Два Мороза

Новогодняя полусказка для взрослых

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1–й Дед Мороз, Виктор, 34 года
2–й Дед Мороз, Рамзес, 27 лет
Мальчик
Женщина, мать Виктора
Молодая женщина, Надя, жена Рамзеса
Девушка

Несколько минут до наступления Нового года. Во дворе дома у скамейки двое мужчин, ряженных Дедами Морозами. 1–й Дед Мороз передает 2–ому  пластиковый стаканчик с коньяком.

1–й Дед Мороз (поднимая стаканчик). Меня Виктором зовут.
2–й Дед Мороз. А меня Рамзесом.
1–й. Хо–хо–хо. Рамзесом! Ни хрена себе! Ну и имечко тебе выбрали!
2–й. Та–а–к! Стоп! Все по новой!
1–й. Чего по новой?
2–й. Дубль два. Сначала, сначала давай. Ну… «меня зовут» и так далее.
1–й. А–а. Понял. Меня Виктором зовут.
2–й. Ты сейчас будешь сильно смеяться, но меня зовут Рамзесом.
1–й. Ну и что тут смешного? Имя как имя. Не смешнее Виктора. Вот у нас в доме жили два приятеля – Гелий и Радий.
2–й (смеется). Да уж…Гелий, Радий. А когда на троих соображали, то Полония звали.
1–й. Нет, никакого Полония не было.
2–й. Да это так… персонаж из «Гамлета».
1–й. Забыл. Давно когда–то кино видел… Ну, давай, раз познакомились!

Пьют. 1–й перед тем как выпить, снимает бороду.

2–й. А ты чего здесь засел, Витя?
1–й. Да на корпоротиве в одной фирме работал. Тут неподалеку. Попросила одна знакомая.
2–й. А домой не успел?
1–й. Не захотел.
2–й. Ну–ну. Всякое, конечно, бывает. А я вот захотел,потому как дома все лучше, чем на улице, да не смог. Меня одна фирма наняла, чтобы детей клерков поздравил. Ну, сам  же понимаешь: дети! С тем хоровод водишь, тому загадки загадываешь. К последнему шофер уже в начале двенадцатого привез. Привез – и свалил, дожидаться не стал. А Снегурочка еще раньше свалила: образцово–семейная попалась.
1–й. А вот мы сейчас ее покличем. Сне–гу–роч–ка! Сне–гу–роч–ка!
2–й. Да что толку от этих снегурочек. Все они бабы… снежные.
1–й. Ну ладно, давай без снегурочки. А дальше–то что?
2–й. Ну, вышел от последнего ребенка. До метро далеко, маршруток не видать. Стал такси обзванивать по всем номерам. А там только и слышно: «Вас приветствует такси полста–полста–полтретьяста. Сейчас все операторы заняты». А если оператор освободится, так все водители на линиях  и  машин в течение двух часов не будет.  Оно и понятно: кому охота за рулем Новый год встречать.  А ты молодец: прихватил и балычок, и коньячок. А мне дети только шоколадом бороду  вымазали да конфет напихали. Да и шубейка у твоего Мороза поплотнее будет, а у меня не шуба, а халат шелковый. Хорошо хоть на свитер налез. А куртка  с лопатником в машине у водителя осталась. (Пьет.)
1–й. Да ты хоть бороду–то отцепи. Мешает.
2–й. Н–нет. В бороде теплее.
1–й. Ничего, Дедушка Мороз, не дам тебе замерзнуть. У меня мешок с собой волшебный (Достает из мешка свитер.). Поноси пока. Когда я замерзну, отдашь.
2–й. Мерси. (Натягивает свитер поверх шубы.) Теплый какой. Но все равно замерзнем.
1–й. К утру плюс два обещали. Вон как снег плачет!
2–й. А… все равно замерзнем. И в парадняк не зайти погреться: понаставили везде кодовых замков. И кафе, наверняка, если не закрыты, то забиты посетителями.
1–й. Да хватит тебе! Где это видано, чтобы Дед Мороз мороза испугался?
2–й. Ну что поделать? Не привыкну никак.  Работа–то сезонная, а остальное время  у меня вечная весна.
1–й. А чем занимаешься?
2–й (неохотно). Актер я.
1–й. То–то я смотрю: «дубль два», «Гамлет». Где играешь?
2–й. Нигде. Говорю же: работа у меня сезонная. Ну, как продажа арбузов.
1–й. Бывший, значит.
2–й. Ни черта ты не понимаешь, Витя. Не бывает бывших актеров. Это только мужья бывают бывшие.
1–й. Ну и еще бывшие депутаты Государственной Думы. В  лице Кисы Воробьянинова. Давай стаканчик.
2–й. Скоро двенадцать. Надо еще старый год успеть проводить. За него выпьем.
1–й. А мне за новый–то пить ни к чему!
2–й. Это как же понимать?
1–й. А вот так и понимай. Не нужен мне этот новый год, не нужен. Ничего хорошего не будет в новом году. Ни–че–го.
2–й. Мрачно, брат, как–то, мрачно. Мне вот тоже надеяться особо не на что, но я все–таки жду Нового года. Вот жду – и всё!
1–й.  Да и старый–то проводить  с добрыми словами не за что.
2–й. Ух ты! Прямо–таки не за что? Что–то ты, брат Витюша, неправильно все говоришь.
1–й. Правильно я говорю. Тебе сколько лет?
2–й. Двадцать семь.
1–й. Дорогой дедушка Мороз, как говорил один наш студент из Болгарии, вы молодые, у вас все спереди.  А мне, старику, уже тридцать четыре полных.
2–й. Ерунда какая–то! Ты ж не девка красная на выданье…. Ой, смотри–смотри, вон Снегурочка идет. Ты не эту звал–то?

Во двор входит девушка в светлой шубке и шапочке с подарочным пакетом и спешит к одной из парадных.

(Кричит.) С наступающим вас, девушка!
Девушка. И вас, дедушка…дедушки!
2–й. Девушка, может, будете третьей, а?  Не дадите двум Морозам  спиться от холода во дворе чужого дома. Пожалуйста, будьте нашей Снегурочкой.

Девушка вертит пальцем у виска и открывает дверь парадной.

(Устремляется за ней.) Ой–ёй–ёй, девушка, милая, постойте, постойте, пожалуйста! Дверь не закрывайте! Код, код скажите, ради бога! (Девушка скрывается за дверью.) Ээх! Ушла, захлопнула. (Притоптывает от холода) Витя, я не пойму. Ты что, морж?
1–й. Нет, меня любовь греет.
2–й. Кака–така любовь? А что ж ты в одиночестве коньяк на улице глушишь?
1–й. Во–первых, не в одиночестве, а с тобой.
2–й. А во–вторых, Витенька, валенки ты напялил, а я в ботинках на тоненький носок. И вообще я не считаюсь. Я случайно попал сюда. А вот ты основательно здесь устроился: со свитерком да коньячком.
1–й. И с балычком!
2–й. И с балычком! Ты ж говорил: знакомая попросила Дедом побыть. Чего ж с ней не остался праздновать?
1-й. Да не пришла она.
2-й. Вот так кинула.
1-й. Не то. Дочка у нее сильно заболела.
2-й. А…
1–й.  Да и у меня все равно мысли не туда повернуты.
2–й.  А мысли–то, мысли куда у тебя повернуты под Новый год?
1–й. К маме.
2–й. К маме? Ой, не могу! Маменькин сынок ты, Витенька, оказывается. (Хохочет.)
1–й. А ты в морду хочешь?
2–й. Да ладно тебе, Витек. Ой, дай отсмеяться… Я свою маман тоже люблю. Смешная она у меня. Домашняя такая хлопотунья. И строгих правил. Это дед с бабкой так воспитали. В комнате коммуналки на четверых.  В тридцать семь  меня родила. Отца не знаю вообще. Я иногда грешным делом думаю: где это им удалось меня изготовить  без контроля бабки с дедом. Смешно, Витенька, смешно. До слез. Родился бы я девочкой – тоже таким же, как мать, был – послушным и вдрободан нравственным. Помню, как бабуля матери говорила, какая нынче молодежь распущенная пошла, а они с дедом только на второй год знакомства поцеловались. И до свадьбы у них ни–ни. А мне, Витюха, кажется, что и после свадьбы у них ни–ни. Ну, вот разве что  маму сделали – и всё. Бабуля у меня еще жива. Восемьдесят пять!  Ходит в библиотеку и считает Мопассана безнравственным писателем… А у тебя отец был?
1–й. Был.
2–й. Умер или разошлись?
1–й. Мать выставила, когда мне еще четырнадцать  было. Изменил он ей в командировке.
2–й. Ну, так в командировке ж! А как она узнала? Сам признался.
1–й. Да нет. Та стерва ему свой лифчик в командировочный чемоданчик подсунула. Мать стала белье разбирать, чтобы постирать, ну и натолкнулась.  Снова бельишко в тот чемоданчик покидала вместе с лифчиком. Ну и все.
2–й. А ты с отцом потом виделся?
1–й. Нет. Мать как боевой ударный батальон  заслон поставила прочный. Да и я долго отца простить не мог, сам его видеть не хотел. Предателем называл… А недавно в мамином комодике нашел письма от отца.
2–й. К матери? Прощения просил?
1–й.  Нет, ко мне. Только мать их прятала от меня. Доставала из почтового ящика – и в ящик комода. Отец, наверное, думал, что я их все же читал. Писал, как он меня любит и когда я стану постарше, то пойму его как мужчина мужчину. А потом – как он тоскует по мне и по маме. По маме. А прощения ни разу не попросил. В последние годы –только открытку к каждому Новому году слал. Последняя шесть лет назад прислана. В каждой он желал мне, чтобы с нового года все у меня  было по–другому. По–дру–го–му! А каждый год у меня все по–о–ди–на–ко–во–му!  Школа – дом – мама. Институт – дом – мама. Фирма – дом – мама. Выходной – дом – мама. Отпуск – санаторий – мама…
2–й. Ну, успокойся.  А мать замуж снова не вышла?
1–й. Ну что ты! Для нее все мужчины умерли. Все, кроме меня. Только я должен был стать образцовой моделью, эталоном мужской породы. Но модель жалко отпускать в … производство. Ведь вокруг только стервы в лифчиках.
2–й. Стало быть, ты не женился.
1–й. Не получилось раньше.  А несколько лет назад мать сильно заболела…И вот теперь…
2–й. Что?
1–й. Во второй городской лежит, тут , за углом. Рано утром туда пойду.
2-й. А чего не остался-то?
1-й. Сама попросила, чтоб ушел. Да и надо было мне…Дедом Морозом.
2–й. Вот оно что. Теперь понятно, почему ты здесь.
1–й. Вчера вечером уходил от нее, в коридоре врача встретил. Так, и не врач, наверное, ординатор или интерн, как там они называются. Маленький, чернявый, нос немного кривоват. Но красивый. Красивый. От больных шарахается. От родственников прячется. А тут мы нос к носу встретились: некуда ему бежать. Спросил его, как, что. А он с такой мерзкой улыбочкой меня с наступающим поздравляет и говорит: «А в новый год вы уже без нее».
2–й. Врачи все циники.
1–й. Не знаю. Только я еле сдержался, чтобы ему не врезать. За плечи схватил и к стенке прижал. А он так спокойно руки мои стряхнул и снова мерзко улыбнулся своей красивой улыбкой. И пошел тихонько  в ординаторскую.
2–й. Ну что ты, Витька, что ты! Не надо. Родители уходят раньше нас. Это – закон.
1–й. Да, это закон. Моя мать и была мне законом. А теперь я должен жить вне закона.
2–й. Вне закона. Но пусть тебя утешает хоть то, что закона ты не нарушил. Не преступил, как говорят, закона.  Скажи, что изменится в твоей жизни? Ты заведешь семью? Детей?
1–й. Наверное,  уже нет.
2–й. Собаку заведешь? Кошку? Или там канареек?
1–й. Кот у нас был. А с собакой нужно гулять все время.
2–й. А канареек кормить по часам.
1–й. Нет, нет. Не будет ни собаки, ни кошки, ни рыбки. Золотой. Знаешь, Рамзес, вот вроде мужик я не старый, здоровье в порядке, зарплата  может быть и выше, но тоже сносная, с женщинами, бывает, встречаюсь – не жалуются. А как–то нелепо все. Сижу на скамейке в чужом дворе и боюсь наступления нового года.
2–й. А кто виноват?
1–й. Да сам и виноват.
2–й. Неужели? А не мама?
1–й. Нет. Не мама. Сам. Удобно было. Примерил мамину любовь и обожание на себе, так в этой одежке и хожу. Маме нравится, но ведь и меня устраивает… Устраива–ло.
2–й. Да погоди ты еще! Ой, смотри, смотри…( Во двор вошел и направляется  к Дедам Морозам маленький мальчик в яркой курточке и такого же цвета шапочке.) мальчик какой–то идет… один. Почему один? Мальчик, мальчик, ты куда идешь?
Мальчик. К вам, дедушки Морозы!
1–й. А ты откуда?
2–й. Ты, наверное, заблудился?
Мальчик. Наверное. Не знаю.
1–й. А где твоя мама?
Мальчик. Мамы у меня пока нет.
1–й. Как это «пока нет»?
Мальчик. Есть тетя Ира.
2–й. Кто это тетя Ира? Мамина сестра?
Мальчик. Нет, это папина тетя Ира.
2–й (1–ому) Ой, ё… (Мальчику) Папа тебя, наверное, ищет?
Мальчик. Да. Наверное. Не знаю.
2–й. Замерз? Вон какие у тебя щеки красные! (Мальчик отрицательно мотает головой.). Ой, у меня ж полно  конфет и «сникерсов» разных (Распахивает шубу, достает из карманов брюк конфеты.). На вот. А ты есть, может, хочешь? (Мальчик утвердительно кивает.) Вот мы у дедушки Мороза попросим бутербродик. Витек, у тебя ж булочка была… (Мальчику) С сыром тебе или с колбасой?
Мальчик. С сыром. С колбасой. И с икрой!
2–й. Витя, как  насчет икорки?
1–й. Есть, только подзамерзла малость (Протягивает бутерброд Мальчику.)
Мальчик (трогая пальцем икринки). Как льдинки оранжевые! Спасибо, дедушка Мороз.
1–й. На здоровье, малец, на здоровье.
Мальчик. Только я не малец, а пацан.
1–й. Ишь ты! Пацан!  И как же пацана зовут?
Мальчик. Костя.
1–й. А где ты живешь, пацан Костя? Адрес свой знаешь?
Мальчик. Да. Наверное.
1–й (2–ому). Ну, что делать будем?
2–й. Знаю что! Отведу его в отделение, в дежурную часть. Где тут ближайшее? Там заодно и погреюсь.
1–й (смеется). Ну, вшивый все про баню.
2–й. У меня уже ноги мокрые.
1–й. Так и у меня валенки неподшитые. Скоро захлюпают… А вообще–то  ты правильно решил.
Мальчик. Дедушка Мороз, не хочу в полицию, не надо! У тебя мандарины есть?
2–й (растерянно). Нет, мандаринов нет.
Мальчик (тянет его за полу). Тогда лучше пойдем в полицию. У них мандарины есть. Я знаю.
1–й. Апельсин подойдет? (Мальчик утвердительно кивает.) Держи.
2–й. А тебе сколько лет–то?
Мальчик. Шесть с половиной.
2–й. В садик ходишь?
Мальчик. Вот еще! В первый класс хожу. У меня только по математике тройка, а остальные все четверки и пятерки! Понятно?!
1–й. Но математику–то ты подтянешь в новом году? Так ведь?
Мальчик (швыряя в него коркой от апельсина). Нет! Не подтяну! Не люблю математику! Я петь люблю. (Поет какую–нибудь песню взрослого репертуара. Пританцовывая отходит от Дедов Морозов в центр двора.)
2–й (1–ому). Моему  пацану тоже сейчас могло быть шесть с половиной.
1–й. А что с ним?
2–й. Не родился.
1–й. А… Гипотетический… Ну, сколько тогда у нас могло бы быть пацанят, кто знает.  И девчат тоже…
2–й. Знаешь, я рано начал гулять с девчонками. Вопреки или, можно сказать, назло моей пуританской семье. Ты, Витек, в четырнадцать лет мужчиной стал, когда отца твоего выгнали из семьи. В моральном, так сказать, смысле. А я -  в аморальном смысле: в четырнадцать мужиком сделался. Поначалу я даже в каждую влюблялся на какое–то время, а потом они как–то чередой все шли и шли, шли и шли, пока я на одну глаз не положил. Сам не понимаю, как  и почему, но зацепила меня Надька сильно. Сильнее некуда.
1–й. А когда зацепит, то уже смысла нет причину искать.
2–й. Учились мы вместе в театральном, в одной мастерской. Она поначалу серьезно ко мне не относилась: знала, какой за мной шлейф бабника тянется. Но все ж я вЫходил ее! И представляешь, даже женился в конце третьего курса. Нормально мы жили. По–студенчески шебутно, конечно, но нормально. А перед выпускным спектаклем она мне про беременность сказала. Как так? У нас же выпуск! Нас ждут с распростертыми объятьями. И Роберт Стуруа. И Кама Гинкас. Ждет.  В крайнем случае, Андрей Могучий. Мы так молоды, у нас блестящее будущее. И вообще нужно пожить в свое удовольствие. Со вкусом. С размахом. И вот тут я свою Надюху предал! Получается, что и ребенка своего, подлец, предал. В общем, не сложилось у нас дальше. Надька в Омск поехала показываться. Понравилась она там.   После выпуска сразу уехала. Там и осталась.  А я попал в академический театр. Академический театр! Мечта! Играл много. Каждый день. Знаешь, как говорят и пишут? «В эпизодах и массовых сценах заняты артисты театра». Вот так и я был занят. В массовых сценах. Потом не выдержал – ушел. Теперь вот – сезонно Дедом Морозом. Иногда клоуном на открытии какого–нибудь торгового центра. Благо их много нынче открывается.  А Надьку не забыть. И себя не простить. Вот так–то, брат Витя!

За спинами Дедов Морозов появляется женщина в больничном халате и домашних тапочках.

Женщина. Витя, сынок.
1–й (бросается к ней). Мама! Мама! Как ты здесь? Почему?
Женщина. Ну как «почему»? Что делать в больнице здоровому человеку? Кто будет там его держать? А выписку только после праздников сделают. Вот я тихонечко собралась да и пошла, не дожидаясь выписки.
1–й. А как ты себя чувствуешь?
Женщина. Я себя чувствую! И это – главное!
1–й. Но тебе же холодно? Где твоя одежда?
Женщина. Мне абсолютно не холодно. Проходила мимо – уличное табло показывало плюс один. А в больничном я потому, что не стала бельевшицу беспокоить: все ж Новый год. Пусть люди веселятся.
1–й. А как же ты меня здесь нашла, мама?
Женщина. О, ну и сын у меня вырос недогадливый! Где ж тебя искать, как не здесь? (Деды Морозы переглядываются в недоумении) И знаешь, сынок, что я тебе скажу: неудачное ты выбрал место для встречи Нового года. Ни елки, ни «оливье», ни моего праздничного «наполеона»!
2–й (тихо, под нос). А только коньячок и балычок.
Женщина. Да, и почему Екатерина не с тобой? Хватит уж ее от меня скрывать…Поссорились? Так  иди и мирись. Иди, иди, первый мирись. Охо–хо, у тебя ж валенки совсем мокрые! И что это за мода такая пошла: в Новый год – и  в валенках. (Мать и сын обнимаются, 2–й, глядя на них, собирает разложенные на скамейке стаканчики, закуску, конфеты и укладывает в мешок. Во дворе в стороне  появляется молодая женщина в летней одежде.)
Молодая женщина. Ромка–а–а! Ромка!
2–й (оборачиваясь и бросаясь к ней). Надюха! Надька, любимая!
1–й (сам себе). Надо же: Рамзес – Ромка.  Как просто все, оказывается!
2–й. Надька, Надька, ты откуда? Как ты меня нашла? Просто чудо какое–то!
Молодая женщина. Никакого чуда. Пришла домой – тебя там нет. Ну, а где же тебе быть, как  не в этом дворе? Видишь, это  оказалось совсем не трудно.
2–й. Ой, тебе же холодно, ты так легко одета (Стягивает с себя свитер, а вместе с ним и бороду, смотрит на 1–ого, тот кивает. 2–й старается накинуть свитер на Надежду, она  отводит от себя свитер.)
Молодая женщина. Не нужно. Я же тепло одета. И вообще на улице очень тепло. Я шла – на табло плюс два.
Женщина. Уже плюс два?
Молодая женщина. Думаю, что теперь уже  два с половиной.
1–й (2–му весело).Ну что, актер Рамзес, не пора ли тебе, как в кино, сказать нам «Моя Надя приехала»
2–й. Друзья! Моя Надя приехала!
Все смеются.
1–й (поднимая упавший свитер). Рамзес, свитер!
2–й (отмахиваясь).Да куда! Тепло же!  (Взглянув на часы) Ой, друзья дорогие, а Новый–то год уже наступил, а мы и не заметили. Витька, у тебя, наверняка, в мешке и шампанское заныкано.
1–й. А  то! (Подходит к скамейке, достает бутылку шампанского, раздает всем стаканчики и пр.)
2–й. Стойте! А мальчик куда делся? Костик.  (Бегает по двору, кричит.) Костя–а–а! Костя–а–а! Ты где? (Остальным) Убежал, удрал.
Молодая женщина. Кто убежал? Кто удрал?
2–й. Да ребенок тут был. Мальчик. Маленький совсем. Потерялся. Я собирался его в дежурку к ментам отвести.
Молодая женщина Ребенок? Мальчик… мальчик…(немного взволнованно). Ром, а точно был?
2–й. Надь, прости меня, если сможешь.Прости, родная!..  Точно был! Конфеты ел. И апельсин с икрой. Вить, правда, подтверждай!
1–й. Да, ел. Вместо мандарина апельсин. И колбасу тоже.
Женщина. Вот и хорошо, что  ребенок поел. А то взрослые за своими праздниками всегда про детей забывают.
1–й. Кажется, я понял.
2–й. Что?
1–й. Вот скажи мне, Ромка–Рамзес,  ты в детстве открытки к Новому году получал?
2–й. Ну, бабушка к подарочным носкам и шарфикам прикладывала. С зайчиками  и шишечками.
1–й. А мне каждый год присылали (выразительно смотрит на мать) новогоднюю открыточку. Открыточку с маленьким мальчиком. Ярким, веселым и румяным. Мальчиком – Новым годом! И каждый раз мне этот мальчик со своей открытки желал мне, чтобы в новом году все было бы по–другому…
2–й. Подожди, подожди…Так ты думаешь, это…Нет, не может быть!
1–й. Да. Новый год, которого мы не слишком–то ждали, а я – особенно. Не желал, а встретил!
2–й. И что же? В новом году  все пойдет по–другому? (Смотрит на Молодую женщину). Хотя… уже  по–другому!
1–й. Да. Но только нам с тобой, братишка,  придется еще очень сильно постараться!

Все поднимают стаканчики, пьют шампанское.

КОНЕЦ


ноябрь 2013 г.


Рецензии