История лица гейш

***
Моя рецензия не станет жёстким, алмазным трудом литературного критика.
Она не будет идеальной. Или даже близкой к идеалу.
Не станет показателем моего таланта, профессиональных навыков, личностных качеств.
Кроме душевных, возможно.


Книги можно любить за объём изложенной в ней информации. За качество последней. За обложку, в конце концов.
А моя книга, о которой я напишу ниже, нравится «просто потому что».


После прочтения многих книг, связанных с бытом, историей, политикой и культурой Японии, для меня стало ясно, что никто не напишет о стране лучше, чем её гражданин. Тому есть много примеров - книга Акио Мориты «Сделано в Японии», новеллы Рюноске Акутагавы, «Записки у изголовья» Сей Сенагон, труд Таити Сакаия «Что такое Япония?», история Тэндо Сёко  «Дочь якудзы» и многие другие.
Перемешала настоящее и прошлое.
Творчество разных эпох.
Классику и современность.
Почему нет?
Это не важно.
Тебя всегда  преследует особенный, волшебный восточный ритм японской литературы, пряный и свежий, как растёртая мята, следующий за тобой из книги в книгу, от автора к автору.
Однако, есть исключения. Не только японцы могут написать о Японии так, чтобы затянуть в мистический, уникальный мир. В моей большой внутренней библиотеке существует отдельная полка для «Мемуаров гейши» Артура Голдена. Перевод Оксаны Ребрик прекрасен, но сама книга - гениальна. Впрочем, не претендую на наличие схожей точки зрения у читателя моей рецензии. Даже не пытаюсь объяснить, почему это так.
Гиганты мысли, творцы эпох, новаторы, странные гении, великие личности. Гомер, Чехов, Мартин Лютер, Наполеон, Сальвадор Дали, Уинстон Черчиль. Десятки, тысячи других. Миллион. Я не ставлю Артура Голдена в этот ряд. Он не великий политик или писатель, не отличившийся солдат мирового творческого фронта. Он даже сам по себе, как человек, не гений и не мировая звезда, в обыденном понимании. (Даже несмотря на то, что он представитель рода Оуксов—Сульцбергеров — основателей The New York Times.) А вот история, которая родилась на бумаге благодаря ему - прекрасна. Она удивительна. Основана книга на рассказе «самой дорогой»  в истории гейши Минэко Ивасаки о своей жизни (она была одной из тех, кого интервьюировал Артур Голден перед написанием книги). Казалось бы, ничего особенного - почти автобиография гейши, по большей части, отображающая профессию. Хотя, несмотря не на что, я до сих пор убеждена, что гейши - это  отдельная каста людей искусства. Определённые традиции, особые нормы, стиль жизни, своя философия - казалось бы они не имеют ничего общего с обычными, смертными людьми. Однако Артуру Голдену удаётся сохранить лицо «касты» и показать человеческую - ужасную и такую прекрасную часть, нутро человека в испытаниях, в жизни, где его возможности сильно ограничены.
Меня искренне поражает эта книга тем, что она очень легко и наивно написана. Она очень душевная. «Мемуары Гейши» переносят каждого читателя домой. Ты вроде как и наблюдатель, и «душевная» мать главной героини и читатель, который обнаруживает в своём сердце нежное, тёплое чувство ностальгии и радости после прочтения этой книги.

Не имеет смысла пересказывать сюжет. Он плавно перетекает из одного события в другое, периодически непредсказуемо пенясь, что вызывает утончённую, осознанную эйфорию. Сюжет не оставляет читателя озадаченным или злым от осознания запутанности истории, он достаточно прост, однако эмоционально недосказан. Возможно, именно это и создаёт ту  магию «Мемуаров гейши», которую не смогли повторить «настоящие» мемуары Ивасаки Минеко - громоздкий, неудобоваримый труд, рождённый «в отместку» книге Артура Голдена.


Рецензии