Биографическая повесть Несокрушимый

Автор: Сафронова Ксения Александровна
 Памяти героя Великой Отечественной войны,
 Алексея Тимофеевича Чибисова
Биографическая повесть
                НЕСОКРУШИМЫЙ.
               
       «Теплый запах хлеба из пекарен, еще пустые улицы, контрастно окрашенные утренним солнечным светом, важный старик в пенсне, желающий отведать пару колонок свежей газеты из ближайшего киоска, чей мгновенный взгляд отразился в моей памяти дьявольской проницательностью. Он еще раз напомнил мне про мой внешний вид, вовсе не соответствующий его изысканному пиджаку и блестящим ботинкам. К счастью, его скрытое замечание не испортило моего настроения. Да, немного рваная рубашка и обувь не с витрины. Но я в Москве, со мной мои вечные товарищи. Свобода! Ничего нас не держит! Споры о власти большевиков не для нас.»
   - Так я бродяжничал по Москве в 1923 году. Правда, товарищи мои и не были мне настолько близкими. Я привык жить один. Я не был эгоистичен, вовсе нет. Жизнь распорядилась так: я остался без родителей в раннем возрасте и гром обрушился на меня, в корне изменив мой образ жизни. Заработать немного денег помогало ежедневное брожение по Москве.  Мне нравилось это беззаботное странствие. Каждый день новая история приключалась. Например, захватила мою память внезапная наша экскурсия в Горки с группой таких же беспризорных ребят, организованная культурной ассоциацией. Случайно влились в их коллектив и так же неожиданно лицом к лицу встретились с товарищем Ильичом, подарили ему котенка, которого Витек однажды нашел на чердаке, откормил, полюбил, как члена семьи. Но для Ленина ничего не было жалко. Хотели этим подарком отвлечь вождя от сильной болезни, а попали на первую страницу той самой свежей прессы, которую читал старик в пенсне и поглядывал на меня. В этом солнечном городе я встретил свою единственную любовь и вскоре мы покинули Москву навсегда, желая окунуться в волжские просторы. Уютный волжский город сразу принял меня, как родного обывателя. Большая река манила, давнее и страстное увлечение рыбалкой накрывало меня с головой и уносило вдаль от советского общества на дни и даже недели. В перерывах плавания по реке я рисовал ее с берега, наслаждаясь малиновыми закатами и карамельно-золотыми горами. Постепенно дневной пейзаж неба перерастал в сцену баталии, а кучевые облака превращались в солдат моего взвода, оказавшихся впервые на войне. Советско-финская война была нашим первым испытанием на прочность духа, и, кажется, мы его выдержали. Мы, молодые и неопытные солдаты тогда приняли на свою душу небывалую гордость и славу бравых героев, а оказалось, оттянули время до главного сражения нашей жизни.
«Я сидел на берегу и пытался повторить очертания уже родных мест на своем листе. Меня поражала пурпурная заря и нежный отблеск красного солнца. Я так увлекся живописью, на которую меня вдохновляли Сызранские пейзажи, что сам не заметил, как быстро меня оформили в местную ассоциацию художников, что мне, кстати говоря, очень нравилось, так как заставляло меня носить гордое звание мастера своего дела.»
- Этим утром я наконец почувствовал себя здесь своим, осознал, что истинное счастье скрывается в этой тишине, безмятежности и наслаждении природными феноменами. Но уверенность в достигнутом счастье растворилась с утренней зарей, когда наступила война, Великая Отечественная война.
Начало Великой Отечественной войны наступило внезапно. Те картины, которые происходили в Бресте, Минске и Смоленске, уже не вдохновляли меня, а, кажется, навсегда убили веру в спасение и преодоление жестоких вражеских бомбежек. В состоянии аффекта мне показалось, что лето 41-ого года пролетело за пару дней. Я смирился с тем, что неизбежная смерть в скором времени постигнет и меня. Хотелось провалиться под землю, хотелось верить в то, что все происходящее-сон, который вот-вот растворится с наступлением рассвета в старом домике на берегу Волги. Но ничего больше не оставалось, как забыть про эмоции, боль, страх и идти вперед в рядах советской армии и думать только о победе русского народа. На моих глазах падали окровавленные тела молодых ребят, которые обещали пройти со мной всю войну до победного конца, которые пару минут назад смеялись над вражескими атаками и, смахивая невольно появившуюся слезу, обещали спасти свою семью, младшего брата во что бы то ни стало.  Они говорили о будущем, моментами успокаивали меня, кажется, чувствуя мою тряску и учащенное сердцебиение, уверяли в том, что все в руках человека, поэтому ничто не способно сломить его.  Пару минут назад я видел их улыбку и ясные глаза, наполненные слезами и огнем нарастающего азарта к борьбе с врагом, а сейчас держу руку бездыханного и беззащитного тела навсегда ушедшего героя. Я знал, что скоро окажусь на их месте. Война не заканчивалась. Она набирала обороты. Миллионы смертей, расправы над детьми, голод, пытки. Умереть теперь было не страшно, поэтому я решил жертвовать собой во имя Родины, ложиться под пули ради ближнего, делать все для победы, невзирая на боль.  В то время я много думал о том, на что действительно способен человек? Когда кончатся его силы? Можно ли выжить в этом кровопролитии? Можно ли не сойти с ума от всего увиденного? Мой ответ был очевиден.  Я был уверен, что следующий бой навсегда потушит меня, но оказалось, что жизнь вовсе непредсказуема.
                Воспоминания из Сталинграда. 1942-1943 г.
Летом 1942 года моя армия была переброшена в Сталинград.  Вражеские силы уже вторглись на советскую территорию и активно крушили близлежащие города.  Честно говоря, я уже не видел блеска в глазах моих соратников, будто они решили бросить стратегическую инициативу и отдаться немецким силам. Я четко осознавал или же чувствовал, что именно эта битва окажется решающей за весь период войны. К счастью, мои опасения насчет потери сил русскими солдатами оказались ложными. План Еременко и Тимошенко по освобождению города между Волгой и Доном был положительно воспринят армиями. Бой начался. Танки. Люди. Все смешалось в одном пороховом облаке. Сталинградская битва несла затяжной характер, моментами наступательный и оборонительный. Силы русской армии были на пределе, но в это время происходило невероятное…. Мы превосходили немцев, мы взяли верх в этом бою и, как оказалось, всю наступательную инициативу в свои руки. Солдаты теперь были вдохновлены чувством победы.  Они бились из последних сил, они теряли бойцов, они не спали, не ели, но все это было не напрасно.  Я шел навстречу врагу и уже не боялся верить в спасение и жизнь, ничто не могло сокрушить меня…!
Через минуту я упал с острой болью, а после потерял сознание. 
Я очнулся посреди комнаты, наполненной плачем и душераздирающими мужскими и женскими криками. Я открыл глаза. Возле меня стояла девушка в залитой кровью форме. Я видел, как тряслись ее руки, зрачки то и дело не находили себе места в больших испуганных глазах. На ее руке был нарисован крест. Это и помогло мне понять, что я нахожусь в местном госпитале. Я был крайне удивлен своим местоположением, потому что помнил свой успех и боевой настрой. Но вместе с этим стал чувствовать покалывание, а после режущую боль в ноге. Пока врач боролся за жизнь раненой девушки, бьющейся в агонии на соседнем операционном столе, молодой медсестре было поручено следить за моим состоянием, а также не мешать своей излишней эмоциональностью врачу доставать минные осколки из черепа девушки. Я тихо спросил ее о том, что случилось со мной в тот самый важный день в моей жизни. Она рассказала, что следующим на операционном столе буду я, что в моей ноге немецкая стальная пуля, пробившая мышцу и остановившаяся в икре.  Честно говоря, я напугался. Но напугался не смерти, а неспособности продолжать бой в Сталинграде. Мне хотелось взять в руки автомат и так же активно бить по врагу, освобождая русские города и крепости.  Через несколько минут послышался голос врача с просьбой вынести мертвую девушку и приготовить к операции Чибисова, меня. Доктор подошел ко мне, взял железный шампур, обмотанный смоченным в спирте бинтом, и резко стал пробивать пулю наружу. Мое тело сковала боль, но я терпел и старался не мешать своими криками работе, с силой сжимая зубы. Врач тут же вынул пулю, забинтовал мою ногу и отправил на недельную реабилитацию в палате.  Первые дни я не мог ходить. Это время в госпитале стало истинным моральным и физическим испытанием для меня, но вскоре я был здоров и, по словам врача, мог вступать в ряды бравой советской армии.
                Воспоминания из Польши. Висло-Одерская операция. 1945г.
В 1945 году я попал в немецкий плен в Польше. Помню, привезли русских солдат ночью в лагерь под открытым небом. Мысль о побеге пришла мне в голову еще при заключении в этот лагерь. Чтобы немедленно справиться с местностью в ночи, я запомнил огромное темно-зеленое  дерево, липу, которое стояло близко к выходу из обнесенного забором плена. Выгрузили солдат. Всю ночь думал, как безопаснее устроить побег и решил отложить его на следующие потемки, когда контроль за нами немного облегчится. Не успел я обдумать детали, как наступило утро.  В лучах рассвета я увидел то самое дерево, но без единого листочка по высоте двух с половиной метров от земли. Верно, голод – не тётка. Листва липы была единственной пищей в лагере, которой ночью и полакомились пленные. Да, у меня эта ситуация не вызвала никакого удивления. Кроме того, если бы я не был погружен в стратегические думы, я бы с удовольствие присоединился к этому скудному пиру. Через час послышался грохот. Виднелись советские танки. Им не составило труда освободить нас от немецко-фашистских захватчиков, потерявших силы для борьбы с СССР. В какой-то момент мне показалось, что они предвидели наше освобождение и потому, обессилев, не выдержали русской мощи и не оказали качественного сопротивления. Так пробыл я в немецком плену ровно один день.
Мы знали, что победа не за горами. Мне не верилось, что человек способен вынести испытания, которые происходили с нами на поле боя: ранения, операции, плен. Всё это мы прошли, все пережили, а вместе с тем принесли победу нашему народу. Я был счастлив осознавать, что сдержал свое обещание, которое давал еще в далеком 41-ом году. Я обещал пройти войну до победного конца и невообразимым образом сделал это. Я наконец поверил в истинную и нескончаемую силу человека, поверил в настрой и мощь, которые могут жить только по его воле.  Правда, все в наших руках. Каждый способен вынести все невзгоды жизни, если только он поверит, что невозможное возможно!
 Прошло 20 лет со Дня Победы. Я продолжил жизнь в привычном довоенном ритме со своей женой, которая прошла войну будучи медсестрой далеко на севере. В свободное от работы время я продолжал рисовать и рыбачить, наслаждаясь красотами родного края. Теперь главным счастьем для меня была моя большая семья. Меня часто вызывали в военкомат и беспрерывно допрашивали про немецкий плен в Польше, а однажды в этой же атмосфере наградили Медалью за Отвагу, Солдатским орденом!  Я осознавал, что ни одна награда не сможет залечить те душевные раны, которые мы, молодые бойцы, получили во время войны. Самым памятным с прошедших военных лет были память о моих товарищах с ясными глазами и уроки жизни. Да, теперь я точно знал, что самое непобедимое в мире- это цель, настрой и сила человека… К тому же никакая награда не вернет жизни тех, кто мечтал просыпаться под лазурным чистым небом и слушать тишину вместо воя бомбардировщиков. Недолго думая, я переплавил медаль на мормышки. С того момента всегда память о русских героях была рядом со мной.  Каждый день, до последнего…
                Воспоминания семьи Алексея Чибисова.
В те дни ничего не предвещало беды. Отец проснулся рано утром и по привычке отправился на берег Волги. Вечером он занемог. Его ударил инсульт. Отец впал в кому.  Врачи потеряли надежду на спасение его жизни. Только сыну объявили о том, что смерть настала, а позже бились в недоумении. Три дня тело Чибисова не подавало признаков жизни. По меркам врачей, эти три дня продолжалась естественная биологическая смерть, но сердце Чибисова билось, не переставая. С подобной ситуацией профессионалы встретились впервые и не верили всему происходящему. Вскоре сердцебиение Алексея Тимофеевича прекратилось. Он ушел под именем Великого Героя, который боролся с этой жизнью до последних дней.  Прошло много лет, но до сих пор за его подвиги и мистическую борьбу сердца со смертью его называют несокрушимым героем Великой Отечественной войны!


Рецензии