Два Рима падоша, Третий, Москва, едва стоит, болез

ДВА РИМА ПАДОША, ТРЕТИЙ ЕДВА СТОИТ-БОЛЕЗНЬ ИМПЕРИЙ

Мы смотрим  на Рим, как на историческое прошлое, но ведь эта империя лишь первая модель из ряда последующих и сегодня мы бессознательно повторяем ошибки имперского Рима.
Чтобы стало понятнее перейдем к более близкой нам восточной модели Рима- Византии, которую так не называли в ее время, а именовали империей Ромеев, Новым Римом.  Вот истинное историческое  название модели, заимствованной от Византии на Русь.
Мы с внутренним восторгом и сочувствием говорим о Византии, не понимая, что Рим всегда один и тот же и Византия унаследовала все проблемы митрополии, и  что в итоге положило конец ее существованию, как и ее языческого предшественника.
Злоупотребление налоговой системой и обескровливание, вытягивание средств из провинций, все это привело к закату блистательный и славный Византииский центр.
Когда богачи при разгроме Константинополя крестоносцами бежали в провинции, то люди бедные и десятилетиями терпевшие поборы чиновников с криками позорили жителей столицы и даже избивали и грабили их большое имущество. 
Рим отравил и церковь своими мирскими языческими болезнями, папством и цезарепапизмом, как пиком и вершиной индивидуализма.
Папство как идея мирового господства и порожденное ею католичество-в переводе-вселенскость, вселенская вера,  вот раковая опухоль, которая лишила европейские поместные церкви собственного богоданного духовного управления и ослабило их влияние на народы Европы. 
Ведь главная "духовная"идея папства в очевидном бюрократизме - якобы став папой человек уже в силу своей должности, а не харизмы, дарования Божия, становится посланником Бога к людям со всеми вытекающими властными опциями-и неоспоримостью, и безгрешностью и  так далее  и мы видим волка в овечьей шкуре на троне мира. Все это называется казуистикой, демагогией и подменой единой истины мрачной гордостной тенью.
То есть стремись, толкайся в толпе обезличеннных (лишенных местных черт кардиналов поместных церквей) и  лишь только сядешь на трон, так в миг станешь и "князем апостолов" которым даже Иисус не смел называться, читай Евангелие, (..Я среди вас как служащий...)и Ближним Сына Божия и прочая и прочая. Идея  превращения, волшебного трона и прочая языческая суеверная мистификация карьеризма, цезарепапизма-понтификата и тд.  Но король-то голый и всем это ясно. 
Но как же все должно быть в истинном Христовом духе и живой духовности?
Так, к примеру, как было в древнем, православном Риме- император ведал миром и войной, и даже собирал соборы, а папы тихо правили своей, Римской Епархией. И не помышляли править королями, вести крестовые походы и прочая.
Унитарность и соборность -вот два начала, гармония которых давала силу всему зданию восточного православия. Разрушение соборности в пользу беспредельной унитарности-вот раковая опухоль церкви Римской и вообще цекрвей империй. Но унитарность свойство мирской власти и силу Божию она получает только когда сочетается с соборностью.
Можно представить и причину слабости устроения Византийской империи. Возможно она как Новый Рим востока была отделена от старого Рима и как бы установлена подобно трону царя на новом диком еще месте и в силу отсутствия общественной истории на новом месте, то есть сложившегося политического общества у трона, системы политических противовесов, унитарность императора ее не получила противовеса и пределов от сильного в Риме гражданского общества. Византия становится гиперунитарной системой, куда не проникает народный, соборный дух, и лишь переворот во дворце может что-то изменить.
Вероятно этого абсолютизма и добивался основатель Восточного Рима Константин, когда опасаясь языческого слоя партициев и сенаторов вывел столицу христианского царства подальше от новых заговоров римских язычников.
Переводим на русский -воля патриарха ограничена волей всего народа и выходя за пределы народной воли любой правитель рискует утратить свои полномочия.

Рано или поздно внутри Византии встали "римские вопросы"  и когда византийцы, не найдя своего пути во Христе православном пошли по гнилому римскому варианту, и начали окатоличивание, и митрополиты поехали на переговоры в Рим, вышли за пределы соборности, и все рухнуло, впрочем смирение  и заслуженное поражение всегда бывает духовному человеку во благо.
После разгрома Византии Церковь Константинопольская вновь стала поместной по неволе и римские гордые мечты рассеялись.
Но далеко на границах Европы поднималась новая российская империя, стольный град Москва, и ему нужна была геополитическая модель и вековой опыт Византии. Но увы, вместе с преиуществами мы наследовали и семена болезни империй.
Алексей Михайлович Тишайший и его потомок Петр Первый начали копировать римскую модель в ущерб своим национальным формам управления и подавляя их. Их растоптали так, что и народ забыл, как спасались наши предки от коррупции и беспредела местных бояр и князьков. А были выборные местные институты, целовальники, губные старосты -шерифы и так далее.  Соборное начало подавлялось столетиями и рос слепой римский унитаризм,  существующий и сегодня вне всякой идеологии кроме одной -доминирование во всех смыслах.
Позитивный имперский опыт это договорные отношения в союзе провинциальных государств при котором доминирующее государство  видит в сильных провинциях свою опору. А состоящие в союзе национальные центры пользуются всеми военными и политическими преимуществами общего пространства и оборонной мощью союза.
Таким же образом  и в духовной сфере патриарх лишь символ союза поместных церквей, по слову Христову служащий среди вас. Но в жизни и практике нет никакого реального противовеса давлению сверху.
 И мы теряем для плана Христова целые эпохи, когда пробравшийся наверх оборотень гнет под себя и всю иерархию, вызываяя к власти внизу таких же волков.
Отсюда целая идеология охранительства форм, при полном отсутствии контроля сути, ведь волки ничего нового и здорового  Божьего дать церкви сверху не могут. Они лишь берегут и стригут стадо, хранят традиции и олицетворяют собою мертвую стабильность.  И общество привыкает к такой мертво-стабильной церкви, от которой уже ничего не ждут.
А церковь это модель для всего прочего. Если голова гнилая, то здоровое тело уже не имеет будущего, это просто здоровые органы при мертвой голове. Смертельная болезнь по византийскому сценарию...

В смысле исцеления от римской болезни унитаризма Советский Союз был решением, которого хватило на сто лет, Союз Независимых Государств также продолжает позитивный опыт Союза ССР, и очень важно правильно понимать суть такого Союза.

Развитие и просвещение провинций - вот смысл существования центра, самой Москвы в нашем случае. Принести московские стандарты в провинцию, в самые дальние и дикие уголки, где нет будущего. Вот смысл всей истории России.

И страшный римский просчет в церковной политике Москвы- насаждение унитарных по духу митрополий на местах, безликие кардиналоподобные архиереи, пребывающие в меду самоуспокоенности, вместо поднятия местного христианского духа в его источниках местных святых, местных языках, местных особенностях облачений, архитектуры и песнопений архиереи спят московским -а по сути римским сном. И любой националист может кричать о бездушной тирании Москвы.

И вот мы уже не готовы формировать Узбекскую и Казахскую митрополии и мечетеобразные храмы строить не можем, не готовы формировать Китайскую патриархию с пагодами, да, да, патриархию, потому что это огромное царство с двумя вскоре миллиардами людей состоит из нескольких царств, митрополии которых должны также отличаться друг от друга как Украинская церковь от Сибирской.

Продолжение следует...


Рецензии