высшего учебного заведения отдельным деятелям. Если бы мы так поступили, то список их оказался бы очень длинным. Хорошо известно, что эта идея возникла еще в прошлом веке, а с конца XIX века она зазвучала с новой силой. Все прекрасно понимали, что высшему учебному заведению будут нужны высококвалифицированные кадры (профессура), оснащенные соответствующим оборудованием здания и финансовые средства на текущее содержание самого учебного заведения. Как уже говорилось, процесс подготовки профессуры протекал успешно, строительство университетского корпуса было закончено к 1903 году, благодаря самоотверженным усилиям Н. Цхведадзе и С. Клдиашвили, а вот найти средства оказалось очень трудным делом.

То, что первым грузинским высшим учебным заведением должен был быть университет, не вызывало никаких сомнений у инициаторов его создания во главе с Иванэ Джавахишвили (в Петербурге) и Петре Меликишвили (в Одессе). Предметом обсуждения стал существующий в царской России статус университета, в соответствии с которым полицейский аппарат самодержавия был правомочен применять любые средства для борьбы с прогрессивно-революционными силами университета, в том числе и грубую силу. Было принято решение дать первому тбилисскому высшему учебному заведению статус свободного университета.

Для обоснования этого предложения достаточно вспомнить, что писала 25 августа 1917 года газета «Одесские новости»: «Новороссийскому университету придется распрощаться с одним из своих выдающихся, заслуженных профессоров — Петром Григорьевичем Меликишвили, который переезжает в Тбилиси на жительство в основном ради того, чтобы принять участие в деле организации в Тбилиси свободного университета. Известие об отъезде из Одессы Петра Григорьевича Меликишвили было с большим сожалением встречено профессорами и студентами Новороссийского университета...»

 Грузинский эквивалент русского названия «вольный университет» — «свободный университет» — встречается и в письмах И. Джавахишвили в связи с основанием Тбилисского университета. Как «свободный университет» он упоминался довольно часто. В соответствии со статусом «свободного университета», никто (в том числе и из правительственного аппарата), за исключением ректората и ученого совета университета, не имел права вмешиваться во внутренние дела университета.
Этого права было лишено и «Университетское общество Грузии», на котором лежала обязанность по сбору добровольных пожертвований для текущего его содержания.
В условиях демократической (меньшевистской) республики Грузии этот статус Тбилисского университета оказался иллюзорным. Таким статусом в старину пользовались некоторые западноевропейские университеты. В 40 х годах, после окончания Второй мировой войны одно из высших учебных заведений Западного Берлина получило название «свободного университета», в действительности же оно выполняло задания военного характера бундесвера Западной Германии и НАТО и существовало за их счет.

Группа инициаторов основания университета в составе И. Джавахишвили, П. Меликишвили, И. Кипшидзе, Д. Узнадзе, А. Размадзе, А. Шанидзе, К. Кекелидзе, Г. Ахвледиани, Ш. Нуцубидзе и Ф. Гогичаишвили 13 января 1918 года приняла решение о создании тбилисского высшего учебного заведения со статусом «свободный университет» и избрала его ректором Петре Меликишвили.

26 января того же года в торжественной обстановке было объявлено об открытии Тбилисского университета. Его ректор П. Меликишвили в своей программной речи подчеркнул, что университет призван подготовить высококвалифицированные национальные кадры, которые возглавят освоение богатств внутри республики на благо народа, внесут свой вклад в сокровищницу фундаментальных наук и этим выполнят свой интернациональный долг перед человечеством.
К единственному факультету унивеситета, который назывался «философским факультетом», через несколько месяцев добавился еще математико-природоведческий факультет.

3 сентября 1918 года по постановлению национального совета Грузинской Демократической Республики статус Тбилисского университета изменился, ему был присвоен статус Тбилисского государственного университета. Несмотря на это, тогдашний государственный аппарат республики не мог взять на себя заботу о единственном в республике высшем учебном заведении. В таких тяжелых для университета условиях П. Меликишвили счел целесообразным возглавить учебную и научно-исследовательскую деятельность на математико-природоведческом факультете по специальности «химия», и по его рекомендации 12 октября 1919 года ректором был избран Иванэ Джавахишвили.

К тому времени весьма усилилась профессура университета. Группу учредителей университета поддержали А. Бенашвили, С. Авалиани, Г. Чубинашвили, Э. Такаишвили, И. Абуладзе и другие. Состав студентов был многонациональным, поэтому желательно было, чтобы многонациональной была и профессура.

Вот что писал в 1920 году исполняющий обязанности ректора К. Кекелидзе пребывавшему по случаю каникул на отдыхе И. Джавахишвили:

«16.09.20, Тбилиси.
Дорогой господин Иванэ!
Простите, что я столько времени ничего не сообщал... Вот каково положение дел: а). экономическое положение — как я вам уже писал, Калашников представил план большой аудитории... б). учебная часть — зачисление студентов уже закончено. Сейчас поступила просьба от студентов Закавказского университета. Имущество этого университета мы уже принимаем... Что же касается приглашения профессоров, то дело пока еще не закончено ни на медицинском факультете, ни на факультете природоведения. Я очень тороплю с этим, но кого же им выбирать, когда выбирать некого... Из России приехали Мусхелишвили и Асатиани, говорят, что собирается приехать Гамбарашвили; Церетели сидит в Кавкави и, как мне сообщили в министерстве, Киров уже отдал приказ, чтобы его выпустили. Сейчас в Москву едет Герасимэ Махарадзе, и я еще раз наказал ему и Ноэ Цинцадзе принять все меры к тому, чтобы прислали и других. Пока нет известий от Валотеса и Вагнера, который, конечно, находится в Сочи».

Через несколько дней К. Кекелидзе снова писал И. Джавахишвили:

«...Мы послали радио послу Германии уже в Германию. Он обещает, что наше желание будет удовлетворено. Но, по-видимому, перепиской многого не достичь. Необходимо срочно послать надежного человека. Ноэ Цинцадзе сказал мне: представьте смету на приглашение профессора из-за границы, и правительство ее, без сомнения, утвердит. Он очень обнадеживает. Михако Церетели здесь, пребывает в весьма дурном расположении духа. Сомневаюсь, что при таком душевном настрое он сможет плодотворно работать. Упорно требует, чтобы его послали на год за границу, и обещает уладить там все наши проблемы.
 Вот таковы наша жизнь и положение.
 Всегда ваш верный друг К. Кекелидзе».

Нужно отметить, что руководство Тбилисского университета еще в 1919 году приняло решение посылать за счет университета за границу на стажировку в научные центры студентов и молодых преподавателей, особенно проявивших себя в учебе и научно-исследовательской работе. Вместе с тем университет выступил с инициативой об оказании помощи тем, уже находящимся за границей, студентам, которые успешно овладевают наукой в высших учебных заведениях Западной Европы. Обе эти группы были не так уж малочисленны, среди них особенно выделялись: Г. Элиава, А. Никурадзе, И. Никурадзе, М. Каухчишвили, Ш. Цинцадзе, Г. Нанеишвили, М. Ахметели, Л. Иашвили, Г. Ниорадзе, С. Буадзе и другие.

В 1919 году из математико-природоведческого факультета был выделен лечебный факультет. Этот факультет весьма способствовал развитию на высоком уровне медицинской службы в республике. Преподаватели и студенты именно лечебного факультета Тбилисского университета во главе с профессорами С. Амиреджиби, А. Аладашвили, С. Вирсаладзе, И. Тиканадзе, С. Гогитидзе, Г. Мухадзе, А. Мачавариани провели самоотверженную работу по ликвидации на территории Грузии испанки (1919 г.), чумы (1920 г.), брюшного тифа и холеры (1921 — 1922 гг.).
В возрождении промышленности и сельского хозяйства Грузии большая заслуга принадлежит вновь открытым в Тбилисском университете агрономическому (1921 г.) и социально-экономическому (1922 г.) факультетам.

Для молодого Тбилисского университета изначально был характерен высокий уровень как учебного процесса, так и научно-исследовательской работы почти во всех отраслях науки того времени. Формальному показателю научного роста — приобретению научных степеней — уделялось должное внимание.

Тбилисский государственный университет имел право присваивать степень доктора наук лишь по нескольким отраслям науки (например, по языковедению, медицине, истории), и несколько молодых ученых получили ее на месте. Некоторые же предпочли поехать в командировку за границу и защитить докторскую диссертацию в высокопрестижных научных центрах. Например, А. Размадзе и Г. Николадзе во второй половине 20 х годов приобрели степень доктора математических наук в парижском университете Сорбонна.

В начале 20 х годов университет получил право присваивать звание почетного доктора (Honoris causa). Уже тогда среди почетных докторов Тбилисского университета можно было видеть известных во всем мире ученых — Н. Кондакова, Д. Ленга, Ф. Дерли, Ганса Фохта, А. Заинковского и др. В университете изначально уделялось большое внимание созданию оригинальных учебников на грузинском языке. Это вовсе не означает, что он ограничивался узко национальными интересами, напротив, для его коллектива был характерен интернационализм. В его составе мы видим таких выдающихся представителей негрузинской национальности, как Л. Меликсет-Бек, Артур Лейст, М. Полиевктов, Н. Колесников, С. Невашин, И. Анфилов, В. Воронин и др.

 В первой половине 20 х годов среди достижений Тбилисского университета, которые и сегодня заслуживают подражания, в первую очередь надо отметить личные заслуги И. Джавахишвили и П. Меликишвили, значение того большого авторитета, которым они пользовались как в университетском коллективе, так и в учебных и научных центрах всей республики и за ее пределами. К сожалению, обстоятельства сложились так, что И. Джавахишвили в 1926 году был вынужден уйти с поста ректора и перейти на должность научного консультанта в Грузинский государственный музей.

К тому времени в Тбилисском университете работало до сорока профессоров и более двухсот преподавателей (доцентов, лекторов и ассистентов), а специалисты первых выпусков уже активно включились во все сферы общественной жизни, как в республике, так и за ее пределами. С. Джанашиа, Ш. Амиранашвили, А. Бакрадзе, В. Топуриа, А. Чикобава и др. были оставлены на кафедрах университета для подготовки к профессорской деятельности. Большим событием в жизни университета стал визит в Тбилиси в 1928 году известного французского физика и общественного деятеля Поля Ланжевена. Коллектив университета с живым интересом встретил его лекции как по физике, так и по линии политических наук.

Развернувшееся в республике индустриальное строительство требовало массовой подготовки высококвалифицированных специалистов. Чтобы удовлетворить это требование, стало необходимо отделить от университета сначала политехнический (1928 г.), а затем сельскохозяйственный (1929 г.) и медицинский (1930 г.) институты.

К сожалению, в процессе этого пострадал сам университет. Совет народных комиссаров Грузии в 1930 году упразднил его. Это было вызвано не столько объективными причинами, сколько нигилистическим отношением к университетскому образованию, которое царило в то время среди политических и советских лидеров республики. Этого настроя не разделяли озабоченные судьбой университета такие партийные и государственные деятели, как Л. Картвелишвили (1440 — 1937), Мариам Орахелашвили (1887 — 1937), М. Кахиани (1893 — 1937), Л. Гогоберидзе (1440 — 1937), Т. Глонти (1882 — 1937) — ректор ТГУ в 1926 — 1928 г., М. Торошелидзе (1880 — 1937) — ректор ТГУ в 1928 — 1931 г., Л. Агниашвили (1441 — 1937) — ректор ТГУ 1932 — 1935 г., К. Орагвелидзе (1898 — 1937) — ректор ТГУ в 1935 — 1937 г., профессора Г. Элиава (1892 — 1937), Г. Нанеишвили (1894 — 1937), Ш. Цинцадзе (1900 — 1937) , вернувшиеся на родину после стажировки в Западной Европе, и др.

К сожалению, их влияния оказалось недостаточно для сохранения университета. Благодаря этим обстоятельствам из-за границы на родину не вернулись такие известные ученые, как А. Никурадзе (физик, председатель комиссии по атомной энергетике в Германии), И. Никурадзе (специалист по гидромеханике, руководитель лаборатории Прандтля в Берлине), М. Каухчишвили (инженер-машиностроитель, директор итальянского филиала производственной фирмы Сименса) и другие.

Благодаря неудержимому стремлению к нему молодежи, в 1933 году Тбилисский университет был восстановлен и занял свое почетное и весьма ответственное место в сети высших учебных заведений республики, которая включала, помимо названных, институты инженеров железнодорожного транспорта, зоотехническо-ветеринарный, лесоинженерный, строительно-инженерный, педагогический, стоматологический, фармацевтический, академию художеств и консерваторию.

Читатель, наверное, уже понял, какая беда обрушилась на Тбилисский государственный университет в 1937-1938 годах — безвременно оборвалась кипучая жизнь многих еще молодых выдающихся ученых. Жертвами суровых репрессий тех лет стали такие заслуженные профессора, как Ш. Нуцубидзе, М. Каухчишвили, В. Беридзе, В. Котетишвили, Григол и Александрэ Церетели, Р. Хуцишвили, Н. Зандукели и многие другие. Пострадала и студенческая молодежь.

Нужно отметить, что даже в таких тяжелых условиях университет продолжал жить и работать. Множились ряды ученых. Создавались научно-исследовательские институты математики и механики, физиологии, геологии и географии, физики и геофизики, языка, истории и материальной культуры. В двадцатую годовщину основания университета (в 1938 году) из 66 профессоров 40 были докторами наук, а контингент студентов превышал 5000.

Издательство университета выпустило более двадцати оригинальных учебников и монографий, многие из которых получили мировое признание: монографии «Applications des ante; grales analogues a; celles de Canehy a; quelque proble;mes de la Physique mathenatique» Н. Мусхелишвили (1922 г.) и «Grewichst;uchung und ihre analoge» (Psich Forschu) Д. Узнадзе (1931 г.).

25 — 29 мая 1983 года состоялась первая научная конференция студентов ТГУ, на которой было заслушано 125 научных докладов. Не будет лишним назвать эти доклады, на слушании которых присутствовал и автор этих строк: «Метод неподвижной точки в анализе» (И. Карцивадзе), «Атом Резерфорда» (В. Чавчанидзе), «Спектральная закономерность и атом Бора» (И. Нанобашвили), «Квантовая теория теплоемкости» (О. Шенгелаиа), «Роль принципа произвольного выбора в математике» (А. Бицадзе), «Русско-французская война 1812 года» (Г. Ксенофонтов-Меликишвили), «Шамиль и национально-освободительное движение в Мтиулети» (В. Гучуа), «Концептуальная классификация языков» (Т. Шарадзенидзе).

С 1940 года Тбилисский и Львовский государственные университеты вступили в соревнование. За несколько недель до начала Советско-германской войны 1941-1945 гг. Тбилисский государственный университет посетила делегация профессоров и преподавателей львовского университета во главе с ректором Банахом. Незабываемое впечатление произвела на всех встреча с входившей в состав делегации группой математиков — Банахом, Шаудером и Зарицким. К сведению читателя, это те самые Банах и Шаудер, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю математики.
Показателем высоких достоинств ТГУ стало то обстоятельство, что среди пятнадцати академиков-основателей открывшейся в феврале 1941 года Академии наук Грузии тринадцать являлись профессорами университета, а ядро научных учреждений самой Академии составляли существовавшие при университете научно-исследовательские институты.

В 1941 — 1945 годах, с самого начала войны, значительная часть окончивших курс и студентов университета с оружием в руках геройски сражались с нацизмом. Многие из них пали в этой смертельной схватке с врагом. В такое тяжелое для страны время Тбилисский государственный университет продолжал активную, интенсивную и плодотворную учебную и научно-исследовательскую деятельность. Именно здесь были заложены основы признанных во всем мире научных школ по математике, физиологии, психологии, истории и языкознанию.

За не такой уж длительный период своего существования этим школам пришлось пережить и хорошие, и плохие времена. Рядом с ними, а нередко и в них самих, находились хотя и не лишенные способностей, но одержимые манией величия ученые, сердца и души которых наполнялись завистью и злобой при виде успехов других, тем более на фоне собственных неудач. Они употребляли все способы, не гнушаясь и политического шантажа, лишь бы вывести из строя, удалить с научного поприща и даже уничтожить талантливых коллег, которых считали своими «соперниками», и тем расчистить себе путь к не заслуженной ими карьере. Они вступали в борьбу со своими, некогда «любимыми» учителями.

Первый удар в этой беспринципной борьбе принял на себя в 1936 — 1937 годах глава грузинских историков И. Джавахишвили. Его публично обвинили в том, что он «не хочет или не может трактовать историю грузинской нации в соответствии с принципами исторического материализма», и сочли недопустимыми его контакты со студенческой молодежью. И этому честному ученому оставалось только окончательно порвать уже и так ослабевшие связи с созданным его трудами университетом.
Не меньшее испытание постигло в конце 40-х годов основоположника грузинской школы по физиологии И. Бериташвили. Это было время, когда в советской биологической науке надежно укрепилась и праздновала победу группа лжеученых. И. Бериташвили был обвинен в «идеализме» в научном споре, который он с 20-х годов вел с И. Павловым и который никогда не выходил за рамки принятой в науке полемики. В 1949 году И. Бериташвили был смещен с поста директора созданного им же института физиологии. В подобном же положении оказался и Д. Узнадзе.
 
В начале 50-х годов настала очередь грузинской математической школы. Были сделаны попытки подорвать научный авторитет Н. Мусхелишвили и И. Векуа, на них совершенно безосновательно было наложено административное и партийное взыскание.
Весь состав грузинской математической школы, за исключением ее главы Н. Мусхелишвили, состоял из выпускников физико-математического факультета Тбилисского университета.

Как известно, самым блестящим представителем этой школы после Н. Мусхелишвили был И. Векуа, лауреат Государственной премии, член и почетный доктор многих научных учреждений мира. После окончания в 1930 году Тбилисского университета он успешно закончил аспирантуру в Академии наук СССР и прошел славный путь ученого, педагога и общественного деятеля от доцента до ректора сначала под руководством А. Крылова в Ленинграде, а с 1933 года в Тбилисском университете.

В 1951 году, будучи еще молодым, И. Векуа получил приглашение от своих московских коллег и, «осужденный» в Тбилиси, переехал жить и работать в Россию. В Москве ему были созданы все условия для научной деятельности, и всего через несколько лет его авторитет, как ученого и организатора науки, поднялся на невиданную высоту. С конца 1958 года И. Векуа был в рядах организаторов совершенно нового типа высшего научного заведения — Новосибирского государственного университета и стал его первым ректором. Эту должность он занимал в течение семи лет.

Он входил в группу выдающихся ученых, которой выпало на долю стоять у истоков создания «Большой науки» на востоке РСФСР. Это было время, когда прогресс в науке и школьном образовании в нашей стране пошел на спад. Высшая школа оказалась изолированной от академических и других ведомственных учреждений, вследствие чего процесс получения высшего образования протекал отдельно от процесса современных научных исследований.
В виде исключения Новосибирскому университету было предоставлено право разрабатывать собственные учебные планы и программы с целью слияния университетского образования с процессом научных исследований, проводившихся в институтах Сибирского отделения АН СССР. Более двадцати академических и ведомственных научно-исследовательских институтов были объявлены базовыми институтами Новосибирского университета. Студенты с первого же курса включались в научно-исследовательскую работу, благодаря чему научные учреждения имели возможность подбирать нужные им кадры. Это способствовало прогрессу науки в Сибири и на Дальнем востоке.

Рассмотрев просьбу руководства Грузинской ССР, центральные директивные органы сочли целесообразным возвращение И. Векуа на родину, и с 1965 года он продолжил свою деятельность уже в Тбилиси — сначала на посту первого вице-президента Академии наук Грузии, а затем, с 1966 года, на посту ректора Тбилисского университета.

Вести работу в Тбилисском университете подобно тому, как она велась в Новосибирском университете, И. Векуа не мог, так как это сочли бы «нарушением закона». Поэтому Векуа избрал другую тактику — при поддержке вышестоящих органов он добился создания при Тбилисском университете проблемных лабораторий и научно-исследовательских институтов прикладной математики, а позднее физики высоких энергий. Оба эти института сегодня занимают почетное место среди ведущих научных учреждений страны. В Институте прикладной математики, который сегодня носит имя И. Векуа, ведется интенсивная работа над фундаментальными проблемами современной математики и внедрением полученных результатов в народное хозяйство. В то же время он является базовым институтом почти всех высших учебных заведений Тбилиси, которые готовят кадры по прикладной математике и информатике.
В 1968 году вся республика отмечала 50-летнюю годовщину со дня основания родного университета. В этом празднике грузинского народа приняли участие представители более чем ста старых университетов всего мира.

В связи с избранием в 1972 году на пост президента Академии наук Грузии, И. Векуа покинул должность ректора университета, но до последних минут своей жизни не переставал проявлять заботу о родном учебном заведении.
Сегодня человечество вступило в такую фазу своего развития, когда неуклонно растет роль науки и, соответственно с этим, усложняется и углубляется ее содержание и методы исследования, освоение которых так необходимо современному специалисту. Это вызвало радикальное обновление назначения высшей школы и методов подготовки ею специалистов.

Решающее значение придается выбору молодежью будущей специальности. Допущенная ошибка в выборе специальности может в будущем стать роковой для сегодняшнего абитуриента. Надо чтобы его не подвело чутье, чтобы работа не стала для него скучным и надоевшим делом и, более того, чтобы он не возненавидел свою специальность, которая ему чужда, и овладеть которой всерьез он никогда не сможет. Опасен такой не владеющий профессией «дипломированный» специалист. Такой «специалист» испытывает зависть к «соперникам», что, как уже было сказано выше, не может не тормозить творческий процесс.

В этом году Тбилисскому государственному университету исполнилось 70 лет. Читателю может показаться странным, зачем нужно было в статье, посвященной этой дате, упоминать о негативных явлениях. Автор же убежден, что это было необходимо. Правда нужна везде и всегда, правда — это тот меч, с помощью которого добро побеждает зло.

Правдой и только правдой и честным трудом мы достигнем социальной справедливости и прогресса.


Рецензии