Мясников Андрей

          В начале восьмидесятых годов я приезжал в Пензу и встречался с сослуживцем Игоря Мясниковым Андреем. Хороший парень, инвалид после Афганистана, от государства получил автомобиль “Запорожец” с ручным управлением. В нём-то мы и уединились с бутылкой водки и нехитрой закуской. Он очень хорошо отзывался об Игоре. По секрету сказал, что, бывало, они там и одеколон пили и наркотики пробовали.  Особенно мне было приятно слышать, что Игорь часто рассказывал Андрею обо мне, о нашей дружбе. Как он мечтал увидеться и отпраздновать нашу встречу. Да, встретились…
          
          Мы налили, выпили, помолчали. Потом я достал ручку, бумагу и попросил Андрея подробно рассказать, как пропал мой друг.
Андрей затянулся сигаретой и стал вспоминать. С его слов у меня получился такой немного художественный рассказик. Вот он.
         
           4 апреля I980 года наша рота получила боевую задачу прочесать район невдалеке от Джелалабада, где по данным разведки скрывались остатки одной из банд. Прошли аул, преодолели небольшую речку вброд и разделились повзводно. Шли цепью по семь человек. С гор стали постреливать. Я с Игорем попал в разные группы. Моя группа обошла сопку и заблудилась. Долго шли по какому-то ущелью и упёрлись в тупик. Перед нами оказалась скала. Немного вернулись назад и поднялись на неё. Здесь как раз было место сбора 3-го взвода, где служил Игорь. Несколько групп уже вернулись. Я подо¬шёл к командиру взвода лейтенанту Мирошниченко. Спрашиваю:
           - А где Денисов?
           - Не знаю. Его со мной не было. Я хотел у тебя спросить.
Стали ждать. Через некоторое время показалась группа, где должен был быть Игорь.
          - Что с Денисовым? - спросил командир взвода у молодого бойца -  рядового Гелевского.
         
            Тот немного замялся и говорит:
          - Игорь решил обойти сопку по два человека с двух сторон. Двоих он отправил с правой стороны, а я с ним пошёл слева. Не прошли и пятидесяти метров, как он приказал мне идти и догонять вторую группу. Прогнал, короче.
         - Ты знаешь приказ по одному не ходить? – перебил его лейтенант.
         - Знаю. Но он же сержант! Приказал, и я пошёл.
         - Что у Вас там произошло?
         - Он меня прогнал, сказал, что такие помощники ему не нужны, - упавшим голосом сказал Гелевский.
         
             Тут в разговор вступил подошедший солдат:
         - Нас догнал Михаил и сказал, что Игорь его отправил к нам. Пошли втроём. Дошли до какой-то пещеры в скале. Дым, копоть, запах горелого. Похоже, что-то взорвалось. Но самого взрыва мы не слышали. Может шашка? И никаких следов…
         - Кровь, куски одежды, следы борьбы? Хоть что-то нашли? – спрашивает Мирошниченко.
        - Нет. Ничего, кроме дыма, товарищ лейтенант. Всё обыскали. Потом обошли эту гору до того места, где расходились с Игорем, но с ним не встретились. Вернулись назад к пещере - никаких результатов! - закончил свой рассказ рядовой Груг.
         - Ясно, сказал лейтенант. Все за мной.
          
            Только дошли до того места, как выше в горах раздались выстрелы. Побежали в ту сторону. Смотрим, спускаются со скалы два парня афганца лет по 14-15. Мы их задержали. Гелевский повёл их к месту общего сбора, но так и не довёл. То ли отвернулся, то ли ещё что, но ребята сбежали. Как сквозь землю провалились. Кругом скалы, а одежда у них под цвет местности. Свернётся такой калачиком, пройдёшь мимо и не отличишь от валуна.
            
             Когда все собрались и стали отходить, попали под обстрел с двух сторон. Один человек погиб… Налей.
         
          Я налил по пол стакана. Выпили, не чокаясь, и Андрей продолжил.
         
           ...На следующий день пошли искать Игоря всей ротой. В деревне встретили хорошо - хлеб и соль преподнесли. Мы перешли вброд речку, но, не дойдя до гор, нас начали обстреливать в спину оттуда, где недавно хлебом встречали. С гор тоже открыли огонь. Мы оказались в кольце… Так в тот день и не дошли до того места, где пропал Игорь. Больше поиски не возобновлялись.
          
          Были случаи, находили обезображенные трупы наших ребят без вести пропавших. В таких случаях вызывались для опознания представители всех частей. Неопознанных не было.
            
          Однажды наши поймали главаря одной банды. Душманы предложили обменять его на пленных сержанта и рядового. Но командование на это, почему то, не пошло. Передали потом этого духа народным властям.
            
           А ещё ходили слухи, что какого-то русского пленного водят как мед¬ведя на цепи с кольцом в ноздрях по улицам Пешавара (Пакистан).
Больше, Юра, я ничего не могу добавить к этому.
       
           Я снова налил. Выпили, закусили колбаской.
          - Андрей! А откуда те ребята, что были с ним в группе?
          - Гелевский и ещё двое, по-моему, из-под Хырова. А Груг - с Ровно.
      
           Вот такой у нас состоялся разговор с сослуживцем и другом Игоря Мясниковым Андреем. Мировой и компанейский парень! Потом мы с ним долго переписывались. Андрей мне даже посылку присылал с леской и крутящимся светильником, что делают только в Пензе. Долго у меня это бра висело над головой. Также Андрей дал мне адреса некоторых своих сослуживцев, с которыми я впоследствии списался. Но самый правдивый и подробный рассказ, на то время, был, конечно, Андрея.

                Из интернета.
         
         Андрей Витальевич Мясников родился 15 апреля 1960 года в Пензе. После армии закончил Пензенский политехнический институт.
         
          Годы службы Андрея Мясникова в Советской армии (1978-1980 гг.) пришлись на начало Афганской войны. Заместитель командира взвода, гвардии старший сержант Мясников участвовал в боевых операциях, сопровождал караваны с оружием, боеприпасами и продовольствием. Был ранен, контужен, однако после излечения вновь вернулся в батальон.
         
           За мужество, героизм и самоотверженность, проявленные при выполнении боевых заданий по ликвидации бандформирований, Андрей Мясников был награждён медалью “За боевые заслуги”, “За укрепление боевого содружества”, боевыми и трудовыми медалями СССР и России, орденом Российского Союза ветеранов Афганистана “За заслуги”.
         
           В 1986 году Андрей Мясников стал инициатором и создателем Первомайской районной организации воинов-интернационалистов, а позднее принял активное участие в создании Пензенской областной организации воинов запаса.
         
          С 2001 года Андрей Мясников являлся председателем правления Пензенской областной организации Общероссийской общественной организации “Российский Союз ветеранов Афганистана”, входил в состав Совета при губернаторе Пензенской области по делам ветеранов, был заместителем председателя пензенского областного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.
       
          ...Умер Андрей 19 февраля 2010-го года. Второй инфаркт! Наш одногодок, друг Игоря (а значит и мой друг) не дожил всего два месяца до своего пятидесятилетия. Светлая ему память!


Рецензии