Умный, дурак и сволочь...

  Когда на сердце давит тоска, а она давит таки после Выборов - 2016, чтобы не сойти с ума, я вспоминаю светлый образ моей мамы. И тоска на время оставляет меня в покое. Рекомендую и Вам.
 Я вспомнил далёкие послевоенные годы... А я пошёл в первый класс в  послевоенном 1945 году! Сами понимаете какое было время. Мама работала с утра до вечера, чтобы нам с сестрёнкой было хорошо. И хотя работы у неё были не из лёгких (образование у мамы 2 класса церковно-приходской школы), ей это удавалось.
 Было это, когда я учился во втором или в третьем классе мужской средней школы. Ключевое слово "мужской". Тогда на Кавказе были разделены мужские и женские школы. Единой школьной формы тогда, понятно, не было.
 И вот мама однажды принесла откуда-то мне обнову - тёплый, по меркам южного климата, пиджачок (куртку). Когда я его надел, мне он очень понравился, но, застёгивая его на пуговицы, заметил, что пуговицы не с той стороны, с которой у моего зимнего пальтишки. Я сказал маме, а она мне объяснила, что эта курточка твоей сестрёнки: "Покупали ещё до войны, когда она во второй класс ходила, ещё до твоего рождения. А тебе она сейчас в самую пору и красиво сидит - носи на здоровье!" Я сквозь слёзы, зная что огорчу маму, но всё-таки сказал: "Не буду носить девичью - дразнить будут - скажут, что девичью куртку носишь!" Мама обняла меня, и говорит: "Не бойся, сынок - умный не скажет, а дурак не догадается!" Я уступил маме. И действительно - долгое время никто из ребят ничего не говорил: то ли не замечали, то ли не знали, то ли что-то понимали... Все было нормально и я стал привыкать и практически забыл об этом.
Но однажды в наш класс приняли двух новых ребят - их семьи переехали то ли из Москвы, то ли ещё из какого то города центра страны. Чувствовалось, что они не чета нам: упитанные, хорошо одеты и т.д. Потом я узнал, что они из семей сотрудников милиции (тогда НКВД). И вскоре один из них, указывая на меня пальцем и хохоча закричал: "Смотрите, на нём девичья куртка. Ха! Ха! Ха!" Мы разодрались... Ребята какое-то время смотрели (других зрелищ-то не было, как и хлеба, кроме как у сынков НКВДэшников!). А у нас были правила драк: лежачего не бить, и драка до первой крови!(сравните как сейчас: "до контрольного выстрела включительно!") Не помню сколько мы дрались, но у меня из носа пошла кровь. Ребята нас разняли... А мой обидчик на следующий день пришёл с синяком под глазом (помню этот мой точный удар). Я умылся и, как ни в чём не бывало, пришёл домой, сделал уроки и погулял... Поздно вечером пришла мама. Усталая. Сели ужинать - я, как всегда, к приходу мамы молол кукурузу на самодельной мельнице и варил мамалыгу. Сидим, едим кашу. Я спрашиваю маму: "Ты что сегодня рано?" - "Да что-то вдруг стало тревожно, думаю - может что-то дома случилось..." И посмотрев на меня повнимательнее: "А что это с тобой - не пойму, но что-то не так! Дрался что-ли? Давай рассказывай!" Я помолчал какое-то время (думал: говорить или нет). Решил таки: "Ты помнишь на счёт пуговок говорила: "Умный не скажет, а дурак не догадается?" - "Да. Уже и забыла, давно же это было! А ты что вспомнил? А,а,а - поняла всё. Кто-то сказал и ты подрался!" - "Да... Новенький пацан осмеял меня, что я девичью куртку ношу. Вот мы и подрались. Мама, а тогда кто он, если сказал?" - "Сволочь!" - был мамин ответ!
В этот же вечер, мама со слипающимися от усталости глазами перешила пуговки на "правильную сторону"...


Рецензии