Продолжатели славной фамилии

          П Р О Д О Л Ж А Т Е Л И      С Л А В Н О Й      Ф А М И Л И И.

Страну  сотрясали  одна  за  другой  важнейшие  перемены: Февральская, а  затем  Октябрьская  социалистическая  революции. Обстановка, царившая  в  штабе  Командующего  флотом  Балтийского  моря  оставалась  в  целом  спокойной, недавно  произведённый  в  капитаны  2  ранга  Владимир  Александрович  Белли, бывший  помощником  флаг – капитана  штаба  флота  А.М. Щастного, продолжал  выполнять  свои  обязанности. После  прихода  большевиков  к  власти  он, как  и  некоторые  другие  офицеры  флота  остался  на  своём  посту.
29  января  1918  года  был  принят  декрет  о  Красном  флоте. Молодая  Советская  республика  нуждалась  в  реорганизации  и  создании  новых  военно – морских  сил, а  для  этого  необходимо  было  достраивать  корабли, заложенные  на  верфях  ещё  до  революции  и  планировать  постройку  других.
Для  В. А. Белли  новое  назначение  командиром  на  строящийся  эскадренный  миноносец  «Капитан  Белли»  явилось  полной  неожиданностью, бывший  скромным  по  натуре  человеком, он  в  глубине  души, конечно, радовался  и  гордился  тем, что  новый  корабль  носит  имя  его  знаменитого  прадеда, хотя  и  не  по  прямой  линии  и  будет  принадлежать  к  лучшему  классу  судов  типа  «Новик». Он  так  вспоминал  о  своём  первом  посещении  «Капитана  Белли»: «Когда  я  прибыл  на  эсминец, корабль  стоял  в  достроечном  бассейне  Путиловской  верфи. Степень  его  готовности  была  примерно  95  процентов. Не  хватало  лишь  отдельных  частей  механизмов, которые  в  то  время  не  могли  быть  изготовлены  на  наших  заводах  из – за  отсутствия  материалов. На  корабле  была  установлена  вся  артиллерия, но  отсутствовали  торпедные  аппараты…» Корабль  создавался  по  программе  усиленного  судостроения, и  первой  задачей  нового  командира  стал  подбор  экипажа.
Как – то  раз  Владимир  Александрович  встретил  в  Петербурге  своего  сослуживца  по  линкору  «Цесаревич» - Акселя  Ивановича  Берга.
- «Неужто  это  ты, Аксель  Иванович!? – обрадовался  встрече  Белли, - давненько  мы  с  тобой  не  виделись. Какими судьбами  в  Питере? Ведь ты, помнится  мне, после  линкора  ушёл  в  подводники  и  служил  штурманом  то  ли  в  Ревеле, то  ли  в  Гельсингфорсе.»               
- «Да, уж  не  говори, Владимир  Александрович», - отвечал  А. И. Берг, - «Чудом  живым  остался, в  лодке  нашей  во  время  подводного  плавания  правый  электромотор  загорелся, и  стали  мы  травиться  газами, выделяемыми  при  горении. Я  сознание  потерял, очнулся  уже  в  госпитале  в  Гельсингфорсе. Понял, что  всё –таки  дотянули  до  базы, а  тут  ещё  Финляндия  из  состава  империи  Российской  вышла, ведь  революция  у  нас  свершилась. Меня  и  жену  матросы  буквально  втолкнули  в  последний  поезд  в  Питер. Вот  такие  дела.»
- «Не  сладко  тебе, брат, пришлось, понимаю.»
- «Ну, а  ты – то  как, смотрю  уже  капитан 2  ранга, где  и  кому  служишь?»
- «Получил вот  назначение  на  новый  строящийся  эсминец, а  сейчас  команду  подбираю. Вот, что, Аксель  Иванович, вижу  ты  сейчас  не  у  дел. Давай  ко  мне, ведь  ты  в  чине  лейтенанта, устрою  тебя  штурманским  офицером  с  исполнением  обязанностей  первого  помощника  командира. Как, по  рукам?»
- « А  что, Владимир  Александрович, это  дело, по  рукам», - согласился Берг.
Вслед  за  революциями  в  России  началась  гражданская  война, пришла  угроза  иностранной  интервенции. Свой  единственный  выход  под  командованием  В. А. Белли  эсминец  «Капитан  Белли»  сделал  под  угрозой  обстрела  завода. Буксиры  вывели  его  к  Николаевскому  мосту, подальше  от  Путиловской  верфи, а  затем, когда  опасность  миновала, он  вновь  вернулся  для  достройки.
Служба  морского  офицера – процесс  непрерывный: частая  смена назначений  и  мест  её  прохождения. Весной  1919  года  Владимир  Александрович  становится  флагманским  минёром  недавно  созданного  в  Москве  штаба  Командующего  всеми  морскими  силами  молодой  республики, а  Аксель  Иванович  Берг  направляется  на  штабную  работу. Впрочем, в  жизни  и  службе  этих  замечательных  людей  было  потом  много  важных  и  интересных  событий, принёсших  им  славу  и  известность.
Ещё  до  революции  новый  строящийся  эсминец  был  назван  в  честь  непрямого  прадеда  Владимира  Александровича – лейтенанта  британского  флота  Генри  Белли, принятого  на  службу  в  России  и  прозванного  на  русский  манер  Генрихом  Генриховичем  или  Григорием  Григорьевичем. Поэтому  не  зря  на  фамильном  гербе  Белли  красовался  девиз, гласящий  «Где  хорошо, там  и  родина!»  («Ubi  bene, ibi  patria»). Григорий  Григорьевич  Белли  отличился  во  многих  морских  баталиях  и  походах, был  любимцем  самого  адмирала  Ф. Ф. Ушакова. В  боях  против  французов  в  1799  году, командуя  десантным  отрядом,  освободил  итальянский  город  Неаполь. За  эту  викторию  император  Павел  I  вручил  ему – капитану  2  ранга  высший  орден  Анны  I – й  степени, которым  награждались  только  адмиралы. Командовал  кораблём  «Азия», входившем  в  состав  эскадры  вице – адмирала  Д. Н. Сенявина, во  время  2 – й  Архангельской  экспедиции  против  Франции  в  1805 – 1807  годах. Дослужился  до  контр – адмирала.
Прямой  прадед  Владимира  Александровича – Василий  Васильевич  Белли  являлся  ближайшим  родственником  Григория  Григорьевича. Василием  Васильевичем  он  стал  прозываться  в  России, куда  прибыл  из  Шотландии  и  поступил  на  службу  в  Архангельске, став  директором  Ширшимских  заводов. Сын  В. В. Белли – Александр  Васильевич  служил  в  русском  флоте  в  чине  капитана  1  ранга, был  дедом  героя  нашего  повествования.
Владимир  Александрович  Белли, имевший  такую  богатую  родословную, как  и  его  предки, посвятил  свою  жизнь  Российскому  флоту. Выпускник  Морского  корпуса, служил  на  кораблях  «Цесаревич»  и  «Аврора», принимал  участие  в  спасении  жителей  итальянского  городка  Мессина, пострадавших  от  землетрясения, когда  Балтийский  отряд  кораблей  посещал  Италию, совершил  поход  на  крейсере  «Аврора»  в  Сиам  в  1911 – 12  годах. От  корабельного  гардемарина  до  контр – адмирала – таков  послужной  список  чинов  и  званий  В. А. Белли. Последующие  годы  жизни  и  службы  В. Белли  были  связаны  с  различными  военными  организациями  и  учреждениями, работой  за  границей  и  преподавательской  деятельностью  в  Военно – Морской  Академии. Он  внёс  огромный  вклад  в  развитие  морской  стратегии, ведения  операций  на  море, написав  на  эту  тему  целый  ряд  статей  и  книг. Владимир  Александрович  был  одинок, конечно,  за  свою  долгую  жизнь  (1887 – 1981), он  встречал  многих  женщин, но  вот  семью  не  создал, а  почему, мы  этого  уже  никогда  не  узнаем.
Аксель  Иванович  Берг, в  удивительной  судьбе  которого  В. Белли  сыграл  далеко  не  последнюю  роль, впоследствии  стал  выдающимся  учёным, Адмиралом – инженером, академиком, настоящим  корифеем  российской  науки.
А  что  же  эсминец  «Капитан  Белли» ? Достроенный,  также  как  и  его  систершипы – «Капитан  Керн», «Капитан  Зотов», «Капитан  Кроун»  и  «Лейтенант  Дубасов», состоял  в  1919  году  в  системе  внутренней  обороны  Петрограда. С  революционных  времён  проходил  боевую  службу  и  даже  принял  участие  в  Великой  Отечественной  войне, правда, уже  переименованный  в  «Карл  Либкнехт», сопровождая  конвои  на  Северном  флоте. Атаковал  и  утопил  немецкую  подлодку  U 286.
Так  и  остались  они  навечно  продолжателями  славной  фамилии – КОМАНДИР  И  ЕГО  КОРАБЛЬ!

Примечание: Систершипы – (англ.) принятое  в  морской  литературе  название  однотипных  кораблей.

19  сентября 2016 г.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии