Долги

В классе было тихо. Валентина Георгиевна, учительница русского языка и литературы, зашла в класс.

- Тема сегодняшнего урока, - начала она прямо с порога, - обращения и их обособление запятыми.

Ученики открыли тетради.

- Дома, - продолжала педагог, - вы должны были придумать несколько примеров с использованием обращений: когда обращение стоит в начале предложения, середине и конце. Сделали?

Класс послушно закивал.

- Так, - насупилась Валентина Георгиевна, - кто зачитает свой пример?

В классе поднялось несколько рук.

- Ну как всегда, одни и те же, - резюмировала она. – Филиппов, ты готов, - спросила учительница и тяжело вздохнула.

Она не очень любила Филиппова. Вернее сказать совсем не любила. Он, как считала Георгиевна, никогда не проявлял инициативы, был отстраненным молодым человеком и скорее всего наркоманом в будущем. Так она думала из-за необычного мышления и мутного взгляда Филиппова. Но ему было все равно.

- Да, конечно, Валентина Георгиевна, - сказал Филиппов и отправился к доске.

- Итак, дети, - начала менторски говорить учительница, - в начале предложения, если мы говорим про обращение, то, как правило, используется имя. У тебя имя использовано? – она подозрительно посмотрела на Филиппова.

Тот кивнул.

- Читай, - велела учительница.

- Миша, гнида ты ублюдская, когда вернешь деньги? – процитировал свой пример Филиппов.

- Ты что, издеваешься? – рявкнула учительница.

- Что? - удивлённо посмотрел на нее Филиппов.

- Что это за пример такой?

- Ну обращение в начале предложения, как вы и просили. Даже два обращения, - поправил сам себя Филиппов.

- Так, ты что еще пререкаться со мной будешь? – кричала учительница. – Что, нельзя нормальное что-нибудь придумать, например, «Маша, как ты красиво поешь».

Филиппов пожал плечами.

- Дети, после «Маши» ставится запятая, так как это обращение. Понятно?

Класс закивал.

- Так, давай второй, - сказал она, обращаясь к Филиппову. - Чтобы в середине. Там хоть нормальное, я надеюсь?

Филиппов снова пожал плечами и зачитал свой пример.

- Видишь-ли какое дело, Михаил, падла ты ущербная, если не вернешь мне деньги, я сломаю тебе ноги.

- Так Филиппов! Мне двойку тебе поставить?

- За что? Обращение-то стоит, как вы и требовали – посередине.

- Хватит из себя дурака строить! Что за примеры-то идиотские? Так, дети запишите вот такой: «Я давно хотел сказать тебе, Маша, что мне очень нравится твое пение». Вот здесь слово «Маша» обособляется запятыми, так как это обращение. Понятно?

Класс что-то старательно вывел у себя в тетрадях.

- Так, и последнее, - она снова посмотрела на Филиппова. – Нормальный пример, ты понял меня, Филиппов?

Он посмотрел себе в тетрадь и зачитал:

- Однажды один человек не вернул мне деньги, ты ведь знаешь, что с ним стало, Миша?

- Так, хватит, - выпалила учительница. – Выйди из класса!

- Почему? – спросил Миша и странно посмотрел на Валентину Георгиевну.

- Я что, тебе еще и объяснять должна? – продолжала кричать она. – Вышел из класса. Придуриваться он мне тут будет!

Она тяжело дышала, а на ее лице появилась небольшая испарина.

Филиппов вместо того, чтобы выйти из класса, подошел к своей парте и положил тетрадь. После этого он развернулся и спокойно сказал:

- Вообще-то да.

- Что да? – Георгиевна все еще была на взводе.

- Вы должны мне объяснить, почему я должен выйти из класса.

- Я тебе должна? – прошипела учительница. - Филиппов, ты что, совсем обнаглел? Ты кем тут себя возомнил, а? Нет, вы только посмотрите на него!

- Стоп! – оборвал ее на полуслове Филиппов. – Давайте разберемся.

Учительница хотела возразить, но слишком опешила от напора Филиппова.

- Я задание сделал правильно, но оно вам просто не понравилось. Не понравилось не потому, что в нем были ошибки, а не понравился просто тот факт, что я не стал использовать дебильных Маш и их не менее дебильное пение, которое вообще никому не нравится.

Учительница в растерянности смотрела на Филиппова, она не привыкла к тому, что ученики могут вот так отрыто и нагло с ней дискутировать на равных. Филиппов же продолжал:

- То есть, понимаете, вы готовы, выгнать ученика с урока только потому, что вам не понравилось то, о чем он пишет. Содержание его домашнего задания. Скажите, Валентина Георгиевна, а если вашему мужу не нравится содержание борща, который вы ему приготовили, он тоже выгоняет вас из дома?

Повисла пауза. Валентина Георгиевна хотела что-то сказать, но осеклась. Внезапно её губы задрожали, а из глаз выкатились слезы. Она развернулась и уже, рыдая на полную, выбежала из класса. Филиппов посмотрел ей вслед.

Ученики некоторое время сидели в задумчивости, но вскоре пришли в себя и стали складывать тетрадки в портфели. Было очевидно, что урок закончен. Урок сегодня больше не было, так что можно было спокойно пойти домой.

Дети не спеша выходили из класса. Миша Синицын, что сидел за задней партой, выходил последним. Выйдя из класса, он подошел к Филиппову и, вздохнув, сказал:
 
- Да верну я тебе деньги, верну. Чего пристал-то? Устроил цирк, блин!


Рецензии