Глава 14. Туманный шарик

Утром какой-то худощавый служитель принес мне еще один тазик мяса.
Позавтракав, я побежал к двухэтажному дому, где жили гости с Земли.
Я по запаху определил, где они находятся, и быстро нашел их. Они сидели
за столом в комнате на втором этаже и завтракали. Я сразу учуял, что вчера
вечером они пили вино, но не много и не стал устраивать им за это выговор.

Я сидел на полу, когда в столовую вошла Аэлита.

- Ай утара, эллио шохо! - приветствовала она людей и, повернувшись -
Ай утара, сфинкц! - приветствовала она меня. Я молча поклонился в ответ.
Ну не рычать же мне ей "Доброе утро" по-тигриному?

- Доброе утро, Аэлита! - ответил Лось и широко улыбнулся ей.

- Утро доброе, барышня! - вторил ему Гусев.

- Боонджорно, сеньора! - приветствовал ее Паоло, итальянец не говорящий
по-итальянски.

Аэлита достала из кармана розового халатика шарик из стекла, внутри которого
клубился туман, и протянула его Лосю. Инженер взял его и зажал в ладони.
Аэлита рассмеялась и, разжав пальцы землянина, взяла шарик двумя пальчиками
и поднесла его к глазам, пристально разглядывая его.

Стена за ее спиной превратилась в туманный экран и мы увидели на нем Аэлиту,
которая идет по чудесному парку в совершено другом синем платье.

- Ицт? - спросила она Лося?

- Ицт. - ответил инженер и, взяв из ее руки туманный шарик тоже двумя
пальцами, осторожно поднес его к своим глазам.

На экране возник заснеженный Санкт-Петербург и инженер, еще подросток,
который с ранцем идет в гимназию по Малой Спасской мимо Лесного парка*.
Потом Лось идет к Политехническому институту в форме студента, поздняя весна,
барышни гуляют, черемуха цветет, кругом зеленые деревья и кусты сирени.
И вот Лось уже инженер, вокруг тайга, поваленные кедры, Сибирь, угрюмые
мужики топорами рубят просеку для железной дороги. Кабинет, кульман
с чертежом, Лось стоит с рейсфедером в руке. И вот уже строительство корабля.
Рабочие клепают обшивку аппарата. Мы с Паоло, пришедшие в мастерскую и Гусев,
который пьет чай с чекистом Валдисом Пельшем. И вот мы взлетаем, Земля
удаляется, мы летим в пустоте. Комета. Космические камни и вираж аппарата,
уходящего от столкновения с ними. И вот мы на орбите Марса, а Лось смотрит
в телескоп на Марс с орбиты. Экран погас - Лось отвел от шарика от глаза,
а Аэлита здумчиво продолжала смотреть на погасший экран.


- Устал. - как бы оправдываясь, сказал инженер - Сильно выматывает мозг
этот ментальный сканер.

- Дайте-ка мне эту штуковину! - попросил Гусев - Я ей тоже Землю покажу.
И он забрал шарик у инженера.

Экран снова стал ярким. Гусев в царской еще форме с погонами бежит в атаку
на германские траншеи с винтовкой. Он режет ножницами колючую проволоку,
стреляет из винтовки, колет штыком немца в каске. А вот уже Питер.
Транспаранты над демонстрацией. Толпы людей с красными флагами. Ленин на
броневике у Финляндского и Гусев в той же шинели, но уже без погон.
12 анархистов под черным флагом патрулируют улицы Петрограда. Троцкий из
двери бронепоезда приветствует красноармейцев. Вагон поезда в котором Гусев
едет с войны в Малороссию. Гуляйполе. Махно в папахе. Тачанки, кони, шашки.
Гусев в тачанке стреляет из пулемета, а над ним черный флаг с белым черепом
и костями. Деникинцы скачут на пулемет и валятся с коней. Мост через Днепр,
бегут в атаку красные вместе с анархистами бить белогвардейцев в
Екатеринославле. И Гусев а папахе с маузером в руке бежит через этот мост.
Степь. Конные красноармейцы в буденовках и с шашками в руках лавой несутся
на конницу белых. Рубка, сабельные удары, кровь врагов и раненые на земле.
А вот Гусев едет за рулем автомобиля, к которому прицеплена пушка. И аэроплан
над Перекопом, из которого выглядывает Гусев с биноклем. И опять бой,
красноармейцы бегут по воде через Сиваш с винтовками. Гусев стреляет из
винтовки, стоя в воде по пояс. С берега стреляет белогвардейский пулемет.
Гусев в крови и с раной в груди лежит в камышах. Госпиталь, врач со
скальпелем в руке. Палата и сестра милосердия с лекарством у койки Гусева.
Экран померк.

- Так-то вот у нас бывает. - подвел итог Гусев, смотря на Аэлиту. Война! -
Устал я, барышня, от такого синематографа... - закончил он и отдал туманный
шарик итальянцу.

На экране появился цирк. Маленький Паоло в трико под куполом летает на
трапеции с мамой и папой. Школа и реальное училище. И опять цирк. Тигр рядом
с ним - это я. Паоло подходит осторожно ко мне с куском мяса. Он боится еще
меня, хоть я совсем еще тигренок. Он щелкает кнутом и я прыгаю в огненное
кольцо. С тумбы на тумбу. Он в черном фраке и в цилиндре кланяется публике.
Дети хлопают в ладоши. Карточки с буквами из которых я складываю слова.
Поезд. Купе, где пьют водку артисты. А Паоло не пьет. Гастроли в Самаре.
Гастроли в Пензе. Революция и полупустой цирк. Красноармейцы хлопают в
ладоши мне с ним. Полный цирк красноармейцев! Холодный Литейный проспект
с трамваями, по которому он ведет меня на поводке. Дом на улице Красных Зорь
и я сплю в сарае. Паоло подметает двор. Экран погас.

Туманный шарик мне так и не дали. У меня же рук нет, чтобы его держать.
А то бы я показал свою Землю Аэлите. Но зачем? Много ли я видел на Земле?
Клетку в цирке, мир из ящика в багажном вагоне? Ну и ладно, что не дали мне
этот шарик.

Аэлита вышла из комнаты, но скоро вернулась. Она принесла наушники, какие
бывают у радистов, только какие-то не земные по форме и без проводов. Три
пары наушников она отдала людям и показала, как их следует надевать.
Последнюю пару она надела мне. Мне они были явно малы, поэтому Аэлита
отсоединила наушники от скреплявшей их дуги и примотала к моей голове
шарфом каждый отдельно.

Знаками она показала, чтобы все сели перед экраном в ряд. Когда люди
передвинули кресла и сели, как она хотела, а я сел рядом - она громко
щелкнула пальцами. Туманный экран на стене стал опять ярким, по нему
побежали геометрические узоры, бесконечно сменяющие друг друга, а в
наушниках заиграла музыка. Мы смотрели на эти узоры минут пятнадцать,
музыка убаюкивала, захотелось спать. Первым заснул дрессировщик,
за ним Лось и Гусев. А я заснул последним.

Мы спали до вечера. А когда мы проснулись - Солнце уже клонилось к закату.
Экран на стене был выключен, наушники с меня кто-то снял. Голова немного
болела. Мальчик-слуга, карауливший в комнате наше пробуждение сразу же убежал
и вернулся обратно вместе с Аэлитой.

- Как вы себя чувствуете, сыны Земли? - спросила она, а я понял ее слова,
хотя прочирикала она это на своем марсианском языке.

- Р-рр, р-рр. - сказал я и недоуменно покрутил головой из стороны в сторону.

- Ты понимаешь меня, сфинкц? - спросила Аэлита - Дай знак, если понимаешь.

Я встал на задние лапы и помахал передними. Потом упал на передние и
сделал перед ней цирковой поклон. Аэлита повернулась к Лосю:

- Ты понимаешь меня, Сын Неба, летевший в пустоте? Ответь же! - сказала
она требовательно.

- Я понимаю тебя, прекрасная дочь Марса! - ответил инженер.

- А ты, отважный солдат, и ты, повелитель сфинкца, понимаете ли вы оба
мои слова? - обратилась она к Гусеву и Чинизелли. Те утвердительно закивали
и сказали "да" по-марсиански. Было заметно, что они удивлены и обескуражены.

- Как вас зовут? - спросила Аэлита.

- Мстислав. - ответил инженер - Мстислав Сергеевич Лось.

Паоло и Гусев тоже представились. Мальчик-слуга принес на подносе четыре
стакана воды и четыре белых шарика на блюдце.

- Съешьте лекарство, Сыны Земли. - велела нам Аэлита - Оно избавит вас от
головной боли и даст сон. Без лекарства вы не заснете. А вы устали и вам
нужен отдых.

Все съели лекарство и запили его водой. А я, просто проглотил пилюлю,
не запивая. Пить из такого маленького стакана я не умею.

- Идите спать, сыны Земли. Быстрее! - сказала она - Лекарство скоро
подействует. Спокойной ночи!

Все попрощались и пошли спать. И я тоже пошел спать в свой сарай около
гаража. Но не дошел. Сон свалил меня раньше. Из дома я успел выйти, но упал
и заснул на траве под деревом на половине пути.

---------------------------
* ул. Малая Спасская - ныне ул. Карбышева в Санкт-Петербурге,
а Лесной парк - парк Лесотехнической академии.
---------------------------


Рецензии