Безнадега

               
Да – это правда: я оставила  троих детей и мужа и уехала к родителям в Подмосковье. Что со мной произошло? Сама не могу ответить – накапливалось, накапливалось и вот прорвалось. Много лет назад приехала  я с родителями в поселок Среднеахтубинского  района Волгоградской области еще девчонкой. Отец с матерью стали работать в  совхозе; я пошла в школу, окончила девять классов  и поступила в Волгоградский технологический техникум, но проучилась только полгода, пришлось бросить – не на чем было ездить, так как постоянного транспорта не было. Вот так закончилось мое образование.

Начала работать с матерью в совхозе,  какую работу только не делала, всему научилась и  на ферме, и в поле. Но я постоянно чувствовала  себя  недоучкой - это меня сильно угнетало, а ведь мозги у меня хорошо работали. Забывалась на работе среди людей, но когда оставалась одна, то мысли не покидали меня – жизнь идет, а для меня она остановилась.

Прошло  около одиннадцати лет, родители решили вернуться в Подмосковье, откуда  уехали из-за безработицы, а меня выдали замуж. Я захотела сама поменять свою жизнь и на предложение парня из соседнего села  согласилась выйти за него. Быстро появились дети – два сына и дочка. Муж Юрий - работящий, непьющий завел большое хозяйство, что только у нас не было – коровы, бычки, свиньи, гуси, куры и  даже коза. Юра мне очень нравился своим спокойствием, деловитостью и ласковым отношением ко мне. Дети подрастали и вместе с нами работали по хозяйству. Я им говорила: «Вот заработаем денег, тогда отправлю вас учиться в Волгоград»

Совхоз развалился и многие потеряли работу. В поселке остался  магазин, школа и почта; люди потеряли постоянный заработок, некоторые стали ездить на работу в город Волжский или Среднюю Ахтубу, но ездить так далеко не на чем, регулярного транспорта так и не было.

Народ и до этого пил, а теперь это усилилось, живут за счет своего хозяйства и огородов, но постепенно стали переводить живность, если раньше стадо было около трехсот коров, то  сейчас только пятьдесят, а поселок немаленький – более  двухсот дворов.

В совхозе мы были частью большого коллектива, в поселке кипела жизнь, приезжали студенты на уборку овощей, было много всяких ремонтных  мастерских, столовая и другое. Постоянный заработок, организованная заготовка кормов, приемка молока от личных хозяйств и другие задачи совхоз брал на себя, и мы чувствовали себя  защищенными.

   Все-таки продуктивный труд в сельской местности – это коллективный, в одиночку много не наработаешь, проблемы тебя задавят и   затратно  очень – это я знаю по себе.

 Раньше  мы  ходили в гости друг к другу, отмечали праздники  вместе, нас объединял общий труд, а сейчас почти не общаемся с соседями, порой даже не с кем  просто поговорить.

Я стала подсчитывать, во что нам обходится теперь домашнее хозяйство, и пришла к выводу, что  мы работаем в убыток, уже тратим ранее накопленные деньги. Из молока от трех коров готовлю творог, сметану и разношу по поселку или в другой, который поближе. Много приходится  выливать свиньям -  не всегда удается продать, а  с продажей бычков так намучаешься, что и держать их не хочется.

Выходит, что мы работаем,  день и ночь только, чтобы прокормить себя, а о накоплении даже речи нет – на что тогда  я буду учить детей? Моя судьба повторяется в детях.  Во мне  все как-то надорвалось, и я сказала Юре, что уезжаю от вас в Подмосковье. Он обреченно посмотрел на меня и говорит: «Поступай, как сама чувствуешь, за детей не беспокойся. Я  верю тебе ».

Приехала к матери, она меня пожурила, что бросила семью, но я стояла на своем. Устроилась на работу в ресторан, заработок полностью отправляла мужу, так как у них денег совсем не было – только что от продажи молока.

  Я понимала, что опять что-то не так, но не спешила возвращаться домой – мне надо было утвердиться в чем-то, я еще не знала в чем. Домой  приезжала на  несколько дней на праздники,  но остаться  была пока не готова. Семья жила прежней жизнью: муж занимался хозяйством, дети помогали, научились все делать самостоятельно и по дому, и в учебе.
 Мое отсутствие было заметно только на огороде,  они ничего не посадили и он зарос травой, но Юра строил огромный навес, почти во весь дом, я это оценила.Дети очень радовались, когда я приезжала, но не просили остаться, видимо, отец объяснил им, что у меня нервный срыв.

  Мама сказала: «Много лет назад мы приехали в этот поселок, чтобы работать, а теперь у вас нет ее, то может вам всем переехать сюда в родное Подмосковье. Здесь работа есть и школа нормальная; дети получат неплохое образование, а потом и дальше будут обучаться.  Доченька, я себя виню, что мы с отцом так быстро собрались и уехали, как - бы бросили тебя в поселке.

  Знакомые, которые нас сманили приехать в поселок, потом сами уехали и нам написали, что завод, где работал отец, снова ожил – вот мы и поспешили тогда.
Отец пошел на завод, а я заболела, сказался непосильный труд – по восемнадцать часов без разгиба. Сельским бабам ничего, а я физически не была готова к такой нагрузке, но старалась работать наравне и в совхозе, и дома, а хозяйство было немалое. Загубила я себя и тебя обрекла на такую жизнь».

- «Мама, не вини себя, я сама решила свою судьбу устроить, но жизнь распорядилась иначе. В начале думала, что будет большое хозяйство и материальное положение позволит мне доучиться; я любила учиться, и память у меня редкая. Сколько книг перечитала ночью – любую могу пересказать».

Мама пояснила: «Это в отца и память, и желание учиться: сколько у него было рацпредложений на заводе, ему всегда за них давали премии, он очень жалел, что не получил высшего образования, но к нему за советом многие приходили. Что же ты Оксана, будешь дальше делать, есть у тебя варианты или нет?»

Я ответила не сразу, так как вариантов не было пока: « Мама, а у тебя какие варианты родились по поводу меня?»  Мама сказала, что за эти полгода, как я приехала, конечно, думала: «Есть только два варианта, на мой взгляд, - продолжала она,- или уехать в поселок и жить там, как все; или переехать в Подмосковье, купить домик и осуществить свои  мечты.
 Здесь ты дочка, можешь получить какую захочешь профессию, подготовить детей лучше, чем  в селе, они ведь и так отстали намного от сверстников. Третьего варианта  я не вижу,  долго так продолжать, как  сейчас, нельзя – это не по-человечески.
 Муж и дети от тебя отвыкают, и  когда ты осознаешь, что нашла  правильное решение, то не будешь уже нужна им, да и себе не простишь. Думай не долго Оксана, и принимай решение ».

  Я выслушала маму, правильно она говорит, и решила  спокойно осознать, что мне нужно, а потом принять это судьбоносное  решение.
Часто звонила детям и мужу, они ждут меня и рассказывают, что делают по хозяйству, как учатся. Меня хозяйство  стало меньше интересовать: продали одну корову – хорошо, зарезали свинью – тоже, перевели гусей – ладно.

  Я боялась только, что Юра сопьется, как многие, но это испытание он выдержал, как выдержал и другое.
 Моя соседка  бабушка Валя рассказывала мне: «Юра, конечно, видный мужчина и некоторые бабы уже  распушили «хвосты»:  стали Юру обхаживать, говорили, что Оксана не вернется. Юра только улыбался и отвечал: «Вернется, куда ей от нас деться»
-Хороший у тебя Оксанка мужик. Уезжаете?- я  кивнула. - Ну  и правильно, что здесь делать, живем как на кладбище – тока, что живые пока".

Недалеко от ресторана, где я работаю, висит доска объявлений, и я прочла, что набирают на курсы поваров- кондитеров. Я  пошла  узнать, что и как, мне очень понравилось, записалась. Я всегда хорошо готовила - это от мамы и  быстро усваивала все, меня хвалили.

 При нашем ресторане открывается  очень большая кулинария;  директор ресторана предложил мне, после окончания учебы, там работать. Я радовалась, как ребенок, – и учусь, и работа сама в руки идет.

  Позвонила мужу и поделилась радостью, он спросил: « Что решила с семьей?».   Я ответила: «Теперь-то решу   быстро, у  меня появилась цель:  буду смотреть домики, возможно купим».  Родственники давно уже приглядели дом  с садом – недорого.

Юра приехал быстро и сразу сказал, что согласен на этот вариант, но сначала надо продать свой дом в поселке, многие хотят продать, но никто не покупает пока, а  с продажей мотоблока, косилки, всякой утвари и скотины проблем не будет.
 Юра обежал  ближайшие предприятия и радостно объявил: « С работой будет все в порядке».

Школа нам понравилась – двухэтажная, красивая, охраняемая.
Вся семья, как бы возродилась: мы вступили в новую жизнь, с повышенными  требованиями к нам, и понимали это, так как прошли испытание судьбы вместе.
У нас с мужем стали совсем другие интересы: больше говорим о работе,  о новых знакомых,  о дополнительных занятий для детей,  о пристройке  к новому дому.

Мы стали учиться и отдыхать -  в выходные дни всей семьей выезжаем в Москву или поближе на экскурсии. Юра сам ничего не видел, да и я тоже, и с интересом смотрим все, что предлагается бесплатно -  на платные  мероприятия у нас нет средств. Увидели просвет в жизни – если так можно сказать, а раньше была полная безнадега. Оказывается, что можно жить по-другому.
   
Как-то я спросила Юру: « Почему ты так мудро поступил, когда я  собиралась уехать, и, в конце концов, уехала?». Он ответил целым рассказом-исповедью: « Мои родители работают  всю жизнь в селе, практически не выезжали никуда, я другой жизни не видел. После девяти классов стал работать в совхозе с отцом. Он обучил меня водить и ремонтировать всю сельскохозяйственную технику, уже позже окончил  курсы механизаторов,  мечтал учиться на механика.

Когда встретил тебя, то почувствовал, что в тебе есть  внутренняя сила и ты решительнее меня;  белокурая, хрупкая, в тебе все было городским и разговор, и поведение, и одежда, а главное, ты никогда не повышала голос ни на кого; в работе не уступала сельским. Прожив в поселке долгое время,  так и не стала деревенской.

Ты часто повторяла,  когда мы жили уже отдельно, слово- безнадега,  я  вначале  не слишком понимал тебя, думал, что тебе надо? – хозяйство большое, дети растут, но после ликвидации совхоза, мы,  как и многие, оказались безработными; с кормами и реализации продукции возникли большие трудности. Поселок как - бы осиротел, мы стали никому не нужные, Финансовое состояние наше уже не позволяло  продолжить обучение детей в Волгограде; вот в это время я и понял, что означает твое слово – безнадега.

Я, как и мои родители, не выезжал из села надолго, но, прожив с тобой несколько лет, понял – надо как-то менять жизнь, и свою, и детей, поэтому спокойно отпустил тебя, тем более вся твоя родня живет в Подмосковье – поддержат тебя там, а мои  родные  помогут мне здесь.

В начале, после твоего отъезда, я был в отчаянии, а потом, когда  вся родня организованно помогать стала, успокоился. Никто  ни разу  не сказал  о тебе плохого, разговоры были только о детях и хозяйстве.

И сейчас я понял, что мы  приняли правильное решение и прошли это испытание достойно. Мы еще молодые, полные сил, трудолюбивые – у нас  все будет в порядке, Оксаночка».
 Юра обнял меня, и я поверила ему и   была благодарна за его понимание неспокойного  моего характера, а главное – за сохранение семьи. 


Рецензии
интересная история.

Александр Комаровский   08.01.2022 18:00     Заявить о нарушении