Судьба фанфиков

               

Художественные фильмы, а в еще большей мере – телесериалы, дали новое направление фантазии пишущих людей.  Они стали создавать так называемые «фанфики» - этим слово применяют по отношению к творчеству фанатов телевизионных шоу. Людей, которые сродняются с персонажами, и хотят излить свои эмоции на бумаге. Это могут быть и школьники, и писатели с большим опытом. Понятно, что эти творческие эксперименты – разного уровня: от полудетского до более серьезного, профессионального.

Некоторые «Фанфиками» в более широком понимании называют любое использование чужих героев. В том числе и литературных. К примеру, если читатель захочет оформить свою фантазию на бумаге, чтобы раскрыть понравившийся ему персонаж чужой книги. Или написать продолжение. Они редко бывают удачными, но, к примеру, продолжение романа Галины Щербаковой «Вам и не снилось», написанное ее дочерью Екатериной, я считаю интересным: она предлагала совершенно иной взгляд на героев. Если говорить о художественной литературе, я решилась написать свое крупное произведение только однажды: по мотивам пьесы Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот» - «Дневник Чарльза Трэвора Стэнтона» и «Записи Олуэн». Из кинофильмов – меня вдохновили советский фильм «Куколка» («Слом») и американский «Титаник» («Прощание»).

Но чаще всего все-таки пищу для фанфиков дают сериалы, поэтому именно о них теперь пойдет речь.

Интернет пестрит фанфиками разных людей во всем мире, чаще всего это – женщины. Произведения любого жанра дают пищу воображению авторов фанфиков: драмы, трагедии, мелодрамы, комедии, детективы, фантастика, фэнтези. Или, как это модно сейчас, жанры синтетические – смешанные.

Понятно, что сериалы бывают разного уровня: от самых примитивных  мелодрам («Богатые тоже плачут») до высокоинтеллектуальных «черных комедий» («Доктор Хаус»).

Что чаще всего является толчком для желания написать фанфик? Думаю, что обаяние актеров. И мастерство сценариста. При этом зрители могут иметь свое собственное мнение относительно расстановки акцентов, не соглашаться с авторами сценария по ряду вопросов. Их может возмущать несправедливость сценаристов. Или нежелание раскрыть потенциально интересную линию, скомкав ее в угоду менее интересной.

Зрители создают свои, альтернативные версии на бумаге. Они могут писать от третьего лица (как рассказы, повести или романы), от первого (записки, дневники, переписку). Лично я предпочитаю первое лицо и больше тяготею к «дневниковой прозе», эпистолярному жанру. И люблю менять стили – искать индивидуальную интонацию в зависимости от характера персонажа.

Изначальным толчком для моего вдохновения стал «Дневник Лоры Палмер», правда, не фанфик, а произведение, написанное самими авторами сериала «Твин Пикс». В таком жанре важен не сюжет, а мысли и чувства. Это – зеркало внутреннего мира героя. Под влиянием «Дневника Лоры» я написала «Дневник Мейсона Кэпвелла», персонажа «Санта-Барбары», и он был издан в 1996 году издательством «Терра».

Фанфики существуют во многом для того, чтобы «выпустить пар»: то есть выплеснуть свои эмоции по поводу увиденного. Сформировать свою позицию. Но авторы этих произведений, даже если они могут претендовать на самый серьезный профессиональный уровень, сталкиваются с определенной проблемой: что дальше? Кто их будет читать?

Получается, что аудитория авторов фанфиков ограничивается теми, кто видел эти телевизионные шоу. Остальные, как только видят упоминание телесериала, реагируют предсказуемо:  мы это не смотрели. И не читают. Мало кто готов воспринимать фанфик как отдельное произведение, не пытаясь сравнивать его с первоисточником. Хотя чаще всего это так и есть.

Что остается авторам? Поменять имена персонажей. И все. Произведение становится самостоятельным.  Казалось бы, вопрос решается просто. Но… пишущим зрителям дорога атмосфера увиденного: конкретные актеры, кадры – сочетание съемок, музыки… И они хотят, чтобы читатели этим прониклись. И воспринимали все в совокупности.

Тогда, на мой взгляд, нужно сделать два варианта: один с сохранением имен персонажей телесериала, другой – с измененными именами. У меня самой набралось больше 300 страниц фанфиков по бразильским теленовеллам, и я понимаю, что надо сделать второй вариант текста с переименованием персонажей. Иначе аудитория, которой будет интересно в это погрузиться, сузится до тех, кто смотрел. Да и то не все из них - читающие люди. Небольшие рассказы, написанные под впечатлением американских сериалов «Скорая помощь» («Монолог Джекки Кларк») и «Доктор Хаус» («Команда», «Письма доктору Хаусу»),  я оставляю в  первоначальном виде,  - для меня здесь важна связь с актерами и специфическим профессиональным жанром. Из отечественных сериалов пока меня вдохновил лишь один – русско-украинский проект «Женский доктор». В своей повести «Наизнанку», написанной от первого лица,  я переименовала героев, по-своему интерпретировала и изменила сюжет, но упомянула название сериала в заглавии. В «Дневнике Мейсона» уже ничего не изменишь, это произведение издано.(«Записки Сантаны», написанные позже, я тоже оставляю без изменений, как и короткую зарисовку "Мейсон глазами Мэри".)

Авторов фанфиков упрекают в том, что они не могут выдумать свой сюжет, поэтому пользуются чужими наработками. Возможно, для части авторов это справедливо, а для кого-то – нет. У них полно самостоятельных произведений. Они могут и то, и другое: выдумать собственное и несколько переиначить, больше раскрыть увиденное.

Фанфики, на мой взгляд, выражают зрительские симпатии и антипатии: в большей мере это – отклик именно на актеров. Любимых. Как им кажется, не получившим должного внимания группы сценаристов в ущерб тем актерам, которые зрителям нравятся меньше.

И люди пытаются осуществить свою мечту именно для этих актеров писать. А в Америке и в Бразилии в телевизионных шоу снимаются актеры высокого класса, театральные звезды. От которых требуется иной раз играть сцены чуть ли не с одного дубля – это куда большее мастерство, чем работа в кино, когда этих дублей делается огромное количество, и из них выбирается самый выигрышный.

Так что количеству фанфиков не приходится удивляться.

P.S. Вот фанфики, опубликованные на этом сайте:

1.http://www.proza.ru/2015/10/15/1799 Шикинья Гонзага: из уст в уста («Шикинья Гонзагa»)
2.http://www.proza.ru/2015/09/28/1684 Команда (сериал «Доктор Хаус»)
3.http://www.proza.ru/2015/09/28/1661 Монолог Джекки Кларк  («Скорая помощь»)
4.http://www.proza.ru/2012/08/03/383 Артур и Диана. Роман в письмах   («Лето нашей тайны»)
5.http://www.proza.ru/2012/04/21/498  Дневник Билли  («Лето нашей тайны»)
6.http://www.proza.ru/2011/06/19/531 Беседы с самим собой и  другими  («Фаворитка»)
7.http://www.proza.ru/2011/06/03/925  Неотправленное письмо  («Семейные узы»)
8.http://www.proza.ru/2011/06/03/919 Признание Капиту («Семейные узы»)
9.http://www.proza.ru/2011/02/24/1605 Записки Сантаны, часть I  («Санта-Барбара»)
10.http://www.proza.ru/2011/02/24/1616 Записки Сантаны , часть II  («Санта-Барбара»)
11.http://www.proza.ru/2006/07/06-216  Дневник Адмы Герейро  («Берег мечты»)
12.http://www.proza.ru/2006/09/17-100  Исповедь Наркоманки   («Клон»)
13.http://www.proza.ru/2006/04/14-203  Дневник Чарльза Трэвора Стэнтона. Записи Олуэн  (Пьеса «Опасный поворот» Пристли)
14. http://www.proza.ru/2006/07/06-217 Последний монолог Зе Карлуша  («Шальные деньги»)
15.http://www.proza.ru/2007/05/01-298  Аделму  («Нежный яд)
16. http://www.proza.ru/2007/12/16/244  Луна – Серене.  Серена – Луне («Голос сердца»)
17.http://www.proza.ru/2007/05/04-188  Что в имени твоем? («Шальные деньги»)
18.http://www.proza.ru/2008/03/09/276  Не жалей, что он тебя создал   («Клон»)
19.http://www.proza.ru/2007/04/12-118  Ненавижу  («Шальные деньги»)
20.http://www.proza.ru/2008/06/27/439  Себе  («Семейные узы»)
21.http://www.proza.ru/2006/09/17-105  Завещание Альбиери  («Клон»)
22.http://www.proza.ru/2006/07/06-215  Письма к Аманде  («Лето нашей тайны»)
23.http://www.proza.ru/2013/08/24/1067 Наизнанку ("Женский доктор" 2 сезон)
24.http://www.proza.ru/2015/10/04/1998 Слом ("Куколка")Прощание ("Титаник")
25.http://www.proza.ru/2019/08/17/1009 Молитва Лусиньи ("Шальные деньги)
26.http://www.proza.ru/2019/08/17/1012 Пилар ("Тихие страсти Магдалены")
27.http://www.proza.ru/2019/08/17/1070 Мейсон глазами Мэри ("Санта-Барбара")







 


Рецензии
Очень интересно!
У меня тоже есть фанфики, но я их крайне редко публикую...

"Что чаще всего является толчком для желания написать фанфик? Думаю, что обаяние актеров".
Бывает, что не столько обаяние, а именно выдающееся мастерство актёров, буквально оживляющих и одухотворяющих своих героев. Ну, и сами герои тоже, их качества, которые могут оказаться близки, либо как-то зацепить или, наоборот, возмутить, но не оставить равнодушными. Ну, и ещё от сюжета многое зависит, который порой может так возмутить, что по всему миру начинают создаваться бесчисленные мегабайты фанфиков с альтернативным развитием событий или с подробным описанием всех чувств и нюансов, которых не хватило зрителям в оригинале.)
Люди пишут не только прозу, но и стихи, песни, музыку, картины, арты под впечатлением...
И получается целый мир и целый пласт искусства...

Удачи Вам!

Анна Филимонова   19.08.2019 20:29     Заявить о нарушении
Спасибо, я тоже так считаю.

Наталия Май   21.08.2019 06:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.