Колодец

   

 Это правда, чем дольше живёт человек на земле, чем старше он становится, тем чаще он вспоминает своё детство. Наверное, так происходит потому, что молодым кажется: юность -категория вечная, да и повседневные дела не позволяют такого роскошества, как воспоминания о детстве.

 Как бы там ни было, но именно потому , что мне немало лет и у меня есть взрослые дети, детство которых для меня пролетело стремительно, я вспоминаю своё детство. И внуки у меня есть , которым гораздо больше достаётся моего внимания, заботы и времени , чем моим детям , именно поэтому я чаще теперь размышляю о том, как же правильно вырастить самых близких и самых бесконечно любимых моих человечков.

 Вспоминая своё детство, я прежде всего вспоминаю родителей, дом на берегу уральской речушки, тихой и неприметной жарким летом, но коварной и непредсказуемой в весеннее половодье или после летних дождей. Вспоминаю и свою няню, милую старушку, которая, казалось, всегда жила в нашем доме, любила нас, наш дом и всё, что связано с ним.

 Няня была всегда в работе, всегда при деле и всегда приветлива, добра и строга одновременно. У неё было огромное сердце и детская открытая душа. При сём этом моя няня не умела ни читать, ни писать.Она не могла написать даже свою фамилию. Получая пенсию, она рисовала букву Ш, как мне казалось, не понимая, что это начало её фамилии,а за этой нарисованной буковкой выписывались витиеватые каракули, они вплетались в великолепный узор, который никогда не повторялся, а наоборот, в каждой следующей ведомости для получения пенсии этот узор становился только замысловатее и красочнее. Моя няня была безграмотной женщиной. но она была неповторимой рассказчицей и собеседницей. Речь её , перемеженная пословицами и поговорками, была всегда наполнена глубоким смыслом, и сегодня, когда я читаю книги, в которых есть рассуждения о честности, справедливости, сострадании, любви, невольно вспоминаю свою нянюшку, потому что эти понятия были созвучны её взглядам, её жизненной позиции всегда и без книг.

 Детство, дом , родители-всё это по моим ощущениям осталось в моей памяти комфортным, стабильным, прочным. Это только теперь я понимаю, что нянина энергетика,её любовь и терпение делали наш дом светлым и чистым, уютным и счастливым. Моя няня учила меня не слушать, а вслушиваться в звуки леса, травы , воды, воздуха, не просто смотреть , а всматриваться в окружающий мир , учила жить с ним в согласии и не переставать удивляться.

 Она очень много работала и ещё больше времени проводила в лесу, одна и со мной, Ещё у неё было занятие - она заботливо ухаживала за колодцем. Да!Да! Она ухаживала за колодцем, как самая заботливая мать ухаживает за любимым ребёнком. задолго до рассвета она наводила чистоту и блеск вокруг колодца.

 Зимние ночи на Урале холодны, к утру так намёрзнет вода у колодца, что женщинам и не подойти к срубу. Но наступит утро, а дорожка к колодцу заботливо расчищена, натруженные руки моей нянюшки задолго до солнца собьют каждую льдинку, сметут и со сруба, и никому невдомёк, что раньше всех поднялась с постели добрая женщина, чтобы хоть как-то облегчить тяжёлый трудовой день селянок.

 Позднее все колодцы заменили колонками, только нянин не тронули, потому что люди не захотели пить пить воду из железных труб.

 Прошло много лет с тех пор. Давно нет на этой земле моих родителей, ещё раньше ушла в другой мир моя нянюшка, да и я с давних пор городская жительница. За эти годы многое произошло, и на Урал я приехала только прошлой осенью, спустя почти сорок лет.

 Поехала с внучкой, гуляли по лесу, по тем местам, где мы с няней ходили. Вспомнилось, как мы с ней собирали грибы. Никогда грибы сразу не несли домой, их несли в корзинах к реке, высыпались грибы на нагретые солнышком камушки: рыжики отливали на солнце перламутровыми полосками - из них потом будут сделаны вареники, грузди занимали на камушках господствующее место-они будут засолены в бочке и поданы к столу зимой к только что сваренной картошечке.

 Всё это богатство раскладывалось, мылось в холодной родниковой воде. Няня каждый грибочек рассмотрит, каждым полюбуется и за каждый лес поблагодарит. Своих внуков я тоже учу благодарить утро, за то, что наступило, солнце за то, что светит, дождик за то, что прохладу приносит, автобус за то, что довёз.

 Воспоминания прерываются, потому что я вижу совсем другой посёлок, совсем других людей: я не знаю, какие они, - они просто другие. Изменилось всё. Нет нашего дома. Нет улицы, нет соседних улиц, их снесло страшное наводнение в 1994году. Теперь пустырь вместо улиц. Мне трудно словами передать скорбь о погибших, а какими словами можно высказать восхищение и сочувствие тем, кто выжил, выстоял в страшной трагедии7

 НО какое чудо - на прежнем месте стоял на пустыре колодец! Он выстоял, выжил, он полон чистейшей холодной водой. ОН ЖИВ!. Сколько же в него было вложено тепла, заботы и любви! ОН ЖИВ! Сколько же надо пройти времени, чтобы мысленно встретиться с нянюшкой! Мы с внучкой пили воду из няниного колодца и я видела, что внучка понимает значимость места и момента, она ощущает связь времён,родственную связь...

 А няня... Кто знает? Может быть, и она смотрит на нас и радуется нашей памяти? Кто знает? Что касается меня, то я точно знала одно: с этой минуты мы будем чаще говорить друг другу слова любви, чаще будем благодарить того, кто рядом, и заботиться о том, кто в этом нуждается.

 Мы осторожно закрыли крышку колодца. Через два часа самолёт унесёт нас в самый прекрасный город на земле, в котором есть все. А на родине останется маленькая частичка моего сердца, моей души - НЯНИН КОЛОДЕЦ!

 Санкт-Петербург 2010год


Рецензии
Так трогательно, искренне))

Наталья Милая   06.07.2020 13:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.