Вероника Казимировна Василевская - ботаник



Случилось это весной 1930 года на Репетекской научно-исследовательской песчано-пустынной станции, что находится в Туркмении, в Южных Каракумах.

На Репетекскую опытную станцию приехала на практику семнадцатилетняя студентка Ташкентского университета Вероника Василевская. После первых выходов в пустыню совместно с опытными работниками станции студентка однажды ранним утром сама отправилась в пески для сбора гербария. До начала жары она предполагала вернуться, а потому вышла в лёгком платье, без воды, с одной картонной папкой для гербария.

Лавируя между барханами, она отошла от станции на сравнительно небольшое расстояние. Но потом, неправильно ориентируясь по ветру (ветер изменил направление – АК) и допустив ещё несколько серьёзных ошибок в определении на местности, стала удаляться от станции и в итоге совсем заблудилась. Далее предоставим слово самой Веронике Казимировне, она интересно передаёт свои ощущения:

«…Около 10 часов начало основательно припекать…Песок стал горячий, и, когда мне приходилось перелезать через барханы, он больно обжигал ноги выше щиколотки.
…Около часу дня я вышла из пределов песчаной гряды и присела под одним из кустов, который не давал никакой тени…устроила себе плащ из картонной папки для защиты от солнца рук и вырез платья на спине…чувствовала сильную усталость и голод (она позавтракала, но не пила – пролила молоко – АК)…появились боли в желудке…

…На станции уже к полудню забили тревогу, на поиск отправились группы добровольцев, машинисты, проезжая мимо Репетека, подавали гудки, на которые заблудившийся путник мог бы сориентироваться…

…местный туркмен со своей овчаркой …пошёл по следу, но вскоре след девушки пропал в песках…

…Ещё ночью, услышав паровозные гудки, я двинулась в сторону наиболее громкого звука…Песчаную гряду шириной 3-4 км я пересекала всю ночь…я думала только о воде…
…Около полудня (второго дня – АК) мне стало страшно, я больше не могла подняться…В глазах потемнело, по голубому небу поплыли зелёные и красные круги…Давно ощущала неудобство на своей коже – она вся сморщилась, образовав сплошную массу мелких морщин и складок (буквальное усыхание человека на жаре – АК)…Начали болеть глаза, казалось, векам трудно моргать из-за того, что глаза сохнут (признаки обезвоживания – АК)…

…я знала, что меня ищут…поднялась и двинулась дальше…».

К рассвету третьего дня, заметив костёр, девушка сама добралась до Песчаной станции. Поили её осторожно: вначале только пополоскать рот, потом глоток воды, перерыв, ещё глоток воды, перерыв, третий глоток воды…Только к вечеру третьего дня у неё прошла жажда…Через неделю она снова выглядела на свои 17 лет.

Бывалый народ удивлялся, как она выжила в пустыне, оставаясь двое суток без воды. Худенькая девушка оказалась крепкой и волевой. Со временем она стала профессором кафедры анатомии растений Ленинградского госуниверситета им. А.А. Жданова.

Через Репетекский пустынный заповедник мы проезжали в сентябре 1978 года. Ехали от города Мары до города Чарджоу. Нормальная дорога, нормальный асфальт, только горячий. Остановились, чтобы сфотографироваться и…просохнуть. В тот день я сидел в кабине ГАЗ-66. Кто знает, тот понимает, что кожух двигателя машины возвышается посередине, между водительским сидением и командирским. Зимой в кабине хорошо…Очень тёплое место…А летом, как в парилке. Снаружи 40 градусов, а в кабине ещё выше. Вылез я из кабины мокрый, как из бани вышел. Отошли в барханы метров на 50, сфотографировались. Снимки у меня сохранились.

 Где-то там, среди тех же барханов, полвека тому назад бродила два дня юная студентка, которая выжила в пустыне и рассказала нам, каково ей пришлось. Преклоняюсь перед этой женщиной – редкий случай выживания…


Рецензии